Датчик авс - самостоятельная диагностика, исправление неполадок. Диагностика и принцип работы датчика абс Какое сопротивление на датчике abs

Использование датчика АБС связано с его индукционными свойствами (сам датчик – это индукционная катушка и зубчатое кольцо). За счёт этих свойств, датчик может считывать импульсы, передавая их на блок управления. Блок управления отвечает за правильное функционирование гидравлики, и, получая информацию от датчика, регулирует давление масла, находящегося в тормозной системе. Датчик ABS, как и другие датчики автомобиля, однажды может выйти из строя, и понадобится проверить датчик АБС – это обычная процедура, которую необходимо периодически выполнять.

Самой частой проблемой, которая случается с датчиком АБС, является нарушения цепи, связывающей датчик с блоком управления, а также поломка датчика – эти проблемы начинают искажать получаемую информацию и передавать на блок управления ложные данные.

Нарушение антиблокировки, при этом, обнаруживаются во время езды, а также по горящей лампочке АБС, находящейся на приборной панели. Точно установить причину поломки можно выполнить только после проведения тщательной диагностики.

Первые действия водителя при горящей лампе АБС

Безусловно, загоревшая контрольная лампочка, вынуждает, в первую очередь, проверить датчик АБС. Сделать это можно, не обращаясь в автосервис. При этом, для корректной проверки, автовладельцу понадобится мультиметр, эксплуатационное руководство к машине, проводка с ПИН-разъёмами. Да, без дополнительной пары рук также не обойтись.

Как проверить сопротивление

Мультиметр работает в режиме омметра

  1. Используя домкрат или подъёмник, приподнимаем авто;
  2. Демонтируем колесо (если, в вашей модели автомобиля, оно является препятствием на пути к датчику);
  3. Скручиваем винт, фиксирующий датчик (он находится сзади ступицы);
  4. Демонтируем кожух, защищающий блок управления АБС, после чего отключаем все разъёмы, идущие к контроллерам;
  5. Включаем в цепь проводку с ПИН-разъёмами, подсоединяя их к мультиметру и к датчику;
  6. Выполняем замер сопротивления, сверяясь с нормативными данными из руководства по эксплуатации;
  7. Выполняем проверку проводки, для исключения возможности её замыкания.

Используя помощь напарника, нужно вручную, несколько раз, покрутить колесо, фиксируя показатели сопротивления. При изменении скорости вращения, показания прибора также должны изменяться.

Для рабочего датчика АБС на мультиметре будут следующие показатели:

  • Для схемы датчик-ножка: 5-26 Ом;
  • Для схемы датчик-масса (проверка изоляции цепи): не менее 20 000 Ом.

Как проверить напряжение

Мультиметр работает в режиме вольтметра

  1. Поднимаем авто на домкрате, вывесив его колёса;
  2. ПИН-разъёмы, приготовленной заранее проводки, присоединяем к контакту мультиметра;
  3. Начинаем вращать колесо, стараясь выдерживать частоту вращения на уровне 1 оборота в секунду;

При нормальной работе датчика, показатели вольтметра будут находиться в пределах от 0.25 Вольт до 1.2 Вольта. Обратите внимание на то, что увеличение частоты вращения колеса приведёт к увеличению показаний прибора.

Дополнительные варианты диагностики

Проверить датчик АБС можно и с помощью осциллографа, измеряющего амплитуду и показатели сопротивления. Впрочем, стоит осциллограф очень дорого, да и использовать его гораздо сложнее, нежели мультиметр.

Другой способ понять, что именно сломалось при горящей лампе АБС, заключается в расшифровке той информации, которую представляет антиблокировочная система на новых автомобилях. Как только такая система активируется, она выводит на экран бортового компьютера автомобиля закодированные ошибки. Расшифровать такие ошибки несложно, достаточно изучить эксплуатационное руководство машины, либо найти информацию по коду ошибки в Интернет.

Внимание! Проверяя датчик АБС и подключая к нему провода мультиметра, нужно соблюдать полярность. Об этом подробно написано в Руководстве по эксплуатации автомобиля: в частности, там описаны цветовые маркеры проводов и указаны все соединительные разъёмы.

Только после тщательной проверки работы датчика АБС, можно приступать к его ремонту или замене . Под ремонтом подразумевается пайка поврежденной проводки датчика АБС и защита мест соединений проводов слоем изоленты.

Видео: Проверка датчика АБС

Если видео не показывает, обновите страницу или

Мы уже неоднократно говорили о том, что современный автомобиль – это система различных устройств, которые взаимодействуют между собой при помощи комплекса датчиков . Если один из них выходит из строя, то происходит сбой одной системы, которая повлечет неисправность другой и так далее. В этой статье мы рассмотрим основные датчики автомобиля и способы их диагностики своими руками.

Итак, у вас загорелась лампа ABS на панели приборов , что же делать? В первую очередь важно понимать, что данный тип датчика проверяется по двум параметрам:

  1. Сопротивление;
  2. Напряжение.

На специализированных станциях проверка датчика ABS производится путем подключения осциллографа . При этом колеса проворачивается в ручном режиме, а на экране прибора видна синусоида. Она показывает зависимость частоты сигнала от мощности колебательных импульсов . Порой некоторые мастера производят замеры с использованием прибора Ц-20 . На нем проверяющий может увидеть отклонения стрелки, а если прибор цифрового типа – то увеличение значения напряжения.

Диаграмма сигнала датчика АБС на осциллографе

В домашних условиях для испытания датчика ABS можно сделать специальное устройство , которое будет состоять из резистора от 900 Ом до 1,2 кОм , а также пары проводов. На концах проводов нужно разместить зажимы, которая смогут быть подключены к контактной группе самого датчика.

После этого нужно проверить каждое колесо. Вывернуть колеса в одну сторону, а потом в другую. При этом подсоединять наше сопротивление на датчики, включать зажигание и наблюдать за поведением сигнальной лампочки панели приборов. В тех случаях, когда лампочка погаснет при подключенном сопротивлении, то можно считать данный датчик неисправным . Согласитесь, данный способ весьма интересен, но трудоемкий, поэтому идем дальше.

Для проверки датчика АБС тестером , вам понадобиться любой мультиметр современного типа. В первую очередь проводим замеры сопротивления, которое для каждого автомобиля и его датчика может быть разным. Именно поэтому сперва нужно отыскать нормативные показания сопротивления для вашего автомобиля . Основная масса датчиков АБС вписывается в диапазон от 1,2 до 1,8 кОм . Когда тестер подключен к датчику и проводит замер сопротивления, попробуйте пошатать провода, идущие на сам датчик. При этом показания прибора не должны отклоняться, а если это происходит, то имеет место быть обрыв цепи.

Проверка датчика АБС

После этих замеров, отключайте контакты мультитестера и переводите его в режим измерения напряжения . Теперь нужно раскрутить колесо машины примерно до 40-50 оборотов в минуту. Далее следим за показаниями датчика, который будет производить напряжение. На всех датчиках оно равняется 2-м вольтам .

Конечно же, в идеальных условиях проверять датчик нужно подключением специального программного обеспечения, которое может указать на более точные параметры работы АБС и его неисправности.

Проверка датчика коленвала мультиметром

Датчик положения коленвала – это один из самых важных датчиков без которого ваш автомобиль попросту не заведется или движение на нем будет невозможным. Основная задача этого устройства – обеспечить синхронизацию между подачей топлива и моментом загорания искры на свечах.

Датчик коленвала

Итак, вы подозреваете неисправность ДПКВ. Первым делом вам нужно найти информацию по сопротивлению этого датчика для вашего автомобиля . После этого снять датчик и запомнить его положение по специальным меткам. Визуально оцените состояние рабочей части датчика. Она должна быть чистой и без механический повреждений. Если таковы имеются, то возможно отсутствует смысл в дальнейших действиях и датчик попросту нужно заменить.

Проверка датчика коленвала

После визуального осмотра проводите замеры сопротивления тестером. Для этого подключите его к рабочим контактам датчика и снимите показания. При исправном ДПКВ на экране прибора будут отображаться значения от 550 до 750 Ом . Настоятельно рекомендуем выяснить какие значения являются нормальными для вашего автомобиля.

Проверка датчика коленвала

Как проверить кислородный датчик

Кислородный датчик – современный прибор, который проверяет наличие остаточного кислорода в отработавших газах выпускного коллектора.

Проверка этого элемента сводится к двум действиям:

  1. Внешний осмотр;
  2. Замер тестером.

Визуально вы легко можете оценить повреждения и дефекты датчика кислорода. На нем не должно быть нагара или механических повреждений . Также смотрите подводную проводку, дабы она не имела замыкания проводом или их оплавление.

Исправный датчик кислорода

После того, как визуальным осмотром вам не удалось найти неисправности датчика, переходите к замерам сопротивления и напряжения на нем.
отправляем на его рабочее место. Далее проводим знакомство с подводной колодкой, которая имеет четыре контакта . Назначение каждого из контакта смотрите на рисунке ниже.

Колодка датчика кислорода

Далее вставляем с обратной стороны колодки скрепки на которые будем подключать измерительные концы тестера. Первым делом вставляем скрепку в гнездо под первым номером. Вторая скрепка отправляется в гнездо номер два. Теперь подключаем вольтметр, а его положительный контакт к первой скрепке. Отрицательный соответственно на вторую скрепку.

Проверка сигнального напряжения ДК

Теперь нужно завести автомобиль и наблюдать за показаниями прибора. При пуске двигателя и первом времени его работы показания будут равны 0,1-0,2 вольта. После прогрева двигателя показания увеличатся до 0,9 вольт. Если же этого не произошло, то можно считать датчик неисправным.

Проверка нагревателя ДК

Допустим напряжение на датчике поднялось. Далее нужно проверить нагреватель. Снимаем скрепки и проверяем сопротивление на третьей и четвертой клеммах. Диапазон нормального сопротивления равен 10-40 Ом.

Проверка питания нагревателя ДК

Теперь можно проверить питание цепи нагревателя. Включаем зажигание, но не заводим двигатель. Контакт вольтметра ставим на четвертую клемму, а отрицательный контакт на вторую клемму. На экране мультитестера должно показывать напряжение равное напряжению аккумулятора авто. Если этого не произошло, то цепь питания неисправна.

Как проверить датчик детонации мультиметром

Датчик детонации топливной смеси представляет собой неразборный элемент внутри которого имеется пьезоэлектрический компонент. Когда в момент сгорания топлива происходит детонация, то она сопровождается некоторой ударной волной. Именно её засекает датчик детонации. В результате детонации на концах датчика появляется некоторый потенциал.

Строение датчика детонации

Данный тип датчика можно проверить на внутреннее сопротивление и напряжение. Сопротивление таких типов приборов равняется мегаомами. Следовательно вам нужно раздобыть книгу по эксплуатации вашего авто и найти нужные вам показания, а потом подключить омметр тестера на контакты и выяснить реальные данные.

Для проверки напряжение датчик полностью снимается с авто . Тестер переводится на режим милливольтов. Положительный щуп тестера подключаем на сигнальный провод, а отрицательный кладем на массу датчика в районе крепежного болта. После этого нужно аккуратно, с небольшим усилием ударить датчиком например об стол. В момент удара вольтметр зафиксирует наличие напряжение. Как правило, это 30-40 милливольт .

Как проверить датчик скорости

Для проверки этого датчика первым делом нужно осмотреть подводную колодку на следы износа , оплавления или просто повреждения. Также оцените внутреннее гнездо контактов. В некоторых автомобилях туда может попасть вода или другие фракции, что приведет к окислению.

Датчик скорости автомобиля

Если внешне все в порядке, то переходим к замерам. На большинстве датчиков указана полярность их контактов. Первым делом будем проверять датчик с вращательным элементом. Снимаем ДС и осматриваем полюса. Положительный контакт тестера подключаем на сигнальный контакт датчика. Отрицательный щуп монтируем на массу датчика. Далее вращаем рабочий элемент датчика и наблюдаем за экраном тестера. При вращении у вас должно появляться напряжение, а если его нет, то датчик можно считать неисправным.

Также можно вывесить одно из ведущих колес на домкрате и вращать за колесо. При этом второй помощник должен находится возле вольтметра и снимать показания. Принцип таков же, как описано выше, только его проводят для импульсных датчиков без движущегося элемента.

С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.

Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.

От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным.

Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.

В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.

Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:

  1. При открытом впускном клапане и закрытом выпускном, устройство не препятствует возрастанию давления.
  2. Впускной клапан получает соответствующий сигнал и остается закрытым, давление при этом не меняется.
  3. Выпускной клапан получает сигнал о снижении давления и открывается, при этом впускной клапан закрывается, а давление снижается, так как включается обратный клапан.

Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.

Как проверить датчик АБС?

Если неисправен датчик abs, то он не передает системе нужные команды и автоблокировочная система перестает выполнять свои функции: при торможении происходит блокировка колес . Если на приборной панели загорелась надпись и не гаснет, то надо срочно обращаться в сервис.

Датчик индукционного типа представляет собой индукционную катушку, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском, находящимся на ступице колеса. Часто причиной неисправности является обрыв провода. Именно эту неисправность мы определяем с помощью тестера, паяльника и пинов для ремонта.

Пины присоединяются на разъемы и тестером измеряется сопротивление датчика абс, которое должно находится в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если сопротивление стремится к нулю, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если стремится к бесконечности, значит есть обрыв в цепи.

Затем проверяется колесо и проверяется сопротивление, оно должно меняться, в этом случае датчик исправен. Если при осмотре обнаружены обрывы, их надо починить. Разрывы надо соединять только с помощью пайки, а не скрутки, чтобы избежать новых разрывов, окисление и т.д. Каждое устройство имеет свою маркировку, цвет проводов и полярность. Надо придерживаться этих данных.

Если датчик поломан, надо выяснить, как снять датчик абс, и сделать его замену. При выборе прибора надо прежде всего ориентироваться на качество.

Для полной диагностики датчиков, надо не только проверить тестером контакты самого устройства, но следует также прозвонить всю его проводку. Одной из причин некорректной работы является нарушение целостности проводки. Если устройства работают исправно, то показатели сопротивления такие:

  • ножка – датчик абс передний правый (7 - 25 Ом);
  • уровень сопротивления изоляции – свыше 20 кОм;
  • ножка – датчик abs задний правый (6-24 Ом).

Многие автомобили имеют систему самодиагностики. В них на информационный экран выводятся коды ошибок, которые можно расшифровать с помощью инструкции по эксплуатации.

Какие могут быть неисправности?

Если слышится треск при нажатии на педаль тормоза, то это нормально. Такой звук появляется при работе модуляторов. При неисправной ABS индикатор на панели приборов после включения зажигания загорается и не гаснет, продолжает гореть при работающем двигателе.

Можно выделить четыре состояния неисправностей ABS:

1). При самотестировании обнаруживается ошибка и деактивируется ABS. Причиной может быть ошибка в блоке контролера или наличие обрывов в проводке датчика abs заднего правого, или любого другого. Не поступают сигналы измерения угловых скоростей.

2). ABS после включение успешно проходит самодиагностику и отключается. Причина может быть в обрыве проводов, окислении контактов, плохом соединении в местах контактов, обрыве провода питание, замыкании датчика на «массу».

3). После включения АБС проходит самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Это может происходить, если есть обрыв в одном из датчиков.

4). Информация об угловой скорости колеса поступает с дополнительного устройства. Причина этой неисправности может быть в разном давлении шин и рисунков протекторов. Если спущено одно колесо, или на одном колесе протектор более грубый, чем на остальных, то колесо будет притормаживать. Этот же эффект будет, если на машине установлены покрышки с разной степенью износа.

5). АБС не работает. Причина может быть в обрыве проводов, мог обломаться провод около датчика, износиться подшипники ступиц, имеется люфт или есть надломы ротора датчиков колеса.

Для исправления неполадок надо проверить люфт, давление в шинах, состояние ротора датчиков колеса (гребенки). Если гребенка имеет сколы, ее надо заменить. Сделать проверку состояния устройств и проводов, которые к ним подходят. Если эти меры не помогли, значит причина в электронике. В этом случае для точной диагностики надо получить код.

Иногда во время езды бензиновый двигатель автомобиля начинает издавать подозрительный металлический стук. Водители называют его «стучащими пальцами». Этот звук является признаком детонации - крайне нежелательного явления, которое может привести к поломке двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта. Чтобы этого не произошло, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. В случае поломки его можно проверить совими руками.

Как работает датчик

Явление детонации возникает по разным причинам. Тут и использование бензина с низким октановым числом, и высокая степень сжатия, и многие другие факторы. Значение имеют езда на определённых передачах, степень нагара, наличие некоторых компонентов в рабочей смеси.

Датчик детонации - это акселерометр, анализирующий механические колебания блока цилиндров и преобразующий их в электрические импульсы. Принцип действия прост: приспособление постоянно отправляет сигналы в электронный блок управления силового агрегата. Тот, в свою очередь, меняет состав смеси и угол опережения зажигания в зависимости от этих сигналов. Результат - правильное использование ресурсов и работа мотора на оптимальной мощности.

Как понять, что он вышел из строя

Изделие устанавливается в автомобили с электронной схемой управления. Диагностика неисправностей в таких машинах проста - если всё работает правильно, датчики на приборной панели остаются неактивными. Главный признак неисправности датчика детонации - появление надписи «Check engine» (CHECK, чек). Она может гореть постоянно, а может появляться и исчезать.

При поломке датчика ухудшаются характеристики разгона. Машина заводится, но работает хуже - плохо разгоняется, при оборотах ниже 1000 возникает вибрация, падает мощность и растёт расход топлива, возрастает количество дыма при выхлопе.

Почему это происходит? Неисправности датчика связаны с автомобильной электроникой. Возможны следующие причины:

  • оборвался сигнальный провод;
  • возникло замыкание на массу;
  • произошло замыкание бортовой сети какого-либо провода приспособления;
  • повреждена экранирующая оплётка;
  • вышел из строя блок управления силового агрегата;
  • что-либо повреждено внутри самого датчика.

Проверяем датчик детонации

Поскольку поломка возникает в силу разных причин, придётся проверить несколько элементов системы. Осмотрите состояние проводов датчика, проверьте розетки жгута и вилки датчика. Оцените надёжность их соединений. Если тут всё в порядке - проверьте контакты розетки. Обнаружили повреждённые компоненты? Замените их. Также рекомендуется изучить состояние жгута. Выключите зажигание, отключите жгут от датчика и проверьте его омметром. Так вы узнаете, цела ли цепь.

Порой проблема кроется в состоянии экранирующей оплётки. В таком случае действуем следующим образом.

  1. Смотрим, надёжно ли присоединены розетки жгута и вилки;
  2. Изучаем каждый их компонент;
  3. Проверяем, цела ли экранирующая оплётка.

Если причиной неисправности является замыкание на массу, действовать надо другим методом:

  1. Отключаем от жгута весь блок, вместе с датчиком детонации;
  2. Проверяем целостность цепи, ищем сильно изношенные места;
  3. Выключаем зажигание и, используя омметр, исследуем место, в котором масса движка соединяется с цепью жгута.

Находим и демонтируем датчик

Проверка деталей на один или два провода с помощью мультиметра

Первое, что надо сделать - узнать, какое сопротивление характерно для исправно работающего датчика в конкретном автомобиле. У разных производителей показатель сильно разнится.

Это интересно: показатели сопротивления могут быть самыми неожиданными. Так, в автомобилях ВАЗ с инжекторными двигателями его почти невозможно замерить из-за слишком высоких показателей. В Nissan и Subaru цифры составляют около 550 кОм, в Hyundai - примерно 5 МОм (мегаом).

Для проведения тестов вам понадобится мультиметр, причём довольно чувствительный, а также торцовый ключ размера «13» или «22», в зависимости от размеров установленного датчика. Чтобы проверить сопротивление, переключите инструмент в режим «сопротивление кОм» и присоедините его к датчику. Если в авто установлен двухконтактный датчик, подключение осуществляется к выводам; в случае одноконтактной модели - к контакту и корпусу.

Теперь слегка постучите по датчику металлическим предметом - отвёрткой или болтом. Обратите внимание на показатели мультиметра. Если есть отклонения от указанных в инструкции значений - возникла поломка.

Рекомендуется проверить, имеется ли напряжение на электрических концах. Отсоедините электрический разъём датчика, снимите его с двигателя. Переключите мультиметр на милливольты и соедините щуп «+» с сигнальным контактом. Щуп «-» надо подключить к массе датчика. Эту часть нетрудно узнать - она представляет собой отверстие, через которое проходит болт крепления к мотору.

Зажмите датчик в ладони и слегка постучите им по какой-нибудь поверхности. Результатом должно стать возникновение напряжения - как правило, оно составляет от 30 до 40 мВ. Если разность потенциалов не возникает, значит, датчик вышел из строя.

Особых отличий проверки у широкополосных и резонансных датчиков нет.


Подключаем датчик к мультиметру и стучим им о твёрдый предмет

Диагностика со стрелочным тестером или вольтметром

  • Кроме мультиметра можно использовать стрелочный тестер - действия аналогичны работе с мультимтером.
  • Есть ещё один способ. При работе двигателя на холостых оборотах подключите к датчику вольтметр переменного тока. Постучите по контролирующему детонацию компоненту твёрдым неметаллическим предметом. Если вольтметр показывает, что амплитуда сигнала от прибора ниже 0,1 В - приспособление неисправно.

Видео о том, как проверить

Ремонт или замена?

Решать вам. Стоимость изделия зависит от модели авто и производителя компонента - за замену нужно будет заплатить сумму, примерно равную его цене. Можно поменять приспособление самостоятельно, для этого понадобится помещение с ямой. Самостоятельный ремонт тоже возможен: если вы хорошо разбираетесь в автомобилях, он займёт не более часа.

03.04.2017

С появлением системы АБС возросла и безопасность движения. Главное изменение коснулось даже не тормозного пути, а возможности управления машиной в случае экстренного торможения. В состав ABS вошла целая группа устройств, среди которых тормозные механизмы, гидроблок, блоку управления, сенсорные датчики и другие. Одну из главных задач берет на себя датчик АБС. В чем его особенности? Как правильно проверить устройство, и можно ли это сделать своими руками?




Назначение датчика

Блок АБС (антиблокировочная система) - «мозги» тормозной системы машины, которые контролируют многие опции, в том числе и скорость вращения каждого из колес. При таком построении не обойтись без датчиков, которые бы фиксировали основные параметры и передавали их к управляющему блоку. Последний на базе полученных параметров принимает решение о необходимости работы системы и раздает команды исполнительным органам.


В первых вариантах ABS был задействован только один датчик, местом установки которого был задний мост автомобиля. Со временем антиблокировочная система подвергалась доработке, совершенствовалась и усложнялась конструктивно. Одновременно с этим возросло и количество датчиков (сегодня на многих автомобилях их четыре). Этого количества достаточно, чтобы АБС четко отлеживала скорость вращения каждого колеса в отдельности.




Какие виды датчиков бывают?

Существует три типа датчиков. Внешне они похожи, но конструктивно имеют определенные особенности. Вот они:


  • Датчики индукционного типа - наиболее популярный вариант. Принцип работы построен на изменении напряжения с учетом корректировки магнитного поля. Главным недостатком является неспособность вычисления скорости вращения любого из колес при медленном движении машины;


  • Магниторезистивный датчик - редкий «экземпляр», относится к активному типу. Принцип работы построен на магниторезистивном эффекте, а именно способности полупроводника изменять траекторию перемещения электронов под действием магнитного поля;


  • Датчик, работающий на основании эффекта Холла. Его особенность в том, что движение электронов происходит по краям в процессе колебания силы магнитного поля.



Особенности датчиков

Первый тип датчика - пассивный, а следующие два - активные. В чем же особенности? Пассивные устройства отличаются тем, что они не нуждаются в дополнительном питании. Такой датчик сам вырабатывает электрические импульсы, передаваемые к электронному блоку.


Активные датчики работают по-другому. Им для выполнения поставленных задач необходимо напряжение. В таких устройствах присутствуют микросхемы, из-за которых узел усложняется и становится более уязвимым. Главное преимущество - более высокая точность, что позволяет фиксировать скорость прокручивания колеса даже при движении авто на небольшой скорости.


В отличие от активных, пассивные элементы отличаются более простой конструкцией и, соответственно, имеют повышенную надежность. По этой причине они пользуются наибольшим спросом и устанавливаются почти на все марки и модели автомобилей.


Вне зависимости от типа, датчики работают в тесном «сотрудничестве» с магнитным полем, поэтому для их полноценной работы требуются дополнительные (исполнительные) устройства. В пассивном виде датчика эту функцию берет на себя импульсное зубчатое кольцо, выполненное из ферромагнита. Устройство крепится на приводном валу или ступице, а также на поворотной цапфе. Ранее устройство фиксировалось на конических шестеренках основной передачи.




Конструктивные особенности

Как отмечалось выше, наибольшим спросом пользуются пассивные (индуктивные) датчики, поэтому ключевое внимание будет уделено именно им. Так, в основе устройства лежит индуктивная катушка, во внутренней части которой помещается сердечник магнитного типа. Последний монтируется в непосредственной близости от зубчатого импульсного кольца. Монтаж производится таким образом, чтобы между устройствами был хотя бы небольшой зазор.


Для начала работы датчика требуется вращение колеса, при котором формируется магнитно поле (создается сердечником). Через этот поток проходят зубья кольца, что приводит к изменению поля и, соответственно, корректировке напряжения на выходе катушки.


Из сказанного выше видно, что от скорости прокручивания колеса напрямую зависит частота и амплитуда напряжения на выходе изделия. Эта информация идет к направляющему блоку, который оценивает параметр замедления колеса. Если хотя бы один датчик ломается или перестает выполнять возложенные на него функции, система может быть полностью отключена. В такой ситуации тормоза будут работать, но уже с меньшей эффективностью.




Принцип работы АБС

Чтобы проверять и контролировать работу датчика ABS, важно знать особенности и принцип действия системы. Главную нагрузку берет на себя управляющий блок, на который сходят сигналы от четырех датчиков на каждом из колес. По уровню напряжения блок дает оценку необходимости включения системы. Далее информация анализируется и делается вывод в отношении уровня скольжения, ускорения или замедления каждого из колес. Далее информация обрабатывается и выдается на магнитные клапаны гидроблока, выполняющего функцию управления.


С этого момента за работу принимается главный тормозной цилиндр (ГТЦ). В его задачу входит создание необходимого давления, обеспечивающего появление требуемого усилия в цилиндрах суппортов тормозной системы. Созданного давления достаточно для торможения необходимого колеса.


Особенность работы ABS в том, что давление в системе не зависит от усилия, с которым водитель давит на педаль тормоза. Преимущество АБС в том, что контролируется каждое колесо, что исключает блокировки и повышает эффективность торможения. Машина полностью останавливается, благодаря созданию необходимого давления в тормозном приводе.


Выше рассмотрен принцип действия ABS. Если на машине предусмотрен только задний или полный привод, для контроля вращения колес достаточно одного датчика (монтируется на дифференциале заднего моста). Данные об опасности блокировки берутся с ближнего колеса, а команда касательно создания требуемого давления передаются по отдельности.


Устройство, которое управляет магнитными клапанами, имеет три режима работы:


  • Если клапан впуска открыт, а выпуска, наоборот, закрыт, АБС не мешает процессу повышения давления;


  • Клапан впуска получает соответствующую команду и остается в закрытом состоянии. В таком случае давление остается неизменным;


  • Клапан выпуска получает сигнал об уменьшении давления, после чего открывается. В свою очередь, клапан впуска закрывается, а давление уменьшается из-за включения обратного клапана.


Наличие таких режимов приводит к тому, что снижение/повышение давления происходит по ступеням. Если же появляются проблемы, происходит деактивация ABS, а тормозная система работают самостоятельно. Появление проблем удается диагностировать по индикатор, который загорается на приборной панели.




Как проверить датчик?

В случае выхода датчика из строя, прибор не передает к «головному мозгу» необходимый набор команд. По этой причине АБС перестает нормально работать, и в случае аварийного нажатии на педаль тормоза происходит блокирование колес. При появлении свечения соответствующей контрольной лампы необходимо ехать на СТО для выяснения причины проблемы.


Как отмечалось выше, индукционный датчик имеет в основе катушку, работающую в комплексе с зубчатым диском из металла. Последний расположен на ступице колеса. Наиболее популярной поломкой является обрыв провода. Диагностировать неисправность проще всего при помощи мультиметра, специальных пинов и паяльника.


Для выполнения работы требуется подключить пины к разъемам, после чего с помощью мультиметра измерить сопротивление датчика. Норма сопротивления указывается в руководстве по эксплуатации. В ситуации, когда R (сопротивление) стремится к «нулю», можно говорить о КЗ в цепи. Если же прибор показывает бесконечно большой параметр, речь идет об обрыве.


После требуется проверка сопротивления с учетом вращения колеса. Если датчик целый, показатель R должен меняться. Если параметр не меняется, требуется осмотреть цепочку, найти обрыв (если он имеется) и устранить неисправность. Разрывы желательно объединять путем пайки (скрутка запрещена). Это необходимо, чтобы избежать окислительных процессов или разрывов. У каждого устройства имеется своя маркировка, полярность и цвет. Эту информацию необходимо учесть в процессе выполнения работы.


Если датчик вышел из строя, необходимо определить варианты демонтажа устройства, после чего заменить его. При выборе нового изделия лучше не экономить и ориентироваться в первую очередь на качество.


Чтобы провести полную диагностику, потребуется не только проверка контактной группы датчика, но прозвонка проводки. Одна из распространенных причин выхода из строя - нарушение целостности проводов. При отсутствии неисправности параметры должны быть следующими:


  • Измерение R между ножкой и правым датчиком спереди - от семи до двадцати пяти Ом;


  • Измерение R между ножкой и правым датчиком сзади - от шести до двадцати четырех Ом;


  • Сопротивление изоляции - от 20 МОм.


Во многих автомобилях предусмотрена система автоматической диагностики. Ее особенность заключается в наличии информационного экрана, на который выходят коды ошибок. Последние могут быть расшифрованы с помощью информации из мануала к автомобилю.





error: Контент защищен !!