Программа по биологии общая характеристика программы. Анализ умк по биологии Список проанализированных учебников

Пропедевтическая роль курсов «человек и мир» и «Природоведение». Обобщающее значение общей биологии. Анализ программы по биологии для средней школы. Для современной биологической науки характерно быстрое накопление необходимых фактов. Для школьного предмета биология должен отбирается наиболее значим в образовании и воспитании значении материала. В наст время школьный предмет биология изучается на 3-х ступенчатом уровне:

1) Начальная ступень - 1-4кл. Биологический материал представлен В интегрированном курсе «Человек и мир».

2) Средняя ступень - 5-6кл. – курс «Природоведение». 7-9кл. Систематический Курс биология. 7кл. – ботаника, 8кл – зоология, 9кл - анатомия человека

3) Старшая ступень - продолжение систематического курса биологии в школьном предмете - общая биология. В настоящее время биологический материал может излучатся на базовом, профессиональном и углубленном уровне. Сохраняется классическая система школьных биологических курсов - знания о растительных организмах. Подготовка к получению знаний о живых организмах после изучается человек. Общая биология является обобщающим курсом. Внутри школьных курсов сохраняется классический эволюционный подход к построению материала. Содержание школьной биологии строится на соблюдении принципа научности и доступности при написании учебников, в них включает только проверенные наукой факты, также проводится тонкая наука между понятиями биология как наука и школьный предмет биология. 1-4кл. биолог материал изложен в курсе «Человек и мир». Курс включает в себя 3 раздела.

1) Человек и общество.

2) Человек и природа.

Человек и здоровье. В курсе человек и мир формируются первоначальные представления о живой и неживой природе, ее компонентов, взаимосвязи между растительным и животным миром, сезонных изменениях в жизни природы. В этом курсе даются представления о строении человеческого организма, режиме питания, о правилах личной гигиены. Курс «Природоведение» пришел на смену курсу «Вселенная». В 5-м классе природоведение представляет собой интегрированный курс, состоящий из 4-х разделов: физика, химия, география, астрономия. В нем изучается темы: космос и Земля, тела, вещества и явления природы, вода, воздух, минералы. Курс включает 12 практических работ, 2 из них биологического содержания: 1) Обнаружение крахмала в клубнях картофеля. 2) Обнаружение жира в семянках подсолнечника. 6-й класс - природоведение представляет собой переработанный курс Вселенной. Учебник под редакцией Лисова. Изучает вопросы: понятие о живой, неживой природе, дается характеристика всех царств органического мира. Очень сложным для понимания является раздел «Экология», где дается определение вида и его признаков, популяции, сообществ и экосистем, круговорот веществ в них, пищевые и непищевые взаимодействия между организмами. Дается детальная характеристика 2-х экосистем (пруд и лес). В отдельной главе дается характеристика всех групп животных. Как беспозвоночных так и позвоночных (таблица). Школьные курсы «Человек и мир» и «Природоведение» выполняют пропедевтическую (подготовительную) функцию. В 7 классе учащиеся узнают о растениях, как живом организме; знакомятся с многообразием растений, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах; об уровнях организации органического мира – клеточном, тканевом, организменном. Изучение этого курса подготавливает учеников к восприятию материала о животном мире.

Изучение животных в 8 классе готовит школьников к освоению курса «Человек и его здоровье»; возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью.

Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология». В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, её возникновение, развитие и зависимости на примере представителей всех царств органического мира.

Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования:

ü линейное построение – все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания, при этом каждая тема изучается только один раз;

ü концентрическое построение – происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения;

ü спиралеобразное построение – учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, то есть неоднократно возвращаются на новом более высоком уровне к тому же содержанию, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности;

ü модульное построение (новый тип) – целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям, например таким как: содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и пр.

Хотя впервые понятие о клеточных и неклеточных формах жизни вводится еще в 6-м классе, но сформированное целостное понятие определяется лишь в 11-м классе.

Пример сформировавшегося понятия о систематике органического мира:

Таблица «Принципы систематики.

Многообразие органического мира»

Систематика – раздел биологии, разрабатывающий естественную классификацию организмов на основе родственных связей между разными группами живых существ.

Вид – элементарная единица систематики (понятие ввел Дж. Рей); классификацию разработал Карл Линней (ввел Бинар Ном).

Вид – группа особей.

Пример:

вид Гречиха культурная
род Гречиха
семейство Гречишные
порядок Гречишноцветные
класс Двудольные
отдел Цветковые
П/Ц Высшие растения
Ц Растения
вид Овчарка немецкая
род Овчарка
семейство Собачьи
отряд Хищные
класс Млекопитающие
тип Хордовые
П/Ц Многоклеточные
Ц Животные
Н/Ц Эукариоты
империя Клеточные
вид Человек разумный
род Человек (Homo)
группа Высшие узконосые обезьяны
семейство Гоминиды
п/отряд Человекоподобные
отряд Приматы
класс Млекопитающие
тип Хордовые
П/Ц Многоклеточные
Ц Животные
Н/Ц Эукариоты
империя Клеточные

Также впервые рассказывается о строении клетки в 6-м классе, но целостное представление формируется у учащегося лишь в 10-м классе при изучении курса общей биологии.

Строение клетки:


цитоплазматическая мембранапротопласт - все живое содержимое клеткиклетки (цитоплазма)

(плазмалемма)

Включения

Гиалоплазма –жидкое

Содержимое цитоплазмы

Органоиды


Одномембранные Немембранные

*вакуоль Двумембранные *рибосомы

*АГ (КГ) *центриоли

*лизосомы *ядро *микротрубочки

*ЭПС (ЭПР) *митохондрии *микрофиламенты

*мезосомы у *пластиды

бактерий

Развитие биологических понятий в процессе преподавания биологии.

Учебный предмет «Биология» является системой основных (фундаментальных) научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете

Понятия постоянно развиваются, расширяются и углубляются. Например, понятие «фотосинтез» в 7 классе – «это процесс создания органических веществ с помощью хлорофилла». При изучении общей биологии это понятие звучит так: «Фотосинтез – это биосинтез углеводов из неорганических веществ (углекислого газа и воды), происходящий благодаря энергии света в зеленой клетке». Более полным становится и содержание понятия о фотосинтезе (хлоропласты, пигменты, темновая и световая фаза, роль света, воды и водорода, фиксируется внимание на появление свободного кислорода, накоплении химической энергии в виде АТФ).

Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:

понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;

понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;

понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;

процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер.

Задача обучения заключается в планомерном образовании и развитии понятий. Каждое понятие в своем развитии должно быть усвоено учащимися настолько, чтобы они могли им свободно оперировать.

Учителю необходимо знать, как происходит движение понятий из темы в тему, из курса в курс. Наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ сравнение признаков, синтез и обобщение.

В общих чертах процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция.

Используют три способа образования понятий: из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения или путем дедуктивного вывода их из известных теорий; традуктивного.

Индукция представляет собой такой тип умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству. Например, при последовательном рассмотрении того, что зеленые растения, используя энергию солнечного света и минеральные вещества, можно сформулировать вывод: растения обладают фотосинтезом.

Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения, основой которого служат обобщения опытных данных. При этом особое место принадлежит наблюдению объектов (натуральных или изобразительных), сравнению и обобщению наблюдений.

Для индуктивного пути формирования понятий характерна такая последовательность деятельности учителя и учащихся:

наблюдение объектов и явлений;

их сопоставление, выделение на этой основе признаков;

их обобщение;

работа с определением понятия, в котором выделяют существенные признаки;

применение знаний на практике.

Дедукция характеризуют обратное движение мысли – от общего к частному – растения обладают фотосинтезом, потому что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды.

Уже на первом этапе обучения биологии вводится ряд абстрактных теоретических понятий (приспособленность, биоразнообразие, система живых организмов, царства), являющихся исходными для развития целостной системы теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение). При дедуктивном пути:

сначала дается определение понятия;

после этого организуется работа над усвоением его признаков и связей;

затем осуществляется закрепление признаков и связей;

устанавливаются связи с другими понятиями;

проводятся упражнения в различении понятий.

Традукция – вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему. Сформировав на каком-то этапе образовательного процесса конкретное понятие (например, половое размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение).

Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сравнение. Сравнение – это сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Оно обеспечивает возможность применения анализа, то есть детального и сравнительного исследования свойств изучаемого предмета и явления. Вместе с тем сравнение с использованием анализа позволяет сформулировать обобщающий вывод (т.е. подводит к синтезу). Таким образом, сравнение является важнейшей предпосылкой к обобщению. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий в сравниваемых объектах. В этом отношении сравнениевыступает как прием, дополняющий, а иногда и заменяющий определение (выведение) понятия.

Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, например формирование понятия по типу «подведение под понятие». Модель этого процесса можно представить в таком виде:

постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие);

поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);

решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);

осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);

характеристика результатов – выведение понятия, формулирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).

знает его определение и содержание, то есть существенные признаки понятия, связи и отношения между признаками;

имеет образное представление об изучаемом биологическом объекте или явлении;

умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.

Лекция №6 « Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии: проблемный подход».

Страница 1

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного процесса в целом.

Проанализировав программы по биологии для шестых классов с целью выявления условий обеспечения учащихся экологической грамотностью, мы установили, что:

1. Программа "Естествознание" (авторы И.Т. Суравегина и др.) имеет следующее экологическое содержание - экосистемы; качество окружающей среды и ее охрана; природные факторы; антропогенные факторы среды. Кроме того, учащиеся получают первоначальные знания о мониторинге и тех мерах, которые человек должен предпринимать, чтобы сохранить природную среду.

Перечислим те идеи, которые обеспечивают экологизацию рассматриваемого курса:

Знакомство с природными системами и их иерархическими рядами;

Введение понятия "окружающая среда";

Показ включенности человека в природные сообщества как субъекта деятельности;

Обозначение в явном виде ценностных ориентаций;

Введение элементов биологической экологии, глобальной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Своеобразие этой программы состоит в том, что на заключительных этапах каждого года обучения (в том числе и 6-го класса) проводится полевая практика, которая обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный вклад учащихся в сохранение окружающей среды является наряду со знаниями и умениями одним из критериев эффективности экологического образования. Полевая практика включает три основных направления:

изучение и оценку состояния природы родного края.

Охрана природы.

Пропаганда полученных знаний.

2. Программа "Живой организм" (автор Н.И. Сонин) построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения, в том числе и экологические: природное сообщество, экосистемы, цепи питания, жизненные формы организмов, единство организма и среды, обмен веществ и энергии, среда обитания, факторы среды, влияние факторов неживой природы на живые организмы.

3. Программа "Естествознание" (авторы И.Ю. Алексашкина и Н.И. Орещенко) декларирует, что одним из ведущих направлений курса является идея взаимосвязи человека и природы, а среди задач курса есть задача выработки у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений "Человек - Природа" как основы экологического образования и воспитания учащихся, а так же задача формирования гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

4. Курс "Биология - 6" - раздел: "Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" (автор И.Н. Пономарева) имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Нюансы образования:

Применение электронных образовательных ресурсов в школьной математике
Применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны: обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обуче...

Формирование знаний о реакциях ионного обмена
Изучение теории электролитической диссоциации позволяет углубить и расширить знания о реакции, дифференцировать особенности протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций. Учащиеся прио...

Анализ УМК по биологии

6 - 11 классы

под редакцией И.Н. Пономаревой

Анализ составила:

Ткаченко С.Н.,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).
Состав УМК:


  • Авторские программы под редакцией И.Н. Пономаревой;

  • Учебники;

  • Рабочие тетради;

  • Методические пособия для учителя;

  • Мультимедийные приложения.
Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).
Программы для 6-9 классов:
Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.
Особенности программ:

  • Увеличение объема экологического содержания.

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию.

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.

  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.
Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы для 10-11 классов:
Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.
Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

(авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника - системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует умения. Предложены лабораторные работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания и репродуктивного, и творческого характера.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.
Учебник «Биология. Животные» 7кл асс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г.,Кучменко В. С.)

В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.
Учебник «Биология. Человек» 8 класс

(авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

В комплект входят 2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Учебник «Основы общей биологии» 9 класс

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Учебники «Общая биология» 10 и 11 классы, базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Учебники позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

В комплект к учебникам входят методические пособия для учителя, рабочие тетради.


Название учебной программы

Вид учебной программы

Используемые учебники

Используемые пособия для учителя

и для учащихся


Природоведение. Биология. Экология:5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010

государственная

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

5.Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. , под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

6. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Для учителя:

1. Биология.6 класс: методическое пособие/ И.В.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Биология. Животные: 7 класс: методическое пособие/В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. - М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Биология. Человек: 8 класс: методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С.; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
6. Биология: 11 класс: базовый уровень: методическое пособие /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011.

7. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы. / Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Для учащихся:

1. Биология. 6 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, И.Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Биология: 6 класс: дидактические карточки/И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Биология. 7 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2013.


4. Биология. 8 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Биология: 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

6. Биология. Базовый уровень. 10 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.
7.Биология. Базовый уровень. 11 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.


Мультимедийные приложения:

  • 1С: школа. Биология, 6 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 7 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Животные» 7 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 8 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Человек» 8 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 9 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Основы общей биологии» 9 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 10 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 10 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 11 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 11 класс; издательство «Вентана-Граф».

Оценивая программу и учебники в целом, хочу отметить, что их отличают хорошо продуманная структура, наполненность разделов новыми научными данными, преемственность, интегрированность. Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.
Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:


  • Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.

  • Мелкие рисунки (но это можно компенсировать использованием дисков или ресурсами сети).

  • Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).

  • Недостаток ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.

Задание 2.

Проанализируйте имеющиеся в «Программно-методических материалах: Биология. 6-11 классы» учебные программы Н. И. Сонина, И. Н. Пономаревой, В. В. Пасечника и выясните сильные и слабые стороны этих учебных программ. Заполните таблицу 1 «Анализ учебных программ по биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 1

Анализ учебных программ по биологии

Параметры для анализа Авторские учебные программа
Криксунов Чернова Мамедов
1. Для какого контингента учащихся предназначена данная программа (для обычных общеобразовательных школ и классов, для гимназических классов, для классов и школ с углублённым изучением биологии)?
2. Каковы основные разделы и темы программы?
3. Логично ли построение программы?
4. Какое количество часов отводится на реализацию всей программы?
5. Является ли это количество часов достаточным?
6. Сформулированы ли в программе цели и задачи обучения? Можно ли сними согласиться? Почему?
6. Предполагает ли реализация идей программы установление межпредметных связей?
7. Является ли установление межпредметных связей в данном случае доступным для учителя? Почему вы так считаете?
8. Указаны ли в программе дидактические и психологические концепции, принципы, идеи, на которых должен строиться процесс обучения биологии по данной программе?
9. Соответствует ли отбор учебного содержания программы принципам научности и доступности? В чём это проявляется?
10. Реализуется ли в содержании программы идея преемственности обучения? Каким образом?
11. Сформулированы ли в программе краткие методические рекомендации по преподаванию данного курса или раздела?
12. Достаточно ли этих методических рекомендаций для эффективного преподавания курса?
13. Являются ли, с вашей точки зрения, предложенные в программе методические рекомендации целесообразными? Почему?
14. Определены ли в программе требования к прогнозируемым результатам образовательного процесса по биологии?
15. Насколько чётко и конкретно это сделано?
16. Все ли необходимые аспекты учтены?
17. Достижимы ли, с вашей точки зрения, эти результаты?
18. Предполагаются ли программой лабораторные, практические работы учащихся?
19. Соответствует ли их тематика основному содержанию программы и логике её изучения школьниками?
20. Насколько реальна организация этих лабораторных и практических работ в условиях современной школы? Почему вы так думаете?
21.Соблюдено ли в программе оптимальное соотношение между интеллектуальной и практической деятельностью учащихся? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 3

Проанализируйте имеющиеся в вашем распоряжении школьные учебники биологии по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» с помощью таблицы 2 «Анализ школьных учебников биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 2

Анализ школьных учебников биологии

(по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6-7 класс)

Параметры для анализа Авторы и названия учебников
Криксунов Чернова
1. Научность излагаемого материала на уровне современного развития науки и техники.
2. Тесная связь содержания с жизнью.
3. Подтверждение теорий примерами.
4. Указания на практическое значение и применение изучаемого материала.
5. Системность и последовательность изложения учебного материала.
6. Учет при изложении учебного материала возраста и познавательных возможностей учащихся.
7. Наличие заданий для самостоятельной работы учащихся (программных наблюдений, упражнений, опытов и т.д.) и методических указаний к ним.
8. Наличие вопросов и заданий для повторения и контроля.
9. Простой, литературный, образный, доступный пониманию учащихся язык изложения.
10. Наличие иллюстраций, схем, таблиц, фотографий и т.д.
11.Прочность.
12. Эстетичность внешнего оформления.
13. Оптимальный объем.
14. Соответствие структуры и содержания соответствующей учебной программе.
15.Наличие основных выводов после каждой темы или параграфа.
16.Наличие словаря основных биологических терминов.
17. Наличие алфавитного указателя.
18. Наличие подробного содержания.
19. Наличие правил пользования учебником для учащихся.
20. Выделение новых терминов в тексте учебника.
22. Наличие подробного лабораторного практикума для учащихся
23. Наличие рабочей тетради на печатной основе к учебнику.

Сравнительный анализ школьных учебников по общей биологии

Новые экономические условия и реформа образования, проводимая в нашей стране, вызвали появление множества новых учебников, а с ним и вопрос учителя: какой учебник избрать для работы с детьми? В поисках ответа проведен детальный анализ девяти учебников общей биологии по содержащимся в них ключевым словам. Списки ключевых слов сравнивали между учебниками, а также с кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена по биологии из раздела «Общая биология».

Оказалось, что курс общей биологии основан приблизительно на 200 понятиях, которые различно представлены в разных пособиях. Приведу краткие аннотации пособий, которые могут помочь учителям в выборе учебника для работы в классе и для подготовки к выпускным экзаменам. Полные библиографические описание приведены в конце обзора.

Беляев Д.К. и др., 2001.

Книга является наиболее адекватным отражением образовательного минимума по биологии: она содержит большую часть обязательных понятий и сравнительно небольшое количество дополнительной информации. Есть словарь основных биологических понятий, небольшое количество генетических задач и сжатый лабораторный практикум. По всей видимости, это достаточно надежное пособие для преподавания общей биологии и подготовки к Единому государственному экзамену. Вместе с тем необходимо учитывать специфику учебника: например, понятие гомеостаза дается в §22, а не как обычно – среди других признаков живого.

Рувинский А.О. и др., 1993.

Это наиболее полный учебник (а во многом и справочник), содержащий более емкий материал, чем предполагает обязательный минимум знаний по биологии для выпускников средних школ. Его следует рекомендовать для подготовки к вступительным экзаменам в вузы биологического и медицинского профилей. Авторский и предметный указатели (правда, последний содержит неполный список понятий, приводимых в тексте) значительно облегчают пользование учебником. Полезными дополнениями являются подробное описание 17 лабораторных работ, список литературы и любопытное руководство по компьютерному моделированию генетических и экологических процессов.

Полянский Ю.И. и др., 1990.

Старейший среди современных учебников общей биологии, выдержавший два десятка изданий. Структура книги обратна традиционной: изложение ведется не от низших структурных уровней к высшим, а наоборот: начиная с эволюции (вернее сказать, обзором исторического развития) существ и завершая генетикой и селекцией. Материал достаточно полно совпадает с кодификатором КИМов при отсутствии ряда важных элементов, например некоторых признаков живого, гормонов, витаминов, круговоротов углерода и воды. Представления об эволюции излагаются преимущественно на уровне классического дарвинизма, без рассмотрения деталей и даже без упоминания о синтетической теории, что вполне логично определяется принятой структурой изложения, поскольку данная теория основана на генетических представлениях и может быть объяснена только после усвоения основных понятий генетики. В тексте имеются некоторые неточности. Так, третий закон Менделя (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании) назван вторым законом. В §7 и 63 приведен пример эволюции окраски у березовой пяденицы, сопровождающийся давно устаревшим объяснением: в условиях промышленного загрязнения стволы деревьев покрыты слоем сажи, отчего белые особи пяденицы поедаются птицами, а черные выживают. На самом деле, явление так называемого индустриального меланизма (известное также у несъедобных насекомых и даже у млекопитающих) объясняется скорее повышенной устойчивостью темноокрашенных особей к отравляющим веществам. В итоге, книгу можно рекомендовать как дополнительное пособие (например, к учебнику Т.В. Ивановой и др., 2000), поскольку она содержит полезные предметный указатель и краткий словарь биологических терминов.

Пономарева И.Н. и др., 2002 и 2003.

Курс состоит из двух частей. Первая, как указано на титульном листе, является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы и, видимо, в этой связи обладает структурой изложения, принципиально отличной от традиционно принятой в учебниках общей биологии.

Вместе с тем учебник едва ли можно рекомендовать учителям. Во-первых, он не освещает многие элементы обязательного минимума знаний по биологии. Например, отсутствуют разделы об энергетическом и пластическом обмене веществ, некоторых деталях строения растительной клетки (вакуолях и клеточной стенки), регуляции транскрипции у низших и высших организмов, особенностях оплодотворения у животных и растений, зависимости индивидуального развития от условий внешней среды. Многие разделы рассмотрены крайне конспективно – например, фотосинтез, биосинтез белка и селекция, которым в школьной программе уделяется довольно большое внимание.

Во-вторых, некоторые разделы рассматриваются в других курсах школьной программы по биологии. В издании 2002 г. таковы, например, §4 и 5 «Устройство и функционирование организма животных»; §37 и 38 «Простейшие» (материал из курса зоологии), §36 «Водоросли» (материал по ботанике).

В-третьих, учебник неоднократно повторяет сам себя: например, в издании 2003 г. раздел «Значение биологии» изложен в §5 и 8, «Методы биологии» – в §4 и 6, понятие о биогеоценозе – в §19, 22 и 23, о продуцентах, редуцентах и консументах – в §6, 22 и 23, проблема охраны биоразнообразия рассматривается в §42 и 54. Понятно, что повторение – мать учения, однако это дело учителя – выявлять забытое детьми и повторять ранее пройденный материал. В учебнике же должно быть только все необходимое – и ничего больше (прежде всего – смысловых повторов).

В-четвертых, в учебник включены внепрограммные §42 «Гармония и целесообразность в живой природе» (2002), §9 «Живой мир и культура» (2003), §13 «Физико-химическая эволюция в развитии биосферы» (2003), §21 «Живой мир в литературе» (2003), §35 «Образы природы…» (2003). Нет сомнения, что понятия о человеческой культуре и о происхождении Вселенной необходимо преподавать, но вряд ли один параграф и урок окажут влияние на детский ум. Да и целесообразно ли использовать для этого уроки биологии при явном стремлении Министерства образования РФ сокращать программу по биологии?

В-пятых, учебник содержит «шедевры» вроде «определения» жизни: «Жизнь – это форма существования живой материи, возникшая в ходе биопоэза» (2003, с. 10), а биопоэз, как сказано на той же странице, есть «процесс образования живых клеток в результате химической эволюции». Хорошо, что авторы не взялись составить учебник химии. Едва ли они смогли бы объяснить, что такое «химическая эволюция», зато определение воды у них выглядело бы примерно так: «Вода – это водянистая форма материи, обладающая свойствами воды и возникающая в химических реакциях как вода». Нечто подобное было у Ильфа и Петрова при описании махинаций Корейко!

Фактически пособие имеет выраженный экспериментальный характер и притом достаточно сыро: материал плохо сгруппирован по темам. Соответственно, его в лучшем случае можно рекомендовать как дополнительное пособие, но не в качестве учебника.

Иванова Т.В. и др., 2000.

Книга с традиционной структурой изложения представляет облегченный вариант школьного учебника по общей биологии. Материал дается конспективно, местами слишком сжато, буквально в двух словах. К числу имеющихся пробелов относятся неполное перечисление свойств живого, отсутствие объяснения роли рекомбинации хромосом в процессе полового размножения, зависимости хода онтогенеза от внешних условий, понятия чистоты гамет, не освещен ряд экологических вопросов.

В тексте есть неточности. Например, при определении вида как открытой системы (перед §38) следует пояснить, что такое «открытая система». Кроме того, вид может и не быть системой (целым из связанных частей), если его популяции полностью изолированы друг от друга (например, ареал вида насекомых, разделенный океаном). В §40 «потомки» названы «потомством», что не одно и то же. В конце §41 имеется утверждение (кстати, вошедшее в КИМы), что «при определении принадлежности особи к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс», т.е. морфологический, молекулярно-биологический, генетический, экологический, географический и физиологический. На самом деле, при определении особей используется комплекс исключительно морфологических признаков, из которых состоят все определители. Эти же признаки используются и при описании новых видов. Остальные критерии известны для очень небольшого числа хорошо изученных видов и в подавляющем большинстве случаев всего лишь предполагаются, будучи логическим следствием наших теоретических воззрений. Учителю, использующему это пособие на уроках, необходимо значительно дополнять и пояснять преподаваемый материал.

Захаров В.Б. и др., 1996.

В тексте имеются элементы, относящиеся скорее к курсу естествознания, чем к общей биологии, например, §2.2.1 «Эволюция химических элементов в космическом пространстве» и §2.2.2 «Образование планетных систем». В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, эмбриональной индукции, лимитирующем факторе, аллопатрическом и симпатрическом видообразовании, описание круговоротов серы и фосфора, основы бионики.

Как ни странно, в учебнике отсутствуют четко выделенные критерии вида, перечисление доказательств эволюции и функций живого вещества, понятие об агроценозе и двойном оплодотворении у растений, хотя все эти вопросы затрагиваются в КИМах. Не введено понятие «анабиоз» (при том, что соответствующий материал имеется в §17.3.2).

Своеобразной особенностью являются английские резюме в конце разделов, двухязычный словарь терминов и задания по русско-английскому переводу. По замыслу авторов, учебник мог бы служить пособием для межпредметного изучения биологии и иностранного языка. Но резюме составлены на плохом английском, и обучаться на их примере не стоит. К сожалению, учебник снабжен всего лишь одним полезным приложением – «Основные вехи в развитии биологии»; при значительном объеме содержания были бы уместны предметный и авторский указатели. Использовать учебник для углубленного изучения биологии можно, дополняя его недостающим материалом.

Более поздний учебник В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и Н.И. Сонина обладает такой же структурой.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., 2002.

Пособие представляет собой сокращенную версию школьного учебника по общей биологии В.Б. Захарова и соавторов (см. выше), содержит практически те же достоинства (за исключением англоязычного дополнения) и пробелы и вполне может быть использовано в старшей школе. К недостаткам пособия можно отнести черно-белые иллюстрации при сравнительно высокой цене издания. В §41 «Эволюционная роль мутаций» содержится нелепое утверждение, будто «в закопченных березовых лесах Южной Англии» листья деревьев «покрыты гарью и копотью». Я, достаточно долго проработавший в этой стране, ничего подобного в Англии не видел.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., 2002.

В заключение немного о кодификаторе КИМов. Очевидно, что он не полон: в нем, например, не упоминаются изменчивость, наследственность и способность к эволюции как существенные свойства живого, двигательная функция белков, гормоны, гликолиз, различие транскрипции и трансляции у высших и низших организмов, различие оплодотворения у животных и растений, зависимость онтогенеза от внешних условий, множественное действие гена, дрейф генов, дивергенция и конвергенция, почвообразование, а также такие глобальные проблемы как бедность и рост населения. Все перечисленные понятия принципиальны для общей биологии и, что важнее, используются при составлении КИМов, а потому должны быть включены в кодификатор. Можно предполагать, что в последующие годы кодификатор будет доработан с учетом конкретного содержания школьной программы. Он должен состоять не из рубрик с расплывчатыми границами (например, «Генетическая терминология и символика»), а представлять собой четко очерченный список понятий, которые следует знать выпускнику средней школы, который рассчитывает на высший балл по биологии.

Приношу свою благодарность преподавателям биологии – И.В. Болдиной, Т.Н. Григорьевой и В.В. Леоничевой (г. Уяр и Уярский р-н Красноярского края) за помощь в проделанной работе.

Список проанализированных учебников

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н., и др . Общая биология. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 304 с.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. 624 с.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Общая биология. 10 кл. – М.: Просвещение, 2000.189 с.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2002. 317 с.

Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология. Учебник для 10-11-х классов средней школы. 20-е издание. – М.: Просвещение, 1990. 287 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. Учебник для учащихся 11-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2002. 224 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2003. 224 с.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е. – М.: АСТ Астрель, СПб: СпецЛит, 2002. 288 с.

Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. 544 с.



error: Контент защищен !!