По какой стороне едут велосипедисты. По какой стороне дороги должны двигаться велосипедисты? Штрафы за нарушение правил дорожного движения велосипедистами

{ ArticleToC: enabled=yes }

Каждый, кто садится за руль велосипеда, становится участником дорожного движения. Поэтому и требования к нему стол же строги, как для авто водителей и водителей мотоциклов.

Чтобы обеспечить безопасность для себя и окружающих, водители этих средств передвижения должны соблюдать правила.

Число колесных мобильных средств, которые в движение приводятся мышечной силой человека, растет год от года. Их покупают в специализированных магазинах и берут напрокат: на них едут на работу, везут в садик детишек, совершают прогулки и поездки по магазинам и просто используют, чтобы поддержать здоровье.

Поэтому, чтобы на дорогах не возникала неразбериха, велосипедисты должны соблюдать правила.

В европейских странах этот вид транспорта является едва ли не самым популярным. Дания, Германия, Голландия, Бельгия являются лидерами по увлечению ними. Там развитая сеть велосипедных дорожек, установлены специальные светофоры, что подтверждает внимание людей к мобильному транспортному средству. В Дании, к примеру, автомобиль сегодня считается роскошью, а велосипед занял значительную нишу среди средств передвижения. Объясняется это введением высокого налога на покупку авто, который превышает стоимость самого автомобиля. К этому добавилось введение платы за парковки. Вот и приобрело популярность это средство передвижения, которое используют для поездок в места, куда нельзя добраться пешком и на автомобиле, на нем разрешено заезжать в цент крупных городов. Езда на таком транспорте, еще и для здоровья полезна.

Преимущества, которые дает это средство передвижения:

  • цена – она ниже намного, чем на другие виды транспорта;
  • нет нужды покупать бензин, цены на которой достаточно высоки;
  • малые габариты;
  • нет проблем, которые связаны с пробками на городских дорогах в часы «пик»;
  • скорость. Она, в сравнении с мотоциклами и автомобилями ниже, тем не менее, благодаря мобильности, добраться в нужное время быстрее на велосипеде;
  • вращение педалей оборачивается своеобразным плюсом: это помогает накачать мускулы ног;
  • пребывание на свежем воздухе (где нет выхлопных газов) оборачивается для здоровья еще одним плюсом;
  • езда акцентирует внимание, помогает человеку сосредоточиться.

Список основных достоинств получился немаленьким.

Но о недостатках то же нельзя замалчивать:

  • проблема хранения;
  • недостаточное количество парковок в городах и оборудованных дорожек;
  • сезонность, т.е. в дождливую погоду и зимнее время этот транспорт малоэффективен.

Среди основных производителей главенствует Китай — там сосредоточено огромное число заводов по сборке и выпуску дешевого и мобильного транспорта. Но, не спешите хаять производителя – о его продукции сказано немало хороших слов, притом, что в сравнении с именитыми европейскими изготовителями, стоит мобильный транспорт намного меньше.

То, что в мире насчитывается до миллиарда любителей прокатиться « с ветерком», свидетельствует о многом, и о том, что люди задумались об экологии и таким образом ведут борьбу с загрязнением воздуха.

Негативные последствия популярности авто

  • загрязняют воздух;
  • требуют значительных финансовых вложений, в том числе на текущий и плановый ремонт;
  • сильно шумят;
  • долгое время, проводимое за рулем, является причиной развития некоторых заболеваний;
  • малая подвижность водителя ведет к тем же проблемам.

Эти проблемы не знакомы тем, кто выбрал мобильный транспорт. Если его будут и далее популяризироваться, то он станет транспортом будущего, особенно наблюдая, сколь быстро развивается производство, сколько разработано новых моделей и гаджетов к нему.

Выдержки из главы 6 правил для велосипедистов

В главе прописаны правила, которые четко должны соблюдаться при выезде за пределы собственного дома, когда сидящий за рулем превращается в полноправного участника дорожного движения.

Какие существуют правила для велосипедистов

Правилами дорожного движения (глава 6 «Требования к водителям мопедов и велосипедов») четко регламентируют поведение велосипедистов, покинувших свой дом, и оказавшихся на дорогах.

Рассмотрим основные правила, прописанные в этой главе:

6.1 На велосипедах по проезжей части двигаться правилами разрешается гражданам, достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Детишки, которым исполнилось 14 лет, в соответствие с правилами могут кататься одни по дорогам. Младшим правила разрешают передвигаться исключительно по тротуарам. А тем, кому нет и 7 лет, кататься можно только под присмотром взрослых.

6.2. Мобильный транспорт, о котором идет речь, необходимо оборудовать отражателями света – это еще одно правило велосипедиста. Цвет отражателя, установленного впереди – белый, сзади крепится отражатель красный, по бокам – оранжевого цвета. Правила требуют, чтобы помимо светоотражателей, был звуковой сигнал.

6.3. Если движение проходит в условиях ограниченной видимости, в частности ночью, правила требуют, чтобы пользовались установленными спереди и сзади фонарями, которые помогут на проезжей части обозначить транспортное средство.

6.4. Следующее правило: чтобы участникам движения не мешать при передвижении группой, ехать нужно цепочкой, т.е. друг за другом. Если движется колонна, то велосипедисты разделяются на группы, по 10 человек в каждой, и движутся, соблюдая между группами дистанцию в 80-100 метров. Между самими «водителями» по правилам расстояние выдерживается не менее 1,5 метров. Выполнение этого правила поможет беспрепятственно двигаться водителям другого транспорта, избегая образования пробок.

6.5. Грузы перевозить разрешается таких габаритов, которые не мешают управлению велосипедом. Правила разрешают перевозить грузы на багажнике или прицепе специальном, но не предусматривают транспортировку груза негабаритного.

  • управлять транспортом, у которого неисправен сигнал, тормоза, нет освещения (в темное время), а также при плохой видимости;
  • ехать по проезжей части нельзя, если рядом есть велодорожка;
  • двигаться по дорожкам для пешеходов (кроме велосипедов детских);
  • держаться при движении за другое транспортное средство;
  • ехать, не держась за руль или сняв с педалей ноги;
  • перевозить на дополнительно сиденье взрослых людей (детей до 7 лет) разрешается при условии,
  • что сиденье оборудовано подножками);
  • не допускается правилами велосипедистов буксировка велосипедов, мопедов, прицепов (кроме оговоренных выше).

Правила: где разрешено ехать транспортному средству

По проезжей части ехать обязаны (по правилам) как можно ближе к правой обочине. Часто мешают выполнить это правило припаркованные машины, которые нужно объезжать, что очень рискованно с точки зрения движущегося сзади транспорта и со стороны водителя припаркованного авто, который может открыть дверь перед носом велосипедиста, не заметив его приближения.

Если во время поездки произошла поломка, случилась травма или просто человек устал и хочет пройтись пешком, он превращается в пешехода, даже шествуя с транспортным средством. Двигаться теперь он должен согласно правилам по краю левой обочины – навстречу движущемуся транспорту, чтобы в случае опасности, быстро среагировать.

Как по правилам обозначается велосипедная дорожка

При наличии велодорожки, двигаться нужно только по ней.

На ее наличие указывает дорожный знак, предусмотренный правилами:

При отсутствии знака, на велодорожку наносят разметку с указанием направления движения (говорено правилами).

Если она есть, то правилами велосипедистов запрещается движение по проезжей части. Пока в нашей стране дорожек немного, поэтому колесят велосипедисты наравне с фурами и автомобилями, поэтому вопрос личной безопасности необычайно актуален.

Что важно знать, чтобы обезопасить себя на дорогах

  • Ехать по дорогам опасно, потому что велосипедистов в темное время могут не заметить. Чтобы такого не случилось, рекомендуется надевать велоодежду поярче и оборудовать свой транспорт светоотражающими элементами, как требуют правила для велосипедистов, раздел 6.2. Заднюю фару нужно включать согласно п. 6.3 правил для велосипедистов. На руль крепят велофонарь, работающий от аккумулятора или батареек.
  • Передний фонарь поможет издалека заметить транспорт и осветит путь.
  • Часто у фар есть разные функции: непрерывного свечения, мигания.
  • Чтобы не рисковать, поворачиваясь назад, оборудуйте мобильный транспорт зеркалом заднего вида, прикрепив его к рулю. Этот незамысловатый аксессуар поможет сконцентрировать внимание на дороге.
  • Еще одним пунктом правил, направленным на сохранение здоровья велосипедиста, является обязательное ношение шлема, который защитит голову при падении, от которого не застрахован даже опытный водитель. Ведь обстоятельства не всегда зависят от его опыта и умения.

Нужны ли велосипедисту права

До настоящего времени этого не требовалось, но в Госдуме уже подняли этот вопрос, на который неоднозначно отреагировали владельцы «железных коней». Большая часть негативно отозвалась об этом решении. Но, вызваны меры глобальным нарушением правил, нежеланием оборудовать соответственно свое транспортное средство, пренебрежением правилами безопасности — ношением светоотражающей одежды и шлема.

Права помогут повысить культуру этих водителей, а также применять к ним штрафы за допущенные нарушения. Но, не только они виноваты в ДТП на дорогах, поэтому желательно бы было заняться устройством велодорожек, о чем пока новостей нет.

Когда закон примут, передвигаться можно будет, только имея удостоверение, похожее на права автолюбителя. Но, учитывая возросший интерес к велосипедам, введение обязательного обучения для получения прав, может стать причиной, по которой спрос на велосипеды упадет.

В правилах велосипедистов предусмотрены жесты, помогающие определит, какой маневр они будут выполнять.

Руки выполняют роль автомобильных фар:

  • когда ее поднимают в правую сторону — будет направо поворот;
  • поднимая руку вверх, водитель будет продолжать двигаться по прямой;
  • налево не поворачивают — запрещено.

Как поступить, раз нельзя повернуть налево. В этом случае, доезжают до ближайшего подземного или наземного перехода и переходят дорогу, спешившись. Если вам сложно проделывать знаки руками, приобретите электронную систему, указывающие повороты. О готовящихся маневрах сообщайте коллегам по движению на дорогах заранее, чтобы они могли вовремя сориентироваться.

Видео: Велосипедист стоит в пробке

Думаю, каждый из нас с уверенностью скажет, что у нас в России принято правостороннее движение. И на вопрос «По какой стороне дороги должен ехать велосипед (автомобиль/автобус/мотоцикл)?» каждый ответит: «По правой стороне дороги».

Более того, сейчас в школах дают основы ПДД для пешеходов и велосипедистов. А велосипедист, решивший выехать на проезжую часть, просто обязан перед этим изучить касающиеся его пункты ПДД. Благо, их немного.

И тем не менее, каждое лето я сталкиваюсь с нерадивыми велосипедистами, которые едут по краю правой полосы дороги во встречном направлении. Причем сталкиваюсь я обычно с такими несознательными гражданами, будучи сам верхом.

А что пишут в ПДД?

Согласно ПДД, при отсутствии тротуаров и обочины пешеход может передвигаться по дороге во встречном направлении. Но если вы едете на велосипеде, то являетесь транспортным средством и обязаны передвигаться только в попутном направлении!

Запомните: ехать на велосипеде по проезжей части можно только в попутном направлении и при отсутствии рядом велодорожки! Если вам страшно передвигаться по дорогам общего пользования и вы шарахаетесь от каждой проезжающей мимо машины, может просто оно того не стоит? Ощущение контроля ситуации при езде по встречке – ложное: в случае чего, реакции для предотвращения ДТП скорее всего не хватит, а смотреть на приближающуюся на всех парах фуру мне кажется жутким занятием. Если боитесь регулярно оглядываться на дороге, прикупите велосипедное зеркало; обязательными на дороге являются также задний и передний габарит и яркая светоотражающая одежда.

Стоит обратить внимание и на лиц, ведущих велосипед. Согласно ПДД, они должны вести велосипед в попутном направлении. Хотя, этот вопрос я бы оставил открытым.

Почему велосипедисту нельзя ехать по встречке?

  1. Разница скоростей

    Допустим, в городском режиме средний велосипедист едет с максимальной скоростью 30 км/ч, а автомобиль – 60 км/ч. При встречном движении их относительная скорость составляет 90 км/ч, а при попутном – 30 км/ч. Разница относительной скорости – в 3 раза! Риски для велосипедиста, соответственно, тоже.

  2. Внезапность маневров велосипедиста

    Представьте, вы летите со спуска на велосипеде по правому (а для вас – левому) краю встречки. И на высокой скорости внезапно вам под колесо попадает камень/масло/лужа, в результате чего можно упасть или резко вывернуть вбок. Результат: вы на полной скорости влетаете в несущийся на вас встречный автомобиль. В случае попутного движения, шанс того, что водитель успеет увернуться, гораздо выше.

  3. Препятствие для других водителей:

    велосипедистов, водителей мопедов и других тихоходных транспортных средств. Движением против шерсти вы мешаете другим велосипедистам, тихоходным транспортным средствам и формируете негативное отношение к среде велолюбителей со стороны автомобилистов. Нередки ситуации, когда я еду по краю правой полосы в попутном направлении, слева – сплошной поток транспорта, справа – отбойник, а на встречу против шерсти едет довольный велосипедист, искренне уверенный в своей правоте. Честно, хочется стукнуть в лоб. Каждому.

Надеюсь, хоть один велосипедист после прочтения этой статьи перестанет практиковать английское левосторонне вождение в российских реалиях. Не нарушайте ПДД, уважайте себя и других участников дорожного движения независимо от выбранного ими средства передвижения!

P.S. Обязательно проверьте свои знания ПДД, кликнув на картинку рядом!

Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.

Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.

Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».

Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м».

В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.

Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.

Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения , а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств «hands-free». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.

Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».

Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.

Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).

Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, чем в случае с автомобилистами , но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».

Согласно фактам

И это грустно. Сесть на велосипед может каждый, кто обзавёлся двухколёсным другом и научился педалить. Чтобы водить велосипед, сдавать экзамены в ГАИ не нужно. Отсюда и повальная безграмотность велосипедистов.

Поэтому неплохо бы разобраться с тем, как и где можно ездить на велосипеде согласно ПДД.

Общие положения ПДД

Разберёмся с основополагающими понятиями.

Велосипед согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед , мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств .

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.

Очень важно запомнить, что велосипед является транспортным средством. Это значит, что все пункты ПДД, касающиеся транспортных средств, касаются и велосипедистов.

Обязательные требования к велосипедисту

К водителю велосипеда каких-то особых требований нет. Шлем, как мотоциклистам, одевать не надо. Но для личной безопасности всё же стоит обзавестись.

Перед выездом велосипедист, как и водитель любого транспортного средства, обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Какие сигнальные огни должны быть на велосипеде

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

А вы включаете переднюю фару на велосипеде днём? Я, честно, нет. Хотя задумывалась об этом. Ведь в ПДД написано «транспортное средство», а велосипед, как мы разобрались в самом начале, тоже транспортное средство. А ведь сотрудник ГИБДД может и штраф влепить.

Внимание! Запрещается движение при не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Где можно ездить на велосипеде?

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

При чем пункты взаимоисключаемы. Т.е. если есть велосипедная дорожка, а вы едите по правому краю проезжей части, то это нарушение ПДД. Обратите внимание, что по тротуару разрешается ехать лишь в крайнем случае. А в повседневной жизни часто происходит наоборот.

Велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?

Вот что говорится по этому поводу в ПДД:

Как показать сигналы поворота рукой

Я видела, что некоторые велосипедисты устанавливают световые индикаторы поворотников с переключателем на руле. Обычно индикаторы крепятся под седло. Но я бы не ленилась показывать повороты рукой - какой процент автомобилистов ожидает увидеть у велосипедиста сигнал поворота под седлом?

Как и когда нельзя ездить на велосипеде?

К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
  • Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
  • Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.

Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.

Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?

  1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
  2. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Штрафы для велосипедистов

По идее, если велосипед - такое же транспортное средство, что и автомобиль, то и штрафы должны быть такими же. Но статья 12 Кодекса об административных нарушениях РФ вычёркивает велосипед из категории транспортных средств:

Но в КоАП есть специальная статья для велосипедистов, которая предусматривает штрафы за нарушение правил:

Практически любое нарушение ПДД выльется велосипедисту в штраф 800 рублей . А за нарушение, допущенное в состоянии опьянения - 1 000 - 1 500 рублей. Для сравнения, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии карается 30000 рублями.

В заключение предлагаю посмотреть интервью «ПДД для велосипедистов» с работником ГИБДД. В этом интервью работник ГИБДД объясняет многие моменты, а также, как правильно велосипедисту поворачивать налево, если на дороге больше двух полос для движения в данном направлении.

ВелоГродно » Инфраструктура » Как правильно ездить велосипедисту, чтобы не получить штраф

Велосипедный бум в белорусской столице начался несколько лет назад. Конечно, Минск - не Копенгаген, но всех велосипедистов мира объединяет одно: требование к соблюдению ПДД своих стран.

Комсомолка Беларуси оформила правила для велосипедистов в инфографику.

1. Может ли велосипедист ехать по дороге?

Если нет велодорожки, велосипедист должен двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, при этом не создавая препятствий пешеходам.

Если велодорожки, тротуара и пешеходной зоны рядом нет - нужно ехать по обочине дороги или по краю проезжей части. НО! Во-первых, ехать можно не дальше одного метра от правого края проезжей части. Выезжать дальше одного метра можно только для объезда препятствия и в разрешенных случаях поворота налево или разворота. Во-вторых, если на дороге есть асфальтовая обочина, отделенная от основной проезжей части сплошной белой иди желтой линией, ехать нужно, не заезжая на линию.

2. С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?

В пешеходных и жилых зонах, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в каком угодно возрасте. А вот выезжать на дорогу без сопровождения совершеннолетнего можно только начиная с 14 лет.

3. Как проезжать перекрестки?

Проезжать на велосипеде по пешеходному переходу запрещено. Велосипедист должен остановиться, слезть с велосипеда и катить его в руках по зебре. Исключение: «зеленые велопереезды» - места, выделенные специальной зеленой разметкой. Такие уже делают в Минске.

Но надо учитывать, что по правилам перекрестками не являются места, где велодорожка пересекает дорогу. Тут слазить с велосипеда не обязательно, однако нужно уступить дорогу всему транспорту, который пересекает велодорожку.

4. Что должно быть на велосипеде

В темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости, например в тумане, по правилам на велосипеде спереди должен гореть фонарь с белым светом, а сзади - с красным. Использование других светоэлементов (световозвращающих жилетов, катафот, фликеров и прочих) в ПДД не регулируется, однако опытные велосипедисты советуют их иметь. То же самое и со шлемами.

БУДЬ В КУРСЕ!

Что нельзя делать велосипедисту

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в каждую сторону.

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где ездит трамвай.

Перевозить пассажиров на раме или на багажнике без специального кресла.

Ездить в снегопад или гололедицу.

Перевозить грузы, торчащие больше чем на полметра за габариты, и грузы, мешающие управлению велосипедом.

Тянуть на веревке другой велосипед (кроме велосипедного прицепа промышленного производства).

Ездить на неисправных велосипедах.

Ездить на велосипеде «без рук» или «без ног»

СОВЕТЫ «КП»

«Двигаясь по тротуару, держитесь ближе к проезжей части»

Своими советами с читателями «Комсомолки» поделился председатель правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий.

1. Если едем по дороге и нужно совершить маневр или объехать препятствие (например, припаркованный автомобиль), поступаем так. Сначала показываем рукой, что поворачиваем, держим руку несколько секунд, смотрим назад и только тогда поворачиваем, убедившись, что путь свободен. Объезжая стоящие машины, будьте осторожны - в них может внезапно открыться дверца.

2. Звонок поможет предупредить пешеходов о своем появлении. Если делать это заранее, то ехать по тротуару будет гораздо легче - попробуйте!

3. При пересечении выездов со дворов не забывайте, что видимость в этих местах часто бывает ограниченна, а некоторые водители автомобилей могут быть невнимательными. Поэтому контролируйте обстановку и притормаживайте, в случае если вам кажется, что водитель вас может не заметить или просто не пропустить.

4. Двигаясь по тротуару, держитесь стороны, ближней к проезжей части. Так будет спокойнее и вам, и пешеходам. Это общее правило для прокладывания велодорожек, потому что пешеходы часто заходят в здания, стоящие вдоль улицы, а через дорогу переходят в намного меньшем количестве мест.

5. Если вы объезжаете какое-то препятствие, закрывающее видимость, - сбавьте скорость и держитесь от него как можно дальше, чтобы не сбить вышедшего из-за угла пешехода или выехавшего велосипедиста. Пешеходов тоже объезжайте не вплотную, так вы их не напугаете и не столкнетесь, если кто-то внезапно шагнет в сторону.

А В ЭТО ВРЕМЯ За пьяную езду на велике грозит штраф в 75 долларов

Велосипедист - полноценный участник дорожного движения. Поэтому и ответственность за нарушения такая же, как и у водителей машин.

За нарушение ПДД велосипедиста могут наказать штрафом до 450 тысяч рублей. Если нарушивший велосипедист пьяный или под кайфом либо он отказался от освидетельствования, штраф составит от 450 до 750 тысяч рублей. А вот отобрать машину у нетрезвого велосипедиста не могут, даже если поймают его в таком состоянии несколько раз: под закон о конфискации велосипедисты не попадают.

Если нарушение велосипедиста (пусть и «трезвое») повлекло создание аварийной обстановки - штраф от 450 тысяч до 1,2 миллиона.

Ну а если в результате ДТП будет повреждено имущество либо потерпевший получит легкое телесное повреждение, штраф может достигнуть 3 миллионов рублей. Такое же наказание грозит велосипедисту, уехавшему с места ДТП.

А КАК У НИХ?

В Европе наказывают за хождение по велодорожке

Во всех европейских странах велосипед имеет полное право находиться на проезжей части, - рассказал «Комсомолке» председатель правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий. - Более того, во многих странах движение по тротуару на велосипеде запрещено, и вы можете быть оштрафованы за это на немаленькую сумму. Беларусь является единственной известной мне страной, где велосипедистов фактически приравняли к пешеходам, что приводит к большому количеству конфликтов и спорных ситуаций.

В некоторых странах разрешают движение по тротуарам, в некоторых - разрешен левый поворот на многополосной дороге (это довольно опасный маневр, который требует соответствующей инфраструктуры и культуры вождения участников движения). Часто велосипедистам разрешается обгонять с правой стороны стоящие или медленно движущиеся транспортные средства, соблюдая осторожность.

Пешеходам же можно заходить на велодорожку только в крайнем случае - если нет возможности пройти по тротуару, при невозможности движения по тротуару, соблюдая осторожность и не препятствуя велосипедистам. У нас, к сожалению, пешеходов за нахождение на велодорожке не наказывают.

КСТАТИ

По белорусским правилам электровелосипеды приравниваются к мопедам, а значит, нужны права категории АМ. А вот ПДД европейских стран относят такой транспорт к обычным велосипедам, правда, при соблюдении некоторых условий.

Кроме того, в правилах большинства стран Европы предусмотрены знаки, с помощью которых может разрешаться встречное движение велосипедистов на дорогах с односторонним движением (популярное решение для центральных улиц многих городов).

Источник Комсомольская правда в Беларуси

По какой стороне дороги должны двигаться велосипедисты?

Многие велосипедисты используют байк как практичное транспортное средство и передвигаются на нем в магазины, на дачу, на природу и даже на работу.

Единственная проблема – отсутствие необходимого количества специальных велодорожек, к примеру, на город-миллионник может найтись всего одна или две. Остается один вариант – движение наравне с машинами по автомобильным дорогам и трассам.

Для безопасного передвижения каждый велосипедист должен строго придерживаться ПДД, в которых, среди прочего, черным по белому написано, по какой стороне дороги должен ехать велосипедист .

Ездить на неподготовленном велосипеде нелепо и крайне опасно, поэтому важно определить, как и где должен ехать велосипедист и чем при этом руководствоваться.

Безопасность велосипедиста

Не все понимают, что велосипед приравнивается к автомобилю, поэтому на дороге велосипедисту потребуется соблюдать общие правила движения на проезжей части (касающиеся немеханических транспортных средств).

Рассмотрим, какие важные факторы необходимо учитывать для безопасного движения велосипедистов.

Исправность

В первую очередь, велосипедист обязан тщательно следить за исправностью транспортного средства.

А именно - проверить все важнейшие детали велосипеда, (руль, исправные тормоза), проверить, оснащен ли он другими важными деталями для движения по трассе:

  • светоотражателями (сзади, спереди, и по бокам);
  • фонарями, которые работают в темное время суток;
  • исправным звонком для подачи звукового сигнала.

Велосипедист должен выделить свой велосипед на проезжей части, чтобы как транспортное средство, так и сам водитель были хорошо заметны со стороны всем остальным участникам движения.

Дорожные знаки

Водителю велосипеда необходимо быть особенно внимательным к следующим знакам:

  • знакам приоритета;
  • знакам особых предписаний (сообщающих о движении маршрутных ТС, одностороннем движении);
  • знакам, которые указывают направление движения;
  • знакам запрета поворотов и въезда.

Однако при этом все другие знаки велосипедист тоже обязан знать и неукоснительно соблюдать. Во время движения водителю велосипеда следует учитывать и дорожную разметку:

  • запрещено пересекать сплошную линию;
  • не стоять в местах, которые размечены желтым цветом;
  • пропускать пешеходов на «зебре».

Также велосипедист должен правильно передвигаться в группе, быть предельно внимательным и обладать хорошей реакцией.

Скорость

Согласно ПДД, передвигаться синхронно с потоком автомобилей – это наиболее безопасный вариант для каждого транспортного средства.

Но на дороге следует развивать и удерживать довольно высокую скорость, не меньше 20 км/час.

Придерживаться такого скоростного режима необходимо, поскольку слишком медленная езда может создать помехи автомобилям, поскольку им придется маневрировать, объезжая велосипедиста.

В особенности это касается более узких дорог, где разъезд со встречным и попутным транспортом затруднен.

Стоит отметить, что высокая скорость оправдана только в том случае, если все остальные транспортные средства движутся быстро.

Дистанция

Для велосипедиста дистанция– это расстояние по длине между другими транспортными средствами и ним.

Боковой интервал – это расстояние по ширине. Безопасная и комфортная езда по дороге предполагает необходимость в выдерживании дистанции и интервала, чтобы в случае развития опасной ситуации велосипедист мог свернуть в сторону.

В случае сокращения дистанции со впереди идущим автомобилем, понадобиться сбавить темп, или же наоборот - ускориться, если дистанция уменьшается с транспортом, идущем сзади.

В случае параллельного передвижения не следует чересчур близко прижиматься к припаркованным или попутным автомобилям, и на это есть обоснованные причины:

  1. Есть шанс упасть на авто в результате неровности на дороге.
  2. Машина может каким-либо образом задеть велосипедиста.
  3. Дверь стоящего автомобиля может внезапно открыться.

Итак, внимательность – это залог безопасного движения на велосипеде. При этом следует тщательно следить за происходящим по бокам и впереди.

Дорога – это движение, поэтому обстановка может меняться каждую секунду. Полезно приобрести специальное зеркало заднего вида и закрепить его на руле, благодаря чему получится следить за дорогой также и сзади.

Где ездить?

По какой стороне должны двигаться велосипедисты? Это достаточно спорный вопрос среди водителей велосипедов: одни утверждают, что двигаться нужно по ходу движения, некоторые предпочитают ехать «против шерсти», третьи вообще не задумываются над подобным вопросом. Кто же прав?

Также ПДД определили, что езда велосипедистов старше 14 лет возможна в порядке убывания:

  1. По велопешеходной или велосипедной дорожкам или же полосе для велосипедистов.
  2. На проезжей части по ее правому краю.
  3. По обочине.
  4. По пешеходной дорожке или тротуару.

Стоит обратить внимание, что все последующие пункты в вышеприведенном списке применимы в случае отсутствия предыдущих. К примеру, по обочине можно двигаться только в случае отсутствия велосипедной полосы или дорожки, а также при отсутствии возможности езды проезжей части (по правому краю).

Кроме того, есть несколько исключений:

  1. Разрешается ехать по проезжей части, если ширина груза или велосипеда превышает 1 метр.
  2. Разрешается двигаться по проезжей части также и в том случае, если передвижение осуществляется в колоннах.

В некоторых случаях, при поломке или травме, велосипедисту приходиться идти с велосипедом по дорогам пешком. Интересно, по какой стороне улицы вы будете двигаться, ведя неисправный велосипед?

В таком случае следует помнить, что при передвижении по проезжей части вне населенных пунктов пешеходы обязаны следовать навстречу движению остальных транспортных средств. Однако лица, которые ведут велосипед, должны идти по ходу движения других транспортных средств.

Выбирая маршрут, водитель велосипеда должен отдать предпочтение дорогам с низким трафиком и менее интенсивным движением, благодаря чему езда будет более легкой, безопасной, поможет избежать нежелательных аварийных ситуаций.

Особенности движения юных велосипедистов

  1. Движение велосипедистов возрастом от 7 до 14 лет разрешается по тротуарам, велосипедным, велопешеходным и пешеходным дорожкам и в границе пешеходных зон. Стоит отметить, что «велосипедистам-школьникам» запрещено ездить по проезжей части дороги, обочине и велосипедным полосам.
  2. Движение велосипедистов возрастом до 7 лет разрешается только лишь вместе с пешеходами (по пешеходным, велопешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам).

Во время движения по пешеходным дорожкам, тротуарам, пешеходным зонам и обочинам велосипедист обязан не создавать помехи для движения иных лиц. При необходимости велосипедист обязан слезть с велосипеда, продолжив движение как пешеход.

Специальные знаки для велосипедистов

Для обозначения маневра Правила дорожного движения предусматривают следующие знаки:

  1. Перестроение или поворот направо: правая рука вытянутая или левая вытянутая рука, согнутая в локте.
  2. Перестроение или поворот налево: левая рука вытянутая или правая вытянутая рука, согнутая в локте.
  3. Остановка: любая поднятая вверх рука.
  4. Ямы справа: правая рука, опущенная вниз.
  5. Ямы слева: левая рука, опущенная вниз.

При движении колонной первый подает знаки ведущий, а все члены группы немедленно их повторяют. Ниже рассмотрим действия, которые велосипедистам делать запрещено.

Недопустимые действия

Велосипедистам запрещено:

  1. Ездить в населенном пункте по дорогам в случае наличия велосипедной дорожки. Она обозначена круглым знаком с белым велосипедом на фоне синего цвета.
  2. Поворачивать налево или же разворачиваться на дороге с трамвайным движением.
  3. Движение велосипедов запрещено на автомагистралях.
  4. Запрещена буксировка велосипедов (нельзя использовать сцепки, тросы и прочие уловки и приспособления).

Распространенные нарушения правил

Наиболее распространенные нарушения правил водителей велосипедов - езда навстречу транспортным средствам или движение велосипедиста по пешеходному переходу.

В вышеперечисленных ситуациях часто велосипедисты попросту забывают, что они уже стали водителями, но в душе они продолжают оставаться пешеходами.

Оба приведенных маневра чрезвычайно опасны, но особенно это относится к движению велосипедиста по пешеходному переходу.

К сожалению, самыми частыми жертвами подобных нарушений являются дети, причем водитель автомобиля не является виноватыми, поскольку он должен пропускать исключительно пешеходов, а велосипедисты к такой категории не относятся.

Итак, четкое и своевременное соблюдение правил езды на велосипеде по дорожному покрытию непременно способствует безопасности и комфорту. Ко всему прочему можно добавить, что терпение и уважение на дороге – это еще один залог успешного передвижения.

Как повернуть на сложном перекрёстке? Стоит ехать по тротуару или по обочине дороги? Где передвигаться, если идёшь пешком вдоль загородной трассы со сломавшимся велосипедом? Кто должен первым проехать перекрёсток – мой велосипед или автомобиль? Множество вопросов возникает в голове велосипедиста, когда он выезжает на дорогу. Многие решают такие вопросы «на глазок», «по опыту», но это в корне ошибочно. Велосипедист – полноценный участник дорожного движения. Он обязан знать все требования правил дорожного движения на велосипеде.

Роль велосипедиста на дороге

Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.

Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.

Термины

Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.
Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.
Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель.
При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.

Права и обязанности

Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).

Место движения

Где можно передвигаться?

Правила передвижения на велосипеде вполне конкретны.

  1. Велосипедные дорожки – если есть велосипедная дорожка, то следует ехать по ней.
  2. По правому краю дороги (проезжей части), не далее одного метра от края, или по обочине – равнозначные места. При этом, двигаясь вдоль дороги пешком и ведя велосипед, движение должно производиться спиной по ходу движения, а не против, как требуют правила от пешеходов.
  3. По пешеходной зоне или по тротуару – последнее место, где можно передвигаться велосипедисту, разрешается им пользоваться только в отсутствие двух предыдущих вариантов.

В сумме, мы видим множество нарушителей, катающихся по тротуарам, правила же ожидают, что велосипед будет участвовать в дорожном движении как транспортное средство, а не как пешеход с колёсами. Кстати, касается это всё только байкеров от 14 лет. Дети могут выбирать для катания на велосипеде тротуары и .

Ограничения и запреты

Отдельным разделом правила для велосипедистов накладывают ряд ограничений:

  • всегда держаться за руль;
  • не использовать телефон без гарнитуры (это общее правило);
  • не ездить по автомагистралям (знак «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль»);
  • не поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией.

В целом, все требования вполне логичны, требуется изучение лишь одного – относительно поворота налево. Действительно, на перекрёстках велосипедисту нельзя будет повернуть налево нигде, кроме пересечения однополосной дороги. Даже в этом случае есть вопросы относительно положения, так как поворот будет совершаться не из крайнего левого положения. Этот и ещё несколько примеров разберём далее как сложную ситуацию.

Сложные ситуации

Обзор

Перед совершением манёвра редкий велосипедист может посмотреть в зеркало по причине его отсутствия. Тем не менее, убедиться, что манёвр производится по правилам (например, не создавая помех другим ТС) спортсмен обязан. Следует тренироваться, чтобы постоянные повороты головы не сказывались на качестве управления велосипедом.

Обгон

Велосипедисты так же, как и другие ТС, могут совершать обгоны, и во время вождения велосипеда обязаны делать это только слева, учитывая возможность начала движения или ускорения обгоняемых автомобилей. Возможен обгон даже велосипедов – правила не запрещают двигаться в два ряда, если это не нарушает остальных правил.

Проезд перекрёстков

Правила и знаки приоритета распространяются и на велосипедистов, т.е. поворачивающий направо автомобиль, едущий параллельно с вами, должен уступить едущему прямо велосипеду, а велосипедист обязан уступать приближающимся справа транспортным средствам.

Ещё раз стоит обратить внимание на поворот налево. На однополосной дороге велосипедист имеет право повернуть аналогично автомобилям и мотоциклам по полной траектории. В иных случаях есть два способа поворота:

  1. Последовательный проезд прямо, остановка с поворотом, ещё один проезд прямо (т.е. в два движения);
  2. Преодоление перекрёстка в качестве пешехода.


В данном случае слева – транспортное средство «велосипед», а справа – пешеход с велосипедом

Ведя велосипед руками, мы становимся при преодолении перекрёстка пешеходом, получая соответствующие права и обязанности, и можем воспользоваться пешеходным переходом и соответствующим сигналом светофора.

Движение рядом с препятствиями

Иногда приходится передвигаться рядом с углами, зарослями, туннелями и прочими препятствиями, блокирующими обзор. По причине хрупкости велосипедиста, в сравнении с другими участниками дорожного движения, рекомендуется применять звуковой сигнал, чтобы приближающиеся ТС и пешеходы могли учесть появление велосипедиста из-за зоны видимости.

Кстати, в таких странах, как Белоруссия и Украина, велосипедный звонок обязателен к установке. В России данное требование пока явно не закреплено для велосипедов, хотя и подразумевается для всего класса транспортных средств.

Система обозначений

Велосипедист, как и другие участники движения, обязан подавать сигналы о планируемых манёврах. Если рюкзак или рама не оборудованы новомодными габаритами с поворотниками, следует пользоваться устоявшейся системой знаков руками:

  • перестроение или поворот направо – вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
  • перестроение или поворот налево – вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
  • остановка – любая из рук, поднятая вверх.

Для подачи знаков в колонне также используются руки, опущенные вниз. Например, левая рука означает «ямы слева» и аналогично для правой. Данная сигнализация используется редко.

Перед использованием в плотном потоке, для безопасности следует потренироваться делать знаки, ведь отнимая одну из рук от руля, легко потерять управление, а вкупе с требованиями по обзору, это может привести к падению и травмам.

Ответственность и ДТП

Велосипедисты тоже попадают в ДТП, и правила для них не отличаются от автомобильных:

  • Нельзя покидать место происшествия.
  • Нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед).
  • Следует вызвать и дождаться ГАИ.


Ответственность байкеры также несут, аналогично водителям, кроме случаев, когда они передвигались, ведя велосипед и будучи пешеходами.

Заключение

Как мы увидели, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения.
Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение манёвров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.

Думаю, каждый из нас с уверенностью скажет, что у нас в России принято правостороннее движение. И на вопрос «По какой стороне дороги должен ехать велосипед (автомобиль/автобус/мотоцикл)?» каждый ответит: «По правой стороне дороги» .

Более того, сейчас в школах дают основы ПДД для пешеходов и велосипедистов. А велосипедист, решивший выехать на проезжую часть, просто обязан перед этим изучить касающиеся его пункты ПДД. Благо, их немного.

И тем не менее, каждое лето я сталкиваюсь с нерадивыми велосипедистами, которые едут по краю правой полосы дороги во встречном направлении. Причем сталкиваюсь я обычно с такими несознательными гражданами, будучи сам верхом.

А что пишут в ПДД?

Согласно ПДД, при отсутствии тротуаров и обочины пешеход может передвигаться по дороге во встречном направлении. Но если вы едете на велосипеде, то являетесь транспортным средством и обязаны передвигаться только в попутном направлении!

“ При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. „

Стоит обратить внимание и на лиц, ведущих велосипед. Согласно ПДД, они должны вести велосипед в попутном направлении. Хотя, этот вопрос я бы оставил открытым.

Почему велосипедисту нельзя ехать по встречке?

  1. Разница скоростей

    Допустим, в городском режиме средний велосипедист едет с максимальной скоростью 30 км/ч, а автомобиль – 60 км/ч. При встречном движении их относительная скорость составляет 90 км/ч, а при попутном – 30 км/ч. Разница относительной скорости – в 3 раза! Риски для велосипедиста, соответственно, тоже.

  2. Внезапность маневров велосипедиста

    Представьте, вы летите со спуска на велосипеде по правому (а для вас – левому) краю встречки. И на высокой скорости внезапно вам под колесо попадает камень/масло/лужа, в результате чего можно упасть или резко вывернуть вбок. Результат: вы на полной скорости влетаете в несущийся на вас встречный автомобиль. В случае попутного движения, шанс того, что водитель успеет увернуться, гораздо выше.

  3. Препятствие для других водителей:

    велосипедистов, водителей мопедов и других тихоходных транспортных средств. Движением против шерсти вы мешаете другим велосипедистам, тихоходным транспортным средствам и формируете негативное отношение к среде велолюбителей со стороны автомобилистов. Нередки ситуации, когда я еду по краю правой полосы в попутном направлении, слева – сплошной поток транспорта, справа – отбойник, а на встречу против шерсти едет довольный велосипедист, искренне уверенный в своей правоте. Честно, хочется стукнуть в лоб. Каждому.

Так называемый велосипедный бум пришел к нам не так уж давно – повальное увлечение велосипедами всех видов и значительное увеличение данного вида двухколесного транспорта на улицах началось всего около десяти лет назад, придя к нам из Европы. Продвинутые европейцы раньше нас поняли, что езда на велосипеде – это не только очень удобно, но и весьма полезно. Причем польза эта касается не только здоровья, ведь велосипед является экологичным средством передвижения, а еще на нем удобнее и быстрее всего можно передвигаться по городу во время пробок. Также владельцу велосипеда не приходится тратиться на бензин, что заметно экономит финансы, ну а кроме этого, у велосипедистов нет проблем с физической нагрузкой и лишним весом – а эта проблема в последнее время стала насущной для многих.

Одним словом, велосипед – это здорово! Однако в этой большущей бочке меда есть ложечка дегтя: с увеличением на наших дорогах велосипедистов увеличилось и количество с их участием. Эта тенденция не может не беспокоить, поэтому самое время напомнить велолюбителям о том, что и для этого несложного и доступного вида транспорта есть свои правила.

1. Какие правила должен знать велосипедист

Несмотря на то, что велосипед приводится в движение не лошадиными, а человеческими силами, он все-таки является транспортным средством, и на него распространяются все соответствующие правила дорожного движения (все то, что касается немеханических транспортных средств). Поэтому велосипедисты, как и все остальные участники дорожного движения (автомобилисты, мотоциклисты, водители гужевого транспорта и пешеходы), обязаны знать, придерживаться и выполнять все ПДД.

Для того чтобы безопасно ездить, велосипедисту необходимо, в первую очередь, тщательно следить за полной исправностью своего транспортного средства – велосипед, помимо всех важнейших деталей, таких как исправные тормоза, руль и прочее, должен быть также оснащен и другими весьма важными при движении по дорогам деталями. К ним относятся светоотражатели (спереди, сзади и по бокам), работающие в темное время суток фонари, а также исправный звонок (или что-то еще, способное подать звуковой сигнал). Велосипедист должен следить за тем, чтобы выделить свое транспортное средство на проезжей части: и велосипед, и велосипедист должны быть хорошо видны со стороны всем другим участникам движения.

При этом велосипедист должен соблюдать все требуемые от участников дорожного движения, и, в частности, транспортных средств, правила. К ним относятся соблюдение скоростного режима на дорогах (относительно велосипедистов действует по большей части рекомендация не ехать слишком медленно), выдержка оптимального бокового интервала и относительно других ТС, соблюдение указаний дорожных знаков и дорожной .

Для водителя велосипеда актуальнее всего будут знаки приоритета, знаки особых предписаний (сообщающие об одностороннем движении, движении маршрутных ТС, знаки, указывающие направления движения и так далее), знаки запрета въезда и поворотов. Все прочие знаки велосипедист также обязан знать и соблюдать. То же самое относится и к дорожной разметке – при езде на велосипеде точно так же, как и на другом транспорте, нельзя пересекать сплошную линию, запрещена стоянка в местах, размеченных желтым цветом, следует пропускать пешеходов на "зебре". Кроме этого, велосипедист должен знать, как правильно двигаться в группе, а главное – быть очень внимательным на дороге и обладать хорошей реакцией.

2. Отдельные полосы для велосипедистов

Прежде всего, водитель велосипеда должен определить, по какой именно части дороги ему следует передвигаться. В первую очередь все велосипедисты обязаны выбирать для движения велосипедную или велопешеходную дорожку, а также специально отмеченную на проезжей части полосу для велосипедистов. В случае отсутствия таковых езда на велосипеде осуществляется по проезжей части, попутно с другим транспортом (автомобилями, мотоциклами), держась по возможности правее и не мешая другим участникам дорожного движения. Отклоняться влево или выезжать на встречную можно исключительно в случаях, прописанных в ПДД (к примеру, при объезде препятствия).

Также велосипедист может ехать по обочине, а в некоторых случаях и по тротуару – по большей части при сопровождении или перевозке ребенка до семи лет. При выборе маршрута водителю велосипеда рекомендуется отдать предпочтение улицам и дорогам с по возможности менее интенсивным движением и низким трафиком – это сделает езду более безопасной и легкой, а также поможет избежать аварийных ситуаций.

3. Возрастные ограничения для велосипедистов

Стоит помнить, что по проезжей части дорог или специальной велосипедной полосе разрешается движение исключительно велосипедистов старше четырнадцатилетнего возраста. Дети школьного возраста (от 7 и до 14 лет) могут ездить по велодорожкам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон и по тротуарам. Для велосипедистов, которые не достигли еще семилетнего возраста, допускается движение только вместе с пешеходами там, где имеется для этого возможность.

4. Проезд перекрестков и пересечение дороги

При велоезде на перекрестках и пересечениях дорог для водителей велосипедов также имеются свои нюансы. Велосипедисты должны соблюдать все правила проезда перекрестков: учитывать приоритетность выбранной дороги, следовать дорожным знакам и разметке, реагировать на соответствующие сигналы светофора или регулировщика.

Необходимо помнить, что если с правым поворотом у велосипедиста проблем не возникнет, то поворачивать налево можно далеко не везде. Подобный поворот (а также и разворот) разрешен только на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону и там, где нет трамвайных путей. Если велосипедисту запрещено поворачивать на перекрестке в нужную ему сторону, он должен спешиться и тем самым приравнять себя к пешеходам – то есть пересечь проезжую часть по зебре при разрешающем сигнале.

Поворачивая в какую-либо сторону, велосипедист должен информировать всех других участников движения о будущем маневре специальным сигналом (вытянутой в определенную сторону рукой).

5. Запреты для водителей велосипедов

Существует также ряд действий, которые в любом случае запрещены для водителей велосипедов. Велосипедистам, как и водителям мопедов, категорически запрещается управлять своим транспортным средством и не держаться при этом за руль даже одной рукой, перевозить широкогабаритный груз, мешающий другим ТС и пешеходам, ехать по пешеходным переходам. Что касается перевозки пассажиров, то это разрешено только в том случае, если велосипед специально оборудован для таких целей (например, имеется детское велокресло).

Абсолютно запрещено движение велосипедистов по скоростным и прочим автомагистралям, движение по которым разрешается только механическим транспортным средствам. Запрещается любая буксировка при участии велосипеда, помимо перевозки прицепа, предназначенного именно для эксплуатации велосипедистом. Еще стоит помнить о запрете левого поворота или разворота на определенного вида перекрестках, о чем уже упоминалось выше.


6. Штрафы за нарушение ПДД водителями велосипедов

В случаях нарушения ПДД велосипедистам, точно так же, как и всем другим участникам дорожного движения, вполне могут выписать соответствующий штраф. Штрафы для водителей велосипедов, конечно, немного ниже, нежели штрафы для автомобилистов, но все-таки они существуют и являются значительной неприятностью для велосипедистов-нарушителей.

6.1 Штрафы велосипедистам в РФ

К примеру, в России практически любое нарушение правил водителем велосипеда выльется последнему в сумму 800 рублей , при этом езда на велосипеде в нетрезвом состоянии потянет уже на большую сумму – размер штрафа в такой ситуации варьируется от тысяч и до полутора тысяч рублей.

6.2 Велоштрафы в РБ

В случае нарушения ПДД велосипедистом в Республике Беларусь ему могут выписать штраф в размере до 540 тысяч белорусских рублей , при нетрезвом вождении велосипеда сумма возрастает до 900 тысяч рублей . Ну а нарушения, которые создали аварийную ситуацию или же стали причиной ДТП, "оцениваются" уже до 1 миллиона 440 тысяч рублей. Велосипедисту, уехавшему с места аварии, грозит штраф в 3600000 рублей.

6.3 Штрафы водителям велосипедов в Украине

В Украине власти наиболее лояльно относятся к велосипедистам и штрафуют их в этой стране заметно легче – за любое нарушение действующих правил дорожного движения лицо, управляющее велосипедом, может быть наказано штрафом от 85 и до 136 гривен .

К самым распространенным и наиболее часто совершаемым нарушениям ПДД велосипедистами относятся движение там, где это запрещено или неправильное движение по проезжей части дороги. Нередкими также являются и все прочие несоблюдения правил движения, о чем водителям велосипедов следует знать и помнить.



error: Контент защищен !!