Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий. Объект и предмет исследования – в чём разница? Что понимается под объектом

Определение

С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:

    осязаемый и (или) видимый предмет (мяч)

    нечто, воспринимаемое мышлением (алгоритм)

    нечто, на что направлена мысль или действие (время).

С точки зрения ОО подхода объект представляет собой конкретный опознаваемый предмет, единицу или сущность (реальную или абстрактную), имеющую четко определенное функциональное назначение в данной предметной области.

Объект моделирует часть окружающей действительности и таким образом существует во времени и пространстве. Объект может быть определен как нечто, имеющее четко очерченные границы. Существуют такие объекты, для которых определены явные концептуальные границы, но сами объекты представляют собой неосязаемые события или процессы. Например, химический процесс на заводе можно трактовать как объект, так как он имеет четкую концептуальную границу, взаимодействует с другими объектами посредством упорядоченного и распределенного во времени набора операций и проявляет хорошо определенное поведение.

Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и поведение схожих объектов определяет общий для них класс; термины "экземпляр класса" и "объект" взаимозаменяемы.

Состояние

Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из этих свойств.

Все свойства имеют некоторые значения. Эти значения могут быть простыми количественными характеристиками, а могут ссылаться на другой объект. Перечень свойств объекта является, как правило, статическим, поскольку эти свойства составляют неизменяемую основу объекта, но в ряде случаев состав свойств объекта может изменяться. Тот факт, что всякий объект имеет состояние, означает, что всякий объект занимает определенное пространство (физически или в памяти компьютера).

Поведение

Объекты не существуют изолированно, а подвергаются воздействию или сами воздействуют на другие объекты.

Поведение – это то, как объект действует и реагирует.

Поведение объекта определяется выполняемыми над ним операциями и его состоянием, причем некоторые операции имеют побочное действие: они изменяют состояние. Состояние объекта представляет суммарный результат его поведения.

Операцией называется определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию. Выделяют следующие виды операций:

    Модификатор – операция, которая изменяет состояние объекта;

    Селектор – операция, считывающая состояние объекта, но не меняющая состояния;

    Итератор – операция, позволяющая организовать доступ ко всем частям объекта в строго определенной последовательности;

    Конструктор – операция создания объекта и/или его инициализации;

    Деструктор – операция, освобождающая состояние объекта и/или разрушающая сам объект.

Объекты могут быть активными и пассивными. Активный объект в общем случае автономен, то есть он может проявлять свое поведение без воздействия со стороны других объектов. Пассивный объект, напротив, может изменять свое состояние только под воздействием других объектов.

Идентичность

Идентичность – это такое свойство объекта, которое отличает его от всех других объектов. Идентичность двух объектов означает что это один и тот же объект. Имеет смысл только при сравнении по ссылке. В ООП из идентичности следует невозможность послать сообщение только одному из двух идентичных объектов.

В большинстве языков программирования для различения объектов используют имя, тем самым путая адресуемость и идентичность. Объекты в функцию можно передавать по ссылке и по значению.

Время жизни объектов

Время жизни объекта - время с момента создания объекта (конструкция) до его уничтожения (деструкция).

При создании объекта вызывается конструктор, который инициализирует объект.

Уничтожение объектов может выполняться явно и неявно. В Smalltalk и Java при потере последней ссылки на объект его забирает сборщик мусора. В языках без сборки мусора, типа C++, объекты, созданные в стеке, уничтожаются неявно при выходе из блока, в котором они были определены, но объекты, созданные в "куче" оператором new, продолжают существовать и занимать место в памяти: их необходимо явно уничтожать оператором delete.

В некоторых системах объекты могут быть долгоживущими; под этим понимается, что их время жизни может выходить за время жизни породивших их программ.

Отношения между объектами

Отношения двух любых объектов основываются на предположениях, которыми один обладает относительно другого: об операциях, которые можно выполнять, и об ожидаемом поведении.

Связь – это физическое или концептуальное соединение между объектами. Другими словами, связь – это специфическое сопоставление, через которое клиент запрашивает услугу у объекта-сервера или через которое один объект находит путь к другому. Только вдоль связи один объект может послать сообщение другому. Связь между объектами и передача сообщений обычно односторонняя и инициализируется клиентом, но данные передаются в обоих направлениях.

Участвуя в связи, объект может выполнять одну из следующих трех функций:

    Воздействие. Объект может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию других объектов; в определенном смысле это соответствует понятию активный объект.

    Исполнение. Объект может только подвергаться воздействию со стороны других объектов, но он никогда не выступает в роли воздействующего объекта.

    Посредничество. Такой объект может выступать как в активной, так и в пассивной роли; как правило, объект-посредник создается для выполнения операций в интересах какого-либо активного объекта или посредника.

В объектно-ориентированном программировании под агрегированием подразумевают методику создания нового класса из уже существующих классов путём включения, называемого также делегированием. Об агрегировании также часто говорят как об «отношении принадлежности» по принципу «у машины есть корпус, колёса и двигатель».

Объект, являющийся частью другого объекта (агрегата), имеет связь со своим агрегатом. Через эту связь агрегат может посылать ему сообщения.

Агрегация иногда предпочтительнее, поскольку позволяет скрыть части в целом. Иногда, наоборот, предпочтительнее связи, поскольку они слабее и менее ограничительны. Принимая решение, надо взвесить все.

Объект преступления - это те общественные отношения, на которые направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным от преступных посягательств.

В Общей части уголовного закона (ст. 2 УК РФ) дается обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны. К ним относятся:

  • права и свободы человека и ;
  • собственность;
  • общественный порядок и общественная безопасность;
  • окружающая среда;
  • конституционный строй Российской Федерации;
  • мир и безопасность человечества.

Этот обобщенный перечень конкретизируется в Особенной части уголовного закона, прежде всего - в названиях разделов и глав Уголовного кодекса, поскольку Особенная часть УК построена по признаку именно родового объекта преступления. Здесь указываются конкретные охраняемые уголовным законом права и свободы человека и гражданина (жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство , половая неприкосновенность и половая свобода, конституционные права и свободы граждан и др.), а также важнейшие общественные и государственные интересы, которым причиняется или может быть причинен существенный вред в результате преступных посягательств (собственность, экономические интересы общества и государства, здоровье населения и общественная нравственность, государственная власть и интересы государственной службы, интересы правосудия, порядок управления, порядок несения военной службы и др.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Понятие объекта преступления тесно связано с сущностью и понятием преступного деяния, его признаками и, прежде всего, основным материальным (социальным) признаком преступления - общественной опасностью. Преступным может быть признано только то, что причиняет или может причинить существенный вред какому-либо социально значимому благу, интересу, т.е. то, что с точки зрения общества является социально опасным. Если деяние не влечет за собой наступления конкретного ущерба или не несет в себе реальной угрозы причинения вреда какому-либо охраняемому уголовным правом интересу либо этот вред явно малозначителен, такое деяние не может быть признано преступлением. Таким образом, нет преступления без объекта посягательства.

Без объекта преступления нет и состава преступления. Четырехчленная структура состава преступления (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона) требует при квалификации деяния первостепенного установления объекта посягательства - того, чему этим деянием причинен или может быть причинен существенный вред. При отсутствии конкретного адресата посягательства в виде определенной социально значимой ценности, охраняемой уголовным законом, не может идти речь о составе какого-либо преступления.

Понятие объекта преступления самым тесным образом связано и с важнейшим признаком объективной стороны преступления - общественно опасными последствиями. Общественно опасные по следствия - это определенный вред, ущерб, причиняемый или могущий быть причиненным какому-либо социально значимому благу, интересу. Общественно опасные последствия как бы высвечивают, материализуют (в философском понимании этого слова) сущность и специфику конкретного объекта посягательства.

Таким образом, объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения, социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред.

Значение объекта преступления в основных чертах сводится к следующему:

  1. Объект преступления - элемент каждого преступного деяния, т.е. любое преступление является таковым только тогда, когда чему-либо (какой-либо социально значимой ценности, интересу, благу, охраняемым уголовным правом) причиняется или может быть причинен существенный вред. Это находит выражение в таком законодательно закрепленном признаке преступления, как общественная опасность.
  2. Объект преступления - обязательный признак состава преступления. Не может быть ни одного конкретного состава преступления (убийство, кража, государственная измена и пр.) без непосредственного объекта посягательства.
  3. Объект преступления имеет принципиальное значение для кодификации уголовного законодательства. По признаку родового объекта преступления строится Особенная часть Уголовного кодекса РФ. Безусловно, это наиболее логичный и практически значимый критерий классификации и систематизации уголовно-правовых норм, рубрикации разделов и глав УК.
  4. Правильное установление объекта преступления позволяет отграничить преступление от других правонарушений и аморальных проступков. Кроме того, при явной малозначительности реального или возможного вреда какому-либо благу, даже охраняемому уголовным правом, не может идти речь о преступлении (ч. 2 ст. 14 УК - малозначительное деяние), так как объект не претерпевает того ущерба, который предполагается от преступления.
  5. Объект преступления позволяет определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, т.е. какому именно социально значимому благу, охраняемому уголовным законом, и в какой степени (насколько серьезно) причинен или мог быть причинен вред.
  6. Объект преступления имеет важное, а иногда и решающее, значение для правильной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого.

Виды объектов преступления

Российское уголовное право различает виды объектов преступления, условно говоря, "по вертикали" и "по горизонтали".
Первая классификация традиционно выделяет общий, родовой (его иногда называют специальным) и непосредственный объекты преступления. Они соотносятся между собой подобно философским категориям "общее", "особенное" и "единичное" ("отдельное").

Виды объектов преступления "по вертикали"

Общий объект - это объект всех и каждого преступлений. Это совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств. Общий объект преступления, как отмечалось, в обобщенном виде представлен в ст. 2 УК РФ - права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Общий объект - это целое, на какую-либо часть которого посягает каждое преступление. Общий объект преступления дает целостное представление о тех благах, интересах, ценностях, которые современное общество и государство считают настолько социально значимыми, что предусматривают уголовную ответственность в случае причинения или возможности причинения им существенного вреда.

Родовой объект преступления - это объект группы однородных преступлений, часть общего объекта. Это та или иная область, сфера социально значимых ценностей, интересов, благ. Представление о родовых объектах преступлений дает рубрикация Особенной части УК по разделам и главам , поскольку именно родовой объект преступления положен в основу кодификации и классификации норм Особенной части. Этим в первую очередь определяется его принципиальная значимость. К родовым объектам преступлений относятся, например, личность, собственность, общественная безопасность, порядок управления, интересы правосудия, интересы и порядок военной службы и др. Родовой объект преступления имеет значение и для квалификации преступлений - он позволяет определить, какой именно группе, сфере однородных интересов причинен или может быть причинен ущерб в результате совершения преступного деяния (так, например, совершением взрыва может сопровождаться и диверсия, и терроризм, и убийство общеопасным способом, и даже разбойное нападение. Необходимо определить, на что по существу, на какую сферу социальных интересов направлено посягательство).

Видовой объект можно обозначить как подгруппу близких, сходных социальных благ, входящую в более широкую группу однородных, однопорядковых ценностей. Видовой объект - это объект вида (подгруппы) очень близких по характеру преступлений. Так, если родовым объектом большой группы преступлений является личность (раздел VII Особенной части УК), то видовыми объектами можно считать жизнь и здоровье (глава 16), свободу, честь и достоинство личности (глава 17), половую неприкосновенность и половую свободу личности (глава 18) и т.д. Таким образом, видовой объект - это дополнительное звено в структуре объектов преступления по вертикали. В некоторых случаях он может отсутствовать, совпадая с родовым (в частности, тогда, когда раздел Особенной части состоит всего из одной главы, например, разд. XI и гл. 33 - преступления против военной службы).

Непосредственный объект преступления - это объект отдельного конкретного преступления, часть родового объекта.
Непосредственный объект является обязательным признаком каждого состава преступления. Это какое-либо конкретное благо, на которое непосредственно направлено посягательство. Так, в преступлениях против личности непосредственными объектами. могут выступать жизнь (например, при совершении убийства), здоровье (например, при причинении различной степени тяжести вреда здоровью), личная свобода (например, при похищении человека), честь и достоинство личности (например, при оскорблении) и др. Непосредственный объект преступления имеет важное практическое значение для квалификации деяния.

Виды объектов преступления "по горизонтали"

Существуют также разновидности объектов преступления "по горизонтали". Это относится главным образом к непосредственному объекту. Бывают преступления, которые посягают одновременно на два непосредственных объекта - так называемые двуобъектные преступления (например, при разбое посягательство осуществляется одновременно и на собственность, и на личность). В таких случаях обычно различают:

  • основной, или главный, объект преступления;
  • дополнительный объект преступления (обязательный или факультативный).

Разграничение это проводится не по степени значимости объекта, а по его связи с родовым объектом преступлений данной группы . Так, в приведенном примере разбой - преступление против собственности, этим определяется и его расположение в системе Особенной части УК (гл. 21 разд. VIII), а потому именно собственность будет выступать здесь основным объектом, а личность (жизнь или здоровье) - дополнительным.

Дополнительный объект может быть как необходимым (обязательным), так и факультативным. В том же составе разбоя жизнь или здоровье - всегда необходимый дополнительный объект преступления, поскольку без посягательства на личность не может быть разбойного нападения. Однако бывают случаи, когда дополнительный объект преступления указан в законе в альтернативной форме. Например, при загрязнении вод (ст. 250 УК РФ) существенный вред может быть причинен помимо самих водных источников также животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Каждый из этих дополнительных объектов преступления является факультативным, так как в конкретном случае совершения данного преступления ущерб может быть нанесен только чему-либо одному из перечисленного.

2.5

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и примеры и элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры , представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь - это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом - это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования - права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом - основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

ОБЪЕКТ (от лат. objectum – букв. "брошенное перед чем-л."), то, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает).

Логико-философский термин «объект» имеет в лингвистике несколько классов употреблений. Он по-разному преломляется (а) в металингвистике (а именно, в философии и методологии языкознания) и (б) в естественно-языковой онтологии (в философии языка).

В металингвистике под объектом понимается то, что изучает лингвистика (речь идет об объекте лингвистики в целом или об объектах отдельных лингвистических дисциплин). В соответствии с принципами современной методологии науки (вслед за Г.П.Щедровицким) объект науки принято отличать от ее предмета. В частности, основной объект лингвистики (язык как система, как общественное явление и т.д.) не является наблюдаемым феноменом, доступным прямому изучению; основным предметом лингвистики является речь. Так, объектом славистики как лингвистической дисциплины является реально существовавший в древности праславянский язык и его потомки (живые и мертвые славянские языки), а ее основным предметом – славянская речь, т.е. доступное наблюдению множество письменных памятников на славянских языках (как живых, так и мертвых) плюс множество наблюдаемых речевых актов на живых славянских языках. Объект науки существует до самой науки и независимо от того, подвергся ли он изучению; предметом науки он становится только в результате сознательной деятельности ученых, причем не в полном объеме, а лишь в своей доступной наблюдению части (например, древний язык – в той мере, в какой он воплощен во множестве археологических находок).

В логике науки принято, вслед за А.Тарским, Р.Карнапом, У.О.Куайном, отличать язык-объект (т.е. язык, подлежащий изучению) от метаязыка (т.е. языка, на котором описывается язык-объект).

В лингвистической терминологии имеются специальные термины для объектов лингвистических дисциплин (в отличие от самих дисциплин).

В структурной лингвистике языковыми (лингвистическими) объектами часто называют языковые единицы – как двусторонние (знаки), так и односторонние (компоненты простых знаков, фигуры).

В некоторых концепциях языковыми (лингвистическими) объектами считаются не только т.н. «языковые единицы», но также и их дифференциальные признаки, их отношения, их классы и комплексы.

В философии языка (естественно-языковой онтологии) объектом («внеязыковым объектом» //«предметом» //«субстанцией») считается то, что воспринимает, мыслит, упоминает и обрабатывает носитель языка, в отличие от субъекта – т.е. самого носителя языка. Объекты – это потенциальные референты (обозначаемые) речевых единиц или потенциальные денотаты (означаемые) языковых знаков. Возможен широкий и узкий подходы к объекту. При более широком подходе объектами считаются, в частности, означаемые отпредикатных существительных и номинализованных (подчиненных) пропозиций – т.е. признаки, свойства, состояния, отношения предметов, процессы и т.п.; при более узком понимании понятие объекта охватывает только собственно объекты – непредицируемые сущности. В последний класс при более широком подходе включаются как непредметные объекты (положения дел, ситуации, факты), так и предметные. Первые могут вступать в отношения временной координации (таковы, напр., события), вторые – нет. При более узком подходе объектами считаются только предметы. Предметы, в свою очередь, классифицируются на разных основаниях. Так, выделяются:

(а) объекты физические (материальные, конкретные), вступающие в отношения пространственной координации и обладающие такими параметрами, как "внешний вид", "вес", "протяженность", "цвет", "температура", "запах", "вкус", "ощупь", "консистенция" (именно они считаются собственно предметами), в отличие от идеальных, бесплотных, абстрактных объектов // абстрактных сущностей (ср. "наука", "искусство", "власть", "экономика"), параметров ("вес", "цена", "рост", "цвет" и т.п.), мер ("литр", "метр", "сажень" и т.п.);

(б) объекты исчисляемые//вещественные ("огурец", "репа", "зерно//зернышко", "лист", "студент", "буржуа", как штучные объекты) и неисчисляемые//невещественные ("молоко", "зерно", "листва", "огурцы" "репа" как материальная масса и "студенчество", "буржуазия", как социальная масса); при более узком подходе лишь вторые (обладающие параметром "граница") считаются собственно объектами, а первые заносятся в категорию масс (физические массы называются также веществами или субстанциями в узком смысле);

(в) объекты отдельные ("министр", "сенатор", "корабль") в отличие от коллективных или групповых ("министерство", "сенат", "флотилия"); последние попадают в категорию "собирательных сущностей" (собирательности);

(г) объекты одушевленные (в том числе "покойник", "мертвец", "натурщица", "фотомодель", "[профессиональный] редактор" и т.п.) в отличие от неодушевленных объектов – т.н. "вещей" (напр., "труп", "тело", "изваяние", "статуя", "портрет", "изображение" и т.п.); первые иногда зачисляются в категорию – "существа"; однако термин "вещь" порой охватывает и "существа"; ядро существ составляют "лица"; "лица" подразделяются на "мужчин"и "женщин" и т.п.); среди вещей выделяются "статичные" (собственно вещи) vs. "динамичные" (способные двигаться или воздействовать на другие предметы): "ветер", "молния", "корабль", "машина", "компьютер", "[текстовый] редактор" и т. п.; среди вещей выделяются, кроме того, обычные vs. персонифицированные объекты ("оловянный солдатик", "ферзь", "дамка", "валет", "кукла", "плюшевый медвежонок" и т.п.);

(д) объекты универсальные (генерические //родовые) vs. конкретно-референтные (индивидные); разновидностью последних являются инстанции – временные срезы объектов в тот или иной момент их существования (ср. "прохожий", "дама у окна", "пассажир с чемоданом" и т.п.); разновидностью родовых объектов являются "типы", "сорта", "марки" и т.п.;

(е) объекты определенные и неопределенные; объект может быть выбираемым//неединственным vs. единственным//уникальным (в данной ситуации), известным (в т.ч. введенным) vs. неизвестным (//новым, в т.ч. вводимым), фиксированным vs. нефиксированным;

(ж) объекты единичные ("грудь синг. ", "ус синг. ", "валенок синг. ", "грабли синг. ", "сани синг.", "ножницы синг. ", "часы синг. ", "Химки"), единично-парные (усы двойств. , "валенки двойств. ", "груди двойств. ", "Петя с Ваней"), множественные (напр., "двадцать один чемодан", "три часа", "каждую неделю"), множественно-парные (ср. "усы множ. ", "валенки множ. ") (см . ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ);

(з) объекты существующие ("приз" во фразе "я выиграл приз") vs. несуществующие ("приз" во фразе "если я выиграю приз");

(и) объекты реальные ("квадрат с закругленными углами", "стеклянная сковородка", "вафельный стаканчик"; в том числе более привычные, как "несъедобная тарелка", vs. менее привычные, как "съедобная тарелка": ср. непривычность буквального смысла "Я три тарелки съел") и нереальные ("жена Лермонтова", "царь СССР", "летучие крокодилы"); при этом в воображаемых мирах объекты тоже бывают реальные ("Онегин", "невеста Ленского") и нереальные ("жена Ленского"), а также стоящие вне противопоставления по реальности ("тетка Онегина", "племянница Онегина");

(к) нереальные объекты бывают вообразимые ("жена Лермонтова", "кентавр", "говорящие рыбы") vs. невообразимые ("круглый квадрат", "положительное отрицательное число", "несъедобная еда").

В грамматике термин «объект» употребляется в собственно лингвистическом смысле: (1) то же, что «семантический объект»; приблизительное обобщение для таких понятий, как «пациенс», «адресат», «инструмент», «объект» (см . ПАДЕЖ); (2) то же, что «синтаксический объект», и примерно то же, что «дополнение».

В грамматике Пор-Рояля термин «объект» употребляется в том же смысле, что и в онтологии, т.е. как «предмет». Но если в предложении речь идет о нескольких предметах, то среди них выделяются первый, второй и т.п. Когда речь идет о втором предметном участнике ситуации (в отличие от первого предмета – субъекта), то он обозначается термином «другой предмет //другой объект» (l"autre objet); создается впечатление, что здесь и было положено начало употреблению термина «объект» в грамматико-семантическом смысле (т.е. как участника, играющего несубъектную роль в ситуации): постепенно определитель «другой» стал все чаще и чаще опускаться, и в результате примерно во второй половине 19 в. возник термин «объект» в грамматико-семантическом смысле.

В русской грамматической терминологии термин «(грамматический) объект» (как синоним к термину «дополнение») появляется в работах А.А.Потебни (1874). Однако в работе А.А.Шахматова (1915–1920) термин «объект» уже употребляется иначе (иногда с факультативным определителем «психологический») – как пациенс (предмет, подвергающийся воздействию); так, в пассивной конструкции объект выражен подлежащим; таким образом, фактически здесь налицо семантическое понимание объекта. У А.М.Пешковского (1928) термин «объект» также приобретает семантический смысл, когда он говорит о том, что в генитивных конструкциях типа завоевание Мексики , рубка леса , сушка плодов , заготовка хлеба родительный падеж обозначает объект действия.

В работах И.И.Мещанинова (1945) проводится различение между «объектом» (как универсальной синтаксической ролью, которая может быть выражена не только дополнением, но и скрыто в составе глагольной словоформы – клитически или инкорпоративно) и «дополнением» (как ненулевым самостоятельным выразителем объекта в неинкорпорирующих языках); можно сказать, что субъект и объект в работах Мещанинова понимаются как глубинно-синтаксические роли (в отличие от поверхностно-синтаксических ролей – соответственно, подлежащего и дополнения).

Семантический объект – это обязательный участник обозначаемой многоместным предикатом ситуации, не являющийся семантическим субъектом и противополагаемый последнему. Семантический объект возможен только у двухместных (семантически переходных) предикатов. Объект действия одновременно является субъектом создаваемого состояния или процесса претерпевания.

Иногда (семантическим) объектом называют только прямой объект, т.е. обязательный участник ситуации, имеющий наивысший коммуникативный ранг среди несубъектных участников. В исходных диатезах прямой объект выражается прямым дополнением.

Ядерный тип прямого объекта представляет собой пациенс (объект воздействия); прототипически – это предмет, создаваемый или разрушаемый данным действием. ср., соответственно, построить дом, сшить рубашку, вырастить дерево, родить ребенка и сломать дом, распороть рубашку, срубить дерево, убить медведя и т.п. Созидаемый объект (испечь пирог ) похож на результат (устроить скандал ), но отличается от него тем, что результат есть ситуация, а созидаемый объект представляет собой физический предмет; в грамматической традиции классических языков созидаемый в процессе данного действия объект называется «внутренним» – в отличие от «внешнего», существующего независимо от данного действия.

Близки к ядерному типу также обрабатываемый объект (Мастер чинит будильник ) и тавтологический объект (петь песню , сказывать сказку , прожить долгую жизнь, спать сном праведника и т.п.); сочетание глагола с тавтологическим объектом называется figura etymologica.

Другие семантические типы объекта – это объект обладания (у меня есть дом ), объект восприятия (перцептивный стимул: слышу звон ), объект эмоции (эмотивный стимул: радуюсь весне ), объект мысли объект (думать о поездке ), объект – содержание мнения (думать, что кто-то другой виноват ), объект оценки (хвалить пирог ).

Объекты восприятия, чувства и мысли могут быть не только предметными, но и непредметными – это могут быть ситуации (события, процессы состояния) и факты. Непредметные объекты оформляются придаточным предложением, причастным оборотом, отглагольным существительным и другими средствами.

Среди косвенных объектов особо важную роль играют реципиент //получатель имущества (отдайте кесарю ), адресат//получатель информации (донесет властям ), бенефициант, т.е. тот, для чьего блага производится действие (купим для сына ), орудие (копаешь лопатой ), в том числе функциональный орган (ударил рукой, ногой ). При прямой диатезе семантический объект выражен дополнением. При косвенных диатезах (страдательной, возвратной, взаимной) объект выражен подлежащим. Такое соответствие имеет место не только при выражении реверсивных диатез соответствующими им залогами, но и при аналитической реализации сказуемого. Так, во фразах типа Пророк претерпел гонения, Писатель испытал преследования семантический объект (пациенс) также выражен подлежащим.

Механизмы номинации позволяют выразить семантический объект специальными номинативными средствами. Это построение субстантивированных придаточных от предложений с активной диатезой (тот, кого бьют ), субстантивация пассивных причастий (обвиняемый , тостуемый , побежденный ), субстантивация пассивных прилагательных (под властный , под судимый ), образование специальных объектных (пассивных) существительных – как суффиксальных (ученик ), так и супплетивно соотносительных с предикатами (пациент, клиент, кумир, роль, цель, мишень, товар, собственность ), употребление аналитических ролевых имен объекта (предмет любви /зависти /восторга, объект нападения, жертва агрессии, цель//мишень обстрела ). К деривационным механизмам выражения семантического объекта относятся не только словообразовательные средства (подарок , отрезок , обрубок , обломок , набросок , список , месиво , варево , курево , ректификат , реферат ), но и метонимические схемы образования имен объекта от имен действия (еда, работа, плевок, просьба, требование, выручка, выписка, покупка, выигрыш, добыча, передача, потеря, шитье, завтрак и т.п.).

Основным средством грамматического выражения семантического объекта является синтаксический объект (обычно именуемый также дополнением); но во многих случаях термин «дополнение» оказывается более узким и охватывает лишь часть явлений, покрываемых понятием синтаксического объекта:

1) синтаксический объект может вообще не выражаться отдельным морфолого-синтаксическим членом предложения: при инкорпорации он сливается в единый инкорпоративный комплекс с предикатом. Некоторые элементы инкорпорации в русском языке можно наблюдать в именных композитах типа царе убийство, царе убийца (а также в производных от таких композитов вторичных глаголах типа душегубствовать, кашеварить и т.п.).

2) синтаксический объект может соответствовать морфолого-синтаксическому определению. Так, у отпредикатных существительных вторая валентность обычно оформлена генитивом (открытие Америки ), предложной группой (любовь к трем апельсинам ), а в некоторых редких случаях выражена отсубстантивным прилагательным (еврейский погром ).

Сергей Крылов

Литература:

Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола . М., 1967
Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка . М., 1971
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление . Л., 1972
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл . М., 1976
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику . М., 1978
Кацнельсон С.Д. (отв. ред.). Категория субъекта и объекта в языках различных типов . Л., 1982
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. Референциальные аспекты семантики местоимений . М., 1985
Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским , изд. 2-е. М., 1988
Бондарко А.В. (отв. ред.). Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность . СПб, 1992
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка . М., 1995




error: Контент защищен !!