Чем заправляется аккумулятор. Как заправить аккумулятор электролитом в домашних условиях

Ход работы

1. Виды работ при техническом обслуживании аккумуляторной батареи.

2. Основные дефекты аккумуляторной батареи.

Оборудование

1. Набор ключей и отверток.

2. Пресмосленка с техническим вазелином.

3. Щетка, ветошь, ёрш.

4. Уровнемерная трубка.

5. Груша резиновая для отсоса электролита.

6. Бак для дистиллированной воды.

7. Нагрузочная вилка для определения степени заряда.

8. Денсиметр с пипеткой для измерения плотности электролита.

9. Термометр.

10.Резиновые перчатки.

Аккумуляторная батарея состоит из 22 или 34 аккумуляторов, установленных в металлический сварной ящик. Плотная установка аккумуляторов в ящике достигается клиньями и прокладками из листового полиэтилена. В днище имеются желоба для сбора электролита в случае выплескивания его из аккумуляторов. Из желобов электролит можно слить через сливные пробки. Аккумуляторы соединены последовательно при помощи стальных шин. Батарея имеет три вывода: два силовых и один для питания цепи сигнализации. Для электропогрузчиков грузоподъемностью 1000 и 1250 кг аккумуляторную батарею заряжают, не снимая с электропогрузчика, на зарядном устройстве типа УЗА1-80-42У2.



Техническая характеристика аккумуляторной батареи

1. - баретка положительных пластин; 2. - положительный штырь; 3. - втулка;

4. - пробка; 5. - отрицательный штырь; 6. - крышка аккумулятора;

7. - межэлементное соединение; 8. - баретка отрицательных пластин;

9. - перегородка; 10. - бочок аккумулятора; 11. - положительная пластина;

12. - сепараторы; 13. - отрицательная пластина; 14. - призма.


ВИДЫ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

ЗАПРАВКА ЭЛЕКТРОЛИТОМ И ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

Техническое обслуживание электрооборудования, зарядка щелочных и кислотных аккумуляторов производится от мотор-генераторов, полупроводниковых выпрямителей и автодиодов. Зарядные устройства должны иметь электроконтактные часы, обеспечивающие автоматическое прекращение зарядки по истечении заданного времени. При этом после проверки батареи, включаемой на зарядку, устанавливается время работы агрегата и требуемая сила зарядного тока.

Коэффициент полезного действия по емкости у щелочных аккумуляторов нормально составляет 0,55 - 0,58, у кислотных - 0,65 - 0,75. Аккумуляторы заряжают в помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

Операции Выполнение операций
Приготовление электролита 1. Подщелочивание дистиллированной воды. Растворяют 5 - 10 г. на 1 л. Воды едкого калия или натрия в зависимости от того, какого состава требуется электролит. При растворении щелочи жидкость перемешивают железной мешалкой. Подщелоченная вода отстаивается 1 сутки, осветлившуюся часть сливают в чистых железный бак (без ржавчины), остаток с осадками в канализацию.
2. Доведение раствора до номинальной плотности. В 1л. подщелоченной воды растворяют твердой щелочи для получения плотности, г/см: 1,17 - 1,19 0,5 кг. едкого натрия 1,19-1,21 0,33 кг. калия 1,24-1,25 0,47 кг. калия
3. Доведение моногидрата лития После растворения едкого калия или натрия.
Хранение готового электролита После приготовления дать отстояться 6 - 12 ч, слить в стеклянные бутыли или железные баки (без ржавчины) и плотно закрыть.
Периодичность замены электролита Через один год эксплуатации батареи в нормальных условиях.

Подготовка аккумуляторов к замене электролита 1. Аккумуляторы разряжают до 1 В на элемент 2. Отработавший электролит сливают с сильным встряхиванием для удаления осадков. Заливают аккумуляторы подщелоченной водой температурой 80-95°С содержанием 5-10 г/л едкого кали или натрия в зависимости от применявшегося электролита. Через 2 ч воду из аккумуляторов сливают с встряхиванием и заливают их вторично подщелоченной водой, которую сливают через 16 - 20 ч. При значительном ее загрязнении аккумуляторы промывают дополнительно в третий раз.
Заполнение аккумуляторов свежим электролитом Плотность свежего электролита должна быть повышенной: а) при нормальной, требуемой условиями эксплуатации плотность калиевого электролита 1,19 - 1,21 или 1,24 - 1,25 -соответственно 1,22 - 1,23 или 1,26-1,27 б) то же натриевого электролита - 1,20-1,21
Заряд аккумуляторов после заполнения свежим электролитом Через 4 ч после заполнения. К началу заряда плотность электролита должна понизиться до нормальной. Режим заряда усиленный.
Замена калиевого электролита натриевым и наоборот Подготовка аккумуляторов, заполнение свежим электролитом и первый заряд аккумуляторов с новым электролитом производят, как указано ранее.

Без аккумулятора автомобиль не заведете. Расскажем о том, как правильно обслуживать и заряжать аккумулятор, рассмотрим его строение.

Назначение батареи в автомобиле знает каждый автолюбитель, несмотря на его опыт. Главная задача аккумулятора - это запуск двигателя и питание электронной системы автомобиля при заглушенном двигателе. В инжекторных двигателях используется для сглаживания напряжения, которое поступает с генератора.

Если ваш автомобиль с инжекторным двигателем, то не стоит снимать аккумулятор в рабочем состоянии двигателя. Обычно это приведет к сбросу компьютера или куда хуже к полному сгоранию.


В большинстве автомобилей используется всё та же технология кислотно-свинцовых аккумуляторов. Последним новшеством стало использование герметических аккумуляторов. С их плюсов это то, что может работать в любом положении, обычный же аккумулятор переворачивать запрещается, так как может вытечь кислота. С минусов герметического, это отсутствие возможности проверить плотность или заправить его.


Обычно внутри аккумулятора находится шесть секций, каждая из которых вырабатывает 2,1 вольта. В каждой из секций по две свинцовые пластины, одна отрицательная, другая секция положительная. Принцип работы очень и очень прост, на отрицательную пластину наносится губчатый свинец, на положительную наносится двуокись свинца. Внутрь батареи заливается электролит, смесь воды и серной кислоты. Благодаря химической реакции получается заряд.

Во время работы двигателя не стоит открывать крышки банок на аккумуляторе.



Для замера плотности электролита используют специальный прибор - автомобильный ареометр, стеклянная колба с резиновой грушей на конце (цена от 80 до 250 рублей). По показателям плотности можно судить, насколько заряжен аккумулятор. Так 0,01г/см3 - это где-то 6 % заряда батареи, изначальная нормальная плотность от 1,25 до 1,27 г/см3. Когда зимой плотность составляет 1,20г/см3, то электролит будет замерзать примерно при -20С. Не стоит проверять каждый день плотность аккумулятора, но и время от времени не забывайте посматривать.


Когда автомобиль перестает заводиться, а световые приборы или магнитола вовсе не включаются, это первый показатель того, что аккумулятор стоит зарядить. Заряжать аккумулятор можно как на автомобиле, так и сняв его с машины. При зарядке на автомобиле нельзя заводить, так как можете спалить приборы или предохранители.

Заряжают с помощью специального зарядного, их тоже можно поделить на два типа, это просто зарядные приборы и зарядно-пусковые, которые позволяют не только зарядить, но и запустить двигатель при вовсе севшем аккумуляторе в считанные секунды. Кроме зарядных приборов, стоит помнить, что аккумулятор также заряжается во время езды на автомобиле, от генератора машины. Чем больше обороты двигателя и меньше включено приборов потребления, тем быстрей будет происходить зарядка.

Следует помнить, что езда на короткие дистанции в километр, два и часто глушить и заводить автомобиль, не позволяют достаточно зарядить аккумулятор, зачастую она только идет на разрядку, по статистике завести машину равносильно десяти километрам езды.


Рассмотрим вариант зарядки обычной батареи на 12 Вольт с помощью зарядного устройства. Подключаем зарядное, плюс прибора к плюсовой клемме аккумулятора, минус соответственно к минусовой клемме, главное не перепутайте местами, иначе можете спалить электронную систему и аккумулятор. Нынче аккумулятор стоить немалых денег, порядка 2400 рублей, а то и больше. При зарядке советуют открыть пробки секций для того, чтоб во время кипения электролита не разорвало аккумулятор.

Относительно тока, рекомендуют ставить десятую часть от номинала батареи, к примеру если у вас 55-ка (номинал ампер/часов), то ставить нужно на 5,5А, но с личной практики лучше ставить двадцатую часть от номинала, это порядка два, три ампера, пусть лучше дольше будет на зарядке, чем перезарядится.

Не стоит доводить при зарядке до кипения, так как за пятым разом точно пропадут свинцовые пластины. В магазине всегда советуют при первой эксплуатации сначала полностью зарядить, а затем полностью разрядить. Не нужно делать такого, аккумулятор потеряет 25 % своей емкости, и это касается не только автомобильного аккумулятора, но и тех, которые на мобильных телефонах, ноутбуках и других приборах. Советуют это только для того, чтоб через время вы снова вернулись и купили новую батарею.

В среднем заряжать нужно около восьми часов, но присматривайтесь, чтоб не закипел. После зарядки, следует протереть батарею насухо, осмотреть клеммы на наличие окиси, если есть, то в срочном порядке убрать.

Зарядку обычно проводят в сухом помещении, ни в коем случае не проводите в жилой комнате или на кухне.

Полезные советы при зарядке аккумулятора:

Как известно, ничто не вечно, и одному из главных элементов автомобиля - АКБ, когда-то приходит время отправляться на покой. Выбирая новый источник питания, автовладельцы могут увидеть сухозаряженный аккумулятор. Что это такое? С какой стороны к нему подойти и как использовать? Как зарядить сухозаряженный аккумулятор? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Этот вид АКБ получил своё название благодаря отсутствию электролита в банках на момент окончания изготовления. Производство сухозаряженных батарей предполагает, что свинцовые пластины заряжены, а само изделие герметично закрыто в заводских условиях. Цена такого источника питания — от 1500 рублей.

Что заливать в сухой аккумулятор? Так как сухозаряженный аккумулятор является обычной свинцово-кислотной батареей, заправлять его следует электролитом. Последний можно, как приобрести в готовом виде в магазине, так и приготовить самостоятельно из кислоты и дистиллированной воды.

Cухозаряженные батареи выпускаются для того, чтобы у владельца была возможность долгосрочного хранения АКБ перед ее первым использованием, например, при складском хранении. Благодаря низкой скорости протекания химических процессов аккумуляторы без электролита практически не подвержены саморазряду. Это позволяет хранить из невероятно долго.

Срок хранения и годности сухозаряженного аккумулятора

Популярность этого вида источников питания связана с тем, что в банках отсутствует электролит, а значит, нет химической реакции. Свинцовые пластины герметично закрыты, на них не воздействуют влага и воздух. Поэтому срок хранения сухозаряженного источника питания для авто в заводском состоянии может достигать 40 лет. Несмотря на продолжительный срок хранения, срок годности сухозаряженной АКБ равен примерно 7 годам. Дело в том, что химический процесс в сухих батареях хоть и значительно замедлен, но все равно протекает. Поэтому после длительного хранения (30-40 лет), возможно, пластины будут в нерабочем состоянии.

Храниться батарея должна в вертикальном положении без прямые солнечные лучи. Также следует проследить за тем, чтобы пробки батареи были закрыты.

Сухозаряженный аккумулятор: ввод в эксплуатацию

Сухозаряженные аккумуляторы нельзя установить на транспортное средство сразу после покупки. Этот фактор зачастую заставляет автовладельцев сделать выбор в пользу привычных батарей. Однако начало эксплуатации сухозаряженного аккумулятора не столь проблематично, как кажется. Перед выполнением работ необходимо подготовить все инструменты: электролит, ареометр, вольтметр и зарядное устройство.

Что заливать в сухой аккумулятор

Перед установкой сухозаряженного аккумулятора в него надо залить электролит плотностью 1,27-1,28 г/см куб. Можно приобрести готовый раствор или смешать его самостоятельно.

Внимание! Если вы решили развести электролит сами, то воспользуйтесь средствами индивидуальной защиты - перчатками, маской. Серная кислота, которую надо разбавить водой, является сильным химическим веществом. Защита нужна, чтобы избежать вредного воздействия паров и не допустить получение ожогов от кислоты.

Как заправить сухозаряженный аккумулятор

  1. Разгерметизируйте АКБ. В зависимости от конструкции надо вынуть специальные прокладки под пробками, боковые заглушки на крышке батареи или приливы на пробках. Обратите внимание: на некоторых источниках питания предварительно рекомендуется прорезать крышки, чтобы вышли пары.
  2. Залейте в сухозаряженный аккумулятор электролит до требуемого уровня. Если есть метки, ориентируйтесь на них. В случае их отсутствия определите уровень самостоятельно - раствор должен закрывать пластины на 2 сантиметра.
  3. Оставьте автомобильный аккумулятор на некоторое время (2-3 часа). Оно необходимо для того, чтобы началась химическая реакция между свинцовыми пластинами и электролитом. Внимание! Уровень кислотного раствора может несколько уменьшиться. В таком случае его необходимо долить.
  4. Измерьте плотность электролита с помощью ареометра. Показатели не должны быть ниже 1,27 г/см куб. Более низкая концентрация кислоты требует подзарядки аккумулятора до указанного значения.
  5. Проверьте напряжение вольтметром. Полная зарядка батареи будет при 12,7 вольтах.

Таблица 1. Показания плотности электролита и напряжения батареи в зависимости от степени её заряженности.

Ниже представлены примерный объём электролита для разных аккумуляторных батарей разной емкости.

Таблица 2. Количество электролита в аккумуляторной батарее в зависимости от емкости А/ч.

Можно ли заряжать сухой аккумулятор

Довольно часто встречается вопрос, можно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор? Если источник введён в эксплуатацию, то его зарядка ничем не отличается от этого процесса у необслуживаемых батарей. Восстановить ёмкость на сухозаряженной батарее может понадобиться в том случае, когда она уже эксплуатировалась некоторое время. Процесс зарядки АКБ подробно описан в следующем разделе.

Если же речь идёт о новой батарее, то следует помнить: особенностью использования сухозаряженного аккумулятора является недопустимость его зарядки без электролита.

Как правильно зарядить сухозаряженный аккумулятор

Первое восполнение ёмкости сухой батареи необходимо на этапе ввода в эксплуатацию. Инструкция по зарядке этого источника питания:

  • в соответствии с полярностью подсоедините зарядное устройство;
  • подключите оборудование к сети;
  • ток заряда должен равняться 10% от ёмкости батареи;
  • заряжайте АКБ около 5 часов;
  • если за это время напряжение не стало 12,5 вольта, уменьшите ток и продолжите зарядку.

Если АКБ полностью заряжена, то электролит начнёт кипеть, а уровень напряжения и показатели плотности будут неизменны на протяжении некоторого времени.

Преимущества и недостатки сухозаряженных аккумуляторов

Сухозаряженная батарея пользуется спросом среди мотоциклистов и владельцев специальных транспортных средств. Чаще всего их приобретают летом. Поэтому основное преимущество - длительный срок хранения, важно в первую очередь для производителя, ведь батарея будет работоспособна и через несколько лет после того, как сошла с конвейера. Но и для владельцев транспорта это свойство сухого АКБ привлекательно - можно приобрести про запас.

Сухозаряженная аккумуляторная батарея не требует к себе повышенного внимания (дозаливки электролит, подзарядки) - поставил незаправленную АКБ и забыл про неё.

Отметим и более низкую стоимость этих батарей - от 2 тысяч рублей. Цена кислотного раствора - от 300р.

Удобна такая АКБ и для транспортировки - не надо переживать, что прольётся электролит.

К недостаткам сухих аккумуляторов можно отнести сложность ввода в эксплуатацию, отсутствие возможности сразу после покупки поставить её в автомобиль и определённые затраты времени на приведение в рабочее состояние.

Правила эксплуатации сухозаряженных батарей

Как видите, отличие сухого аккумулятора от заполненного заключается только в отсутствии электролита в батарее, которую вы приобретаете в магазине. Длительное использование САКБ требует соблюдения правил эксплуатации.

  • Проверяйте напряжение на клеммах.
  • Замеряйте плотность кислотного раствора.
  • Примерно 2 раза в год полностью разряжайте батарею.

Выполнение этих условий позволит продлить срок службы заправленной САКБ для автомобиля.

Как выбрать сухозаряженный аккумулятор: критерии оценки

  1. Посмотрите все предложения на рынке батарей.
  2. Учтите характеристики транспортного средства (объём и тип ДВС, наличие и мощность дополнительного оборудования).
  3. Изучите технические рекомендации к аккумулятору для вашего автомобиля.
  4. Определитесь с ёмкостью источника питания.
  5. Учтите стоимость АКБ - это повлияет на выбор класса.
  6. Выберите его характеристики и определите оригинальность изделия (производитель, герметичность, целостность).

Надеемся, что после прочтения этой статьи сухозаряженные аккумуляторы больше для вас не «тёмные лошадки». В том числе вы узнали, как правильно заряжать сухие батареи, значит, дело за малым - попробовать. Поделитесь своим опытом приобретения и эксплуатации этого вида источника питания для автомобиля. Как вы заправляли сухозаряженный аккумулятор? А также мы будем рады ответить на все ваши вопросы.

Любой, даже начинающий автомобилист знает, что своевременное обслуживание автомобиля очень важно для комфортной его эксплуатации. Поэтому проверка основных его основных частей, приборов и датчиков перед поездкой - обязательный ритуал водителя. Также важное условие - периодический осмотр и ремонт ТС квалифицированными мастерами на Но многие автовладельцы в процессе увеличения своего водительского стажа начинают самостоятельно разбираться в основных частях и механизмах своего транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев способны осуществить ремонт и обслуживание его устройств самостоятельно.

К таким основным частям в ТС стоит отнести аккумулятор. При нормальном раскладе такая батарея заряжается во время работы автомобиля. Но нередки случаи, когда при неисправности других устройств в машине его необходимо заряжать при помощи специального устройства. Такие условия эксплуатации влияют на быстрый износ устройства. К тому же время от времени его необходимо заправлять. Многие часто путаются, что доливать в аккумулятор: воду или электролит. Какие функции выполняет это устройство, как определить в нем уровень, как и чем правильно заправить, разберемся в этой статье.

Понятие аккумулятора

Это специальный механизм, который используется в транспортном средстве непосредственно для его запуска и дальнейшей работы. Кроме этого, такое устройство призвано оптимизировать работу пиков напряжения в момент запуска транспортного средства.

Понятие электролита

Для эффективной работоспособности аккумулятора обязательно используется электролит. Он представляет собой и дистиллированной воды. Здесь не должны использоваться сторонние примеси. В противном случае это изменит его плотность. Для правильной работоспособности важен также и уровень электролита в аккумуляторе. Если он будет ниже положенной нормы, то в дальнейшем это неизбежно приведет к нестабильной работе вспомогательного источника электроэнергии транспортного средства, и владелец не сможет нормально завести машину. При этом высохнут внутренние пластинки, а мощность батареи значительно снизится. Также не стоит превышать достаточный уровень жидкости в системе. В противном случае в дальнейшем это приведет к полной или частичной поломке этого механизма. Батарея станет быстрее разряжаться. Поэтому уровень электролита в аккумуляторе обязательно должен быть стабильным. Это позволит обеспечить нормальную работу транспортного средства.

Когда необходима заправка аккумулятора

Согласно мнению многих специалистов, автомобильная батарея не подлежит техническому обслуживанию. Поэтому вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит - некоторые мастера считают неактуальным. Но это если он используется в нормальных условиях. Если автовладелец любит путешествовать на своем транспортном средстве на дальние расстояния, то он обязательно должен учесть данный параметр. В составе электролита обязательно используется водная масса. В процессе работы устройства она может испариться. Жидкость может начать активно переходить в парообразное состояние в случае полной и частичной неисправности реле-регулятора. К основным моментам неисправности механизма обязательно надо отнести:

  1. Появление сильного пара из заливных отверстий.
  2. Появление капель электролита на корпусе АКБ.
  3. Большой нагрев аккумулятора в процессе работы транспортного средства.

Также стоит учитывать тип батареи. Они бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. В первом случае испарение будет больше, поэтому именно для них актуален вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит. В необслуживаемых батареях жидкость находится в герметичном корпусе. Поэтому в процессе эксплуатации жидкость все же поднимается вверх, но не выходит за границы корпуса, и впоследствии снова опускается вниз, выпадая в осадок. В таких устройствах цикл замкнутый. Такие аккумуляторы не требуют проверки в них жидкости.

Способы проверки уровня электролита

Как отмечено ранее, такой проверки требуют только обслуживаемые аккумуляторы. К первому способу проверки обязательно надо отнести визуальный осмотр. Как правило, корпус батареи устройства делается прозрачным. Здесь ставятся различные отметки. Они указывают на уровень жидкости. Поэтому визуально можно отследить количество электролита в системе.

Но не все модели обслуживаемых аккумуляторов выполняются с прозрачным корпусом. В этом случае автовладелец может воспользоваться специальной прозрачной трубочкой, которая имеет диаметр 5 мм.

Для проведения проверки:

  • необходимо открутить крышку батареи;
  • отпустить трубку в жидкость до упора;
  • пальцем плотно зажать внешнее отверстие;
  • достать трубку.

Уровень электролита должен соответствовать уровню его столба в такой трубке.

Что делать при несоответствии уровня электролита

Автовладелец должен знать, что уровень высоты жидкости в трубке должен быть в пределах 15 мм. Если эта норма превышена, то следует убрать лишний раствор. Для этого понадобится резиновая груша или шприц.

При низком показателе электролита в раствор можно залить воду. Доливают ли электролит в аккумулятор? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав состав раствора в батарее. Как уже отмечалось, это вода и раствор соляной кислоты. В процессе эксплуатации испаряется только вода, поэтому она и доливается во время обслуживания. Но если плотность раствора слишком мала, то для ее повышения доливается кислота. Поэтому, отвечая на вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит - необходимо сначала измерить плотность раствора. Сделать это можно самостоятельно.

Проверка плотности электролита

Автовладелец обязан знать и о том, что, кроме уровня электролита, необходимо проверять и его плотность. Поэтому перед тем, как долить дистиллированную воду в аккумулятор, стоит обязательно проверить плотность раствора.

Сделать это можно специальным прибором под названием "ареометр". Он имеет форму поплавка. Он имеет соответствующую шкалу, градуированную в единицах плотности. Сверху расположен баллон. Именно в него поступает раствор. Уровень жидкости должен обеспечивать нормальное передвижение поплавка в вертикальном положении. Показатель плотности электролита в АКБ должен оставаться в пределах 1,25-1,3 г/куб. см. Когда уровень отклоняется в большую сторону, применяется дистиллированная водная масса. Если такой уровень отклонился в меньшую сторону, то используется специальный корректирующий электролит. Он значительно повышает плотность используемой жидкости в системе.

Как долить дистиллированную воду в аккумулятор

Если плотность выше нормы, это свидетельствует об испарении жидкости, которую необходимо добавить. Сколько воды доливать в аккумулятор? Уровень раствора в АКБ необходимо поддерживать на 1-1,5 см выше уровня пластин. Нельзя добавлять дистиллированную воду больше разрешенной нормы. После заправки обязательно следует повторно проверить плотность жидкости, предварительно зарядив батарею.

Заключение

На основании вышеизложенного обязательно надо сделать вывод о том, что для обеспечения нормальной работоспособности транспортного средства владелец обязательно должен отслеживать уровень электролита в аккумуляторе автомобиля. В ином варианте водитель просто не заведет свое транспортное средство. Уровень не должен отклоняться в большую или меньшую сторону. В дальнейшем это обязательно приведет к неисправностям в работе системы. Кроме отслеживания уровня электролита, надо внимательно следить и за его плотностью. Если установленный показатель отклоняется, нужно совершать определенные действия по увеличению или уменьшению уровня плотности в системе. Можно ли доливать воду в аккумулятор? Да, но только в том случае, если плотность раствора в АКБ выше нормы.

В процессе эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея постоянно подзаряжается током генератора. Но его мощности, а часто и времени в пути недостаточно, чтобы восстановить емкость батареи на 100%. Поэтому специалисты рекомендуют периодически (1 раз в месяц) осуществлять зарядку автомобильного аккумулятора от стационарного устройства. Даже при покупке новой АКБ рекомендуется активизировать ее зарядным устройством, т. к. во время нахождения на складе и в процессе транспортировки емкость аккумулятора с каждым днем становится меньше.

Чтобы правильно зарядить аккумулятор легкового автомобиля, необходимо иметь следующие приборы и приспособления:

  • зарядное устройство,
  • нагрузочная вилка,
  • ареометр (для обслуживаемых источников питания).

Нагрузочная вилка позволяет определить рабочее напряжение аккумулятора, которое измеряется под нагрузкой. При помощи ареометра легко узнать о степени зарядки батареи по плотности электролита в каждой банке. Полностью заряженный АКБ имеет плотность 1,27 г/см 3 , а напряжение - 12,7 В. При 50% разряде плотность снижается до 1,21 г/см 3 , а величина напряжения падает до 12,3 В.

Зарядные устройства изготавливаются как с автоматической, так и ручной регулировкой. Проще пользоваться "автоматами", которые сами выбирают необходимые режимы (величину напряжения и силу тока), а после достижения полной емкости батареи, отключают устройство. Если заряжать аккумулятор приходится прибором с ручным управлением, то автолюбителю нужно знать несколько важных моментов.

Как правильно заряжать обслуживаемый аккумулятор

Индикатор времени зарядки автомобильного аккумулятора.

Для зарядки автомобильного аккумулятора используется два способа:

  • зарядка при постоянной силе тока,
  • зарядка при постоянной величине напряжения.

Первый способ зарядки заключается в подаче на аккумулятор постоянного тока силой в 10-12% от емкости АКБ. Например, для аккумуляторной батареи емкостью 77 А/ч требуется сила тока 7,7-9,2 А. Длительность полной зарядки составит 10-12 часов.

При втором способе на приборе устанавливается постоянное напряжение величиной 14-15 В. Чтобы зарядить АКБ на 100% может понадобиться несколько суток.

Степень заряженности батареи определяется ареометром по плотности, которая должна быть постоянной в течение 3 часов.

Для зарядки кислотного аккумулятора можно пользоваться разными способами. Предварительно необходимо открыть отверстия всех банок, проверить визуально уровень электролита (если требуется, добавить дистиллированную воду), подключить зарядное устройство, соблюдая полярность. Провод с положительным зарядом присоединяется к плюсовой клемме, а провод с отрицательным зарядом – к минусовой клемме батареи. Далее устанавливается необходимая сила тока или напряжение, и процесс длиться до полной зарядки батареи.

Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, следует руководствоваться следующей методикой. Сначала выполняются подготовительные операции, как и в случае с кислотными АКБ. Начинать зарядку следует, установив напряжение от 1,4 до 1,45 В, а завершать процесс нужно при величине напряжения от 1,75 до 1,85 В.

Чтобы зарядить щелочную батарею, используются три режима:

  • нормальный,
  • ускоренный,
  • усиленный.

Отличие заключается в длительности операции зарядки. При нормальном режиме аккумулятор заряжается 6 часов. Усиленный режим происходит в два раза дольше. А для ускоренной зарядки требуется 2,4 часа при удвоенной силе тока, а также 2 часа при номинальной силе тока.

На восстановление емкости щелочных аккумуляторных батарей положительно влияет система заряда-разряда. А вот установка очень слабого тока может пагубно сказаться на аккумуляторе. Важно следить, чтобы температура электролита не превысила 45ºС.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля

В необслуживаемых моделях отсутствуют доступные отверстия для добавления электролита или дистиллированной воды. Поэтому при восстановлении емкости батареи нельзя допускать перезарядки, чтобы вода не "выкипала". Для обеспечения нормальной зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5 В.

В зависимости от степени разряда необслуживаемой батареи применяется разная тактика восстановления емкости. Главной характеристикой зарядки становится напряжение, а сила тока позволяет только оценить ход процесса.

  1. При глубоком разряде аккумулятора сразу подается пониженное напряжение (12-13 В). При этом нужно следить, чтобы сила тока не поднялась выше 1/20 величины емкости. Если этот показатель превышает допустимую норму, необходимо еще понизить напряжение. Постепенно ток будет расти, а плотность электролита повышаться. Когда сила тока достигнет 1/10 величины емкости батареи, можно переходить к стандартному процессу зарядки напряжением 14,4 В.
  2. При "обычном" разряде АКБ на клеммы сразу подается напряжение 14,4 В. По мере увеличения емкости сила тока будет уменьшаться до 0,2 А. Перезарядить АКБ таким способом невозможно.

Если кипит аккумулятор при зарядке

Бывает несколько причин кипения аккумуляторной батареи во время зарядки.

  1. Кипение электролита говорит об окончании процесса, начинается электролиз воды и выделяется газ. Необходимо уменьшить силу тока, чтобы устранить газообразование.
  2. Активное выделение газов наблюдается при форсированной зарядке высокой силой тока. При достижении температуры 45ºС процесс необходимо прекратить.
  3. Неисправность аккумулятора (сульфатация пластин, низкий уровень электролита, короткое замыкание в одной из банок). Батарею следует показать специалистам-аккумуляторщикам.

Аккумуляторная батарея является важнейшим элементом современного автомобиля. Чтобы продлить срок ее эксплуатации, автолюбитель должен уделять ей немного внимания. Следить за чистотой АКБ, периодически очищать клеммы от окислов, производить регулярную зарядку стационарным источником питания. Тогда не придется стоять с открытым капотом и просить водителей о помощи.



error: Контент защищен !!