Святилище кетцалькоатля находилось в городе. Кецалькоатль: Ацтекский пантеон: Мифологическая энциклопедия

Если ориентироваться лишь на частоту упоминаний и количество посвящённых этому персонажу исследований и повествований, можно легко впасть в заблуждение и решить, что Кецалькоатль был верховным божеством ацтекского пантеона. Это не так: Кецалькоатль один из наиболее могущественных богов ацтеков, однако, далеко не самый главный, да и не единственный. Но и повышенное внимание к нему не случайно, так как это уникальное божество, которое обладало не только интернациональным характером (то есть почиталось не только ацтеками), но и элементами вполне человеческой биографии.

Змей в перьях – ну и что тут странного?

В действительности изначально Кецалькоатль был «чужим» для ацтеков божеством: ещё до нашей эры этот бог начал почитаться цивилизацией тольтеков, а примерно с X века нашей эры перебрался и в пантеон индейцев майя, получив там имя Кукулькан. Индейцы Центральной Америки представляли Кецалькоатля в разных ипостасях, однако наиболее популярным среди его визуальных образов был пернатый змей. Это связано с долгой и увлекательной «эволюцией» этого божества, которое в изначальной мифологии тольтеков или даже более древних индейских народностей был богом земли, плодородия, воды и в этом качестве представал в образе змеи. Однако затем Кецалькоатль приобрёл черты воздушного божества, повелителя ветра и дождя, а заодно получил и имя (птица кецаль традиционно считалась воплощением бога ветра и символом свободы).

Именно так и появился пернатый змей, бог, соединяющий в себе черты бога земли, плодородных сил, и бога воздуха и свободы. Постепенно Кецалькоатль приобрёл дополнительные функции и в таком качестве стал одним из самых могущественных богов уже ацтекского пантеона. У ацтеков это уже был бог, причастный к творению мира, ответственный за существование человечества в его разумном и одухотворённом состоянии – так как именно Кецалькоатль дал людям то, что сегодня принято обозначать как «культура» (знания, письменность, образование, ремёсла, искусства, земледельческие приёмы и некоторые важнейшие сельскохозяйственные культуры). Правда, к моменту создания цивилизации ацтеков (XIV век) Кецалькоатль был «отсутствующим» богом (такой его статус был обусловлен мифологией майя и тольтеков) и должен был в будущем вернуться с востока (повелителем этой части света он считался).

Существует мнение, что завоевание ацтеков Эрнаном Кортесом стало возможно и потому, что его первоначально приняли за вернувшегося Кецалькоатля (бог в легендах имел бороду и светлую кожу). Однако ряд учёных сомневаются в таком развитии событий и вообще в существовании именно у ацтеков легенды о возвращении Кецалькоатля.

Человек, ставший богом

С большей степенью уверенности можно говорить о том, что такая легенда была у тольтеков и майя и связана она с мифологической версией биографии и деятельности реального тольтекского государственного и религиозного деятеля IX-X веков. Сведения о жизни Топильцина Кецалькоатля тесно переплелись с легендами, но, если отделить явно фантастические сюжеты от правдоподобных, получится следующая биография. Топильцин родился в семье правителя тольтекского города Тулы в год «Первого тростника»: есть три варианта этой даты – 843 год нашей эры, 895 год или 947 год. Как бы то ни было, но отец Топильцина был убит ещё до его рождения, так что пришлось скрываться. Ещё в детстве он решил стать жрецом бога Кецалькоатля, поэтому его ритуальное имя звучит как Топильцин Кецалькоатль.

В возрасте тридцати лет Топильцин вернулся к власти в родном городе и провёл масштабные государственные и религиозные реформы, которые современными специалистами считаются первым прецедентом гуманистической науки в истории человечества (как минимум за 500 лет до начала эпохи Возрождения в Европе и появления самого понятия «гуманизм»). Топильцин отменил человеческие жертвоприношения богам и старался внедрить в сознание и жизнь общества принципы уважения как к полезному физическому труду (то есть к низшим сословиям населения), так и к духовному самопознанию (то есть к жрецам). Кроме того, он объявил главным принципом жизни самосовершенствование, в которое включал, прежде всего, моральный аспект. В политической жизни он старался вести неагрессивную внешнюю политику (что для Доколумбовой Америки было нонсенсом), а также пресекать дискриминацию по религиозному или этническому принципу. В таком духе Топильцин Кецалькоатль правил 22 года, однако затем интриги оппозиции, возглавляемой жрецами, требовавшими возвращения прежних культов с человеческими жертвоприношениями, привели к тому, что он был изгнан из городов тольтеков. С ним ушли и несколько тысяч его сторонников, которые, как полагают учёные, и осуществили в X-XI веках завоевание части земель майя.

Таким образом, пользовавшийся огромным авторитетом среди простого населения сначала цивилизации тольтеков, а затем и майя Топильцин, в качестве жреца носивший имя Кецалькоатля, очень быстро слился с образом самого бога, а обстоятельства его биографии стали мифологическим сюжетом сказаний о боге Кецалькоатле. Так этот бог появился в пантеоне майя под именем Кукулькана, а у майя и тольтеков возникла легенда, перешедшая потом к ацтекам, по которой бог был злыми божествами изгнан из родных мест, но непременно вернётся в будущем и принесёт возмездие. Любопытно, что изначально миролюбивый и отвергающий любое насилие культ Кецалькоатля у ацтеков трансформировался в весьма кровавый и подразумевающий человеческие жертвоприношения.

Александр Бабицкий


Кетцалько́атль — имя божества древней Америки на языке науатль, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной#8197;Америки. а также имя исторической личности.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus ), вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров. так и летающих животных за всю историю планеты.

Верховный бог у ацтеков

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Aцтекский бог Кецалькоатль (Змей, покрытый драгоценными зелеными перьями птицы кецаль) - творец мира, создатель человечества и культуры, владыка стихий, бог Утренней звезды, покровитель жречества и науки - был самым популярным в пантеоне народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н. э.). В ацтекской мифологии Кецалькоатль фигурирует и как земной правитель тольтекской столицы Толлан. Он добр и мудр, но его вечный соперник бог Тескатлипока, в конце концов, хитростью одерживает над ним победу, и добрый Кецалькоатль вынужден бежать на восток за море. Он обещал вернуться, и поэтому ацтеки первоначально приняли испанского конкистадора Ф. Кортеса за возвратившегося к ним Кецалькоатля.

Кецаль (кетсаль, кетцаль) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Корни культа Змея уходят в глубокую древность. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане, где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). (Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

В Шочикалько правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.

Бог ацтеков Кецалькоатль- конкистадор или пришелец?

Кецалькоатель - пожалуй самая загадочная фигура в мифологии ацтеков. Часто говорят, что индейскую цивилизацию погубило то, что они приняли испанского завоевателя за это божество. А другие не менее искренне верят в то, что настоящий Кецалькоатель это пришелец из космоса. Так где же всё-таки правда?

Что бы понять, кем может быть Пернатый змей Кецалькоатль, которому поклонялись ацтеки, следует внимательно изучить мифологию этого народа. Благо до нас она дошла в довольно подробном виде.

Ацтеки верили, что на заре мира верховный бог и богиня породили четырёх сыновей, прозванных Текскатлипоками. Каждый из них управлял своей стороной света, и поэтому имел отличительный цвет. Позднее красный Тескатлипока получил имя Шипе-Тотек, белый стал Кецалькоатлем, голубой Уицилопочтли. А чёрный так и сотался Тескатлипокой. Боги-братья занялись творением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькутль и Тескатлипоке (в поздней версии -Уицилопочтли) Снапчала боги-демиурги создали огонь, потом половину солнца, которое «будуче не целым, светило не много, а мало». Далее сотворили мужчину и женщину. И приказывали, чтобы от них рождались люди, «и все ленились они, а всегда работали». Только после этого боги сотворили время, богов ада, небеса…… И, наконец воду, в которой вырастили чудовище. А из него сделали землю.

После этого боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет.

Соперничество братьев

Через несколько веков Кецалькоатль тоже захотел стать светилом.Он ударил Тескатлипоку большой палкой, от чего тот упал в воду. Блеск его погас. Тескатлипока превратился в ягуара - ночное животное - в отместку истребил гигантов. Кецалькоатль стал солнцем, землю заселили вновь, но Тескатлипока не смирился с поражением. Через некоторое время он в образе ягуара пробрался на небо и ударил лапой Кецелькоатля. Тот свалился с небесного трона. Начался ураган, многие люди были унесены ветром и погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тескатлипока победил, олднако солнцем стал не он, а его протеже - бог дождя Тлалок. Спустя некоторое время обиженный Кецалькоатль послал огненный дождь. Люди снова погибли или превратились в индюков.

Миф о «белом бородатом боге» ещё в 30-е годы 20 века пытался развеять американский археолог Джордж Вайян: Монахи решили использовать этот миф как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил внимание на христинизацию жителей. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощании со своим народом вернуться к нему с востока по морю. Однако Кецалькоатль летописей долины Мехико никогда не был белокурым….» писал он.

Источники: ru.wiki2.org, otvet.mail.ru, stihi.ru, leyv.3dn.ru, shkolazhizni.ru

История ассасинов

Генри Пламмер – загадка шерифа Баннака

Тайна марсианских снимков Маринер-4

Подземная лодка

Легенда догонов: Номмо

Запланированный ремонт на кухне

Затеяли ремонт на кухне - подумайте, как спланировать работы так, чтобы не пришлось после окончания ремонта переделывать некоторые вещи. Эффективная планировка кухни...

Тайны пирамид Древнего Египта

Начало XX века об этом ознаменовалось многочисленными сообщениями в газетах о таинственных смертях десятков людей, потревоживших покой мумий фараонов. ...

Страна Шамбала. Тибет

Трудно представить, но страна Шамбала являлась одним из ключевых пунктов в планах общества Туле. Эта организация предполагала заключить с...

Беспилотный автомобиль Google

Автомобиль на базе переоборудованного для беспилотного передвижения серийного Lexus RX450h собирался поворачивать на перекрестке направо. Из-за специфики перегруженного перекрестка...

Гармония между мужчиной и женщиной

Важным моментом в построении отношений является усилие двух самых близких людей понимать друг друга. Идеальные отношения - это взаимоуважение, а...

Одним из самых популярных богом народов Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н.э.) был Кецалькоатль «змея, покpытая зелёными пеpьями», «драгоценный отец змей, сметающий дороги» или попросту «пернатый змей» . Он был неким сказочным гибридом райской птицы (кецаль) и змеи (коатль) и считался богом - твоpцом, владыкой стихий и создателем человека.

Создание Кецалькоатлем миров и людей


Согласно космологическим представлениям майя и ацтеков, Кецалькоатль, так или иначе, принимал участие в творении в каждой из пяти мировых эпох (и ), управлял Второй эпохой и создал (по некоторым мифам, с помощью богини Земли Сиуакоатль) людей последней, Пятой эпохи из костей обитателей предыдущих эр, собранных в подземном мире – Царстве мертвых.

По представлениям майя и ацтеков, Вселенная, созданная Кецалькоатлем и Тескатлипокой, прошла четыре эпохи (этапа или эры) развития. Первая эпоха («Четыре ягуара»), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эпохе («Четыре ветра») Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эпоха («Четыре дождя») закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эпохе («Четыре воды») Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эпоха («Четыре землетрясения») с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Вот как это было по несколько отличающимся друг от друга мифам майя и ацтекской рукописи «Легенда о Солнцах » (1558). Кецалькоатль спустился в подземный мир – Миктлан (9-ю Преисподнюю) к владыке царства мервых Миктлантекутли и его жене Миктлансиуатль за костями умерших. Миктлантекутли сначала разрешил ему взять кости, но потом неожиданно передумал. Кецалькоатль (с помощью своего двойника) все-таки собрал их (бросился бежать) и сделал из них две вязанки в одной были кости женщин, в другой - кости мужчин. Тогда Миктлантекутли велел богам подземного мира вырыть яму (преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца). Кецалькоатль споткнулся, упал в яму (на кости) и переломал кости (их обклевал перепел). Дальше, по одной из версий, он с трудом ускользнул из Преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей , но так как сломанные кости были разных размеров, мужчины и женщины получились разными по росту.
По другой версии, двойник Кецалькоатля собрал кости и отнес их в Тамаончан
страну блаженных . Туда пришла богиня Сиуакоатль, смолола кости и положила их в драгоценный сосуд. Затем Кецалькоатль пролил на них кровь из своего детородного органа. Другие боги - Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок вместе с Кецалькоатлем совершили обряд покаяния. Они воскликнули: «О боги, родились масегуали (простолюдины), потому что ради вас боги совершили покаяние». Таким образом, было образовано современное человечество.

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.



Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э.

В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.

В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.

Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.



Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.

Кетцалькоатль - очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).

Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.



Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу.

В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком - Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) - Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) - Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) - Заостренный Нос.

Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) - Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем:

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.

От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».

Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».

Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

В какой-то степени ацтеки — это римляне Месоамерики. С ними пришли зависимость и страх перед смертью, или перед Тескатлипокой (Tezcatlipōca — Несущий Смерть). Ему противопоставляли ацтеки созидающую силу Кетцалькоатля, который воспринимался ими уже не как человек, а как бог. Единственное, что они сохранили и унаследовали в чистом виде — это восприятие пространства, которое у них символизировал Теотиуакан (Teōtīhuacān).

При этом ацтеки внесли путаницу в понимание Пяти Солнц. Знания, которые Кетцалькоатль представил как процесс прохождения через Пять Врат и Пять Солнц, были спроецированы ацтеками на временное измерение, коим Кетцалькоатль не пользовался. Поэтому ацтеки потерялись во временно-пространственных характеристиках и просто перекопировали майянские и толтекские символы и богов, слегка подкорректировав и частично изменив их имена. Конечно, к моменту появления ацтеков изменился ритм и плотность Земли, и знания, которыми пользовался Кетцалькоатль, стали для них сложнодоступными. В результате сам Кетцалькоатль стал частью определенной мифологической сути.

Толтеки пытались восстановить знания Кетцалькоатля. Они создали последнюю стройную систему знаний Месоамерики, которая в разрозненных частях дошла до нашего времени. Именно толтекам принадлежит заслуга понимания развития энергий, связанных с частотой в 260 Гц. Впрочем, система знаний, разработанная Кетцалькоатлем, заканчивается 22 декабря 2012 года.

Основа знаний Кетцалькоатля — это способность наращивать силу и энергию, что также дает ему имя Топильцин Ке Акатль Кетцакоатль (Topiltzin Cē Ācatl Quetzalcōatl — тот, кто управляет силой). Кетцалькоатль смог соединить три силы, с которыми взаимодействует человек: силу Земли, силу Неба и свою собственную силу, поэтому он воспринимается как Триединый владыка. Каждая из сил имеет свое название и божественный статус.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) представляет самую совершенную силу в пространстве, равную 260 Гц, с которой может взаимодействовать разум человека. Она же называется Тринадцатым Небом. Это место, где уже ничто не может быть подвергнуто разрушению. Именно там живут те, кого люди впоследствии назовут «богами».

Мишкоатль (Mixcoatl) — сила преобразования, давшая понимание того, что нечто, изменяющееся в природе, изменяется и в человеке. Именно овладение силой Мишкоатля и дало возможность Кетцалькоатлю достичь понимания Тринадцатого Неба и передать его людям.

Осознанные возможности управления не только земными, но и небесными силами сделали Кетцалькоатля сверхчеловеком. Однако понятие Мишкоатля можно было бы несколько занизить, придав ему значение управления тотемными силами, и тогда его место займет Тескатлипока, чье ими связывают с переменами и мерцанием звезд.

Самое важное в связи с Кетцалькоатлем заключается в том, что, будучи рожденным от смертной женщины по имени Чимальман (Chimalman), он представил пространство, которое определил как точку отсчета в развитии на пути к Утренней Звезде, то есть к Тринадцатому Небу.

Где за один брался тростник-ориентир,
За два — трение, деяние, кремень,
За три — четыре направления или кролика,
За пять — шесть качеств, развиваемых при удерживании ориентира,
За шесть — шесть возможных изменений от трения кремния,
За семь — хижина, способность задавать частоту,
За восемь — увеличение направлений с четырех до восьми,
За девять — достижение сосредоточения…

Но для девяти нужна контролируемая форма — пространство, которое Кетцалькоатль определил на месте, известном как Тула (Толлан), где он создал качество совершенного индейца, а те, в свою очередь, этнос толтеков. Данное место породило девять имен, которые представляют земные свойства Кетцалькоатля. Это Чальчиутланецин (Chalchiutlanetzin), Иштлилькуэчаауак (Ixtlilcuechahuac), Уэцин (Huetzin), Тотенеу (Toteneuh), Накошок (Nacaxoc), Митль-Тлакомиуа (Mitl-Tlacomihua), царица Шиуикеницин (Xiutzaltzin), Истаккальцин (Iztaccaltzin) и Топильцин (Topiltzin).

Обычно их представляют как правителей Тулы. В реальности же они воплощают собой определенные свойства пространства, которые должен выявлять тот, кто стремится попасть на Тринадцатое Небо. Таким образом, Тула представляется особым местом, где могли совершенствоваться истинные и.

С этой позиции мы можем назвать и Кетцалькоатля ом. И именно из Тулы Кетцалькоатль ушел на Тринадцатое Небо.

Тула, в свою очередь, рассматривается как место, где находился вход в Яшчилан (Yaxchilán, одно из названий индейской Шамбалы, которая была выстроена майя в виде города). Впрочем, из Тулы есть ход и в подземный мир Миктлан (Mictlan), куда тоже наведывался Кетцалькоатль, изучая различные типы людей, живших в разное время.

Главной задачей Кетцалькоатля было достижение возможности трансформации костей, которые являлись основным камнем преткновения в процессе достижения Высшего Неба. Для этого он изучил природу семи вибраций, где последняя давала возможность трансформировать кость.

Чтобы достичь этого, Кетцалькоатль воспользовался возможностями шести направлений, где есть верх и низ (силу Утренней Звезды Тлауискальпантекутли и силу Вечерней Звезды Шолотль он назвал «осью»), а также четыре направления и центр — Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок.

Кстати, одним из искусств укрепления костей была игра в мяч. Другим важным элементом было создание божественного напитка, подчиненного силе воды — Тлалоку (Tlaloc) — то, что впоследствии дало жизнь таким напиткам, как пульке (pulque), мескаль (mezcal) и текила (tequila).

Кетцалькоатль создал замкнутое пространство — Тулу — в 980 году. Камни, к которым он прикасался, сохраняли его отпечатки. Кетцалькоатль был способен пролазить сквозь горы, изменять кости у жителей Тулы. Считается, что он победил чудовище Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Он также определил условия развития совершенного человека в течение 676 условных лет (тринадцати 52-летних циклов).

КОДЕКС БОРДЖИА

Кодекс Борджиа - месоамериканский манускрипт религиозного и ритуального содержания. Предполагается, что создан до испанского завоевания Мексики где-то в районе южной или западной Пуэблы. Кодекс Борджиа - основной манускрипт из группы манускриптов Группа Борджиа, которой он и дал название.

Кодекс сделан из кожи животного и разделен на 39 квадратных листов размером 27 на 27 см. Все листы кроме первого и последнего расписаны с обеих сторон, и читается с права налево.

Кодекс Борджиа назван по имени итальянского кардинала Стефано Борджиа, который владел манускриптом до того, как он попал в Библиотеку Ватикана. Предположительно нативное имя кодекса - Yoalli Ehecatl, что на ацтекском языке науатль означает "Ночь и Ветер", но принадлежность кодекса именно к науатль неочевидно и не доказано.

КОДЕКС БОРДЖИА: ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

КЕЛЬТСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

КАРОЛИНГСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

ПРЕДГОТИЧЕСКИЕ МАНУСКРИПТЫ В РОМАНСКОМ СТИЛЕ:

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Посмотрите на символ Змея. Смысл его в том, что время догоняет и поедает самое себя. В вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Символ еще означает числа и их соотношения между Прошлым, Настоящим и Будущим. Одновременно это символ звездного года, звездного цикла и т.п.

Не знаю, как вам, а мне лично видится еще связь с классическим изображением Инь-Янь и Уроборосом.
На сегодняшней нашей лекции сложно обойтись без рисунков, поэтому взглянем на еще один. Здесь изображен… нет, вовсе не змей. Это ацтекский календарь. В нем 20 «кинов», каждый имеет знак и имя. Возле каждого рисунка 12 точек, что дает с самим рисунком священное число 13 - число «винапей» - месяцев в священном году. По этому календарю можно было точно знать имя каждого дня, а это было для ацтеков крайне важным.
Как же так - скажете вы? То 18, то 13, то вообще не пойми что?)
Дело в том, что майя смешали в себе довольно много индейских верований и астрономических знаний. Тольтеки привнесли к ним год Венеры и высший календарный цикл, длящийся 52 года (по 365 дней). Цикл включал в себя священный год цолькин (73 цолькина составляли ровно 52 года, поэтому майя признали календарь «правильным»). Кстати, на каждой стороне пирамиды - 52 каменных рельефа.
Одной из самых тяжелых загадок является изображение реактивного двигателя на крышке саркофага в этой пирамиде.

Легенды гласят, что будучи старым, Кецалькоатль был соблазнен своим антиподом Тескатлипокой - богом разрушений, землетрясений, войны, «тем, чьими рабами мы все являемся» нарушить свои же запреты. Будучи опоенным алкогольным напитком октли (перебродившим соком агавы), смешанным с мёдом, Кецалькоатль начинает пьянствовать, вступает в связь со своей сестрой, а его народ начинают подстерегать сплошные беды и несчастья. Кецалькоатль осознает созданные им самим проблемы и удаляется очень далеко-далеко на восток в заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, где и умирает. Тело его сжигают.
К несчастью для всего будущего индейских народов, он обещает вернуться. А поскольку Кецалькоаль был высок, строен, белокож и обладал тем, чем не обладал никто из индейцев - бородой, то приплывшие в Мексику испанцы были признаны этим самым Кецалькоатлем и взяли страну практически без единого выстрела.
Видимо, слишком велики были прегрешения старого бога, или же сама его смерть означала и смерть его народа. Впрочем, если не ударятся в мистику, то падение Кецалькоатля было вполне закономерно, поскольку правитель значительно опережал свою эпоху, а преобразование человечества рывками не удается совершить. Только медленной эволюцией.
Вы уже заметили, конечно, еще одну странность. Кецалькоатль изображался как человек в маске, с бородой, огромными губами, покрытый перьями. Или как змея в перьях (может, оттуда пошло выражение «чудо в перьях»?)) Дело было в том, что Кецалькоатль был уродлив. По индейским меркам.
Существует гипотеза, согласно которой, Кецалькоатль - один из древних викингов. Этим объяснялась его внешность и прибытие на лодке с востока. Однако, по меркам красоты майя линия лба должна быть перпендикулярна линии носа. Для того, чтобы это достичь, младенцам надевали специальные деревянные коробки на голову и деформировали ее нужным образом (майя специально проверили, что это не влияет на умственные способности). Если гипотеза справедлива, то несложно понять, почему не подвергшийся такому воздействию Кецалькоатль казался уродливым.
Говоря о невероятных совпадениях, нельзя не заметить фантастических пересечений верований христиан и последователей Кецалькоатля, конфуцианства и представлений о старом Кецалькоатле, верований о переселении душ и современно-древнего индуизма. Иногда кажется, что наша цивилизация родилась вовсе не в Африке, а в Центральной Америке, откуда откочевала в Старый Свет (который тогда - наоборот - надо называть Новым). Или все же представления Старого Света привез случайно забредший в Америку путешественник? Кто знает…

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей .

См. также

Литература

  • Кинжалов Р. В. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1991.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кецаль (значения)
  • Кецбая

Смотреть что такое "Кецалькоатль" в других словарях:

    КЕЦАЛЬКОАТЛЬ - («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель… … Энциклопедия мифологии

    Кецалькоатль - Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль в мифах индейцев Центральной Америки бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жрецов и науки, правитель столицы… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    кецалькоатль - сущ., кол во синонимов: 1 птеродактиль (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КЕЦАЛЬКОАТЛЬ - см. ЦИНТЕКУАТЛЬ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Кецалькоатль - (ацтек.) – «змея, покрытая зелеными перьями» – один из трех главных богов, сын Мишкоатля и Чиамат, творец мира, создатель человека и культуры, бог утренней звезды, покровитель жрецов и науки. Имел множество ипостасей, из которых наболее важные:… … Мифологический словарь

    Кецалькоатль - (Quetzalcóatl), на языке нахуатль имя бога ацтеков, обычно изображавшегося в виде пернатой змеи (рис. 58). К. был богом самопожертвования, покровителем искусства и ремесел, давшим людям земледелие и календарь. Считался также богом ветра и… … Археологический словарь

    Кецалькоатль (значения) - Кецалькоатль (отряд птерозавров) вымерший гигантский летающий ящер. Кецалькоатль оперенный Змей, божество ацтеков … Википедия

    Топильцин Се Акатль Кецалькоатль - Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль (передаётся также как Торпильцин Се Акатль Кетцалькоатль; Первый Тростник Наш Царевич Пернатый Змей) тольтекский религиозный и политический деятель; верховный жрец бога Кецалькоатля, правитель Кулуакана и … Википедия

    Се-Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль - (передаётся также как Торпильцин Се Акатль Кетцалькоатль; Первый Тростник Наш Царевич Пернатый Змей) тольтекский религиозный и политический деятель; верховный жрец бога Кецалькоатля, правитель Кулуакана и Тулы (Толлана). Посмертно стал одним из… … Википедия



error: Контент защищен !!