Как устроен бобслей. Каким образом управляет пилот бобом в бобслее Кто тормозит в бобе четырехместном купе

Зимняя «Формула-1» — именно так часто называют соревнования по бобслею. Спортсмены спускаются в санях по ледяному желобу, находясь в специальных санях – бобах.

Исход гонки часто решает разгон. Каждый мускул подобен пружине. Боблеисты называют момент старта взрыво. На старте все члены команды должны максимально использовать силовой ресурс, чтобы разогнать снаряд.

50 метров преодолеваются примерно за 5 секунд. За это время нужно не только разбежаться и толкнуть боб, но и запрыгнуть в него. Сначала садится пилот, затем разгоняющие. Обычно скорость в момент посадки достигает 40-45 километров в час. Самый быстрый бегун на планете Усейн Болт способен развить такую скорость всего секундой раньше, но это требует почти нечеловеческих усилий.

Дальше ускорение лавинообразное. Инерция и наклон трассы помогают довести скорость боба до 160 километров в часть. Это средняя скорость «Сапсана», который курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Если бы вместо рельс между столицами был ледяной желоб, то бобслеисты преодолевали расстояние всего за 4 часа.

Возле Красной поляны в Сочи построена трасса для соревнований по бобслею. Ее протяженность 1814 метров. Спортсмены стартуют с точки, находящийся на высоте чуть более 800 метров над уровнем море. На трассе 17 виражей и 3 контр-уклона, которые слегка снижают скорость. На каждом вираже есть козырек-защита, не допускающий вылета боба с трассы, если спортсмены совершают техническую ошибку. Кстати, на этой же трассе будут проходить соревнования по скелетону и санному спорту.

Пилот должен правильно выбрать траекторию. Если боб идет слишком низко, то падает скорость, если слишком высоко, то придется проехать большее расстояние до финиша. На виражах перегрузки спортсменов достигают 5G. Такие же перегрузки испытывают космонавты, а также летчики самолетов-истребителей, когда совершают фигуры высшего пилотажа.

Warning!

Бобслеисты знают наизусть каждый поворот трассы. Они могут с закрытыми глазами показать руками и телом, куда идет поворот и куда нужно наклоняться.

Олимпийские соревнования по бобслею предполагают участие 2-местных экипажей, как мужских, так и женских, 4-местных (только мужских).

Important!

Около ста лет назад соревнования по бобслею заключались в спуске с горы на двух санях, скрепленных между собой досками.

Современный бобслей может стоит до 100 000 долларов. Его корпус сделан из карбона или кевлара. Эти материалы более прочные, чем сталь. Управляет бобом пилот. При помощи двух тросов он может поворачивать передние полозья. Задние полозья закреплены статично. Кстати, полозья у бобов никогда не затачиваются, иначе бы они резали лед. Тормозить можно только после пересечения финишной линии. Пилот выпускает специальную гребенку, чтобы снизить скорость.

Чем лучше плавится лед под полозьями, тем выше будет скорость. Однако как-либо нагревать полозья запрещено. На старте закреплен контрольный полоз. Если температура полозьев в бобе отклонена от него хотя бы на 4 градуса, судьи дисквалифицируют команду. Чтобы исключить махинации, полозья всех саней для всех профессиональных бобов изготавливают из специальной стали, которая хранится на швейцарском складе. У каждого конька есть уникальный серийный номер. Форму полозьев менять можно, но типы шлифовки и другие тонкости механики обычно держат в секрете.

Экипировка бобслеиста призвана максимально защитить тело, но она должна и работать на результат. Костюм максимально обтекаемый, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Шлем бобслеиста делается из кеврала. Из этого же материала изготовлена и противоожоговая рубашка, надеваемая под костюм. Если боб перевернется, спортсмена будет тащить по льду со скоростью больше 100 километров в час, а потому рубашка должна защитить кожу от ожогов. На кроссовках бобслеиста 690 крошечных шипов. Размер шипов и расстояние между их рядами строго регламентировано.

Чтобы победить в таком виде спорта как бобслей, нужно максимально быстро проехать каждый из 4 заездов по трассе. Затем результаты суммируются. Серебро от золота обычно отделяют сотые доли секунды. Например, 2 года назад на Чемпионате Европы золотые медали получила команда бобслеистов, которая пришли на 0,001 секунды раньше, чем другая команда.

Бобслей на Олимпиаде-2014

Бобслей — скоростной спуск на кузовных управляемых санях (бобах) по желобу с искусственным льдом. Один заезд занимает около минуты, за это время бобы разгоняются до 140 км/ч, что делает бобслей самым скоростным видом спорта в программе зимних Олимпиад. Неофициально бобслей называют зимней "Формулой-1". Существуют две разновидности бобов — двухместные и четырехместные. Задача экипажа на старте — как можно сильнее растолкать сани. Далее бобом управляет один человек — пилот, который должен выбрать оптимальную траекторию прохождения виражей и как можно быстрее привести боб к финишу.

Олимпийская история бобслея началась на дебютных зимних Олимпийских играх в Шамони-1924, где были разыграны медали в соревнованиях бобов-четверок. С тех пор бобслей был неизменным участником зимних Игр, за исключением Скво-Вэлли-1960, когда организаторам разрешили не строить санно-бобслейную трассу, чтобы избежать дополнительных расходов.

Олимпийские чемпионы-2010

Мужчины . Двойки — Андре Ланге/Кевин Куске (Германия).

Четверки — Стивен Холкомб/Стивен Меслер/Курт Томашевич/Джастин Олсен (США).

Женщины — Кайли Хамфриз/Хизер Мойз (Канада).

Чемпионы мира-2013

Мужчины . Двойки — Франческо Фридрих/Яннис Беккер (Германия).

Четверки — Максимилиан Арндт/Марко Хюбенбекер/Александр Редигер/Мартин Путце (Германия).

Женщины — Кайли Хамфриз/Челси Валуа (Канада).

Дебют вида спорта на зимней Олимпиаде

Мужчины: Шамони-1924

Женщины: Солт-Лейк-Сити-2002

Факты о бобслее в Сочи-2014

Комплектов медалей — 3 (2 — мужчины, 1 — женщины)

Участники — 130 мужчин и 40 женщин

Место проведения — санно-бобслейная трасса (Sanki) в Красной поляне

Кандидаты в сборную России

Пилоты

Дмитрий Абрамович, Алексей Горлачев, Никита Захаров, Александр Зубков, Александр Касьянов, Алексей Стульнев

Ольга Стульнева, Анастасия Тамбовцева, Виктория Токовая

Разгоняющие

Кирилл Антюх, Максим Белугин, Сергей Булыгин, Алексей Воевода, Филипп Егоров, Алексей Киреев, Максим Мелешкин, Петр Моисеев, Денис Моисейченков, Максим Мокроусов, Алексей Негодайло, Сергей Прудников, Юрий Селихов, Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков, Николай Хренков, Ильвир Хузин, Андрей Юрков

Яна Виноходова, Маргарита Исмайлова, Наталья Калашник, Надежда Палеева, Александра Пахмутова, Анна Пахмутова, Евгения Соловьева, Юлия Тимофеева, Людмила Удобкина

Иностранные звезды

Стивен Холкомб (США), Максимилиан Арндт (Германия), Франческо Фридрих (Германия), Беат Хефти (Швейцария), Кайли Хамфриз (Канада)

Формат и правила олимпийских стартов

В олимпийских заездах спортсмены принимают участие исходя из квалификационной квоты на 20 января 2014 года. Гонки на Олимпийских играх состоят из четырех заездов и проводятся в два соревновательных дня (по два заезда в день). Победителем становится пилот или экипаж, чье суммарное время (по всем 4 заездам) минимально. Если два экипажа финишировали с одинаковым временем, они получают одинаковые награды.

Порядок старта в первом заезде определяется рейтингом Кубка мира — фавориты выходят на свежезалитую трассу первыми. По итогам первой попытки участники разделяются на две группы. Первые 15 участников стартуют в обратном порядке — от 15-го места к первому. Во второй группе самые быстрые начинают первыми. Третий заезд открывают лидеры по сумме двух попыток. В четвертом спуске порядок старта — такой же, как и во втором с той лишь разницей, что здесь учитывается сумма трех заездов.

Современный бобслей требует применения самых передовых технологий. Кузов боба изготавливается из высокопрочных материалов и устанавливается на шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на коньковые полозья. Между передним и задним мостами находится тормоз в виде гребенки. При конструировании бобов существует много нюансов и хитростей, а команды тщательно оберегают свои секреты от конкурентов. Перед каждым стартом судьи также измеряют температуру полозьев: подогревать их ради уменьшения трения о лед запрещено.

Существуют двухместные и четырехместные бобы. Пилот управляет бобом с помощью колец, которые привязаны канатами к рулевому механизму. Специальные высокотехнологичные пластиковые шлемы спортсмены надевают для предотвращения травм головы. Особые ботинки для бобслея сделаны из синтетического материала и имеют шипы на подошвах для увеличения тяги во время стартового разгона.

Двухместный боб с экипажем не должны превышать 390 кг для мужчин и 340 кг для женщин. Бобы-четверки с экипажем не должны превышать 630 кг. Двухместные бобы без экипажа должны весить не менее 170 кг. Бобы-четверки без экипажа должны весить не менее 210 кг. Перед стартом производится замер температуры полозьев, которая должна соответствовать определенным стандартам.

На разгоне задействован весь экипаж (два или четыре человека). Задача спортсменов как можно быстрее растолкать боб, так как преимущество даже в 0,1 секунду на старте может значительно увеличиться на финише. Разгоняющие (пушеры) топ-класса преодолевают разгонную эстакаду длиной около 50 метров менее чем за 6 секунд, набирая вместе в бобом скорость до 40 км/ч. Часто на роль толкачей-пушеров приглашают спортсменов, начавших карьеру в других видах спорта — сильных и скоростных легкоатлетов, футболистов, штангистов. Отработав на старте и организованно погрузившись в боб, разгоняющие на протяжении спуска выполняют роль балласта ("мяса" — на жаргоне бобслеистов).

При помощи движений руля пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают свой вес на поворотах. Спортсмен, сидящий последним, также выполняет функции тормозящего (брейкмена) и может остановить боб в случае необходимости. Правила позволяют бобслеистам меняться местами во время спуска, но это случается редко. Иногда, запрыгивая на борт, разгоняющие по ошибке оказываются в бобе спиной вперед — такой спуск тоже не запрещен правилами.

История и реалии бобслея

Как развлечение бобслей появился в конце XIX века в швейцарском Санкт-Морице. По легенде, англичанин Уилсон Смит объединил доской двое саней, чтобы спуститься с горы. В Санкт-Морице впервые был образован бобслейный клуб и разработан свой правил. Первая в мире бобслейная трасса была построена в 1903 году. Как вид спорта бобслей стал развиваться после Первой мировой войны. В 1923 году была образована Международная федерация бобслея и скелетона (FIBT). Бобслей был включен в программу зимних Олимпийских игр в Шамони-1924. В том же году состоялся первый в истории чемпионат мира по этому виду спорта.

Естественные трассы, которые лепили каждый год после наступления холодов, не способствовали соревнованиям по бобслею в более теплые времена года. Технологический прорыв наступил в конце 1960-х годов, когда в немецком городе Кенигзее открыли первую искусственную трассу, что позволило тренироваться и соревноваться на ней вне зависимости от погодных условий.

Бобслей был заметным развлечением для европейской элиты еще в начале XX века, когда им занимались представители многих монархических фамилий Европы. Пожалуй, наиболее знаменитым бобслеистом в мире является князь Монако Альбер II, выступавший (еще в качестве наследного принца) пилотом на пяти Олимпийских играх.

Бобслей — один из самых дорогих зимних видов спорта. Изготовление одного боба обходится в сотни тысяч долларов, проектирование и строительство санно-бобслейной трассы — в десятки миллионов. Для того, чтобы оправдать огромные затраты на эксплуатацию ледяных желобов, их владельцы часто вынуждены устраивать коммерческие спуски для "туристов". При этом у бобслея печальная репутация очень травмоопасной дисциплины. В истории этого вида спорта — десятки случаев гибели или тяжелых травм бобслеистов во время аварий на трассе. Незадолго до Олимпиады-2010 была вынуждена завершить карьеру из-за повреждений, полученных на треке в Германии, спортсменка из молодежной сборной России Ирина Скворцова.

Бобслей в России

Несмотря на то что бобслей является одними из старейших зимних видов спорта, в нашей стране он стал культивироваться относительно недавно — в начале 1980-х годов. Одновременно с созданием сборной СССР по бобслею началось его развитие в спортивных обществах. Научный подход к освоению нового, крайне технологичного вида спорта, позволил советским спортсменам добиться серьезных результатов. В 1988 году экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова выиграл золото Олимпийских игр в Калгари в двойках.

В новейшей истории России успехи в бобслее пришли к россиянам в начале 2000-х годов. На чемпионате мира по бобслею 2003 года бронзовые награды завоевал экипаж пилота Александра Зубкова. С середины 2000-х годов российские спортсмены прочно вошли в элиту мирового бобслея и неоднократно поднимались на пьедестал почета крупнейших турниров.

Экипаж Зубкова выигрывал медали на двух Олимпийских играх — 2006 и 2010 годов. В 2011 году Зубков в паре с Алексеем Воеводой впервые в истории отечественного бобслея стал чемпионом мира, прервав гегемонию европейских и североамериканских экипажей.

"Мы, конечно, можем заявить, что по плану хотим выиграть столько-то золотых, серебряных и бронзовых медалей, но это было бы неправильно. Команда настроена серьезно. Для нее созданы все условия. В сборной хорошая атмосфера и микроклимат — это важный фактор. Понятно, что наши конкуренты тоже не стоят на месте, поэтому победит сильнейший. Никто не отменял и фактор везения. Надеемся, что удача будет нам сопутствовать".

Георгий БЕДЖАМОВ, президент Федерации бобслея и скелетона России

Календарь Игр-2014

Бобслей (означает скоростной спуск на специальных санях) — это спортивные соревнования на санях с управлением, для определенного количества человек, используются ледяные спуски с очень крутыми виражами.

До того, как люди изобрели колесо, сначала появились сани. Поначалу люди долгое время перевозили на них какой-нибудь груз. Потом одному мужчине пришло на ум, что сани предназначены не только для работы, но и для спорта. Спорт, где есть — риск, азарт и скорость. Давайте узнаем, какая у нее история и что такое бобслей.

История бобслея

Бобслей и его история. Родиной это вида спорта Швейцария. В 1888 году англичанин Уилсон Смит закрепил между собой сани с доской и путешествовал на них из Санкт-Морицы в Челерину. В конце XIX века в Санкт-Морице, был создан бобслейный спортивный клуб, там разработали главные правила соревнований для этого вида спорта. Сам экипаж саней состоял всего из пяти человек — двух женщин и трех мужчин. Через определенное время, количество членов экипажа изменилось на 4, 5 и 2, но бывало и по 8 человек.

Бобслей начал развиваться только в странах Европы, там и стали проводиться соревнования, а далее и национальные чемпионаты. В первый раз национальный чемпионат прошел в Австрии в 1908 году, потом в Германии в 1910 году. Для того, чтобы этот вид спорта развивался в дальнейшем, 23 ноября 1923 года в Париже создалась Международная Федерация бобслея. Она объединяет 50 национальных федераций. Год спустя, начали проводиться чемпионаты мира, а в 1924 году бобслей внесли в программу зимних Олимпийских игр. Еще в то время, соревнования проводились на четырехместных санях, а уже в 1928 году — на пятиместных, но уже в 1932 году соревнования проводились на четырех и двухместных санях. Далее в 1980-х появляется Кубок мира. В начале 1990 года в Северной Америке и Европе дебютировали женщины. Олимпийские игры были доступны только для мужчин, а начиная с 2002 года, в Солт-Лейк-Сити приняли участие и женщины.

Самое большое развитие, бобслей получил в Германии, Швейцарии, США, Австрии, Италии. В СССР этот вид спорта начал развиваться только с 1980 года. На Олимпиаде 1984 года в Сараево наша двойка (Зинтис Экманис и Владимир Александров) завоевали бронзовые медали.

Боб

Первые сани были сделаны в 1904 году. В начале развития этого вида спорта, сани делали исключительно из дерева, но в наше время боб делают из цельнометаллического корпуса и закрепляют на двух полозьях. Задняя пара — с тормозом неподвижная. Передняя пара — с рулем подвижная. Используют только двухместные и четырехместные бобы. Длина четырехместного около 3,7 м, вес экипажа около 380 кг. Длина двухместного около 2,5 м, а вес экипажа должна быть не более 200 кг. Пилот сидит впереди и управляет передним мостом. Боб разгоняется до 160 км/ч. Между задним и передним мостом есть тормоз, он может позволить остановить боб в случае надобности.

Каким бы отличным ни был пилот и даже быстрые и сильные разгоняющие, без быстрого боба бороться за высокое место невозможно. Сейчас же, Германия имеет лучшие разработки в этом уникальном виде спорта. В немецком институте выделен огромный бюджет, что позволяет им, практически каждый сезон менять свои бобы, еще они делают эксперименты с деталями боба, каждый новый сезон готовят 40 вариантов полозьев. Отбирают 4 лучшие пары, которые лучше едут, в любую погоду.

Возрождение американского боба произошло в 20 веке, эта заслуга Джеффа Бодина. Самый Первый отечественный боб СССР был сделан для Олимпиады в 1984, на Рижском заводе ВЭФ, и его признали передовой моделью. Неимоверные усилия производственников были отблагодарены бронзовой медалью экипажа-двойки, в ее состав входил: Зинтис Экманис и Владимир Александров.

Цена одного двухместного боба колеблется от 50 до 125 тыс. долларов, а четырехместного от 140 тыс. долларов.

Бобслейная команда

С самого начала команда состояла из 5-6 человек. Но уже в 1930 году состав состоял из 2-4 человек. Вся команда состоит всегда из пилота и одного разгоняющего. А в бобах-четверках двух разгоняющих, пилота и тормозящего. От тормозящего зависит своевременная остановка боба.

Пилот располагается впереди, тормозящий сидит в самом конце и отвечает за остановку. В середине двое разгоняющих, которые занимаются толканием боба на старте, а во время самой гонки пытаются сохранить равновесие.

Тормозящий и разгоняющий очень сильные физически. Обычно, они занимаются тяжелой атлетикой. Еще присутствует небольшое дополнение, бобслеистам обязательно необходимы специальные костюмы, которые предохраняют спортсменов от холода, но при этом должны быть очень легкими.

Команда, которая финишировала с самым лучшим временем — становится победителем.

Самая первая команда в СССР собрана в 1980 году. Но, до 1985 сборная тренировалась только в немецком городе Оберхоф, потому что своих собственных трасс в стране не было. На последних Олимпийских Играх в Сочи (2014), российские бобслеисты выступили хорошо.

Бобслейная трасса

Трассы бывают очень разные. Обычно трассы идут минимальной длины — 1500 метров, но присутствуют желоба большей протяженности, там естественно, число сложных виражей больше. На опасных виражах стенки желоба возвышаются метров на 6. Самые лучшие трассы делают из бетона, вдоль длины стенок желобов специально вставляют очень холодные трубы, из-за этого температура льда постоянная, и никогда не тает.

В 1903 году в Санкт-Морице была сконструирована самая первая бобслейная трасса, протяженность ее была около 1500 м. Теперь для спортсменов этот замечательный город стал культовым.

В 1994 году в Норвегии организаторы Олимпийских игр проложили трассу в полном соответствии с рельефом, они создали повороты около препятствий так, что не пришлось пилить деревья. Здесь, спортсмены соревновались на 1364-метровой трассе с 15-16 поворотами и виражами.

Вся длина желоба составляет 1400-2000 м, его уклон — от 8 до 16 градусов. Обычно трасса имеет до 20 виражей разной степени трудности. Стенки желоба должны быть покрыты слоем естественного, либо искусственно льда. Спуски очень скоростные, травмы и гибель спортсменов в этом виде спорта бывают достаточно часто. В 1950 году в Шамони (Франция) погибло три спортсмена, все это произошло в один день. Спустя некоторое время, после этого события в целях безопасности спортсменов профиль трассы изменили, чтобы рулевой имел абсолютный контроль над санями.

Во время всего спуска, боб может развить максимальную скорость 130 км/ч всего за одну минуту.

На Олимпиаде в Лейк-Плэсид в 1932 году длина трассы была 2365 м, перепад высоты 228 метров, на самой же трассе было около 26 виражей и поворотов .

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Бобслей

Бобсле́й (от англ. вobsleigh, bobsledding - сани для катания с гор) - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях, которые называются "боб".

Первые бобы выглядели довольно забавно: автомобильный руль, позади него на открытой скамейке сидя или лежа располагался экипаж.


Родиной бобслея является Швейцария. В 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней доской для того, чтобы спуститься со снежной горы.



А в 1903 году в Альпах, на швейцарском горнолыжном курорте была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около 1500 метров (1,5 км), сконструированы особые сани - боб и были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта. Экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин.

Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта.


Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали в основном из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального, особо прочного материала кевлара, который в пять раз прочнее стали, но очень лёгкий!


Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, поэтому бобслей чрезвычайно дорогой вид спорта.



Обтекаемой формы цельнометаллический корпус устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты.
Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130-150 км/час.


Между передним и задним мостами расположен тормоз, из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости.


Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.
Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко воруют друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.



В современном бобслее используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи.


Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи.



Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда.



Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды. В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных тросами с передними полозьями. От рулевого требуется высокое мастерство точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, ведь любое трение резко снижает скорость боба, и ухудшает конечный результат.


Сидящий в хвосте корпуса - тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень.

В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь "разумной" нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.

Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов, ведь боб весит 600 килограммов! Как правило, до бобслея многие из них занимались тяжелой атлетикой.




Итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона — до посадки в сани. Поэтому на тренировках бобслеисты катают тяжеленные тележки и учатся быстро запрыгивать в боб. На дистанции результат зависит, прежде всего, от мастерства пилота — рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи, ведь бобслейные трассы очень извилистые!


Правила

В соревнованиях по бобслею могут принимать участие спортсмены, достигшие 18 лет.
Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости.
Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта.


Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки.

В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим.


Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа.

На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.



В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чьё суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.

____________________


Популярность бобслея постоянно растет. В настоящее время в соревнованиях участвуют команды из 60 стран. Есть даже команды из Африки и стран с жарким климатом, такие как Антильские острова (острова Карибского моря), Израиль, Бермудские острова, Индия, Мексика, Ливан, Тринидад и Тобаго.


До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В настоящее время соревнования по бобслею проводятся как среди мужчин, так и среди женщин.



В 2006 году на Олимпиаде в Турине в заездах бобслеистов на бобах-двойках российские спортсмены Александр Зубков и Алексей Воевода стали четвертыми, причем эта пара смогла установить рекорд скорости разгона на старте.



В соревнованиях бобов-четверок на Олимпиаде в Турине-2006 победила немецкая команда, вторыми стали россияне — Александр Зубков, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов, Алексей Воевода.

В 2008 году впервые в истории бобслея российские экипажи дважды поднялись на пьедестал почета чемпионата мира по бобслею. Александр Зубков и Алексей Воевода получили свою первую в карьере бронзу за выступление в бобах-двойках, а в последний день чемпионата Зубков и разгоняющие Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков и Роман Орешников завоевали серебряные награды в четверках.


Но по результатам сезона 2008-09 года сильнейшие бобслеисты в мире - немцы, во главе с трехкратным олимпийским и восьмикратным чемпионом мира Андре Ланге.


__________________


Из интервью Александра Зубкова "Новым Известиям" (2008 год):

- Что для вас сложнее вести - боб-двойку или четверку?
- Пожалуй, двойку. Из-за массы тонкостей очень непросто сделать так, чтобы машина шла и набирала скорость. Те же немцы говорят: если умеешь водить двухместный боб, четверку освоить намного проще. Успехи в двойке в бобслее наиболее престижны, потому что любая ошибка - и сразу в юз.

Вам бывает страшно? Говорят, Михаэль Шумахер как-то попробовал в боб залезть, так потом сказал, что у него ноги тряслись на финише.
- Любому человеку в момент опасности страшно.

Но вы-то уже столько лет рискуете.
- Я вам так скажу: если кто-то говорит, что не страшно, то это странно.

А чего опасаетесь - перевернуться, вылететь за пределы желоба?
- Нет, я боюсь за тех людей, которых везу сзади. Я же отвечаю за них, не имею права на ошибку. Но если страх у пилота - единственное чувство, лучше не выступать.

- А если понимаешь, что допустил ошибку на трассе, можно успеть ее исправить?
- В двойке можно - поставить ее юзом. Машина легкая, поэтому юркая на виражах.
А если в четверке ошибаешься, то все. Она тяжелее, скорость здесь наращивается по инерции, по-другому никак нельзя.
Некоторые удивляются, как вообще можно ею рулить. И, правда: смотришь ведь только вперед, как в туннеле.
Но о технике безопасности, естественно, в нашем виде спорта тоже не забывают. Может быть, даже немножко перестраховываются. Раньше, например, трассу в Санкт-Морице поливали водой, чтобы лучше замерзала, а теперь просто идет напыление. И едешь по снегу, а не по льду. Трасса очень длинная, и на голом льду бобы развивали огромные скорости.

И если, не дай Бог, в этот момент перевернуться.
- В бобслее, конечно, своеобразные травмы. Самые опасные - ледовые ожоги. Представьте: падаешь на голову - и, получается, тебя тащит из снаряда, а ты плечами упираешься в лед. На такой скорости вся кожа стирается. Лицо защищает шлем, а вот на теле ткань комбинезона тоненькая, и появляются раны, которые долго не заживают. На лечение после ледового ожога уходит три-четыре месяца, а то и полгода.

_______________________

Современный бобслей называют зимней «Формулой - 1». Это спорт высоких технологий и таких же высоких скоростей. При спуске скорость движения боба по ледяному желобу достигает 140 км в час. Перегрузки спортсменов на виражах сравнимы с перегрузками пилотов самолетов! Поэтому-то и называют "пилотами" бобслеистов-рулевых.

Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде спорта нередки.



Так, 23 ноября 2009 года на бобслейной трассе в немецком городе Кенигзее, во время тренировочного заезда произошло столкновение двух бобов с российскими спортсменами. Мужской экипаж-двойка врезался в женскую двойку.
Разгоняющая бобслеистка Ирина Скворцова получила серьёзную травму позвоночника, три других бобслеиста — участники столкновения Надежда Филина, Евгений Пашков и Андрей Матюшко, также получили серьезные травмы.
Расследованием происшествия занимается криминальная полиция Германии, поскольку виноват в происшествии судья, давший старт обоим экипажам одновременно.
Ирина Скворцова по-прежнему находится в состоянии комы. В клинику в Кенигзее, где лечится российская бобслеистка, Ирина Скворцова, направлена группа российских врачей. Они помогают немецким коллегам лечить спортсменку, которой делают множество операций.

Спорт

В Любители кататься на саночках: 10 фактов о бобслее

1. Саночный спорт появился в 1884-1888 годах в швейцарских Альпах, где туристы забавлялись катанием на санках с гор наперегонки. Однажды турист из Англии по имени Уилсон Смит связал вместе двое санок и с компаний друзей спустился на этой конструкции с горы. Постепенно забава превратилось в соревнование с правилами и как спортивное состязание распространилось сначала по Европе, а спустя десятилетия стало популярно и по всему миру

2. Сани специальной конструкции, с рулевым управлением, которые были предназначены только для бобслея появились лишь к 1904 году. Эти сани называются "боб". Отсюда и название спорта - бобслей. Кстати, произнося название саней, правильно говорить с ударением на первую гласную "О", например, "Команда мчится на бОбе". Это относится как к единственному числу, так и ко множественному - "Команды соревнуются на бОбах".

Команда бобслеистов из швейцарского города Давос. Ок. 1910 г.

3. Сейчас бобы делают обтекаемой формы и изготавливают из разных материалов: стекловолокна, металла или даже кевлара. Они имеют две пары полозьев, передние из которых подвижны и используются для руления, а задние - неподвижны и оснащены тормозом. Перед каждыми соревнованиями судьи проверяют, чтобы острия полозьев не были смазаны для лучшего скольжения по льду.

4. По современным правилам, в бобслейном спорте мужские команды состоят либо из двух человек (двойка), либо из четырёх (четвёрка). Женские команды - только из двух человек.

Главное требование к 2-местным саням, чтобы они имели длину не более 2,7 м и весили не более 165 кг. Четырёхместные бобы должны быть в длину не более 3,8 м, а по массе не более 230 кг. Команды тоже имеют ограничения по весу. Например, общий вес "двойки" должен быть не более 200 кг, а "четвёрки" - не более 400 кг.

5. Команда-двойка состоит из пилота-рулевого и толкача-тормозящего. В команде-четвёрке роль толкачей выполняют двое бобслеистов, которые садятся в боб между пилотом и тормозящим. Они же во время спуска распределяют весовую нагрузку при прохождении поворотов.

Работа команды выглядит таким образом.

Этап 1. Старт! Команда бобслеистов, держать за выдвижные ручки, начинает разгонять боб. Часы начинают отсчёт времени после того, как передние полозья саней пересекут электронный луч таймера, который находится в 15 метрах от линии старта.

Этап 2. Первым в сани запрыгивает пилот-рулевой.

Этап 3. Затем в боб запрыгивают двое бобслеистов-толкачей.

Этап 4. Прежде чем сани наберут скорость в 25 миль/час (40, км/час), последним в боб запрыгивает тормозящий. В это время выдвижные ручки прячутся в корпусе саней. Протяжённость пути разгона составляет около 50 м.

6. Нередко бывает, что бобслеисты-толкачи приходят в этот спорт из других видов спорта, например из лёгкой атлетики, гандбола или спортивной гимнастики. Это говорит о том, что в бобслее очень важен толчок, разгон.

Функции рулевого заключаются в том, чтобы чётко проходить виражи и повороты, не касаясь стен. Это может привести к потере скорости или даже аварии. Тормозящий же, как очевидно, должен в конце спуска обеспечить остановку боба.

7. Одежда и обувь бобслеистов специально разрабатывается для этого вида спорта. Например, подошва обуви должна иметь шипы, количество которых жёстко регламентируется.

8. Трасса для бобслея представляет собой железобетонный желоб, вся внутренняя поверхность которого покрыта льдом. Чтобы лёд не таял, борта желоба оборудованы холодильными трубами-каналами. Протяжённость трассы, количество виражей и перепады высот не являются постоянными. Минимальная длина бобслейных трасс составляет около 1500-2000 метров, количество виражей - 15 и более, а перепады высот около 130-150 м.

9. Максимальная скорость боба во время спуска может достигать 150-160 км/час. И хотя бобслей нередко называют "Формулой-1 на льду", на бобслеистов действуют нагрузки более чем 5 g - больше, чем на пилотов гоночных болидов.

10. Во время соревнований каждая команда должна совершить четыре зачётных спуска. При этом, даже если во время спуска сани перевернутся, но пересекут линию финиша, спуск считается действительным.

P. S. Этих десяти фактов достаточно, чтобы во время телетрансляций иметь представление о бобслейном спорте.

А пока новогодние праздники не кончились, бегите прочь от телевизоров, захватите пару-другую санок или салазок - и вперёд с любимыми, родными и детьми на ближайшую горку.

Для отдыха осталась всего одна неделя.



error: Контент защищен !!