Что такое "столыпинский вагон". Вагон для перевозки заключенных (17 фото)


В вагонах для заключённых вместо обычных купе - камеры с решётками. © / Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Людей, приговорённых к лишению свободы, часто перевозят к месту отбытия наказания в специальных вагонах .
О том, каковы условия в «тюрьмах на колёсах», рассказали представители Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области.

Без подушек

«Столыпинский» вагон или тюрьма на колесах представляет собой обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора. Там круглосуточно ходит часовой.
Стена в камере глухая.
В вагоне два вида камер - малая и большая. В первой всего три посадочных места, а во второй семь. Между «шконками» второго уровня опускается перегородка, тем самым создавая еще одно спальное место.


Вместо дверей купе в вагонзаке - решётки. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Теоретически, в камеру можно «заселить» семь заключенных, но бывает и так, что едут в такой камере 12 человек. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. По лимиту в таком вагоне может ехать 70 заключенных под стражу.

И конечно, никаких матрасов, подушек и постельного белья. Голые деревянные полки. И так на протяжении всего пути следования по этапу. Никаких разносолов и раздачи пищи. Осужденные и подследственные питаются тем, что выдадут им в пункте отправки - галеты, растворимые супы, каши и чай.

Конвой раздает лишь кипяток, которым можно развести еду. В дороге никто для зеков не готовит пищу, так как нет в столыпинском вагоне ни поваров, ни раздатчиков пищи.

Как говорит начальник управления конвоирования по Челябинской области Вячеслав Першин, в его ведомстве сейчас числится шесть вагонов, два из которых нового поколения и резко отличаются от «столыпинских». Хотя и четыре других тоже ничем не напоминают те «теплушки», в которых возили заключенных под стражу еще в советские времена.

«Конечно, к нам постоянно поступают жалобы на то, что нет матрасов, белья и прочих благ цивилизации, но все это по закону. Люди едут не на курорт к морю, а в места лишения свободы, и все они в свое время нарушили закон», - говорит Вячеслав Першин .

Благами цивилизации могут пользоваться только проводники и личный состав караула. Кстати, проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку в соответствующих органах. У них на рабочих местах есть всё - плита, на которой можно приготовить еду, холодильник, микроволновая печь, спальное место с бельем и душевая кабина. Нет в вагонзаке только телевизора. По инструкции не положено.



На рабочем месте конвориров и проводников есть всё необходимое. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

«Зато разрешается караулу слушать радио. Личный состав должен быть в курсе всех событий, которые происходят в стране и в мире» , - отмечает Вячеслав Першин.

Курить в спецвагоне строго запрещено, хотя многие умудряются это делать. Не заметил конвойный - пронесло. А вот читать книги и играть в шахматы не возбраняется. Правда, в вагоне художественной литературы нет, также как и шахмат. Достают книги и игры заключенные из своих баулов.

По ночам свет в камерах отключают, дают людям выспаться, но в коридоре он горит круглосуточно. Конвойный в сопровождении помощника начальника караула может в любое время зайти в камеру и простучать стены - не готовят ли зеки побег? Не заходят лишь в камеру к женщинам.

«Смотреть под ноги!»

Погрузка заключенных происходит на территории управления конвоирования, которая примыкает к железнодорожному вокзалу. Процесс приемки прост.

«Я начальник конвоя и довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выходите с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок, - предупреждает начальник караула. - Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!» .

Даже если сопровождающий заключенного будет старше по званию и должности, все равно главный на всем пути следования - начальник караула. С него весь спрос.

Во время погрузки в вагон заключенные мелкими перебежками передвигаются до тюрьмы на колесах.
С двух сторон конвой с овчарками, которые надрываются от лая. Перед вагоном зеки вновь садятся на корточки. Сумку с вещами, а увезти с собой можно до 50-ти килограммов, ставят впереди. Руки за головой, глаза в землю. Затем начинается самое главное - приемка заключенных.

«Как правило, за один раз можно принять в вагон до 12 человек и всех в две первых камеры, - рассказывает Вячеслав Першин. - Затем всех сортируют в соответствии с режимом отбывания наказания и полом. Женщина, даже если она одна, едет в отдельной камере. Несовершеннолетние тоже» .

Сортировка идет уже во время движения состава. Преступники, осужденные на особый режим, едут отдельно от тех, кому назначили сидеть в колониях строгого режима, а общий режим отделяется от приговоренных к колонии-поселению.
Для заключенных, больных туберкулезом, предназначены отдельные камеры.

Два года в пути

Заключённые в пути часто не знают, куда они едут. Некоторым удаётся узнать направление заранее в администрации СИЗО или колонии, другие пытаются угадывать.

«Спрашивают у конвойного, в каком направлении едут, а конвойному запрещено разговаривать со спецконтингентом, - говорит Вячеслав Першин. - Вот и приходится им вычислять путь следования по голосу диктора в динамике на промежуточных станциях» .

Был такой заключенный в Челябинской области, который два года заключения провел именно в «столыпинских» вагонах. Во время ареста у него не оказалось с собой документов, а может и выкинул при задержании. После следствия и суда его отправили на «севера». Однако в колониях отказывались брать человека без имени. Так и катался он по России этапом, лишь изредка отдыхая в камерах изоляторов, пока его не приняли в колонии возле Северного Ледовитого океана.

Прошли проверку

Есть в управлении конвоирования вагон, которому исполнилось 37 лет. Этот вариант как раз из тех, «столыпинских».
Туалет, тамбур и даже печка напоминают далекие советские годы.
Периодически их ремонтируют, но «сыплются» они, по признанию начальника, на глазах.
Зато вагонзаки нового поколения отвечают всем европейским требованиям содержания заключенных.


В новых вагонзаках есть всё, что требуется для перевозки заключённых. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

В ходе проверки члены Общественной наблюдательной комиссии не нашли нарушений в помещениях спецвагонов. Чистота и порядок, который наводят прикрепленные к вагону проводницы, удивляет и успокаивает. Нет замечаний, значит, их не будет и у заключенных.

«В следующий раз нас пообещали пригласить, когда будет погрузка спецконтингента, Увидим всё своими глазами: и погрузку, и приемку, и «шмон», - отметил председатель ОНК Василий Катанэ.

Справка:
Вагонза́к («столыпинский» вагон, вагон для перевозки спецконтингента) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
В 1908 году обычные товарные вагоны были приспособлены для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь. По имени инициатора этого массового переселения, министра царской России Столыпина, такие вагоны стали называться «столыпинскими». Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осуждённых.

Благодарим пресс-службу ОНК по Челябинской области за предоставленный материал.

16. Путешествие в столыпинском вагоне.

Я попал в двух местное отделение, куда нас было помещено 6 человек.

Конечно, в двух местном купе шести человекам разместиться было не так легко, да еще с кое каким своим багажем (здесь и далее - орфография, и пунктуация автора) и на продолжительную поездку.

Но все же мы разместились, по два человека на каждую полку, лежали в сутычь или валетом. При таком распределение площади у нас оказалась еще свободная площадь, род нижней лавкой и на полу.,на полу стояла параша.

В таком положение мы ехали

до г. Кирова.

22 июля наш поезд выехал со станции Сокольники, в 10 - 11 часов нас довезли до ст Перова, под Москвой. Здесь поезд остановился, мы первоначально не поняли в чем дело!

Наш конвой из вагонов ушел и мы остались взаперти, без всякой охраны.

На улице темная июльская ночь, слышаться орудийные и оружейные выстрелы, смотрим в окно и видим в верху разрываются снаряды.

Оказывается в это время на Москву был первый немецко-фашистский налет и по ним стреляли наши зенитки.

Фашистские самолеты были отогнаны. В вагон пришел канвой и поезд двинулся дальше.

Следующая наша остановка была ст. Киров.

На ст. Киров наш поезд пришел в середине дня; к нашим вагонам стал (стр. 123 и 124 - чистые.) подходить народ и рассматривать кого и куда везут?

И вот из толпы выделилась одна женщина лет 40 и стала громко кричать в наш адрес: Вот везут фашистов! Их надо уничтожать!

В таком духе она кричала довольно продолжительное время, вероятно желая своим криком привлечь здесь стоявших людей, но к нашему счастью она своему призыву не нашла последователей.

Во время крика на платформе стояли милиционеры и слышали произносимые женщиной погромные призывы, но ни кто из них не запретил ей произносить эти погромные призывы.

В Кирове к нам в двух местное купе подсадили 3х уркачей, теперь нас стало 9 человек, если шести человекам трудно было здесь разместиться, то

девяти человекам казалось бы не возможно, но у нас еще было три свободных места: это два на полу и одно место под нижней лавочкой и они там разместились… не вольно вспомнилась русская пословица «В тесноте да не в обиде»…

Погода стояла жаркая, в купе от большого количества народа была не стерпимая душнь, да еще здесь круглые сутки стояла «параша», куда ходили за большим и за маленьким. В уборную выпускали лишь два раза в день: утром и вечером.

Так что представьте себя, что у нас был в купе за воздух?

В вот в таком положении мы ехали 15 суток, и дыша этим воздухом; не было возможности ни спать, ни сидеть и стоять.

Питались в сухомятку, давали хлеб, рыбу (треску). Воду давали в довольно в ограниченном количестве.

Как нынче модно срать в головы людям словами: "Прости нас, Государь, не уберегли! Прости нас за измену, трусость и обман!" -

Романтично, правда?

Вот, для таких нужд переселений двухэтажный вагон и построили: первый этаж - для скота и скарба, второй - для людей. Всего один построили. Хотя, возможно ошибаюсь, может построили целых три или четыре таких вагона.

Некоторые елейно мироточат по убиенному "великому" реформатору Столыпину. Любят его цитировать. Один такой мироточащий как-то изрёк такую цитату: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Россию!" Чуть не упал. Помню, что кофе был горячий и я его пролил от услышанного.

Так вот, реформатор очень обрадовал верноподданных, ещё не отошедших от похода с Гапоном в Кровавое воскресенье, удивительными мерами по наведению порядка: военно-полевыми судами.

Справка: "За 1906 - 1907 годы они были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Предварительное следствие не проводилось, вместо него использовались материалы охранного отделения или жандармского управления. Обвинительный акт заменялся приказом о предании суду. Судебное заседание проводилось без участия в нем прокурора, защитника (обвиняемый должен был защищать себя сам) и без свидетелей защиты при закрытых дверях, при этом допускались допросы свидетелей со стороны обвинения (чаще всего в их роли выступали чины полиции). Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение по распоряжению начальника гарнизона..."

Адвокатов не было, свидетелей тоже, но попов хватало! -

От таких судов не то что в Сибирь поедешь на телеге, или в товарном вагоне. Пешком (вприпрыжку) побежишь!

Ещё упрекают советскую власть в том, что в её молодые горды храмы взрывали. Я так понимаю, что почти при полной народной поддержке взрывали. Толстопузы в рясах у рабочих и крестьян ни с чем иным, как с царским произволом, уже и не ассоциировались.

Цитата про "чудесные" экономические показатели: "О каком «промышленном прорыве» и «освоении Востока» при Столыпине можно говорить, если Россия стремительно сокращала железнодорожное строительство? Если в 1896-1901 годах в России строилось в среднем за год по 3100 вёрст железнодорожного полотна, то в 1902-1903 годах - уже по 1902 версты, а в 1908-1913 годах (как раз время правления Столыпина и сразу после него) - всего по 719 вёрст. Причина - катастрофическая нехватка денег, которую никакой Столыпин не мог преодолеть..."

Кто из вас пробовал ездить без нормальной еды, без лекарств, без доступа к врачу, за тысячи километров в товарном столыпинском вагоне? Взяв с собой всю свою семью, включая грудных детей. Не ездили, часом?

Конечно, были поезда и из пассажирских вагонов. Очень хорошо подходили для отчётных постановочных снимков -

И в Париж они не выехали. Они все остались в СССР. Как прощальный привет от никчёмного Николашки.

Так вот, прежде чем оплакивать "невинно" репрессированных в двадцатые и тридцатые годы, нужно подумать головой на счёт того, из какой они среды взялись.

Не одно десятилетие, при царях, в Российской империи творилась полнейшая антисоциальная херня, которая и принесла свои ужасные плоды. Плоды приходилось ловить и отправлять в тюрьмы и колонии. Отсюда и несколько повышенный процент сидельцев в молодые годы СССР.

Опишите среду обитания в России (1900 - 1922) любому участковому или следователю, они вам сходу и расскажут про то какая это была прекрасная среда для преступного мира.

Сейчас поймай на Украине обычного убийцу, который соседям во двор гранату кинул, что он скажет? Скажет что он политический активист и боролся за свои убеждения. Ещё и какие-то партийные побратимы найдутся, придут в зал суда переживать за своего подельника. Его осудят, сошлют на отсидку, а спустя годы оно будет всем рассказывать, что пострадал из-за убеждений! Был притеснён антинародным режимом!

Как сейчас потомки "невинных" и рассказывают о сталинском СССР. Они не дети убийц, воров, провокаторов, шпионов и предателей - все они дети "невинных" жертв.

Если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция, и не приведение большевиками страны в чувство, не было бы России уже давно.

"Во что превратился добрый русский народ? Почему он преобразился в жадного зверя, жаждущего крови? " - пишет мне одна дама на надушенном листке бумаги. "Христа забыли, его идеи растоптали",- пишет мне граф П. "Ну что, вы довольны? Во что превратилась великая доктрина любви к ближнему? Что сделали со святостью церкви и религии? " - спрашивает К. Бруйтам из Тамбова.
Все повержены, убиты, исполнены трепета при мысли об этой великой и трагической эпохе. Не имея возможности ответить каждому на его письмо отдельно, я постараюсь ответить всем сразу:
Милостивые государи и милостивые государыни, день расплаты за ваше преступное безразличие к жизни русского народа настал. Все что вы сейчас испытываете, все что вас терзает - вами всецело заслужено. И в ответ на ваши послания я могу сказать вам только одно:
Я желаю, чтобы все ужасы жизни, которые созданы вами самими, приняли более глубокие и чувствительные размеры, чтобы ваши сердца страдали все более и более. Чтобы слезы прогнали сон от ваших глаз. Чтобы вихрь сумасшествия и ненависти опустошил нашу страну и истребил бы вас. Вы этого заслуживаете. Не удивляйтесь, если в ваших душах все, что остается доброжелательного и честного, будет стерто грязью и низостью, которая там находится и на которую вы обращаете к сожалению так мало внимания. Ваши души полны мерзостью, ложью, жаждой к власти и всеми низкими инстинктами..."

М.Горький Письмо к русским монархистам, Берлин, 1920.

П.С. И кто все эти смешные люди, которые от имени всех граждан позволяют себе просить прощения у какого-то предателя-неудачника?

Хотя, если учесть уровень надвинувшегося образования, то это и не удивительно -

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

Итак, «столыпинский вагон» - это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.


Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.

Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» - «первого принял», «второй пошел» - «второго принял» и так далее.

Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).

Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

И еще одно своеобразное дополнение к наказанию - это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.


Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» - молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.

PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.


Оригинал:


error: Контент защищен !!