Ремонт стартера на автомобиле ваз своими руками. Дефектовка, профилактические работы

Если стартер забарахлил, то его можно либо отремонтировать, либо заменить на новый. Поменять стартер удобнее на смотровой яме, потому что в этом случае к нему лучший доступ. Но даже если ямы нет, то сделать это можно и в обычном гараже. Перед тем, как приступить к работе, нужно обязательно отсоединить плюсовую клемму аккумулятора.

Прежде всего требуется отсоединить все подключенные к стартеру провода – для этого будет нужен ключ, которым надо отсоединить плюсовой провод от аккумулятора на втягивающем реле. Также нужно предварительно снять защиту двигателя, открутить болты, закрепляющие стартер к кожуху двигателя и снять его. Далее уже поступают по ситуации – либо устанавливают новый стартер, либо начинают ремонтировать старый. Кончено, лучше поменять его, поставить новый и забыть обо всех неприятностях.

Причины, ведущие к неисправности агрегата

  1. Ресурс агрегата составляет 100000-120000км, далее требуются профилактические работы.
  2. Работа в неблагоприятных условиях: масло, вода и другие технические жидкости!
  3. Пыль от износа сцепления!
  4. Работа более 5секунд!
  5. Изношенный венец маховика, выводит из строя обгонную муфту - бендикс!
  6. Износ - неисправность контактной группы замка зажигания, приводит к непрерывной работе механизма!
  7. Агрегаты подверженные коррозии.
  8. Изношенные силовые провода, могут привести к пожару автомобиля!
  9. Механические воздействия.

Распространенные поломки

Неисправность Возможные причины неисправности Способ устранения

При запуске стартер не крутит двигатель

Зарядить или поменять аккумулятор

Нет массы на двигатель

Переключатель скоростей стоит НЕ в положении "P" или "N" (АКПП)

Переключить в положение "P"

Неисправен многофункциональный датчик АКПП

Поменять датчик

На 50-ую клемму втягивающего реле не приходит питание

Проверить целостность провода клеммы. Проверить контактную группу замка зажигания

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Заменить щетки или щеточный узел

Неисправно втягивающее реле

«Заменить втягивающее реле»

Сильный износ коллектора якоря

Проверить и, если требуется, заменить якорь

Стартер медленно крутит двигатель

Разряжен, либо неисправен аккумулятор

Зарядить или заменить аккумулятор

Плохая масса на двигатель

Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы

Износ втулок стартера

«Заменить втулки»

Неисправно втягивающее реле

Заменить втягивающее реле

Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой

Заменить статор или якорь

Щетки не плотно прилегают к коллектору ("зависли", либо износились)

Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе. Поменять щетки или щеточный узел

Плохой контакт провода между стартером и аккумулятором

Проверить провод

Стартер работает, а коленвал не вращается

Износ бендикса

Заменить бендикс

Разрушены части редуктора

Поменять неисправную часть редуктора

После запуска двигателя, стартер продолжает вращаться

Неисправна контактная группа замка зажигания

Заменить контактную группу замка зажигания

Неисправно втягивающее реле

Поменять втягивающее реле

Какие возникают неисправности, после которых необходимо поменять стартер для автомобиля ? Их несколько:

  1. Неисправности электрической цепи. Если в электроцепи появляются какие-либо неполадки, то сразу же падает мощность стартера. Для того, чтобы провернуть маховик двигателя и весь кривошипно-шатунный механизм, мощности стартера недостаточно. Во время такой попытки между коллектором и щетками возникает электрическая дуга, которая и сжигает коллектор. После этого единственный выход – поменять стартер на новый.
  2. Также выход из строя стартера может происходить из-за его длительной работы. Если после его запуска двигатель не заводится, не стоит долго держать его включенным. При длительной работе он нагревается, вследствие чего разрушается обмотка. Помимо этого происходит сильный износ втулок. В последнем случае достаточно будет поменять втулки, ну а если повредилась обмотка – здесь дело сложнее.
  3. Высокий износ втулок – если это произошло, то якорь стартера начинает «болтаться», вследствие чего происходит биение по планетарному механизму. Также могут повредиться зубья маховика. Как уже говорилось, достаточно поменять втулки, а если этого не сделать, то может повредиться маховик.

Поменять стартер – это уже кардинальное решение, сначала можно попытаться выявит неисправности и по возможности их устранить. Если стартер не включается, то причиной этому может быть отсутствие в цепи питания. Происходит это чаще всего потому, что наконечники ослабли, окислились или проржавели – тогда их нужно почистить или подтянуть как следует. Причиной невключения стартера может быть и поломка втягивающего реле – оборвалась обмотка, сместился или заклинил контактный диск, либо контакты пригорели. В общем, надо проверить работоспособность реле – если нет возможности отремонтировать его, надо поменять. В случае короткого замыкания в обмотке ее также нужно поменять. Желательно проверить и замок зажигания – может быть контакт отсутствует именно в нем.

Может быть такое, что при включении стартера он вроде бы и работает, но коленвал вращается очень медленно. В первую очередь нужно проверить заряд батареи – очень часто именно это и является причиной. Если же нет, надо будет проверить наконечники и контактные выводы на предмет окисления – лучше всего снять их, почистить и смазать солидолом. Если же сам стартер вращается, а коленвал нет, то зачастую это связано с выходом из строя ведущей шестерни – бендекса. Как правило, ремонту он не подлежит, его можно только поменять.

Конечно, поменять стартер можно и самостоятельно, но все же лучше, если это сделают специалисты. Ведь нередко люди допускают ошибки, которые в дальнейшем приводят к печальным последствиям. Если же замена или ремонт генератора и стартера будет походить в автосервисе, то этих ошибок удастся избежать.

Говоря о том, как отремонтировать стартер ваз 2115, стоит отметить, что в отличии от других моделей автомобилей, это достаточно простая процедура. В данной статье мы подробно и простым языком разъясним, как это делать. Если вы будите следовать нашим пошаговым инструкциям, то у вас все получится.

Замена стартера

Инструменты:

  • Ключ на 8 мм.
  • Рожковый ключ на 13 мм.
  • Ключ- трещотка с удлинителем и насадками

Теперь, зная, какие иструменты нам необходимы для работы, можем приступать. Все действия нужно совершать в строгой последовательности. Инструкция:

  • Снять минусовую клемму аккумулятора.
  • Снять воздушный фильтр.
  • Открутить 2 болта, с помощью ключа на 8 мм.
  • Ослабить хомут от датчика ДМРВ и снять с его корпуса резиновую горфу.
  • Отсоединить разъем от датчика ДМРВ и вынуть из гнезда крепеж фильтра (резиновый).
  • Снять металлическую горфу.
  • Снять воздушный фильтр.
  • Открутить плюсовой провод (толстый) от втягивающего реле, с помощью рожкового ключа на 13 мм.
  • Снять «маму» с красным проводом.
  • Открутить верхние и нижние гайки, с помощью ключа-трещотки.
  • Достать стартер, снять и зачистить провода.
  • Вставить новый или отремонтированный старый стартер, выполняя инструкции в обратном порядке.

Замена втулок стартера

Здесь будет идти речь о том, как заменить втулки на стартере, что также легко выполняется, если следовать инструкции. Отметим, что частая замена втулок, на первый взгляд, облегчает саму процедуру, ведь со временем они легко вставляются от руки, но помните, что именно это может навредить вашему автомобилю. Так как впоследствии она может провернуться в посадочном отверстии, после чего оно разбивается и первый признак такой поломки – заедание стартера. Так что не увлекайтесь постоянной заменой втулок и будьте максимально осторожны.

Инструменты:

  • Метчик М12
  • Гидравлический домкрат
  • Патрон от дрели
  • Отсоединить провода от стартера и с аккумулятора.
  • Открутить нижний бол крепления и вкрутить его с противоположной стороны.
  • Поддомкратить двигатель в сторону левого колеса.
  • Выкрутить два болта и снять стартер.
  • Вставить метчик М12 в патрон от дрели и вкручивать во втулку(1-3 оборота).
  • Вытягиваем старую втулку, и вкрутить новую.

Замена щеток стартера

Наиболее распространенный вопрос по поводу того, как заменить щетки на стартере. Ведь те, кто уже пытались проделать это собственноручно, знают о том, как легко можно запутаться в различных деталях и что-либо пропустить. И этих людей вполне можно понять, так как задача сложная. Поэтому мы решили несколько расписать инструкцию пошагово, чтобы подобная процедура не составила для вас труда.

Инструменты:

  • Отвертки.
  • Головки и карданчик.
  • Смазка.
  • Паяльник.
  • Длинный вороток.
  • Бензин.
  • Смотровая яма.

А сейчас рассмотрим более подробно, как можно заменить щетки стартера. Инструкция:

  • Снять аккумулятор.
  • Снять воздушный фильтр с корпусом.
  • Открутить два верхних болта возле стартера.
  • Спуститься в смотровую яму и снять защиту.
  • Открутить распорку, которая находится между воздушным коллектором и цилиндром, и выкрутить третий болт возле стартера.
  • Снять первую клему, открутить гайку, затем снять вторую клему.
  • Вынуть стартер.
  • Выкрутить с задней стороны стартера два болта, с помощью ключа на 8 мм и 7 мм.
  • Вынуть сквозные болты и снять крышку с колодой щеток.
  • Открутить контакт щеток и вынуть ротор.
  • Освободить колодку щеток, выкручивая два болта на крышке.
  • Отодвинуть пружинки и вытащить щетки с колодок.
  • Почистить ротор с помощью напильника, затем, протереть тряпкой смоченной бензином.
  • Запаять щетки.
  • Смазать втулки и завести ротор в стартере.
  • Одеть колодку со щетками, по очереди возводя их на посадочные места.
  • Одеть крышку и закрутить сквозные болты.
  • Центрировать колодку шилом.
  • Завинтить болты под шлиц.
  • Прикрутить контакт щеток.
  • Ставить на мотор.

Теперь вы имеете достаточный объем информации, чтобы не только отремонтировать какие-либо детали в своем автомобиле, но и проконсультировать других в том, как заменить стартер.

Автомобильный стартер уже своим названием (Start - пуск, начало, старт) говорит о своей непосредственной принадлежности к запуску двигателя. Это действительно так, стартер играет большую роль для двигателя, например такую как аккумулятор и свечи зажигания без которых запуск будет невозможен.

Немного теории...

Стартер вращает коленчатый вал до определенного момента, после которого происходит запуск мотора. Что такое стартер в ВАЗ 2110 - это четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока, возбуждение которого происходит от стационарных магнитов. Стартер оборудован роликовой муфтой свободного хождения, двухобмоточным тяговым реле, планетарным редуктором.

Тяговое реле - самый важный компонент стартера двигателя ВАЗ 2110, благодаря реле происходит ввод шестерни привода в зацеп с венцом маховика , а также включение питания электромотора стартера. Во время включения стартера через переключатель зажигания на обмотку тягового реле (удерживающую и втягивающую) подается напряжение от . Отключение втягивающей обмотки происходит после замыкания контактов реле.

Исправным, тяговое реле считается, если оно срабатывает при напряжении не превышающим 8 вольт при температуре порядка 20±5 °С. Если реле срабатывает при более высоком уровне напряжения, это говорит о неисправности привода или тягового реле. Чтобы понять рабочий привод или нужен визуальный осмотр с обязательной разборкой стартера.

Тяговое реле в случае его неисправности необходимо заменить, так как дальнейшая его эксплуатация может создать серьезные :

  1. Заклинивание якоря и несрабатывание реле при включении.
  2. После включения стартера медленное вращение якоря или полное отсутствие вращения.
  3. Частое срабатывание тягового реле с периодическим отключением после включения стартера.

Возможные причины

  1. Обрывы в цепи питания или межвитковые замыкания реле.
  2. Окислительные процессы на болтах контактов тягового реле или плохой контакт на этих болтах.
  3. Заедания якоря.

Каждая из этих причин требует соответствующего ремонта:

  1. Проверки проводных соединений;
  2. Зачистки соединений болтов и их подтяжки;
  3. Замены тягового реле устранения проблемы вращения якоря.

Для того, чтобы произвести необходимо обладать определенными знаниями и навыками. Замена стартера ВАЗ 2110 или частичный его ремонт лучше производить на смотровой яме или подъемнике. Для этого необходимо снять брызговик с двигателя и проделать следующее:

Как снять стартер ВАЗ 2110? Ремонт и замена стартера ВАЗ 2110 своими руками

1. Отсоедините минусовую клемму от АКБ.

2. Отключите управляющий провод тягового реле.

3. Снимите плюсовую клемму стартера, используя ключ на "13".

4. Открутите крепежные гайки крепления стартера к картеру сцепления.

5. Теперь можете снять стартер.

6. Используя головку на "10", открутите гайку вывода тягового реле.

8. Потом при помощи головки на "8" открутите крепежные болты тягового реле и снимите его.

9. В самом конце снимается прокладка, которая уплотняет соединение передней крышки стартера и реле.

10. Достаньте из передней крышки якорь тягового реле и пружину.

После того как замена стартера ВАЗ 2110 завершена, все собирается в обратной последовательности.

 

Щетки и щеткодержатели, именуемые щеточным узлом, предназначены для передачи напряжения на коллекторные пластины якоря. Рассмотрим, как осуществляется замена щеток стартера, сборка и разборка пускача своими руками.

А также мы рассматривали в отдельной статье, поэтому данный материал будет посвящен исключительно ремонтным работам.

Причины для замены щеток

Симптомы, одной из причин которых являются изношенные щетки:


Демонтаж

Во многом тонкости процесса демонтажа стартера будут обусловлены особенностями расположения навесного оборудования на двигателе. Узнать, где находится стартер и как его снять, можно в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля.

Вне зависимости от места расположения и модели авто, демонтаж стартера начинается со снятия минусового вывода АКБ. Так вы гарантирования убережете себя от короткого замыкания при откручивании клемм и снятии защиты стартера.

Разборка

Поскольку конструкция редукторных пусковых устройств с постоянными магнитами на разных автомобилях очень схожа, описанный ниже и показанный на видео процесс разборки стартера ВАЗ можно назвать универсальным.

  1. Отсоедините клемму, идущую от втягивающего к корпусу стартера. Еще до разборки рекомендуем проверить величину люфта вала привода (на рисунке – № 15). При наличии большого люфта требуется замена бронзовых или меднографитовых втулок.
  2. Открутите 2 болта стяжных шпилек (№ 20), которые крепят заднюю крышку стартера и две части корпуса. Отсоедините переднюю часть, в которой располагается редуктор, обводная муфта и шестерня, входящая в зацепление с венцом маховика. Шурупы на задней крышке трогать не нужно! Они крепят щеточный узел к задней крышке.
  3. Снимите крышку планетарного редуктора (№ 17). За крышкой будет располагаться дистанционная шайба, исключающая осевой люфт электромотора. Ни в коем случае не потеряйте ее!
  4. Вытащите из корпуса, на котором будут закреплены постоянные магниты, щеточный узел и заднюю крышку.
  5. Открутите винты крепления щеточного узла к задней крышке.
  6. Снимите стопорное кольцо задней части якоря (№ 21). Также в конструкции может быть предусмотрена уплотняющая шайба, препятствующая осевому люфту вала. В некоторых вариантах конструкции может присутствовать бумажная прокладка, которую при сборке следует обязательно установить обратно.
  7. Снимите старый щеточный узел.

Дефектовка, профилактические работы

В процессе работы щетки изнашиваются, так как плотно прижаты пружинами к вращающемуся коллектору, что также приводит к выработке и загрязнению токопроводящих пластин. Продуктом износа щеток стартера является графитовая пыль, которая вместе с другими продуктами износа и пылью оседает на внутренностях пускача. Перед сборкой почистите магниты внутри стартера ветошью. Почистите пластины коллектора, а также якорь мелкозернистой наждачной бумагой.

Мы не напрасно упомянули о проверке осевого люфта. Изношенные втулки приводят к радиальному люфту якоря. Какие щетки вы бы не установили, наличие люфта значительно ускорит их износ.

Замена щеточного узла

Если вы меняете щеточный узел в сборе, то достаточно совместить пластиковую втулку на новом узле с коллектором и просто переместить щетки на коллектор. Ни в коем случае не вытаскивайте пластиковую втулку! Щетки находятся в подпружиненном состоянии и разместить их впоследствии правильно для установки на коллектор будет крайне сложно.

Далее, вам остается собрать стартер в обратной к снятию последовательности, предварительно немного смазав втулки моторным маслом.

Замена щеток

В некоторых случаях менять щеточный узел нет необходимости, так как можно заменить лишь щетки. Существует 2 варианта крепления щеток:

  • с использованием фиксатора. Для замены достаточно вытащить старые щетки и установить новые;
  • закреплены методом пайки.

Если в первом случае все довольно просто, то для пайки новых щеток потребуется контактная сварка и немного фтористой меди. Обычным паяльником надежно припаять щетки не удастся (в крайнем случае паяльник все же можно использовать, но мощность его должна быть не менее 100 Вт). При желании и достаточной теоретической подкованности в электрике точечную сварку можно собрать своими руками из подручных средств (видео одного из вариантов сборки в конце статьи). Старые щетки можно выдернуть из посадочных мест плоскогубцами. Контакты в местах пайки необходимо очистить от загрязнений и окислов. Между металлом щеткодержателя и гибким контактом щетки должен быть кусочек пластины из фтористой меди.

При пайке соблюдайте все меры безопасности! Обязательно наденьте защитные очки, так как от места соединения могут разлетаться искры.

Обратите внимание на то, что подобранные щетки от другой модели стартера, скорее всего, будут неплотно прилегать к коллектору. Чтобы избегнуть трудностей с пуском двигателя, не стоит надеяться на то, что щетки притрутся к коллектору при запусках двигателя. Рекомендуем закрепить коллектор в патрон шуруповерта, дрели и немного притереть щетки вручную.

Сборка и установка

Чтобы у вас не возникало вопроса: как правильно собрать стартер, рекомендуем еще на этапе разборки разлаживать детали в той последовательности, в который вы их демонтируете. При установке старого щеточного узла рекомендуем немного растянуть пружинки, прижимающие щетки к коллектору.

Перед установкой проведите проверку стартера, а также , чтобы впоследствии быть полностью уверенным в надежности пускача. Для проверки используйте провода достаточного сечения, обеспечьте хороший контакт. Иначе стартер может попросту не запустится, натолкнув вас на мысль о допущенной при сборке ошибке. Клемму АКБ следует устанавливать только после присоединения всех клемм и установки защиты стартера.

Наиболее частой причиной поломки стартера на ВАЗ 2106 является выход из строя его втягивающего реле. И в результате при повороте ключа будет раздаваться щелчок, то двигатель заводиться не будет. Но в некоторых случаях приходится именно менять полностью стартер. Разумеется, что для этого его необходимо будет снять с автомобиля. Для проведения данного ремонта нам будет нужен всего лишь один ключ на 13.

Как снять стартер на ВАЗ 2106

Первым делом стоит наглядно показать, где находятся болты крепления. На фотографии ниже это очень хорошо видно. Вот их и нужно открутить (всего два):

После того, как два болта откручены, нужно немного потянуть за стартер и сдвинуть его с места вправо, чтобы он отошел от своего первоначального положения и отводим его вправо немного сильнее, чем показано на фото ниже:

Затем приподнимаем его левую сторону и поворачивая торцом, вынимаем его вверх, насколько это возможно:

Поднимать его нужно до тех пор, пока провода питания, находящиеся на задней стороне стартера ВАЗ 2106, не станут доступны и их можно будет без труда снять:

Сзади находится два провода: один крепится при помощи гайки, которую предварительно необходимо открутить:

И второй просто штекер, который нужно потянуть в сторону и он без труда вынется:

Теперь стартер свободен и препятствий для его снятия нет, его можно свободно вынимать наружу:

Установка нового стартера проходит в обратной последовательности и не займет много времени. Желательно все выполнять строго в обратной последовательно, то есть, сначала подсоединить провода к нему, а только потом устанавливать на место. Цена нового на ВАЗ 2106 составляет от 2000 до 4000 рублей в зависимости от производителя и типа устройства.



error: Контент защищен !!