Плавучие знаки навигационного оборудования. Средства навигационного оборудования Что означают буи на реках

Сегодня передвижение транспортных средств осуществляется в различных средах: сухопутной, воздушной, морской. Как и для наземного транспорта, так и для морских судов действует система правил и знаков, регулирующих их движение и обеспечивающих безопасное курсирование на поверхности водных каналов.

Что такое система МАМС?

Система МАМС морских средств и маячных служб) - это единая система ограждения опасностей, основанная в 1957 г. с целью обеспечения безопасности передвижения судов на поверхности мирового океана. Она располагает несколькими типами регулирующих плавучих знаков и другого навигационного оборудования для предотвращения аварий в морском пространстве и обеспечения сохранности имущества движущихся судов.

Принципы МАМС

Основным принципом МАМС является территориальное разделение мирового океана условной осью - главным фарватером (каналом). Слева от фарватера морское пространство принято называть регионом А, а справа - регионом Б. Страны, входящие в них, отличаются цветом обозначения средств навигационного оборудования (СНО). Так, для региона А предусмотрен красный цвет, а для региона Б - зелёный. Для каждого из них точка отсчёта морского пространства начинается в направлении от главного фарватера (за исключением отдельных случаев).

Система МАМС базируется также на следующих правомерных принципах:

  • Минимальное количество СНО, необходимое для безопасной навигации мореходных транспортных средств.
  • Плавучие знаки МАМС легко распознать в тёмное время суток по на них и частоте проблесков, а в дневное время - по форме и цвету топовых фигур.
  • Цвет огней (белые, зелёные и красные) различается на разных типах навигационных знаков и имеют разное значение.
  • Наряду с навигационными опасностями, предусмотренными знаками ограждаются также и попавшие в аварию и затонувшие суда.

Международная ассоциация маячных служб осуществляет регулировку морской навигации с помощью пяти видов плавучих знаков:

  1. Латеральных.
  2. Кардинальных.
  3. Специальных.
  4. Осевых.
  5. Знаков ограждения отдельных опасностей.

Латеральные знаки

В отличие от последующих типов знаков, латеральные имеют характерную окраску, отличную для регионов А и Б. Так, латеральные знаки региона А имеют красный цвет, а в регионе Б они окрашены в зелёный.

Назначение этих средств навигации - обозначение границ пути движения. Выставляются вдоль продольных каналов, фарватеров и прочих морских и речных ходов (которые имеют ярко выраженные границы), представляющих опасность для движения.

Латеральная знаков располагает фигурами цилиндрической или конусной формы.

Ограждение фарватера латеральными знаками проводится по принципу правой и левой стороны. Таким образом, если двигаться в направлении от моря, то справа должны находятся буи или вехи зелёного цвета с расположенной наверху топовой фигурой - треугольником (иногда конструкция дополняется мигающим огнём зелёного цвета). Левая сторона обозначается фигурами красного цвета с прямоугольником и красным огнём на вершине.

Латеральные знаки применяются не только для выделения границ морских и речных ходов, но и для разделения с целью выявления приоритетного. Таким образом, красные знаки с широкой зелёной полосой посередине и возможной дополнительной топовой фигурой (цилиндром) и красным огнём будет означать, что главный фарватер находится справа. И наоборот, зелёные вехи / буи с красной полосой и зелёным огнём и треугольником сверху интерпретируются как символ того, что основной фарватер - слева.

Кардинальные знаки

Данная система навигационных знаков используется с целью обозначения опасностей и преград на пути движения морского или речного транспорта, а также показывает, с какой стороны обходить опасность.

Знаки имеют столбовидную форму чёрно-жёлтого цвета с двумя чёрными треугольниками и иногда с белым огнём сверху. Варианты расположения чёрных и жёлтых полос, а также треугольников отличаются в зависимости от типа кардинального знака.

Выставляются по принципу нахождения от опасности в зависимости от сторон света. Таким образом, кардинальные знаки делятся на 4 вида: северные (находятся с севера от опасности), южные (с юга), западные (с запада), восточные (с востока). Увидев один из них, водитель судна должен обходить опасность с той стороны света, к которой принадлежит это средство навигационного оборудования. То есть если стоит южный кардинальный знак, то нужно обходить опасность с южной стороны.

Знаки специального назначения

Для выделения специальных районов или объектов используются специальные плавучие знаки. Примеры применения специальных знаков: место разделения движения, свалка грунта, кабельное или трубопроводное сообщение, военная зона, полигон, местонахождение рыболовных снастей, якорных стоянок и т. д.

Плавучие знаки могут быть любой формы, предусмотренной единой системой навигации в водной среде. Характерный цвет знаков этой группы - жёлтый, в качестве топовой фигуры используется кривой крест или буква «х». При наличии сигнального огня на них можно увидеть жёлтый свет.

Количество выставляемых знаков зависит от значимости и площади района или объекта. Для маленького объекта ставится один специальный знак в середине объекта, а если нужно выделить довольно значимый район, используется расположение специальных знаков по принципу обведения периметра.

Осевые знаки

Осевой знак, или, как его ещё называют, знак чистой воды информирует судоводителя о том, что вокруг объекта располагается водная область, безопасная для судоходства, другими словами, обозначает ось фарватера и указывает безопасный курс.

Навигационная система МАМС подразумевает 3 формы осевых знаков: сфера, веха и цилиндр. Окраска представляет собой попеременно расположенные вертикальные полосы красного и белого цветов. На вершине располагается топовая фигура - красный шар и проблесковый огонь белого цвета.

Знаки ограждения отдельных опасностей

Для обозначения отдельных подводных объектов, представляющих опасность для движущегося судна, используют ограждающие плавучие знаки. Эти средства навигации означают, что различного рода преграды находятся только непосредственно под знаком, а вокруг водное пространство безопасно для движения морского и речного транспорта. К разряду отдельных опасностей относят: остатки затонувшего судна, мелководье.

Группа навигационных средств представлена фигурами столбовидной или конической формы с широким основанием (вехи), окраска чёрная с одной или несколькими горизонтальными красными полосами. Топовая фигура - два чёрных шар, расположенных друг над другом.

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание:

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.


Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.


Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».

2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.


Минимальная проходная высота надводного перехода - величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит - прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

Примечания.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Примечания.

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Знак

На левом берегу

На правом берегу

Передний

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).

В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.

Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Система предусматривает пять типов знаков

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,- к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.

Регион А

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Регион В

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.

Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.

Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

Применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.

Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Знаки,ограждающие отдельные опасности

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.

Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.

Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.

В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.

Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале
размещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.

Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат. Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.

Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.

Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.

Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.

Рис. 6.23. Бакены:

а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический

Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.

Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120° плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.

Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.

Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.

Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.

Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.

Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.

На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.

Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.

Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.

Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.

Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.

На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых по
воротов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.

Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.

Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.

Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.

Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.

Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.

Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.

Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.

Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.

Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).

Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).

На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.

Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.

Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б .

Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.

Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А . В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.

В регионе Б , о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).

Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Знаки ограждения сторон фарватеров (рис. 6.27) служат для обозначения сторон фарватера (канала).

На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).

На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).

Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.

Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.

Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).

Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.

Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.

Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.

Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).

Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.

К ним относятся: осевые, щелевые и кромочные створы; перевальные, ходовые и весенние знаки; знак "Ориентир"; путевой огонь.

Створ осевой Состоит из двух знаков (переднего и заднего), указывающих ось судового хода на прмямолинейном участке водного пути. Иногда этот створ называют линейным.

Передний знак расположен ниже заднего. По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).

Цвет окраски щитов выбирается в зависимости от фона окружающей местности. На светлом фоне выставляются красные щиты с белой или черной вертикальной полосой посередине, на темном - белые щиты с черной полосой. В случаях, когда знаки выставляются на фоне неба, они могут иметь черный цвет с белыми полосами.

В темное время на переднем знаке горит белый или зеленый постоянный огнь, а на заднем - белый или зеленый проблесковый огонь.

При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.

Створ щелевой. Указывает направление и кромки судового хода. Состоит из двух передних и одного заднего прямоугольных щитов.

На светлом фоне устанавливаются красные щиты с белыми или черными полосами, на темном - белые щиты с черными полосами, на фоне неба - черные щиты с белыми полосами.

Передние огни - белые постоянные, задний - белый проблесковый. На левом берегу передние знаки могут быть оборудованы зелеными постоянными огнями, задний - зеленым проблесковым, а на правом берегу - передние красные постоянные, задний - красный проблесковый.

Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.

Кромочный створ. Указывает точное направление границ - кромок судового хода.

Щиты кромочных створов окрашиваются в зависимости от фона местности: на темном фоне - в белый цвет, на светлом - в красный.

Огни на левой кромке - зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке огни красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.

До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.

Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:

а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;

б) судно находится на оси судового хода.

Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.

Перевальные знаки по форме могут собой представлять:

Столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;

Прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;

Третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.

На светлом фоне щиты окрашиваются в красный цвет, на темном - в белый. Вертикальные полосы на щитах не наносятся.

Знаки левого берега оборудуются постоянным зеленым огнем, правого - красным постоянным. Возможен вариант оборудования знаков обоих берегов белыми проблесковыми огнями.

Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.

Ходовой знак . Служит для обозначения судового хода, проходящего в непосредственной близости у берега.

Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.

Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.

Цвет щита ходового знака правого берега красный, левого - белый.

Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берегатакими же огнями красного цвета.

Весенний знак Служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.

На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета.

На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.

Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого берега - постоянным огнем красного цвета-

Знак "Ориентир " Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.

Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.

Знаки левого берега оборудованы зеленым двухпроблесковым огнем, а правого берега - красным двух-проблесковым огнем. Возможно применение на знаках обоих берегов белого двухпроблескового огня.

Путевой огонь . Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.

Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.

В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.

Опознавательный знак Предназначен для обозначения входа в канал со стороны реки, водохранилища и озера. Представляет собой обычно башню различной конструкции.

Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен

Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:

а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;

б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, ви­димых с ходовой стороны пролета;

в) для плотовых составов- круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;

г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.

Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.

Огни на наплавных мостах

Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:

на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);

на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);

на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);

на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.

Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте

Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.

Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).

На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радиоаппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.

Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.

Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.

Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена.пунктирной линией, приведены на рис.169-172.

Линейный створ является самым распространенным створом, устаl5;авливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.

Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, где часто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.

Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.

Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.

Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 - левого.

Информационные знаки .

Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяют­ся на три группы.



error: Контент защищен !!