Икона «Воздвижение Креста Господня. Икона воздвижение креста господня Воздвижение креста господня икона значение

Великим праздником из числа двенадцати наиболее важных в годовом цикле Православной церкви является Воздвижение Креста Господня. В эту дату христиане вспоминают историческое событие IV века, называемое обретением Креста, на котором завершилось земное поприще Спасителя. Обретение было поистине чудесным, ведь со времени Распятия минуло почти триста лет.

Воздвижение Креста Господня помогает во многих людских бедах, поэтому очень почитаема среди христиан.

История

Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа. В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.

Поиски долго не приводили к : после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.

Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место. Оно оказалось недалеко от Голгофы.

Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера . Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.

По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский» . Но какой же из найденных крестов – Святой?

И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось. Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине. Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.

Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение. Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.

Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему . Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности. Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.

Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его . А , учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.

Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста , а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.

Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.

Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам. Так же позднее стал нарекаться и император Константин.

Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.

В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт. В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест . Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.

При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.

Что означает праздник и как он отмечается?

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом , уничтожение греха, источник безграничной любви.

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц . Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком. В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Как выглядит икона?

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов , тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

Значение и фото

И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны. Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена . А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.

Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:

  • в Алтуфьево (Москва)
  • на Чистом Вражке в Москве

В чем помогает образ?

Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.

Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой. От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление . Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:

  • женщинам, желающим иметь ребенка , страдающим бесплодием
  • имеющим заболевания костей и суставов
  • с просьбой избавиться от хронических мигреней
  • вылечить зубную боль
  • об избавлении от хронических и неизлечимых болезней

Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон . В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.

Молитвы

Молитва первая:

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и , и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая:

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Крест является главным символом для христиан всего мира. Все, что связано с его почитанием - свято для православной России. Один из главных осенних церковных праздников - Воздвижение Креста Господня. Его смысл - напоминать верующим, какой ценой для них было обретено спасение. В статье будет рассмотрена история появления этой важной даты, значение иконы.


История святого образа

Важным событием для всего человечества было восшествие на римский престол императора Константина в 306 г. Его не зря именуют Великим - это был первый император-христианин, сделавший очень много для установления Церкви Христовой по всему миру.

Будучи ревностным христианином, Константин очень хотел найти Крест, на котором пострадал Спаситель. Но совесть не позволяла ему самому совершить поход в Святую Землю - как воин, он вынужден был убивать людей, поэтому считал себя недостойным такого дела. Царица Елена, хотя и была уже довольно пожилой, сама решила исполнить желание своего сына. Именно она предприняла далекое трудное путешествие в Палестину.

В Иерусалиме места, связанные с земной жизнью Христа, были заброшены, засыпаны землей, мусором, а над могилой Иисуса язычники воздвигли капище. Все это предстояло снести, чтобы найти желаемое. Трудности не напугали Елену, в результате крест был найден среди двух других. Константинопольский патриарх помог определить, какой именно принадлежал Христу.

На иконе показан момент воздвижения Честного Креста, проще говоря - подъем. На место казни Спасителя пришло очень много людей, чтобы все могли увидеть орудие казни, его несколько раз приходилось возносить.

Также были найдены гвозди, могила Иисуса, основано несколько храмов, которые стоят на Святой земле по сей день. Поначалу Крестовоздвижение было второстепенным праздником, сопряженным с днем обновления ротонды Воскресения. Начиная с 7 века это самостоятельный день почитания Креста.


Молитва иконе Воздвижение Креста

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.


Иконография

Центром композиции здесь является изображение неодушевленного предмета. Но он у любого человека ассоциируется с Иисусом, напоминает о Его муках. Без смерти не было бы воскресения и прощения. Крест является хранителем Вселенной, славой Ангелов, красотой Церкви - поет на праздновании святая Церковь.

Окончательно современная иконография сложилась к 16 в.

  • На иконе Воздвижения Креста Господня верующие видят большое скопление народа. Это многочисленные жители Палестины, духовенство, вдалеке на возвышении изображают царицу Елену с императором Константином. Хотя он и оставался в Риме, поиск святынь был начат по его произволению.
  • На возвышении стоит Патриарх, который поднимает над головой Крест, украшенный зелеными ветвями в знак победы жизни над смертью. Его поддерживают служители. Сам христианский символ изображается иногда небольшим, иногда - довольно крупным. Действие разворачивается на фоне храма.

До возникновения данной композиции обычно по сторонам креста изображались святые Елена и Константин. Данный сюжет часто использовался для росписи храмовых стен.

Богословское значение

Значение иконы глубоко символично. Она напоминает о божественном плане спасения человечества из рабства греху и смерти. Не случайно в этот день налагается строгий пост - в память о страдании Иисуса Христа.

Весьма торжественно проходит и богослужение в этот день. Крест выносится на поклонение верующим, такое бывает достаточно редко в годовом церковном цикле. Песнопения отличаются строгостью и торжественностью.

Лично для каждого верующего эта икона служит напоминанием о святой обязанности перед Богом. Кто хочет быть последователем Христа, должен взять свой крест (жизненных лишений, трудностей) и нести его до самого конца.

Также праздник Крестовоздвижения напоминает о Страшном суде, когда знамение креста будет явлено на небе, согласно Евангелию от Матфея (гл. 24, стих 30).

О чем молятся иконе воздвижение креста

Исцеляющая сила Креста не подлежит сомнению. Во время его обретения был воскрешен умерший человек. И сегодня икона Воздвижения помогает верующим очиститься от болезней души и тела.

  • Избавляет от острой зубной боли.
  • Лечит бесплодие.
  • Исцеляет суставы.
  • Снимает хроническую головную боль.

Главное условие - осознать собственное бессилие перед болезнью, доверить все свое существо Богу. Только так молитва станет искренней, будет сразу услышана.

Икона Воздвижение Креста - молитва, значение, где находится was last modified: Май 7th, 2018 by Bogolub

Отличная статья 0

Воздвижение Креста Господня - икона, которая имеет несколько изображений. Это связано с тем, что каждый иконописец описывал нахождение Креста Иисуса по-разному, стараясь указать главные детали. Для христиан того времени это огромное событие, поэтому в его честь было построено несколько храмов, церквей, сочинены молитвы, песнь, тропарь, священные тексты, установлена дата одноименного праздника.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты гласят, что возвращение Животворящего Древа произошло благодаря императору Константину Великому и его матери Елене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мать была христианкой. После смерти отца императрица Елена активно занялась распространением христианства. Сын пришел к этой вере не сразу. Этому способствовало знамение перед одной важной битвой. Долгие сомнения, истязания, обращения, мольбы к Богу способствовали знамению - появлению креста на вечернем небе. Это видел император со своим войском. Ночью ему тоже приснился Иисус, который известил его о грядущей победе над противником, если на одежде, оружии, знаменах воинов будет изображен Его символ.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Посреди побежденного города воздвигли статую, держащую крест. Но этот случай не привел к появлению нового религиозного праздника - "Воздвижение Креста Господня". Значение его было осознано людьми позже. А пока сын Константин просит мать найти Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), узнала у старого еврея точное расположение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться человечеству, но тем самым делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то увидели три креста. Согласно легенде, императрица Елена с патриархом Макарием определили Крест Иисуса по его чудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к больной женщине, а затем к покойнику. Результат был мгновенный: женщина выздоровела, а покойник воскрес. Все присутствующие еще больше уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но так как народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло название - Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позже. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Император Константин с матерью Еленой сделали многое для христианства. При их правлении гонения на христиан прекратились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после найденного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога сына Господа. Императрица Елена привезла сыну часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого события, который и был построен и освящен спустя десять лет. День его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мать не дожила до этого события, а сам Константин стал христианином незадолго перед смертью, считая невозможным принять таинство ранее. За их заслуги церковь отнесла сына с матерью к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики отображает икона "Воздвижение Креста Господня".

Значение этого церковного праздника

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа вместе с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет император Ираклий одолел персов, освободил патриарха, возвратил христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не смог сделать ни шага. Патриарх Захарий объяснил причину этого явления, поэтому император снял свои царские одежды и занес Животворящее Древо внутрь здания. Какова из двух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сих пор не определился, а историки не могут дать точное объяснение. Потому православные христиане чествуют заслуги Елены с Константином, а католики рассказывают про императора Ираклия.

Церковный праздник Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в разные дни с триста двадцать шестого года, когда нашли Голгофский крест. У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных - двадцать седьмое сентября (подразумевается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона "Воздвижение Креста Господня". Значение праздника отображает его другое название - Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, то есть слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество входит в число двенадцати важных праздников, идущих после Пасхи (потому другое его название - двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (сутки) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздника

Ранее православные христиане накануне Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с жертвенника. Ныне этот обряд встречается редко, потому Крест заранее кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, потом происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как только священник полностью облачается, начинается Великое славословие. Настоятель совершает определенные действия с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Далее тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, затем все переходят к стихирам с помазанием елеем. Заканчивается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздник отмечают с вечера или утром (все зависит от того, на будничный или воскресный день приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского обряда, а утреня состоит из трех ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность этапов католического праздника прописана в миссале (богослужебной книге). Так что никаких изменений не произойдет, да и проповедь на Воздвижение Креста Господня аналогична текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Так как праздник отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют разные сюжеты. С пятнадцатого века иконописцы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, украшенный растениями, а с противоположной стороны изображены император Константин с матерью Еленой.

До этого периода икона претерпела разные изменения и приобрела различный вид:

  • Константинопольский храм Святой Софии изображает с двенадцатого века на иконе образы равноапостольных Елены с Константином, которые держатся за Крест. Этот образ рисовали, вырезали из дерева, складывали из мозаики.
  • В румынском монастыре Бистрица Воздвижение Креста Господня - икона - изображает троицу: Константин с Еленой молятся около патриарха.
  • Ватиканская миниатюра одиннадцатого века изображает императора Василия Второго с Крестом с епископами. Кстати, у католиков и православных рядом с епископом всегда изображены диаконы, охраняющие Крест. Это связано с легендой, что кто-то из простого люда, преклоняясь перед Животворящим Древом, отгрыз щепку. Потому диаконы наблюдают за поведением христиан во время Воздвижения.
  • Московская икона семнадцатого века повествует о праздновании Воздвижения. Перед храмом стоит патриарх Макарий с диаконами и Животворящим Древом. Судя по положению рук, возможно, епископ проводит тропарь Воздвижению Креста Господня. По обе стороны стоят равноапостольные Константин с Еленой. Снизу располагается хор церковных певцов. По бокам расположены апостолы со святыми.
  • Капелла Сан-Сильвестро тринадцатого века повествует о раскопках Елены. Люди раскапывают гробницу Иисуса, где лежат три креста. На переднем плане изображается образ немощного, чтобы напомнить о чудесной силе Животворящего Древа.

Главное отличие католических икон от православных - это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Елену с Константином, а католики - императора Ираклия. Таким образом, вроде и разная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех одинаковое - вера в Бога, принятие факта Воскресения Сына Божьего, почитание Креста как спасение всего рода человеческого. Этот церковный праздник посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История возникновения распятия

Со временем Животворящее Древо растащили по кусочкам в разные церкви, теперь христиане лишь образно прославляют имя Господа. При этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две остальные части дерева попали на землю. Именно из них будет сделано распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно найти в музеях и летописях (самые популярные работы Пьеро делла Франчески).

По "золотой" легенде, после смерти Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его сын от архангела Михаила, чтобы продлить дни отца. Дерево это росло до появления царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Однако из бруса построили мост, по которому отказалась идти царица Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон закопал этот брус, но через какое-то время его нашли. Дерево омывала вода, которая имела лечебные свойства, потому здесь была основана Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот всплыл на поверхность, а иудеи использовали его для основы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

Первая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была возведена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Елене. Затем со временем возникли Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сразу находятся писатели канонов и стихир. Наиболее известными являются творцы Косма, Феофан, которые хотели связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прообразы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. Со временем были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодняшний день создана тысяча церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На территории других стран христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем располагается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с многочисленными постройками. Там же находится музейная библиотека с редкими книгами и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и прочая христианская атрибутика религиозного праздника описаны в церковных изданиях).

Как видите, по всему миру можно найти монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. Во многих из них сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же используются как культурные туристические объекты. Подробнее остановимся на московских церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения

  • Крестовоздвиженская церковь. Отстроена к тысяча шестьсот восемьдесят первому году русским царем Федором Алексеевичем. Богослужения не проходят, так как церковь вместе с другими теремными религиозными постройками составляет Кремлевский Большой дворец, а также считается частью Резиденции российского президента.
  • Воздвиженский храм Никольского монастыря единой веры. Строительство объекта было закончено к тысяча восемьсот шестому году, а освящен митрополитом Филаретом он был только через сорок восемь лет. Большевиками был разгромлен, в девяностых годах передан во владения Церкви, на средства которой реставрировали исторический объект. Храм не проводит ныне проповедь на Воздвижение Креста Господня, так как считается объектом культурного наследия России.
  • Серпуховская Воздвиженская церковь. Построена к тысяча семьсот пятьдесят пятому году на благотворительные пожертвования купеческой семьи Кишкиных. Просуществовала церковь до советских времен, затем, как и многие религиозные объекты, была закрыта, а потом разрушена. Ныне ее помещения используются текстильной компанией под склад.

Действующие московские храмы Воздвижения

  • Старообрядческая церковь Воздвижения. Находится в Преображенском районе города Москвы. Храм построен к тысяча восемьсот одиннадцатому году на женской территории Преображенской общины. Старообрядческая церковь Воздвижения Креста Господня продолжает работать, хотя ценности при советской власти были перевезены в Крестовоздвиженский храм.
  • Алтуфьевская Воздвиженская церковь. Создан храм под руководством И. И. Вельяминова к тысяча семьсот шестьдесят третьему году на территории усадьбы Алтуфьева, недалеко от пруда. Церковь входит в Троицкий благочиннический округ Московской Епархии, действует до сих пор.
  • Воздвиженский храм на Чистом Вражке. Входит в Центральный благочиннический округ Епархии города Москвы. Название получил от оврага, по которому вывозили в девятнадцатом веке навоз с царских конюшен. Храм построили к тысяча семьсот восьмому году. Советский период наложил свой отпечаток на религиозную деятельность, но с 1992 года богослужения возобновились. Так что нынешние христиане также могут послушать акафист Воздвижению Креста Господня.
  • Черкизовский Воздвиженский храм. Его еще называют церковью Илии Пророка. Ныне входит в Воскресенский благочиннический округ Московской Епархии. Основан храм Ильей Озаковым в четырнадцатом веке. Дважды церковь реконструировалась, но не из-за советских антирелигиозных взглядов, а из-за недостаточного места для прихожан. Это один из немногих храмов, который устоял в советский период, так как прихожане с духовенством отправили миллион рублей И. В. Сталину на нужды солдат Великой Отечественной Войны.
  • Иерусалимский женский Воздвиженский монастырь. Построен к тысяча восемьсот шестьдесят пятому году в Домодедовском районе Московской области. Ранее здесь располагалась богадельня, которая со временем превратилась в общину, на территории которой было выстроено три храма: Богоматери Успения, Божьей матери Иерусалимской, и третий храм - "Воздвижение Креста Господня" (икона с изображением креста и образа Девы Марии находилась в каждой церкви). В советское время монастырь закрылся, но уже в годы перестройки (1992 год) был передан Московской Патриархии для продолжения религиозной деятельности.
  • Брусенский Успенский женский монастырь. Находится на территории Коломны Московской области. Изначально основан к тысяча пятьсот пятьдесят второму году как мужской храм, но просуществовал в таком виде до Смутного времени. Женский монастырь, несмотря на многие религиозные постройки, советскими властями был закрыт, а потом частично разрушен. С 1997 года постройки стали восстанавливать, а к 2006 году весь монастырь был восстановлен.
  • Коломенская церковь "Воздвижение Креста господня". Молитва проходила в церковный одноименный праздник с 1764 года. Но спустя семьдесят три года церковь была перестроена на средства сестер Н. К. Колесниковой и М. К. Шараповой. При советской власти здесь располагалась картонажная фабрика. На сегодняшний момент церковь действует как объект культурного наследия России.
  • Воздвиженский храм в Дарне. Относится к Истринскому благочинническому округу Московской епархии. Изначально храм заработал с 1686 года. После пожара в восемнадцатом веке был заново построен Лазарем Гниловским к 1895-му году, по проекту русского архитектора Сергея Шервуда. Однако еще пять лет продолжались строительные работы на территории церкви, куда входили школа, ограда, дома священников, собственный кирпичный завод. Во время Отечественной войны храм был полностью разрушен, с 1991 года отдан во владение церкви. Долгие десятилетия шли реставрационные и восстановительные работы.

Снесенные московские церкви Воздвижения

  • Московский Крестовоздвиженский монастырь на Арбате. Первое строительство религиозного объекта приходится на 1540 год в связи с датой доставки святынь, в числе которых и "Воздвижение Креста Господня" (икона). Через семь лет монастырь сгорает дотла. Еще многие годы церковь вновь и вновь воздвигается разными правителями после военных разгромов, однако окончательно разрушена большевиками.
  • Армянская Крестодвиженская церковь. Построена в 1782 году в Москве на средства Ивана Лазарева, по проекту архитектора Юрия Фельтена. Советские власти этот объект снесли, а затем построили школу.
  • Тульский Воздвиженский храм. Первоначально возникла деревянная церковь в 1611 году. Спустя восемьдесят пять лет пожар сжег все постройки дотла. На этом месте построили каменный храм, который снова оснастили всеми святынями (тут же была Толгская икона Богоматери, предел Тихона Воронежского, а также икона "Воздвижение Креста Господня"). Фото храма можно найти только в исторических летописях. Большевики все религиозные постройки снесли и создали на его территории Крестовоздвиженскую площадь.

Воздвижение Креста Господня является важным праздником у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у них единый. Важно сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные страдания.

Праздник Воздвижения Креста Господня отмечают 27 сентября 2019 года. Иконы в честь Воздвижения Креста Господня могут иметь различные изображения. Самый распространенный сюжет сложился в русской иконописи в XV-XVI веках.

На таких иконах изображено множество людей на фоне одноглавого храма. Стоящего в центре Патриарха, который поднимает над головой Крест, поддерживают диаконы. В правой части изображены фигуры царя Константина и царицы Елены.

На католических же иконах изображается византийский император Ираклий, который вернул Крест Господень из Персии. Однако, как бы ни различались между собой разные ветви христианства, значение иконы Воздвижения Креста Господня везде одно – в почитании этой реликвии, веры в Воскресение Сына Божьего, утверждении христианской религии.

Молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня

В храмах во время праздника исполняют тропарь, кондак, величание, задостойник и др. Приведем другие молитвы на Воздвижение Креста Господня.

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Что означает икона Воздвижения Креста Господня?

Она не только является живописным свидетельством описываемого на ней события, но и повествует о том, какое значение имеет оно для христиан.

Воздвижение Креста Господня означает торжество Церкви Христовой, которая прошла тяжелейший путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня?

Молитва перед иконой Воздвижения Креста Господня помогает обрести силу духа. Верующие молятся перед ней о спасении души и даровании милости Божьей в различных испытаниях.

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв.

Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу – два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий.



error: Контент защищен !!