Пьеро делла франческа картины мадонна. Тоскана

Биография

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро (Borgo Santo Sepolcro), в Умбрии , в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже , Лорето , Флоренции , Ареццо , Монтерки, Ферраре , Урбино , Римини , Риме , но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятелетия жизни он провел именно там.
Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции , причем освоился со стилем тамошних реалистов, приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи .
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI-XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Ученики

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли , и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо-да-Форли, отца Рафаэля , Джованни Санти, и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

Произведения

«Бичевание»

После того, работая в своем родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних, для местного общества della misericordia, и фреску «Воскресение Христово» в Палаццо Коммунале.

  • В г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино , где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона … три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

  • после г. Портрет герцога Федерико Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца , его супруги.
  • ок. - гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера , Милан .

Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав её более воздушной. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель , Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов . Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы.

Библиография

  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. - СПб: Азбука-классика, 2003. - С. 504. - ISBN 5-352-00597-6
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб:. Азбука-классика, 2004. - 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. - М: Искусство, 1978.
  • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях:

    Франческа (Francesca) Пьеро делла (около 1420 1492), итальянский живописец; см. Пьеро делла Франческа … Большая советская энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффици, Флоренция. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della… … Википедия

    См. Пьеро делла Франческа … Энциклопедический словарь

    Франческа П. делла, см. Пьеро делла Франческа …

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

Пьеро делла Франческа

Европейская портретная живопись XV–XVI веков
Пьеро делла Франческа

(ок. 1420–1492)


Современники называли Пьеро делла Франческу «монархом живописи». Но он был не только талантливым художником, автором многочисленных алтарных композиций, но и известным исследователем искусства, написавшим теоретические трактаты «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Итальянский художник Пьеро делла Франческа, ярчайший представитель искусства Раннего Возрождения, родился в Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Учился он в мастерской знаменитого Доменико Венециано.

Работая во Флоренции, художник внимательно изучал творчество своих предшественников: Паоло Уччелло, Мазаччо и Джотто. Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров. Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный.


The Baptism of Christ


Его алтарные картины характеризуются ясностью и строгостью композиционного строя, свежестью и звучностью красок. Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро).

Живопись Пьеро делла Франчески лишена напряженного драматизма, персонажи его картин, спокойные и величавые, не похожи на героев полотен мастеров Позднего Возрождения, для которых было важно отобразить внутренние конфликты человека.




PIERO DELLA FRANCESCA MADONNA DEL PARTO



PIERO DELLA FRANCESCA SAINT MARY MAGDALEN



PIERO DELLA FRANCESCA POLYPTYCH OF SAINT AUGUSTINE


Flagellation


Это отношение мастера к человеку прослеживается и в его знаменитых парных портретах герцога и герцогини Урбинских. Портреты Федериго да Монтефельтро и его жены, Баттисты Сфорца (ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция) - это, пожалуй, единственный и весьма удачный опыт художника в области портретного жанра.

Обратившись к традиционному для того времени типу профильного портрета, Пьеро делла Франческа отказался от обычной стилизации и создал картины, в которых монументальная величавость и значительность образов соединились с точностью и тщательностью передачи натуры.



Madonna and Child with Saints (also known as Montefeltro Altarpiece)


The Nativity


Portraits of the Duke and Duchess of Urbino


Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. Это изображение по своей детализированности напоминает манеру художников нидерландской школы.



Resurrection


Saint Apollonia
Attributed to Piero della Francesca - circa 1455-1460


Saint Michael


Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, выдающийся военачальник, политик и меценат, был другом живописца. Пьеро делла Франческа изобразил его и в своей известной картине «Мадонна со святыми и ангелами и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан).

Портретные образы герцога и герцогини Урбинских занимают значительное место в истории портретной живописи XV столетия и ставят их автора в один ряд с виднейшими итальянскими художниками - представителями этого жанра.

Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.

Сансеполькро, родной город Пьеро делла Франческа © Sergei Afanasev / Shutterstock.com

Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее - четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая, словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева - мужчины, справа - женщины).

Ареццо, Пьяцца Гранде © Maciej Czekajewski / Shutterstock.com

В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.

Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.

Полиптих Сант’Антонио, Пьеро делла Франческа, Национальная галерея Умбрии, Перуджа / Wikimedia Commons

Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.

Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.

«Обретение и испытание Животворящего Креста», Пьеро делла Франческа, Церковь Сан Франческо в Ареццо / ibiblio.org

Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо - крепость на холме, - а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.

Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.

Свой уникальный проект «Выставка одного шедевра» Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжил показом сразу четырёх шедевров эпохи Раннего Возрождения на одну тему: "Образ Мадонны". Мадонна с Младенцем — центральный сюжет западноевропейской живописной традиции, как и Богоматерь в древнерусской иконописи. Поэтому и решили именно под Рождество привезти в Россию из Италии произведения художников XV века, которых не встретишь ни в одном отечественном собрании. Исполненные первоклассными художниками своего времени для частных заказчиков, все четыре появились в один период, с разницей максимум в два десятка лет, с 1470 по 1490 год. Четыре Мадонны размещены одна против другой, вместе образуя крест.

Эпоха Возрождения создала новый изобразительный язык, обусловленный новым мировоззрением, и место иконы в западной культуре заняла религиозная картина, но, тем не менее, противопоставление Запада и Востока, Ренессанса и Средневековья не носит столь категорического характера. Именно поэтому для выставки были выбраны богородичные образы, написанные разными итальянскими художниками во второй половине XV века. Связи ренессансной и византийской культур в XV веке были очень тесными, что объясняется различными обстоятельствами, в том числе, и деятельностью итальянских гуманистов, открывавших для себя наследие античной Греции; и падением Константинополя в 1453 году, после которого в Италию хлынул поток беженцев, среди которых были представители культурной элиты, которые везли с собой иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и целые библиотеки. Представленные на выставке произведения позволяют увидеть, как новый изобразительный язык Ренессанса преображал традиционную иконографию и как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов, при этом в полной мере сохраняя разработанную восточной традицией символику.

У картины «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» Пьеро делла Франческо есть второе название - «Мадонна Сенигалья», которое появилось в 1822 году, когда ее обнаружили в маленькой церкви близ города Сенигалья и перевезли в Урбино. Из четырех художников на выставке Пьеро делла Франческа был наиболее подкованным в вопросах теории — он читал Евклида и Фибоначчи, написал три трактата по математике в сфере коммерции и искусства, общался с юристами и секретарями папского двора. Подробной документации об этой работе не сохранилось, но считается, что герцог Федериго де Монтефельтро, портрет которого кисти Пьеро дела Франческо есть во всех учебниках по искусству итальянского Возрождения, заказал Мадонну в подарок дочери по случаю ее свадьбы c Джованни делла Ровере, племянником папы Юлия II, заказчика росписи потолка Сикстинской капеллы.



«Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья») Пьеро делла Франческо, дерево (орех), темпера, масло, 1491 г Национальная галерея области Марке, Урбино.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в скрыты в картине и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца, как на Спасение. Художник изображает Мадонну с младенцем Христом и двумя ангелами в интерьере, написанном согласно законам прямой перспективы. Удивительным образом художником передана игра света и тени: в ярком луче света можно даже разглядеть висящую в воздухе пыль.

Фигуры скульптурные, объемные, художник необыкновенно точно передает с помощью красок фактуру различных материалов, так, что словно осязаешь их взглядом. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Взаимодействия между фигурами почти нет: Мадонна отрешенно смотрит словно внутрь себя, а младенец Христос смотрит вдаль, рука его поднята в благословении.


Младенец держит в руках «розу без шипов», цветок, связанный с Девой Марией, которую изображают в итальянской живописи, как Santa Maria della Rosa. Жемчужина (нитка жемчуга) означает спасение, Христа-Спасителя. Веточка коралла на шее Младенца Христа означает защиту от злых сил. Плетеная корзина напоминает о пасхальной корзине, о Пасхе, что тоже является символом Христа. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов. Цвета одеяний ангелов соответствуют чину - серафим и херувим. Мерцание на темно-синем плаще Богоматери — результат времени, а не замысла художника. За пять с лишним веков красочный слой претерпел изменения, которые дали такой необычный эффект.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца. Считается, что это поздняя работа автора - около 1490 года. Мотив с херувимами он вполне мог заимствовать у своего отца Якопо - в произведениях того он также встречается.


«Мадонна с младенцем» («Мадонна с красными херувимами») Джованни Беллини, дерево, темпера, ок.1490 Галерея Академии в Венеции.

Венецианский художник, написавший множество подобных Мадонн, как никакой другой художник умел передать чувства матери и ребенка. Несмотря на наличие херувимов, на символы, связанные с Мадонной и изображенные в пейзаже, эта картина, в первую очередь, о материнской любви, и ее богословское содержание отходит на второй план. Мадонна и младенец полностью сосредоточены друг на друге: Мадонна нежно прижимает к себе сына, а тот с приоткрытым ротиком внимательно глядит на мать. Перед зрителями разворачивается неуловимый, безмолвный диалог, и как тут не вспомнить слова Павла Муратова о Беллини: «Никто другой не умеет так, как он, соединить все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».

Феррарский художник Козимо Тура вместе с Франческо дель Коссой и Эрколе де Роберти был членом загадочного сообщества художников на службе семьи д`Эсте. За феррарцами давно закрепилась репутация мистиков и интеллектуалов, строивших свои работы на сложных аллегориях, которые сочинялись придворными учеными. Двор был просвещенным, здесь возникла собственная типография. Правители меценатствовали и периодически ссорились с папским престолом. К тому же, придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.


«Мадонна со спящим младенцем» («Мадонна Зодиака») Козимо Тура, дерево, темпера, около 1470 Галерея Академии в Венеции

Картина помещена в своеобразный табернакль и, по мнению специалистов, предназначалась изначально для частного заказчика, а не для церкви. Другое название этой работы - «Мадонна Зодиака». Слева от Мадонны действительно просматриваются - хотя и с трудом - изображения нескольких знаков зодиака (справа подобные же изображения не сохранились). Тема астрологии была популярна в то время при утонченном феррарском дворе графов (в дальнейшем герцогов) д’Эсте. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Но и без зодиака картина просто перенасыщена символами. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы. (В народной католической традиции щегол поранился о шипы тернового венца на голове Христа - от выступившей крови и возник красный цвет его грудки.)

На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна (сцена, не слишком частая в иконографии). Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей. У младенца нимб сделан из плотного материала, но по цвету и фактуре больше напоминает картон.

Карло Кривелли, уроженец Венеции, покинул родину, выбрав менее влиятельную Анкону. Тем не менее, художник всегда подчеркивал свое отношение к Венеции, оставляя на картинах подпись «OPUS CAROLI CRIVELLI VENETI», «Карло Кривели, венецианец». В документах сохранилась запись о пребывании художника в Далмации в 1457 году, где его обвинили в похищении жены некоего моряка. За десять лет до своей смерти (в 1495 году) он привлек к себе общественное внимание еще раз, приняв участие в общественных беспорядках, а позже, в 1490 году, был удостоен звания рыцаря. Позднее, подписывая свои работы, он не забывал указывать свой титул, напоминая об оказанной ему чести. Его бурная жизнь полностью противоречит тому состоянию внутреннего покоя, которым пронизаны его творения. Предположительно, Кривелли учился у Скварчоне и Мантеньи. От последнего Кривелли перенял страстный интерес к античной архитектуре и успешно расширял свои знания в этой области. Смешение византийско-венецианских традиций с неоготической манерой придает его картинам блеск и богатство. Манера живописи с подробной детализацией, несмотря на небольшие размеры, позволяет предположить знакомство автора с произведениями нидерландской школы


«Мадонна с младенцем» Карло Кривелли, дерево, темпера, 1480-1486 Городская пинакотека «Франческо Подести» в Анконе

Картина Кривелли была обнаружена в конце XVIII века в ризнице анконитанской церкви Сан Франческо ад Альто. Предполагается - в силу скромных размеров - что предназначалось произведение скорее всего не для храма, а для чьей-то кельи. В этой работе много символики. Яблоко - напоминание о первородном грехе и победившей его Богородице. Огурец ассоциируется с жизнью и Воскрешением (и поэтому составляет пару яблоку, которое ассоциируется с грехопадением). Кривелли часто рисовал рядом с образом Марии огурец, так что, похоже, что огурец для Кривелли — это атрибут Богородицы. Щегол - символ христианской Души или духовности, который можно часто видеть в руках Младенца Иисуса Христа. Благодаря своей красоте и кротости щегол был распространенной детской забавой. Кроме того, иконография этой птицы основана на легенде о том, как щегол спустился и вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью, то есть - щегол - еще и символ Страстей. Моллюск в раковине в руке младенца - отсылка к теме воплощения Христа во чреве Марии.

Сидящий на сухом древе ворон - символизация земли, которая до прихода Христа была в запустении. Торжественные одеяния Мадонны указывают на то, что она царица небесная. Мадонна дотронулась до ножки младенца - эта иконографическая деталь была распространена в XI-XII вв в восточной традиции. На картине в качестве фона появляется пейзаж, прописанный точно и тонко.



error: Контент защищен !!