Осаго: руководство по эксплуатации. Что такое осаго – откуда оно появилось, на каких принципах основано и как работает Расчеты страховых компаний

Даже начинающие автомобилисты знают, что прежде чем выехать за рулем на улицы города, необходимо оформить страховку. За отсутствие полиса ОСАГО предусмотрен штраф. Дополнительные расходы удорожают и без того недешевое содержание автомобиля и вызывают недовольство граждан.

Но закон об «автогражданке» был принят вовсе не из желания собрать побольше денег с населения. Рассмотрим, с какого года ввели ОСАГО в России, и какая цель при этом преследовалась.

Предпосылки для разработки закона

Благодаря экономическим реформам в стране, в 90-е годы количество автомобилей на дорогах резко увеличилось. Соответственно увеличилось и число ДТП, где новым и не очень машинам наносился ущерб разной степени. Поврежденный транспорт требует ремонта, стоимость которого может быть весьма и весьма высокой. Кто должен его оплачивать? Согласно гражданскому законодательству, любой вред, причиненный чужому имуществу, должен быть полностью возмещен виновным в его причинении. Иными словами, оплатить ремонт разбитой в ДТП чужой машины должен виновник аварии. Если только он не сможет доказать, что действовал в условиях крайней необходимости или форс-мажора.

Учитывая невысокие доходы населения, для возмещения стоимости ремонта дорогой новой иномарки водителю другой машины приходилось расстаться с солидной суммой денег, а порой и с собственным имуществом: автомобилем и даже квартирой. Были примеры и криминальных случаев, когда ценой ошибки за рулем становилась жизнь.

Между тем, еще в первой половине прошлого века в США начали страховать имущественную ответственность автовладельцев. Такая страховка позволила переложить бремя финансового возмещения с водителя на его страховую компанию. Европа также переняла полезный опыт, но в России в силу социально-экономических причин он внедрен не был, хотя такая идея в 60 годах в СССР обсуждалась.

Однако в начале нового века стало очевидным, что необходимо вводить обязательное страхование не самих транспортных средств, а ответственности их владельцев. Это позволит решить сразу несколько острых проблем:

  • защитит автомобилистов финансово;
  • снизит криминальную напряженность в обществе в целом;
  • сделает водителей более дисциплинированными.

Когда ввели ОСАГО в России

На проработку всех аспектов нового закона ушло довольно много времени - около 10 лет. Первые законопроекты были внесены в Госдуму еще в 1993 году. Однако рассмотрение нового нормативного акта в первом чтении состоялось только в 2000 г. Затем последовали еще два года доработок и, наконец, в апреле 2002 года закон был одобрен Федеральным собранием и подписан Президентом.


Однако ОСАГО стало строго обязательным лишь спустя год - с 1 июля 2003 года. Столь длительный промежуток времени потребовался для проработки механизмов реализации нового закона и принятия соответствующих документов. В дальнейшем вводились различные поправки и дополнения, а в 2014 году законодательство об ОСАГО было серьезно реформировано.

Когда автострахование только стало обязательным, это вызвало серьезный негативны отклик как со стороны водителей, так и от страховых компаний. Высказывались претензии к тому, что новый закон серьезно ограничивает права граждан и коммерческих компаний на свободу договора и собственности, гарантированных Конституцией. Кроме того, стоимость полиса оказалась довольно высокой для большинства автовладельцев. Но Конституционный суд, рассмотрев обращение группы депутатов, счел, что основному закону ограничения, налагаемые ОСАГО, не противоречат.

Особенности обязательной страховки

Главной особенностью страхования ответственности автовладельцев является его обязательность. Причем как для самих водителей, так и для страховых компаний. К неудовольствию последних, государство жестко ограничивает размер страховой премии за счет введения единого для всех механизма ее расчета и тарифного коридора. С 2016 года страховщики не могу ссылаться даже на отсутствие у них необходимых бланков - появилось оформление полиса электронным способом.

В отличие от имущественного страхования, ОСАГО страхует не автомобиль, а ответственность его владельца или водителя перед третьими лицами в случае ДТП. Если при аварии был поврежден чужой автомобиль, то его ремонт оплатит страховщик виновника. При отсутствии у него полиса, возмещение производит уже он сам.

При расчете стоимости страховки учитывается такой коэффициент как КБМ () Его суть состоит в том, что дисциплинированный водитель, аккуратно ведущий себя на дорогах и не устраивающий аварии, при заключении каждого последующего договора ОСАГО платит все меньше им меньше. Разница может составить до 50%. Соответственно действует и обратная зависимость - неоднократный виновник ДТП будет с каждым годом платить больше.

Страховое возмещение по ОСАГО имеет ограничение. Максимум, который может получить пострадавший водитель, равен 400 000 руб. Если же эта сумма не покрывает стоимости ремонта, то недостающую часть придется взыскивать в виновника уже самостоятельно, в рамках гражданского иска.
Введение ОСАГО, хоть и вызвало немало споров, позволило добиться поставленных целей. Очередные поправки, защищающие автовладельцев и расширяющие возможности страховых компаний по премированию аккуратных водителей, вступают в силу с 1 июля 2018 года

Каждый год на дорогах появляется огромное количество новых водителей, только начинающих изучать правила дорожного движения и вникающих в тонкости вождения. Глубокое штудирование ПДД, сдача экзамена на предмет допуска к вождению авто.

И вот они – права на управление ТС. Остается только получить страховку и можно смело ездить по дороге общего пользования. Однако, далеко не каждый из будущих автомобилистов знает, когда ввели ОСАГО в России. А ведь история возникновения автогражданки очень даже интересная.

История развития автострахования берет свое начало в далеком 1898 году, спустя всего 3 года после изобретения первой машины. Но это была не обязательная процедура, а добровольная.

В то время первой на стезю страхования стала компания «Travels Insurance Company», заключив первый в мире договор страхования транспортного средства. Первым владельцем страховки стал некий Мартин Трумэн.

Стоимость полиса составляла 12 долларов, а при наступлении страхового случая компанией-страховщиком полагалась компенсация в размере 500 долларов. В те года это были достаточно большие деньги. Примечательно то, что Трумэн приобрел автостраховку от столкновения имеющегося в его распоряжении чудо-повозки с конным экипажем, а не с иным ТС механического типа, коих на тот момент было очень мало.

Чуть больше трех десятков лет потребовалось автопрому Соединенных Штатов для наращивания достаточного количества автомобилей, требуемого для введения страхования как обязательной процедуры во время приобретения ТС.

Впервые прототип обязательного автострахования был введен в Штате Массачусетс в 1925 году. Чуть позже эта концепция начала развиваться и в других регионах США, а к середине 30-х годов 19 столетия эстафетную палочку под названием «ОСАГО» приняли и европейские страны. Уже после 50-х годов 20 века автогражданка стала общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Начало автогражданской история в России

Вопреки общему предубеждению идея создания страховок, обязательных к заключению, в Российской Федерации появилась достаточно давно.

По мнению многих экспертов, страхование в РФ появилось в 1924 году, ровно за год до введения автогражданки в Соединенных штатах.

Но в силу незначительного количества механических ТС в тогдашнем СССР, данная идея от вождей, управляющих Советским Союзом, была сочтена неактуальной, хоть и очень интересной с точки зрения защиты участников дорожного движения, и получения прибыли в казну страны.

В 60-е годы появилось куда более серьезное направление в сфере автогражданского страхования. На этот период припадает разработка советского варианта автогражданки. Однако, и эта попытка ввести обязательное страхование авто не увенчалась успехом.

И только в 1993-94 годах начали рассматриваться первые реальные законопроекты по автогражданке на заседаниях молодой Государственной Думы.

Опять-таки, в силу неполной осведомленности и некомпетентности соответствующих органов разработка страховок данного типа шла очень медленно. И только в 2000 году финальный законопроект был принят в первом чтении.

После этого шла его стремительная доработка, а 25 апреля 2002 года страна смогла ознакомиться с первым . Правда, действовать он начал только через 15 месяцев – 1 июля 2003 года.

Первая реакция на появление обязательного автострахования была воспринята автомобилистами очень негативно, ведь теперь они были вынуждены тратить свои деньги на приобретение полиса. Сегодня же автогражданка – это обыденность, а ее присутствие иногда помогает восстановить работоспособность автотранспортного средства в случае возникновения ДП.

Тарифы 2014 и 2015 гг.

Что нужно знать об ОСАГО?

С момента, когда страхование ТС стало обязательным, законопроект «Об ОСАГО» претерпел очень много изменений, в него было внесено огромное количество поправок.

За что мы платим?

Среди особенностей автогражданки хотелось бы выделить несколько важных моментов:

  1. Правила заключения договоров автогражданки, тарификация регламентируется Правительством и Центральным Банком Российской Федерации.
  2. Как и во многих Европейских странах, в нашей автогражданке есть такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение ущерб». Благодаря Европротоколу водители имеют возможность оформить происшествие без привлечения сотрудников ведомственной структуры Госавтоинспекции. Под прямым возмещением подразумевается истребование возмещения причиненного в результате ДТП ущерба непосредственно от своей страховой компании, где у автомобилиста заключен договор. И в первом и во втором случае есть некоторые факторы, исключающие возможность использования данных услуг: в ДТП участвовало более двух авто, во время аварии был причинен вред здоровью и жизни участников. При этом оба участника должны иметь при себе действующие полисы ОСАГО. На протяжении нескольких лет огромным минусом отечественного «прямого возмещения» было то, что это больше альтернативный вариант автогражданки. Тогда как в зарубежных странах такой вид страхования и выплаты компенсации является безальтернативным. То есть у пострадавшей стороны есть выбор, в какую фирму обращаться за компенсацией в случае возникновения страхового случая – в свою или второго участника дорожного происшествия. Но нередко свобода выбора оборачивалась против автомобилистов, так как СК старались отправить своего клиента в стороннюю фирму. Внесенные 2 августа 2014 года поправки в ФЗ «Об ОСАГО» изменили сложившуюся ситуацию.
  3. При заключении договора автострахования работает гибкая система скидок, возрастающая в зависимости от количества лет безаварийного стажа – так называемый коэффициент «бонус-малус». За каждые безаварийные 12 месяцев езды размер скидки увеличивается на 5%. При наличии ДТП, произошедших по вине автомобилиста, размер взноса увеличивается в зависимости от количества аварий в прошедшем страховом году.

Особенности тарификации

Эффективность автогражданки для обоих сторон договора, водителя и страховщика, по большому счету зависит от используемых систем тарификации. Правильно выбранная система тарифа позволяет корректно произвести расчет стоимости полиса страхования машины.

Даже незначительнее изменение в исходных данных водителя, коэффициентах может в значительной степени отразиться на конечной стоимости страховки.

В отличие от , при выборе полностью исключается выбор рисков, а качество и правильность расчета зависит от компетентности обслуживающего менеджера и от грамотно выбранных коэффициентов.

В 2015 году произошло первое изменение тарифов в сторону увеличения, что повлекло за собой увеличение стоимости самих договоров страхования.

По состоянию на сегодняшний день максимально допустимая сумма к выплате пострадавшей в результате дорожного происшествия стороне составляет 400 тыс.руб. на каждое поврежденное авто и 500 тыс.руб. – при нанесении вреда жизни и здоровью людей.

На изменение системы тарифов повлияли следующих факторы:

  • высокий уровень инфляции;
  • рост цен на медобслуживание;
  • растущая стоимость на запасные детали и комплектующие для авто, а также на услуги по ремонтно-восстановительным работам.

Как рассчитывается ОСАГО?

Изменения от апреля 2015 года.

Тарифы, коэффициенты, используемые для проведения расчетов размера страховых взносов по автогражданке, регламентируются Центробанком РФ.

Согласно законодательной базе, тарифы являют собой единую расчетную систему для любой СК, имеющей лицензию на распространение полисов ОСАГО и материальную ответственность перед страхователями. Правда, с 11.10.2014 г. страховщикам было разрешено варьировать базовыми фиксированными тарифными ставками, но в пределах определенного предела.

Сегодня в сети интернета есть масса различных онлайн-калькуляторов, позволяющих произвести расчет предварительной стоимости страховки. Это дает возможность получения информации, касаемо выгоды приобретения данного вида услуг в той или иной СК.

Чтобы узнать стоимость страхового полиса в режиме реального времени, необходимо иметь при себе данные о ТС, его владельце, а также допущенных к управлению лиц, если договорные обязательства оформляются на условии ограничения списка водителей.

Коэффициенты, используемые при расчете стоимости автогражданки

Вписанных в договор страхования.

  • Км – коэффициент мощности ТС легкого типа.
    У машин с высокой мощностью этот коэффициент больше.
  • Кс – коэффициент, учитывающий время эксплуатации автотранспорта.
  • – коэффициент, учитывающий период безаварийно езды автомобилиста/автомобилистов.
  • Итог

    В завершении публикации хотелось бы подвести небольшой итог:

    1. История развития автогражданки, как обязательного вида страхования, действует с 25 апреля 2002 года. Но фактически дата её старта началась годом позже.
    2. Базовые тарифы регламентируются законодательством и Центробанком РФ. Они могут быть разными в различных СК, правда, размер незначителен.
    3. При расчете учитывается несколько основных коэффициентов, зависящих от возраста и стажа автомобилиста/автомобилистов, от безаварийного стажа, от территориальной привязанности будущего владельца/владельцев автогражданки.

    А какое ваше отношение к страховке ОСАГО? Подходят ли вам предлагаемые государством условия страхования?

    В 2002 г. правительство приняло Концепцию развития страхования в России, в которой немалая роль уделена именно обязательному страхованию. Однако реализация прописанных в концепции предложений (усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, введение новых видов обязательного страхования и др.) сегодня существенно осложняется. В первую очередь изза того, что кабинет министров отклонил законопроект «Об осуществлении обязательного страхования на территории России», которому отводилась главная роль в регулировании этих видов страхования. А в поправках к главному страховому документу - закону об организации страхового дела - говорится, что условия и порядок проведения обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

    Возникает юридическая коллизия. С одной стороны, называется обязательным, если оно регулируется федеральным законом (сегодня таковыми являются обязательное страхование пассажиров, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих). С другой стороны, есть более 40 видов страхования, которые введены «нестраховыми» законодательными актами, но также нуждаются в определении положений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии исполнения страховых услуг.
    Но как отреагирует на новый вид обязательного страхования население? Проблема готовности россиян к обязательному страхованию носит системный характер. Причины низкого спроса на страховые услуги во многом обусловлены общим состоянием российской экономики. За время кризиса люди привыкли решать свои проблемы сами, не дожидаясь помощи ни от государства, ни от финансовых институтов. Готовность граждан страховаться будет видна только тогда, когда они почувствуют реальную защиту своих интересов.
    Представители компаний уверяют в том, что обязательное и добровольное страхование не только не конкурируют между собой, а, наоборот, дополняют друг друга - так, обязательное страхование гражданской ответственности не делает добровольное страхование автомобиля невыгодным для клиента. Если человек заинтересован в защите своего имущества, то не станет пренебрегать преимуществами, которые дает добровольное страхование.
    Изначально Закон об ОСАГО преследовал две основные цели:
    а) гарантированное возмещение вреда всем участникам дорожного движения;
    б) повышение безопасности дорожного движения.
    Что касается гарантированного возмещения вреда, то закон уже работает, выплаты идут. Кроме того, растет число не только имущественных претензий, но и претензий по возмещению ущерба жизни и здоровью. Таким образом, во многом благодаря этому закону люди начинают выше ценить и свою жизнь, и свое здоровье.

    В части же повышения безопасности дорожного движения действие закона проявилось еще не в полной мере.
    Польза от действия Закона об ОСАГО очевидна прежде всего для участников дорожного движения: автовладельцев и пешеходов. ОСАГО ориентировано на людей, которым причинен вред, то есть на потерпевших. Они получают реальные деньги, и получают их достаточно быстро. До введения закона компенсировалось не более 15 % причиненного ущерба. И это по имущественным потерям. Что же касается других видов ущерба, то размер компенсаций был гораздо меньше. Да и, кроме того, никто и не брался оценивать этот ущерб.
    Сейчас основная масса таких случаев оценивается, и люди получают реальные компенсации ущерба как имуществу, так и здоровью.
    Большинство аналогичных систем страхования автогражданской ответственности в зарубежных странах имеет в виду прежде всего страхование водителя, его водительского удостоверения, а не транспортного средства (как это существует в России). Тем не менее стоит вспомнить, что многие страны прошли свой путь от первоначального страхования транспортного средства к страхованию водителя. Чтобы закон заработал, очень важно осуществлять четкий контроль за исполнением закона. На текущем этапе такой системой контроля является регулярный технический осмотр автомобиля Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения. Именно здесь можно проконтролировать «обязательность» обязательного страхования автогражданской ответственности.
    Этот вопрос действительно важен, так как многие водители недовольны тем, что при смене автомобиля они вынуждены решать дополнительные бюрократические проблемы, связанные с переоформлением страховых документов.
    Многие положения действующего закона опираются на опыт, который имели все страны Европы. Этот опыт позволяет говорить об определенной логике развития системы обязательного страхования автогражданской ответственности.
    Принятие подобного закона обсуждалось еще в 60х гг. XX в., т. е. в советское время. Тем не менее неоднозначная оценка экономических последствий принятия закона в рамках социалистической экономики помешала введению норм страхования автогражданской ответственности. Снова тема стала актуальной в начале 1990х годов, когда стали развиваться рыночные отношения и рынок страховых услуг. Сегодня же достаточно быстрое введение данного закона было обусловлено требованиями, предъявляемыми к странамкандидатам, вступающим во Всемирную торговую организацию. Одним из таких требований является наличие в национальном законодательстве подобной системы страхования. Таким образом, на данном этапе совпали интересы страховщиков, потерпевших и государства. Кроме того, опыт добровольного страхования показал, что эта услуга развивалась достаточно быстро. В крупных городах охват добровольным страхованием на момент принятия Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности составлял до 30 % от числа автовладельцев.
    Ежегодно в мире происходит огромное количество ДТП, в результате которых получают травмы люди, разбиваются автомобили, приходит в негодность багаж. Убытки по данным происшествиям практически во всем мире покрываются за счет страхования ответственности владельцев транспорта. В развитых европейских странах этот вид страхования является обязательной системой финансовых гарантий пострадавшим.
    Обязательность этого вида страхования предопределяется тем, что каждый владелец транспортных средств обязан возместить материальный ущерб третьим лицам, нанесенный им в результате ДТП.
    Как показывает социологический опрос лиц, владеющих автомобилями, многие из них уверены, что они не могут быть виновниками автодорожных происшествий. Поэтому не каждый владелец автомобиля намерен стать участником создания денежного фонда по страхованию гражданской ответственности в добровольном порядке. В создании страхового резерва по страхованию гражданской ответственности должны принимать участие все владельцы автотранспортных средств, являющихся источником повышенной опасности.
    При этом следует руководствоваться тем, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводится в интересах всего населения, поскольку каждый человек может попасть в автодорожное происшествие и оказаться в числе пострадавших. По мере увеличения парка автомобилей вероятность попасть в автодорожное происшествие возрастает. Следовательно, с точки зрения социального значения страхование гражданской ответственности целесообразно проводить в обязательном порядке. Обязательность этого вида страхования обеспечит надежную защиту материальных интересов населения, создаст необходимую устойчивость страховых операций и удешевит их проведение.
    В Российской Федерации Закон об ОСАГО был принят Государственной думой и подписан Президентом РФ еще в апреле 2002 г. Изза долгих дискуссий о тарифах страховых компаний на эту услугу сама система стартовала в России 1.07.2003 г. С этого дня каждый владелец транспортного средства должен был застраховать свою ответственность перед третьими лицами на случай ДТП. Подготовкой к реализации закона наряду со страховыми компаниями и департаментом страхового надзора Министерства финансов занимается Российский союз автостраховщиков.



    error: Контент защищен !!