Уличные фонари: традиция, история и устройство фонарей. История уличного фонаря, особенности возникновения Все товары, по тегам

Пятого января Москва отмечает день уличного фонаря. В ноябре 1730 года сенат Российской империи издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. И уже 5 января 1731 года (25 декабря 1730 года по старому стилю) в Москве были зажжены первые уличные фонари. МОСЛЕНТА попросила рассказать об истории уличного освещения города директора музея «Огни Москвы» Наталью Потапову.

###Первые фонари

Вначале на улицах Москвы было установлено 520 фонарей, которые заправлялись конопляным маслом, использовавшимся тогда и в кулинарии. Задачей фонарщиков было заправлять их и зажигать с наступлением темноты. Когда стало ясно, что масло систематически подворовывают, в него стали добавлять скипидар, чтобы невозможно было употреблять его в пищу.

Вначале фонари зажигались с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. К концу XVIII века освещение улиц улучшилось. В 1800 году общее число фонарей составило 6 559. Из них 4 614 были укреплены на столбах, остальные - прибиты к стенам домов.

В начале XIX века в фонари начали устанавливать отражатели, а их обслуживанием стали заниматься пожарные. Но затем, во время пожара Москвы 1812-го года, фонари на деревянных столбах сгорели, и после этого восстановление уличного освещения шло очень медленно.

Чтобы вновь появившиеся на московских улицах фонари светили ярче, в 1820-х их пробовали заправлять лампадным маслом, но быстро выяснилось, что городскому бюджету это обходится очень дорого. Тогда для этих целей начали использовать хлебный спирт, и в 1848 году в Москве и Петербурге начали проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Чтобы спирт не воровали и не пили, в него начали добавлять скипидар, а все фонари стали закрывать на замки. В Москве уже разработали план замены масляных фонарей на спирто-скипидарные, но как раз в то время на мировых рынках появился керосин.

Вид Москвы из Космоса

Керосин и вечерние прогулки

В результате в 1863 году, когда были объявлены торги на улучшение освещения в Москве, их выиграл француз Баталь, который предложил ввести керосиновое освещение. Его проект был признан лучшим, хотя заявки рассматривались самые разные, например, российские крестьяне представили проект фонаря, работавшего на сосновых шишках.

Керосиновые фонари давали силу света в 8-10 свечей, освещение в городе стало гораздо ярче, москвичи это заметили, стали чаще выходить на улицы и гулять по вечерам, и даже начали более модно одеваться для таких прогулок, потому что теперь уже можно было друг друга разглядеть в темноте. В дневниках все стали писать, что керосин светит как Солнце, а Москва благодаря новому освещению стала европейским городом.

Обслуживание фонарей изменилось: керосина хватало на несколько дней, поэтому фонарщики днем собирали лампы, которые на санках, тележках и даже на коромыслах относили в депо, заливали в них керосин и уже заправленными возвращали их на место. По вечерам для фонарщиков наступал самый суетный момент, так как за полчаса каждый должен был зажечь около 50 фонарей.

Московская городская дума постоянно, каждый месяц утверждала осветительный календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого по какой час производить освещение. В XIX веке фонари горели всю ночь только вокруг тюрем, а по городу только часов до двух-трех. И их совсем не зажигали, если ночь по календарю была лунная. И даже если было пасмурно, тучи на небе, все равно освещение не производили.

Гиляровский писал, что в метель на улицах только изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь.

Ильинские ворота Китайгородской стены, конец ХIХ века

Газовое освещение

В 1865 году, через два года после появления в Москве керосиновых фонарей, был подписан контракт с английской фирмой на устройство газового освещения. Эта компания построила в Москве газовый завод, проложила газопровод и установила три тысячи газовых уличных фонарей. Англичане объявили очень низкую цену за уличный фонарь, 14 рублей 50 копеек, и рассчитывали, что будет очень много частных потребителей и за счет этого они покроют расходы на уличное освещение. Но люди у нас во все времена были консервативными, москвичи боялись, что газ будет взрываться, что им можно отравиться. В большинстве своем люди тогда вообще не понимали, что такое газ, многие задавали вопрос, как может гореть воздух без фитиля, и в итоге желающих освещать газом свои дома и квартиры нашлось совсем немного. Сам контракт на газовое освещение был непродуманный, невыгодный. Он был подписан на очень большой срок, на 25 лет. Газ тогда получали из каменного угля, который в первое время завозили из Англии, что создавало дополнительные сложности. Поэтому, когда появилось электрическое освещение, газовым фонарям было сложно с ним конкурировать.

Михаил Фомичев / РИА Новости

Электрическое освещение

В Москве первые электрические фонари были установлены в 1880 году, их было ровно 100, все они стояли в разных частях города и принадлежали частным владельцам: богатые люди освещали так свои рестораны и сады. Например, 24 электрических фонаря стояли в саду «Эрмитаж», и публика каждый вечер собиралась и аплодировала электричеству.

Сразу встал вопрос об электрическом освещении территории храма Христа Спасителя. Как раз в тот период завершалось строительство храма, которое растянулось очень надолго. В Московской городской думе обсуждалось, что храм нужно осветить только электрическими фонарями, так как считалось, что электрический свет - это дар божий, который снизошел на русского изобретателя Яблочкова, и для Бога нет ничего приятнее, чем труд человеческий.

Вот цитата того времени: «Один из гласных Думы отмечал, что устройство электрического освещения можно рассматривать как жертву Богу. Жертву Богу, которую город Москва в лице своих представителей принесет перед этим храмом. Если Бог есть высший разум, то для этого Бога ничего не может быть приятнее жертвы, приносимой ему от плода человеческого труда, разума и гения. Действительно, свет Яблочкова есть одно из великих украшений человеческого разума и его побед над материей, которая по преимуществу принадлежит нашему отечеству».

Вообще, электрическое освещение появилось раньше керосинового. Еще в 1802 году, когда на улицах горели масляные фонари, русский изобретатель Василий Владимирович Петров соорудил огромных размеров батарею и получил электрический разряд, электрическую дугу и предположил, что ее можно будет использовать для освещения темных покоев. В то же время и Эдисон сделал такое же изобретение. Поэтому в разных странах мира изобретатели и промышленники начинают пытаться приспособить электрическую дугу для освещения. Сначала эти лампы были совсем примитивными: два угольных стержня, между ними электрический разряд.

Например, в 1856 году, когда в Москве горели масловые спирто-скипидарные фонари, во время коронации императора Александра II, в Лефортовском дворце русский инженер Александр Ильич Поковский зажег десять «электрических солнц», десять ламп своей конструкции. Их нужно было зажечь много, потому что они быстро сгорали, не было электростанции, то есть нужно было еще решить проблему, как выработать электроэнергию. Существовали динамо-машины, локомобили, с помощью них вырабатывали какое-то количество электроэнергии и зажигали несколько лампочек.

Керосиновые фонари и лампы быстрее распространились, потому что керосин легко производить и он дешев. На демонстрацию первых ламп сначала ходили как в театр, «смотреть на электрический свет». А электрические лампы еще долго дорабатывались, усовершенствовались, параллельно разные изобретатели разрабатывали лампы накаливания. В нашей стране Александр Николаевич Ладыгин в 1874 году получил Ломоносовскую премию и патент на свое изобретение «Электрическая лампа накаливания».

###Керосин до 1932-го

Первые электрические лампы накаливания, которые в 1880-х стали применять в Москве, были изобретением американца Томаса Эдисона. Его заслуга заключалась в том, что он начал промышленное производство ламп накаливания, построил фабрику, на которой наладил выпускать их в большом количестве, за счет чего они становились все дешевле и доступнее.

Именно лампы Эдисона горели в Кремле 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III. Тремя годами позже первая московская улица была целиком освещена электричеством. Так как Тверская во все времена была главной улицей Москвы, все новые и самые лучшие фонари в первую очередь всегда устанавливали на ней. Поэтому 1 мая 1896 года началось электрическое освещение Тверской, на ней было установлено 99 боковых фонарей.

Если масляные и керосиновые фонари стояли на деревянных столбах, то газовые, электрические устанавливали уже на литых чугунных колоннах. Московские фонари в основном были довольно скромными и лаконичными по форме.

Газовые, керосиновые компании, ощутив конкуренцию с производителями электрических ламп, начали внедрять изобретения, которые значительно улучшили уровень уличного освещения. Появились калильные сетки, и фонари с простыми горелками стали менять на керосинокалильные, газокалильные. На горелку надевали колпачок из сетки, пропитанной в растворе солей тугоплавких металлов, который раскалялся и давал свет силой до тысячи свечей. Они были легки в обращении и очень эффективны: одного керосинокалильного фонаря хватало, чтобы осветить зимним вечером каток или сквер, его легко было установить и зажечь там, где невозможно протянуть электрический кабель. Поэтому такие фонари использовались в Москве очень долго - до 1932 года.

###Лампочки Ильича и кремлевские звезды

Целиком на электрическое освещение Москва перешла только с 1932 года. В определенной степени электрификация столицы отмечает этапы политической жизни России начала XX века.

В 1907 году городские власти приняли проект по улучшению освещения в Москве, на улицах города должно было появиться большое количество электрических фонарей с лампами накаливания. Какую-то часть проекта выполнили, но началась Первая мировая война и все эти работы были прекращены. Во время революции многие фонарные столбы были спилены, их использовали для строительства баррикад. В трудные годы последовавшей гражданской войны москвичи уносили последнее: фонарные столбы использовали для отапливания помещений, чтобы хоть как-то согреться в холодном голодном городе. Поэтому в 1919 году во всей Москве не было освещения, город как будто вернулся в средневековье.

Еще не закончилась гражданская война, когда Ленин принял план электрификации всей страны. К проекту было привлечено 200 ведущих инженеров-энергетиков, на всей территории страны запланировали построить 30 электростанций. Знаменитая лампочка Ильича в первую очередь появилась в Москве, где рабочие окраины пытались освещать электричеством, несмотря на то, что пролетарии часто выкручивали лампочки из фонарей.

Первая фабрика по производству ламп накаливания в нашей стране была открыта еще в 1906 году, на Мясницкой улице. Детали часто закупали за границей, во время революции эти поставки прекратились. Лампочки Ильича, производство которых было налажено в России после революции, были уже с металлической нитью накаливания, которая еще не была свернута спиралью. Самые яркие были 25-ваттными, но в основном их делали 16-ваттными, то есть они были довольно маломощными.

Отечественная электроламповая промышленность стала быстро развиваться в 1930-е годы. В 1937 году Московский электроламповый завод разработал лампу накаливания для кремлевских рубиновых звезд мощностью 5 000 ватт и 3 700 ватт. В каждой звезде было установлено по одной такой лампе с рефлектоотражателями и вентиляторами, а также трехслойные стекла, обеспечивающие ровное распределение света.

В тот же период на Московском электроламповом заводе начали производить первые газоразрядные лампы, ртутные и натриевые лампы низкого давления. Однако у них была очень плохая цветопередача, поэтому, когда их попробовали ставить в фонари, москвичи и в первую очередь дамы, москвички стали жаловаться на такое освещение, и их снова заменили на лампы накаливания.

###Светомаскировка

C первого дня Великой Отечественной войны в Москве была введена светомаскировка. К войне готовились, еще до нее была создана централизованная система управления наружным освещением, которая позволяла за одну секунду включить и выключить все фонари в городе одновременно. До этого на то, чтобы зажечь и погасить городское освещение, требовалось два часа: электромонтеры ходили и вручную включали, а затем выключали рубильники по всему городу. Новая система состояла из одного центрального пульта, который выдавал команду.

Военные из противовоздушной обороны следили, чтобы не было световых сигналов, провокаций. Кроме фонарей погасили все московские огни, замаскировали окна домов, фары у автомобилей, светофоры, город на четыре года погрузился в темноту. Даже когда началось контрнаступление и Москву уже почти не бомбили, светомаскировка все равно соблюдалась. Отменили ее 30 апреля 1945 года, то есть фонари у нас снова зажглись всего за девять дней до победы. Пока мужчины были на фронте, фонари и вообще уличное освещение Москвы реанимировали девушки 16-17 лет. Они ходили по городу с огромными лестницами, лампами и светильниками и постепенно восстанавливали освещение. Уже 30 апреля впервые за войну зажгли все фонари, а 9 мая уже был, конечно, устроен большой светлый праздник, сопровождавшийся грандиозным салютом.

История уличных фонарей Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.Лондона1417 годуПарижакеросина1807 году


Уличные фонари в России В России уличные фонари появились при Петре I в 1706 году в Петербурге на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. В Москве уличные фонари появились в 1730 году по указу императрицы Анны Иоановны. В них вместо свечей зажигали конопляное масло с фитилём. Масляные фонари в Москве воцарились почти на 150 лет.Москве1730 году Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке надолго стал визитной карточкой города. Москве1880 годуМоскве1975 годуОхотном рядуЛубянке


Первые уличные фонари, горевшие на конопляном масле, появились в Петербурге в1718 г. предназначались для освещения окрестностей Зимнего дворца и Главного Адмиралтейства. Их проект разработал архитектор Ж. Б. А. Леблон. На рубеже ХVIII-XIX вв. петербургский масляный фонарь представлял собой 4-гранный (реже шарообразный) светильник, который укреплялся на деревянном столбе, выкрашенном полосами в белый и голубой цвета. В 1777 в городе насчитывалось около 2300 масляных фонарей, в, к около В начале ХIX в. в качестве опор для таких светильников стали использовать гранитные подставки, а с 1820-х гг. - чугунные столбы (отливались по рисункам инженера П. П. Базена).


Заглянем в историю Слабый свет масляных фонарей не мог удовлетворить потребности в О. у.; возникла необходимость в более мощном источнике света. Летом 1819 в церкви на Аптекарском острове был устроен первый опытный газгольдер, а осенью зажглись первые газовые фонари. В 1835 учреждено «Общество освещения газом Санкт- Петербурга», имевшее монополию на промышленное производство и продажу газа. Постройка газового завода в районе Обводного канала позволила в 1839 осветить Дворцовую площадь, Невский проспект и ряд прилегавших к ним улиц с помощью газовых фонарей. Газовые светильники (6- и 8-гранные) крепились винтами к чугунным столбам. В 1860-х гг. развитие О. у. в Петербурге связано главным образом с деятельностью «Общества столичного освещения», созданного в 1858, и, в меньшей степени, «Французского акционерного общества». Газовые фонари были установлены лишь в центральной части города, окраины и небольшие улицы освещались старыми масляными фонарями и спиртоскипидарными, появившимися в В 1863 в Петербурге впервые загорелись керосиновые уличные фонари, заменившие к концу 1860-х гг. масляные и спиртовые.


Заглянем в историю Опыты по электрическому освещению улиц в Петербурге проводились с начала 1870-х гг. Первые электрические фонари (с угольными лампами накаливания А. Н. Лодыгина) зажглись в июле 1873 на Одесской улице, на Песках. В фонарей со свечами П. Н. Яблочкова были установлены для освещения Литейного моста. В 1883 общество «Электротехник» соорудило на деревянной барже на р. Мойка у Полицейского (ныне Народного) моста электростанцию, которая 30 декабря 1883 дала ток 32 электрическим фонарям, осветившим Невский проспект от Большой Морской улицы (ныне улица Герцена) до Аничкова моста. С августа 1884 электрические фонари загорелись и на соседних с Невским проспектом улицах. В 1886 в Петербурге учреждено «Акционерное общество электрического освещения». Строительство в трёх электростанций переменного тока (см. Электроснабжение) позволило осветить электрическими фонарями все главные улицы города. К 1915 в Петербурге насчитывалось около 3 тыс. электрических уличных фонарей, размещённых преимущественно в центральных районах, и свыше 12,5 тыс. газовых и керосиновых - на окраинах.


Заглянем в историю К 1927 керосиновые фонари в основном заменены электрическими, а к середине 30-х гг. ликвидировано и газовое освещение. Электрическое освещение стало специальной отраслью городского хозяйства. В годы предвоенных пятилеток () в Ленинграде проложены специальные сети электроснабжения. С концом 50-х гг. началось техническое перевооружение наружного освещения - на смену лампам накаливания пришли газоразрядные источники света. В 60-х гг. для О. у. использовались главным образом ртутно- гелиевые лампы, излучающие яркий, но «холодный» свет. В 1978 на проспекте Юрия Гагарина загорелись первые дуговые натриевые лампы, дающие «тёплый» жёлтый свет, к концу 80-х гг. они освещали Невский проспект и часть Московского проспекта, Воздухоплавательную улицу и другие магистрали города. К 1990 на улицах и площадях Ленинграда установлено около 160 тыс. светильников. Эксплуатацию электрических установок городского наружного освещения осуществляет управление Ленсвет.
























Жил-был на свете дракон. Звали его Комодо. Он умел извергать огонь, и поэтому все окрестные жители его боялись. Заслышав его шаги, все разбегались и прятались. А шаги его было мудрено не услышать, потому что Комодо носил сразу три пары башмаков - у драконов ведь шесть ног! - и все шесть башмаков вместе, да ещё каждый башмак в отдельности, ужасно скрипели. Но вот однажды Комодо повстречал девочку Сьюзи, которая его ничуть не испугалась. - Зачем ты извергаешь огонь? - спросила она. - Ты же всех пугаешь! - Ну, - ответил дракон, - я... хм... я не знаю. Как-то не думал об этом. А что, больше не надо пугать? - Конечно, не надо, - сказала Сьюзи. - Ладно, не буду,-пообещал Комодо. Они попрощались, и Сьюзи пошла домой. Уже стемнело, но фонарщик Чарли почему-то не зажигал огней, и прохожие не знали толком, куда им идти. Оказывается, Чарли даже не вставал в этот день с постели. Он слишком устал накануне вечером и не успел ещё как следует отдохнуть. Он крепко спал и жевал во сне бутерброд. А мэр города, сэр Уильям, очень сердился. Он не знал, как зажечь уличные фонари. И тут Сьюзи пришла в голову удачная мысль. Она побежала назад, к пещере Комодо, и привела дракона в город. Они вдвоём обошли все улицы; дракон извергал огонь и зажигал подряд все фонари. Жители города очень обрадовались. С тех пор они совсем перестали бояться дракона. И каждый год, когда фонарщик Чарли уезжал в отпуск, они звали Комодо зажигать на улицах города фонари.

"Слыхали вы историю про старый уличный фонарь? Она не то чтобы так уж занятна, но послушать ее разок не мешает. Так вот, жил-был этакий почтенный старый уличный фонарь; он честно служил много-много лет и наконец должен был выйти в отставку.
Последний вечер висел фонарь на своем столбе, освещая улицу, и на душе у него было как у старой балерины, которая в последний раз выступает на сцене и знает, что завтра будет всеми забыта в своей каморке..."
Ганс Христиан Андерсен. "Старый уличный фонарь".

Элементы городского ландшафта, которые по воле случая прошли сквозь время, памятники минувшей эпохи. Они были забыты, что помогло им пережить своих собратьев. Сохранились ли старые фонари в нашем городе? Оказывается, да, и немало, - как обычные типовые, характерные для эпохи шестидесятых-семидесятых, так и нестандартные декоративные. На оживленных улицах искать их нет смысла, а зайдешь во дворы - стоят, и многие даже исправно выполняют свои функции.
Вот "работающие пенсионеры" раннебрежневских времён:

Светильник подвесной призматический ртутный СППР-125 с диффузным отражателем и призматическим открытым преломлятелем. Самый распространенный уличный светильник конца 1960-х и 1970-х годов с лампой ДРЛ-125 (дуговая ртутная лампа), или, как более полно их называли, газоразрядные лампы высокого давления - дуговые ртутные лампы с люминофором (белый цвет свечения). Лампа зажигалась с помощью дросселя, который находился в верхней цилиндрической конструкции фонаря. Светильник установлен на опоре с бетонной консолью.


Светильник подвесной открытый ртутный СПОР-250 был предназначен для использования четырехэлектродных ламп ДРЛ-250.
Эти фонари обнаружены на улицах Богомолова (на пересечении с Гагарина) и Коминтерна (во дворе за магазином "Заря"). Такие же столбы с бетонными консолями стоят во дворах на ул. Карла Маркса, Терешковой, Грабина, пр. Ударника, но вместо старых светильников на них используются современные:

Немного о столбах этого типа. "Гусаки" - типовые железобетонные фонарные столбы с характерной бетонной же вершиной, которыми оснащались новостройки Москвы и Подмосковья в 60-70-е годы. В те времена ещё заботились не только о технике, но и об эстетике (пусть и несколько своеобразной). Поэтому в большинстве случаев был предусмотрен скрытый (подземный) подвод проводов и скромные, но симпатичные светильники с лампами накаливания типа СПО (СПП)-200. Обновлённый город задумывался тщательно освещённым пусть и небогатым светом "лампочек Ильича".
Однако уже в конце 70-х партия велела экономить электроэнергию, благодаря чему большинство "гусаков" просто забросили. Другую часть безжалостно выкорчевали и заменили на более современные, но безликие 8-метровые опоры с ртутными светильниками СППР-125. Ну и наконец, третья, самая небольшая часть нашла-таки своё применение по назначению: их оборудовали светильниками СППР и воздушным подводом проводов. В таком виде всё это и дожило где-то до конца 90-х.
Здесь начался третий этап истребления "гусаков": по-видимому, железобетонные кронштейны было велено считать ветхими из-за их возраста. В настоящий момент большинство столбов лишились своих узнаваемых элегантных вершин, и к ним подручными средствами прикручены отрезки труб для крепления современных светильников.
В наши же дни уже любые бетонные опоры признаны ненадёжными и опасными, вследствие чего начался их массовый снос и замена на аналоги, выполненные из "консервного железа", чаще всего с тусклыми "тлеющими" лампами типа ДНаТ-70 и подключением проводом СИП. Вот так бесславно на наших глазах заканчивается эра советских "гусаков".

"Гусак" у ДК им. М.И. Калинина. Середина 1960-х:

Ныне редкий двойной "гусак" сейчас можно встретить только в одном дворе на ул. Терешковой:


А ведь каких-то пятьдесят лет назад они были в центре городских событий. Двойные "гусаки" у кинотеатра "Звезда". Середина 1960-х:


Дворы на ул. Горького. Светильник СППР-125 на столбе с консолью в виде трубы одинарной:

и двойной:


Здание городской больницы № 2, построенное в 1932 году, вкупе с прилегающей территорией оказалось богатым на находки. Вот, к примеру, кронштейн для подвесного светильника. На стене отчетливо видны следы крепления проводки. Кронштейн обнаружил краевед Е. Рыбак eryback (см. альбом "Фонарики-фонарики" на Яндекс-фотках: http://fotki.yandex.ru/users/eryback/album/161559/).

Неподалеку отсюда, на пересечении ул. Дзержинского и пр. Макаренко, возвышается раритетный столб 1950-х либо 1960-х годов:


На кронштейне - не менее раритетный "Светильник подвесной открытый СПО-200", а по-простому "шляпа", - самый распространенный фонарь 50-х годов ХХ века с обыкновенной лампой накаливания на 150-200 Вт . Такой светильник освещал причудливым желтоватым светом л ишь небольшой клочок земли под собой.


Такая же "шляпа" на деревянном столбе около здания больницы. И тот, и другой - нерабочие:

И рядом светильник с отражателем, напоминающим перевернутое корыто, не известной мне марки:

В дачном районе города на ул. Добролюбова и Кутузова прекрасно сохранились как минимум три "шляпы". Одна из них мало того, что висит на оригинальном старинном кронштейне, да вдобавок еще и работает! Раритет невероятный. Место ей явно не здесь, а в музее:

Современная улица Лермонтова в Королёве, образно говоря, как бы отсекает век двадцатый от века нынешнего. С восточной стороны возвышается новый жилой квартал "Пионерская, 30" с современным уличным освещением. Вдоль западной располагаются семь подряд старых фонарных столбов со светильниками СПЗП-500:

Светильники, по всей видимости, нерабочие, но у большинства сохранились стеклянные плафоны-преломлятели:


Светильники этого же типа на станции Болшево. 1970-80-е гг.:

Детский сад "Вишенка" (ул. Грабина, д.15) открыт в 1960 г. На территории установлены светильники РКУ-01-250-011 ориентировочно конца 1970-х гг.:

На территории детского сада "Теремок" (пр. Ударника, д. 3а, открыт в 1956 г.) светильники такие же, но столбы, вполне вероятно, и там, и там - ровесники зданий:

В 1980-х годах довольно известным и узнаваемым уличным светильником был «Ambassador Elektrosvit» (Чехословакия) тип 444 23 17. В СССР он получил прозвище «горбатый», а в Чехии его до сих пор называют «верблюд» (velbloud). Возможно, единственный в городе экземпляр сохранился на территории детского сада "Мозаика" (ул. Гагарина, д. 22):

Небольшой заброшенный фонарь в сквере на ул. Коминтерна, видимо, тоже стоит там с 1980-х:

Праздничная иллюминация 1980-х (1990-х?) на улице Советская в мкр. Первомайский :

На доме № 17 по улице Грабина над окном сохранились два художественно оформленных настенных светильника. Когда-то на них были стеклянные плафоны:

Неказистый старый светильник над окном Городской больницы № 2:

И напоследок - чудом сохранившиеся декоративные металлические фонари. На старых фото 40-х - 60-х гг. ХХ в. заметно, что подобных фонарей в городе было много:




В тех, что дожили до наших дней, давно уж нет ламп, стоят лишь столбы. Поскольку фонари не типовые, их возраст определить сложнее.
Три одинаковых фонаря располагаются вокруг здания постройки конца 1950-х - начала 1960-х (ул. Ленина, д.4):



Однако же, вот архивное фото, снятое на ул. Гагарина и датируемое 1945 годом. Справа вдали здание городских бань, пятиэтажек еще нет и в помине:

Не правда ли, точь-в-точь эти самые фонари?!

До войны на одной из главных улиц Калининграда – Сталина (сейчас это улица Циолковского) - стояли всего два пятиэтажных каменных дома № 23/11 и № 25 (постройка 1940 года). С начала 1950-х годов улицу и прилегающие к ней с юга кварталы начали застраивать пятиэтажными домами. В это же время были построены детский сад (1952 г.), средняя школа (1953 г.) и трехэтажная поликлиника.

В 1960-е годы неподалеку от поликлиники был возведен больничный городок. Позднее все эти медицинские учреждения вошли в состав Центральной городской больницы №1.

От поликлиники под прямым углом к улице Циолковского через больничный парк ведет старая аллея. Вокруг здания и вдоль аллеи среди зарослей сохранились четыре декоративных фонаря описанного выше типа. Пятый скрывается в северо-западном углу парка на другой, диагональной аллее, которая тоже когда-то соединяла поликлинику с улицей Циолковского, а теперь упирается в забор. Больше на территории больницы таких фонарей нет. С большой долей вероятности можно говорить о том, что их установили в 1950-е годы.

О том, что фонари этого типа были очень распространены в тогдашнем Калининграде, говорит и то, что еще один их "собрат" до сих пор стоит в самом центре города - на улице Терешковой, через дорогу от Центрального Дворца культуры им. М.И. Калинина. Скорее всего, он старше здания ДК. Возможно, этот фонарный столб дожил до наших дней еще и потому, что прекрасно маскируется под окружающую растительность. Я проходил мимо бессчетное количество раз, в упор его не видя, да и недавно обнаружил только потому, что внимательно искал:

В июле 2014 г. растительность была прорежена, и фонарный столб показался во всей красе:

Еще один декоративный фонарь стоит около проходной ОАО "РКК "Энергия", немного диссонируя с окружающим пространством. Возраст его определить не берусь:


Фонари с декоративным элементом в виде арфы находятся на территории бывшего детского сада (ул. Гагарина, д. 14а):

Уличное освещение, это то, в чем нуждались люди еще с древних веков. Окруженные девственными лесами людские поселения привлекали внимание хищников, которые зачастую забегали на улицы, да, и лихие люди в темноте пошаливали, поэтому выходить из домов ночью было опасно.

Что заставляло освещать улицы примитивно - кострами, дровяными светильниками, факелами. По мере роста цивилизации и урбанизации вопрос с освещением улиц вставал все острее. С изобретение свечей, появились уличные лампы со свечами внутри или масляными фитилями, такие приборы давали очень мало света и свет был довольно тусклый.
В Париже в XVI веке, вопрос с освещением улиц решили просто, заставляли ставить на окна, выходящие на улицу лампы, чтобы как-то осветить улицы. Что тоже давало очень слабый эффект. Но в 1417 году мэр Лондона так же попытался решить проблемы с освещением, указав вывешивать на улицах масляные лампы. После изобретения керосина фонари стали давать свет ярче, но все еще достаточно тусклый. В 1807 году Уильям Мэрдок в Англии изобрел революционный для того времени метод - газовый фонарь, которым и стали освещать улицы Лондона.
В России в 1706 году в один из праздников. В Петербурге по указу Петра I было велено вывесить фонари на фасадах домов на Петроградской стороне, Такое нововведение горожанам столицы понравилось и фонари на фасады стали вывешивать по всему городу. Началом уличного освещения в России можно считать1706 год.
И так же по указу Петра 1 в Петербурге стали устанавливать ночные фонари по голландскому образцу. Простые, без архитектурных излишеств, на деревянной стойке крепилась застекленная лампа, так же простые и в обслуживании, внутри фонаря была дверка, стояла масляная лампа. Света они давали мало, но направление указывали. Изначально фонарями занималось полицейское ведомство.
И архитекторы и инженеры взялись за проектирование уличных фонарей. В 1730 году архитектором Леблоном для столицы был разработан проект уличных фонарей.В корне отличный от простых голландских фонарей. К деревянному шесту, окрашенному полосками в синий и белый цвета на металлическом жезле крепился круглый фонарь, который можно было опускать и поднимать. В фонаре горело конопляное масло. Сначала такие фонари появились у дворца Петра I на набережной, а потом постепенно уже и по всему городу. Вместе с фонарями появилась и профессия фонарщика, человека, который должен был следить за фонарями: чистить их, вечером зажигать, а утром - гасить, доливать масло (освободив от этого занятия полицейских).
С появлением газовых фонарей качество освещения значительно улучшилось. В XIX веке газовые фонари быстро вошли в обиход во всех европейских странах, начиная со столиц, Парижа, Берлина и т. д. В России в Петербурге первые газовые фонари появились в 1819 году, тоже довольно скоро, в Москве в 50-е годы.Такие фонари использовались в городах России еще аж до 1930 года. Светильный газ для фонарей получали путем сухой перегонки каменного и бурого угля, торфа или дерева.
В состав светильного газа входят:
угарный газ,
метан,
водород.
Сухая перегонка происходит следующим путем: уголь загружают в закрытую емкость и без доступа воздуха разогревают до температуры 500-600 градусов, в результате чего уголь начинает разлагаться на летучие смеси (газы) и твердый остаток (кокс).Этот процесс называется пиролиз. Эти газы и образуют светильный газ. Светильный газ называют так же блугазом по имени изобретателя Блау немецкого инженера. В 1913 году была изобретена голландским инженером Хейке технология сжижения газа, за что он и получил Нобелевскую премию.
Газ при низких температурах п под высоким давлением переходит в жидкое состояние.
Внутри зданий делали хранилища для светильного газа, с выходом труб, перекрытых клапанами в наружную стену откуда по прорезиненным трубкам фонарщики набирали его в реторты и заправляли им фонари.
Архитектором Огюстом Монфераном был разработан проект уличных фонарей, работающие на газе.
В связи с большой потребностью светильного газа в городах начали строиться газовые заводы и их обязательной принадлежностью стали газгольдеры - большого диаметра кирпичные башни (диаметр около 40м, высота примерно 20м). В некоторых городах они сохранились и до сих пор, как памятники промышленной архитектуры.
Из газгольдера газ распределялся по чугунным трубам, подземным газопроводом, а далее подключался к фонарям, а в фонаре распределялся уже по более мелким металлическим трубочкам. И так же фонарщик вечером, газ в фонарях зажигал, а утром гасил.
В 1876 году Павел Яблочков изобрел электрическую лампочку. И уже в 1878 году в Кронштадте (на территории военно - морской базы, где испытывались различные новшества и недалеко от столицы) заработали первые электрические уличные фонари, и вскоре площади у петербургских театров так же озарились электрическим светом. В Москве электрическое освещение появилось впервые вокруг площади у храма Христа Спасителя в 1880 году. Вместе с изобретением электрического освещения исчезла и профессия фонарщика. Фонари уже зажигались автоматически, а за их состоянием следило отдельное ведомство.
В 1880 году свою электрическую лампочку изобрел и запатентовал Томас Эдисон. Благодаря свойственной американцам коммерческой жилке быстро развил предприятие по их производству и импорту по всему миру.
Изначально электричество для фонарей вырабатывали небольшие генераторы, но со временем развития электрификации стали строиться электрические подстанции.
Примерно так развивалась история уличного фонаря. И развитие ее еще не остановлено. Впереди - новые виды освещения улиц нам пока не известные.

Костер и факел, история которых насчитывает около двухсот тысяч лет, можно считать первой попыткой уличного освещения.

Прообразы уличного фонаря появились более двух с половиной тысяч лет назад в Древней Греции, где для освещения улиц на треножниках устанавливали чаши, наполненные горючим веществом, в основном, маслом. Примерно в то же время в Китае появились первые небесные фонарики - легковесные конструкции из рисовой бумаги, натянутой на деревянный или бамбуковой каркас. Внутри фонарика закреплена миниатюрная горелка, время горения которой - не более 15-20 минут. В Древнем Риме помимо факелов начали использовать масляные фонари, сделанные из бронзы. Такие фонари были либо переносными - их несли рабы, освещая путь своего хозяина, либо их устанавливали в специальные держателях на стенах, как внутри помещений, так и снаружи. Чтобы пламя не гасло на ветру, стенки фонаря покрывали промасленной тканью, бычьим пузырем или костяными пластинами.

Средневековая Европа не знала такого понятия, как уличное освещение. Горожане по-прежнему использовали переносные фонари или лампы, главным образом масляные. С развитием промышленности и ростом городов возникла необходимость и в освещении. Пионером городского освещения стал Лондон, где первые уличные фонари появились в начале XV века: по приказу мэра города в 1417 году горожане стали вывешивать фонари, источником света в которых служил фитиль, опущенный в масло. Париж стал следующим городом, перенявшим примитивную систему городского освещения: жители были обязаны выставлять на окнах, выходящих на улицу, масляные или свечные лампы. Позже по указу короля Людовика XIV в городе появились первые уличные фонари. Системный подход к освещению городов был впервые предпринят в Амстердаме, где в 1669 году были установлены фонари, дизайн которых сохранился без изменений вплоть до середины XIX века.

Фонари, заправляемые конопляным маслом, стали появляться на улица Санкт-Петербурга с 1707 года. Спустя 23 года городское освещение достигло и Москвы: стеклянные фонари подвешивали на деревянных столбах, расположенных на равном расстоянии друг от друга. На смену маслу сначала пришел керосин, который был дешевле и давал более яркий свет, а затем - газ. Лондон - первый город, где газовое освещение стало частью городской инфраструктуры еще в начале XIX века. Изобретение электричества и лампы накаливания окончательно изменили облик городов, фонари перестали быть и появились повсеместно благодаря доступности, долговечности и безопасности электричества. Первой улицей, получившей электрические фонари в Москве, стала Тверская.

В эпоху модерна, получившее широкое распространение электричество, сделало настоящую революцию в освещении. Рывок был связан с возможностью перевернуть источник света и направить его не вверх, как это было все предыдущие годы, а вниз, при этом улучшив освещенность пространства.

Несмотря на то, что источник света за века изменился, облик уличного фонаря претерпел минимальные изменения. Конечно, новые технологии позволяют экспериментировать и с материалами, и с дизайном, но говоря об уличных фонарях, мы представляем традиционные четырех- или шестигранные светильники, зауженные снизу и укрепленные на столбе или кронштейне. Светильники, как правило, не делились на уличные и интерьерные.

Элементы декора были свойственны всем светильникам согласно господствующему в тот или иной период времени стилю.

В нашем салоне вы можете купить старинные люстры , выполненные в конце 19 середине 20 веков в различной стилистике - это актуальная классика, которая будет уместна и в музее, и в городской квартире, и на даче.



error: Контент защищен !!