"живущие здесь", на камчатке. Жертва Московской Империи – коренной народ Камчатки – ительмены Образ жизни и система обеспечения

Ительмены
Современное самоназвание итәнмән
Численность и ареал
Всего: ▼ 3093 (2010 г.)
Язык русский , ительменский
Религия православие , шаманизм
Родственные народы чукчи , коряки , кереки , алюторцы , камчадалы

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

ИТЕЛЬМЕНЫ [самоназвание - итэнмән (множественное число - итэнмә’н); буквально - житель], народ в России. Живут в основном в сёлах Ковран (составляют здесь большинство населения), Тигиль и Усть-Хайрюзово Тигильского района Камчатского края. Общая численность 3,2 тысяч человек (2002, перепись), из них в бывшей Камчатской области 2,3 тысяч человек, в бывшем Корякском автономном округе 1,2 тысяч человек (в том числе свыше 1,1 тысяч человек - в Тигильском районе), в Магаданской области 0,6 тысяч человек (там «ительмены» называют себя в основном камчадалы); около 1 тысяч человек живут в городах. Говорят в основном на русском языке, часть сохраняет ительменский язык. Сочетают традиционные верования с элементами православия.

По археологическим исследованиям, заселение исторической территории ительменами происходило несколькими волнами миграций с материковой Сибири, Чукотки, Дальнего Востока и островов севера Тихоокеанского бассейна. Древние контакты обусловили сходство древнеительменской культуры и предшествовавшей ей тарьинской культуры с эскимосско-алеутской, курильско-айнской (айны, или «курилы», жили на юге Камчатки до начала 19 века); связи с коряками прослеживаются в распространении общих фольклорных сюжетов о вороне Кутхе и др. С появлением на Камчатке постоянных русских поселений в начале 18 века стала формироваться группа ительмено-русских метисов (камчадалов). В первых описаниях и ранних исследованиях (в 18 - начале 19 века - участников 2-й Камчатской экспедиции Г. В. Стеллера, С. П. Крашенинникова и А. П. Горланова, экспедиции Ж. Ф. Лаперуза, Ж. Б. Лессепса, В. М. Головнина; в начале 20 века - В. Л. Комарова, В. И. Иохельсона и др.) ительмены также назывались камчадалами (некоторые исследователи признают этот термин также старинным ительменским самоназванием); название «ительмены» не употреблялось до 1927 года.

Численность ительменов к концу 17 века оценивается от 10 до 25 тысяч человек. По С. П. Крашенинникову, делились на территориально-диалектные группы: чюпагжу, или бурин (река Камчатка), суаачу-ай (река Авача), кыхчерен, или кшиагжи (реки Большая и Жупанова), кулес и лингурин (западное побережье Камчатки к северу от реки Немтик). К 1747 ительмены были поголовно крещены (в это время они насчитывали 8 тысяч человек), в 1751 в Тигиле была построена церковь. В результате восстаний (крупнейшее в 1731) и эпидемий их численность продолжала падать и к 1822 году составляла около 1700 человек (в 35 селениях). По переписи 1926, в 9 поселениях на западном побережье с наименее ассимилированным населением жило около 900 человек. С 1927 они стали называться ительменами, затем были созданы туземные советы, обсуждался вопрос о создании ительменского национального района. В 1930-е годы начались массовые миграции русских на западный берег Камчатки. Ительмены были вытеснены из рыболовного промысла, заняты в основном в огородничестве и животноводстве в рамках рыболовецких колхозов (затем - совхоза; приватизирован в 1992). В конце 1950-х - 1960-х годах были закрыты 6 из 9 ительменских поселений. В 1989 в Ковране создан Совет возрождения ительменской культуры «Тхсаном» («Рассвет»), в 1998 образована территория традиционного природопользования ительменов, объединяющая традиционные угодья бывших 9 ительменских сёл (упразднена в 2001).

Основные традиционные занятия - рыболовство (в основном лососёвые) и собирательство, на побережье также морской зверобойный промысел, сбор птичьих яиц, моллюсков, крабов, морских растений. Рыбу коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскалённых камней и др. Рыбу и икру смешивали с ягодами, травами, черемшой, сушёными и толчёными волокнами стебля кипрея. Получали муку из клубней сараны (дикой лилии), добывавшихся из мышиных складов (для этого имелись специальные орудия).

Сушёная рыба и икра с нерпичьим жиром служили пищей охотникам на промысле. На нерпичьи шкуры выменивали у коряков мясо и шкуры домашних оленей. Охотились также на медведя, горного барана, оленя, птицу; с приходом русских распространилась пушная охота. При заготовке травы для изготовления циновок, корзин, коробов, сумок, накидок пользовались серпом из лопатки медведя. С появлением русских стало насаждаться огородничество (картофель, репа), начали разводить крупный рогатый скот и лошадей, которые использовались для верховой езды и под вьюк. До середины 19 века бытовал камчатский тип нарт (двухдугокопыльные) в собачьей упряжке (косая грудная упряжь), садились на нарты боком с правой стороны, собаки запрягались цугом. В 18-19 веках распространились нарты восточносибирского типа (сохранялись до середины 20 века). До начала 19 века использовали ступательные лыжи чукотско-корякского типа; сохраняются скользящие прямые лыжи амуро-сахалинского типа, иногда подбитые нерпичьей шкурой; длинные долблёные лодки-баты (ранее для морской охоты - с наращёнными бортами); для перевозки грузов скрепляют несколько батов деревянным настилом.

Верхняя мужская и женская одежда в основном сходна с корякской: кухлянка (гагаглю - от корякского кагавле) с капюшоном (иногда с хвостом сзади, нагрудником и опушкой из белого собачьего меха); зимой поверх неё надевали длинную двойную меховую камлею (позднее камлея - матерчатая промысловая одежда). Своеобразны женские комбинезон (хоньба) из ровдуги или шкуры морского зверя и «парик» (плетёная шапка) из травы; у мужчин - кожаная набедренная повязка с мешочком спереди, ровдужные рубахи и штаны, берестяные или травяные шапки конической формы или со срезанным верхом и козырьком, сапоги из шкур морского зверя или рыбьей кожи; в дождь надевали накидку из травы. С 18 века распространяется покупная одежда. Ныне ровдужные кухлянки как праздничная одежда есть почти в каждой семье.

Зимние поселения («острожки») насчитывали от 20 до 100 жителей и состояли из 1-2 (в единичных случаях до 9) зимних полуземлянок («юрта») для больших семей (кналос) и нескольких летних свайных построек («балаган») для малых семей. Коническая кровля утеплялась дёрном, зимой - снегом. Входом служило верхнее светодымовое отверстие, в которое спускались по столбу с зарубками. Вдоль стен устраивали нары; в углу стоял столб с антропоморфной головой (Ажушак). С мая по октябрь жили в балаганах в летних поселениях («летниках»). К концу 18 века распространились избы русского типа.

Общество ительменов было нестратифицировано, родовая структура отсутствовала. Жители «острожка» контролировали промысловую территорию; совершали набеги с целью добычи женщин. Русскими был введён институт старост («тойонов»). Существовали полигиния и полиандрия, левират, отработки за невесту (до нескольких лет), обычай подшучивания. Система терминов родства линейного типа. Сиблинги классифицировались по относительному возрасту и относительному полу (последнее редко для народов Сибири, характерно для циркумтихоокеанских народов - эскимосов, чукчей, айнов, корейцев и др.).

Ительменские мифология, мировоззрение и обряды известны по изложениям С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера; в 19-20 веках были записаны сказки на ительменском языке. Главный герой мифов и сказок - демиург, культурный герой, прародитель и трикстер антропоморфизированный ворон (Кутха), действующий совместно с женой (она же сестра - Илькхум, Миты, Хутлыжич): они создали землю, расселили своих потомков по Камчатке и т.д. Хозяин подземного мира (Гаеч) рассказал ительменам о загробной жизни и деяниях Кутхи. В «ином мире» живут великаны - духи вулканов (гамулы), которые ловят китов и топят печи (вулканы) китовыми костями. Хозяин моря Митг имеет вид получеловека с рыбьим хвостом, хозяин животных - Пилячуч (Пихлач, Билюкай), маленький человечек на крошечных нартах. Был распространён шаманизм; шаманить (без бубна и особого костюма) мог каждый: гаданием и лечением занимались в основном женщины, выполнением других обрядов (охотничьи и другие ритуалы) распоряжались мужчины. Применяли галлюциногены. Существовал обычай добровольного ухода из жизни. Развиты культы кита, касатки (их изображения из травы, набитые рыбой, делают на празднике Алхалалай, затем их разрывают и рыбу съедают), волка, медведя (известны обряды по случаю окончания охоты на медведя - смотри Медвежий праздник). На осеннем празднике ежегодно устанавливали антропоморфный столб - изображение хранителя жилища Хантая. В 1987 году фольклорный ансамбль жителей села Ковран «Эльвель» поставил по этому описанию представление Алхалалай (согласно Крашенинникову - постоянный возглас участников обряда), и с тех пор оно проводится как общий праздник ежегодно в сентябре на специальной площадке на берегу реки: обрядовые песни и танцы под бубен, изображающие пляску гамулов, ход рыбы, брачные танцы нерп; гримасничанье (способ отогнать злых духов). Обряд заканчивается прохождением всех участников через кольцо из берёзовых ветвей (очищение) и установлением хантая. Праздник продолжается походом на священную гору Эльвель, с которой связана легенда о спасении ительменов от потопа.

Сказки (амнэл, эмнэл), рассказы и легенды (ланом, к’лахчих) могут исполняться с речитативными или песенными вставками; заговоры (к’оловм, к’элвэм) пелись на ритуальные напевы кмали чинэх. Для ительменов характерна традиция индивидуального творчества: импровизация песен и наигрышей (например, приветственные песни в честь гостя), а также «дарение» песни (около 1740 Г. В. Стеллер записал песню-импровизацию «на подполковника Мерлина, маеора Павлуцкого и студента Крашенинникова»). Основа песенной традиции - сольные песни широкого диапазона с импровизированными текстами (у разных групп ительменов называются ходила-ходила, ходилахт, хайутэлйа), существуют также песни с устойчивыми лирическими текстами. Характерно звукоподражательное пение (главным образом имитации голосов птиц). Разнообразные танцы (в том числе изображающие животных) исполняются в сопровождении пения, звукоподражаний (в основе - так называемое горлохрипение на вдох и выдох - хэхмыкэлс, хэмхэкузэн) и инструментальных наигрышей. Традиционные музыкальные инструменты (сохранились частично): аэрофоны из стебля травы (в том числе охотничий манок), птичьего пера и др., гуделки (ритуальные и бытовые); пластинчатый варган, трещотки, бубен (близок корякскому); хордофоны - 2-струнный щипковый типа лютни и смычковые (5- и 4-струнный). В устной культуре ительменов значительную роль сыграли традиции коряков и эвенов; элементы, заимствованные из фольклора русских поселенцев (частушки, хороводные, плясовые песни и др.), органично сочетаются с архаическими местными традициями. Известные народные исполнители - В. И. Пономарёва, В. В. Притчин, Б. Жирков, Л. Сысоев, Т. Зуева.

Развиты мозаика из меха, плетение из травы, бисероплетение (геометрические мотивы; на подвесках к одежде из меха и бисера - розетки), резьба по дереву и кости, в том числе мелкая пластика - пряжки, брелки, пуговицы (зоо- и антропоморфные мотивы), детали «вязки» для собачьей упряжи (мотивы близки к эскимосско-алеутской и айнской резьбе по кости).

Лит.: История и культура ительменов. Л., 1990; Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. СПб., 1994. Т. 1-2; Мурашко О. А. Ительмены и камчадалы // Сибирь: этносы и культуры. М.; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4; Орлова Е. П. Ительмены. СПб., 1999; Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999; Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. М., 2002; Володин А. П. Ительмены. СПб., 2003.

Ительмены

(итэмэн, в ранних записях искажённо -ительмень, устаревшее: камчадалы)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:


В отличие от коряков, которые все больше и больше занимаются разведением оленей, камчадалы продолжают искать себе средства к существованию в охоте и рыбной ловле. Камчатские леса очень богаты, а живность в них разнообразна. Охота на пушного зверя особенно продуктивна зимой. Это основное средство существования камчадалов и почти единственный их товар.

Камчадалы занимаются с любовью разведением и воспитанием собак, которым живется у них несравненно лучше, чем прочим домашним животным - лошадям и быкам.


Камчатские собаки закалены в далеких путешествиях и, несмотря на дурные дороги и неровную почву, бегут без устали на большие расстояния. Они мало отличаются от крестьянских дворовых собак; но камчадалы совершенно переделали на свой лад этих животных: они приучили их и к иной пище, и к иному обращению, и к своеобразному способу дрессировки. Из всех сибирских собак камчатские - лучшие по быстроте бега. Они так горячи, что часто на бегу повреждают себе члены, и от чрезмерных усилий шерсть их нередко бывает покрыта потом с кровью.

Они очень сильны: четыре собаки могут везти троих людей вместе с их багажом и делают от 30 до 40 верст в день по дурным дорогам и до 80 верст по хорошей дороге.


Если даже в Камчатку когда-нибудь проникнет образование, и жители ее сделаются более развитыми, нежели теперь, все-таки местные и климатические условия не изменятся и заставят всегда предпочитать езду на собаках всякой другой езде.

В.И.Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877:


- Камчадалы далеко не привлекательны. Представьте себе неуклюжего, малорослого, смуглого и скуластого дикаря с подозрительно бегающими глазами, цепкими и тонкими руками, словно крадущеюся походкой, во всяком движение которого так и сквозит раболепство и лукавство. К этому же необходимо прибавить, что они почти никогда не моются и обладают каким-то особенным, только им одним свойственным, запахом перегнившей рыбы. Женщины их особенно противны. Тут нечистоплотность достигает своего апогея. Это просто ходячие зверинцы - и понятен ужас одного американца, которому пришлось провести несколько дней между этими изящными представительницами прекрасного пола.



Занятия камчадалов определяются временами года. Летом они ловят и сушат рыбу, собирают разные коренья, ягоды и мухоморы; осенью они продолжают рыболовство, бьют птиц, гусей, лебедей, уток, заготовляют лес; зимою охотятся за соболем и лисицею, плетут сети для рыбы, делают санки, перевозят запасы из летних промысловых шалашей в свои юртовья. Весною - начинаются морские звериные промыслы, ловля бобров. Все эти работы строго распределены между мужчинами и женщинами: первые бьют и ловят зверя, вторые занимаются его приготовлением. Первые строят юрты и балаганы - вторые шьют платья.

Пища камчадалов состоит главным образом из юколы, приготовляемой из всех рыб рода лососей. Каждую рыбу они делят на шесть частей. Бока с хвостом сушат на воздухе, спинки и тешки приготовляют особенно. Головы квасят в ямах, пока весь хрящ покраснеет - и несмотря на страшную вонь, едят их как лакомство. Остающееся на костях мясо снимают, сушат и толкут для примеси к вареву, а кости заготовляют для собак. Затем следует рыбья икра, которая сушится вместе с корою ивы и березы и употребляются в пищу во время промыслов и охот. Мясо и жир тюленя, моржа и др. морского зверя они также едят, приготовляя его с разными кореньями и травами. Ягоды и корни дополняют их неприхотливое меню.

Во время праздников и пиров камчадалы пьют настой из мухомора, или высушив этот гриб, глотают его целиком. Вслед за тем почти тотчас же наступает опьянение: это тот же гашиш. Русские казаки, употреблявшие это снадобье, рассказывают о нем самые удивительные вещи. Так, им мухомор приказывал удавиться, зарезаться, и это приказание непременно было бы исполнено ими, если бы не товарищи, вовремя останавливавшие расходившихся пьяниц. Другому казаку почудился ад и геенна огненная, причем тот же мухомор приказал ему исповедаться, что он и начал вслух на потеху хохотавших собеседников, выложив им все сокровенное. Коряки и чукчи едят мухомор, когда собираются кого-нибудь убить или решиться на опасное предприятие.

На своих пирах камчадалы также и поют. Песни их однообразны, хотя их ритм и мотивы не лишены своей приятности. Песни, преимущественно любовного содержания, сочиняются их девушками и женщинами.

В обычаях камчадалов весьма много странного. Вот как, например, у них еще недавно сводилось знакомство. Если один камчадал хотел короче сойтись с другим, то он, предварительно заготовив всякого рода припасов на десятерых, звал будущего друга к себе в гости. Юрта на этот случай топилась до невозможности. Хозяин и гость сидели в ней раздевшись. Затем последнему предлагались яства - и в то время как он ел, хозяин на раскаленные каменья очага наливал воду. Гость, по засвидетельствованию очевидца, старается все, что у хозяина приготовлено, съесть и жар его вытерпеть, а хозяин старается, чтоб гость взмолился и просил свободы от пищи и жару. Выйти из юрты гость права не имеет, хозяину же предоставляется оставлять ее, когда ему угодно. Гость откупается собаками или платьем.

Современные источники

Ительмены - народ, коренное население полуострова Камчатка.

Этноним

Название Ительмен является русской адаптацией самоназвания «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).

Численность и расселение



В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки.

Северной границей расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном - р. Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова.

Общая их численность в конце 17 в. составляла более 15 тысяч человек.

В XVIII - начале XIX вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую.

С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими.

В результате военных столкновений с казаками и эпидемий их численность быстро сокращалась.


Со второй половины 19 в. процесс культурно этнического исчезновения ускорился.

Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки.

Медленнее проходил на западном побережье полуострова.

К середине 19 в. Ительмены там сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры.

В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью 1926/27 г.

На сегодняшний день по переписи 2010 года, ительменов зафиксировано всего 3093 человека.


Проживают они на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и Петропавловске-Камчатском (2361 человек), а также в Магаданской области (600 человек).

Численность ительменов в населённых пунктах (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %).

Камчатский край (2296 чел., 2002 год):

Село Тигиль 355 чел.

Село Ковран 265 чел.

Город Петропавловск-Камчатский 265 чел.

Село Мильково 233 чел.

Село Усть-Хайрюзово 156 чел.

Пгт Палана 130 чел.

Село Седанка 130 чел.

Село Соболево 119 чел.

Магаданская область (643 чел., 2002 год):

Город Магадан 231

Село Тауйск 114

Пгт Ола 109

Антропологические особенности ительменов

Антропологически ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов.

Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы.

По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Этногенез

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории.

Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии.

В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры.

Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки.

Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены.

Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки.

Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

Язык

Ительменском язык принято относить к чукотско-камчатской семье.

Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную.

Относительно сохранился лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского.

Выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский.

Лишь 18,8% ительменов, преимущественно представители старшего поколения, родным считают ительменский язык.

Традиционное жилище


Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами.

Дым очага выходил через боковое отверстие.


В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей.


На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу.


Подтверждено, что как минимум в ХVIII в. у ительменов имелись четырехстенные срубные избы.

А из хозяйственных построек -амбары и помещения для скота

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на Пантеизме и Анимизме.


Демиург видимого мира- Кутка или Кутга, происходит, может быть, от монгольского «кут»=»мороз».

Именно холод должен был казаться первым поселенцам на Камчатке главным фактором, определяющим их жизнь.

Постоянные насмешки, которые ительмены допускали по отношению к Кутке, рассказывая о нем, почти в дионисийском духе, непристойные истории, объясняются может быть победой над морозом после того, как Кутка же научил строить подземные жилища.


Научив, Кутка ушел в страну коряков, где куда холоднее, чем на Камчатке.

Жена Кутки - Хахи, быть может от старо-тюрского «хат»=»красота, порядок, лад»; миф говорит, что она и была очень красива и умна.

Его сын Дезелькут, быть может, от «тес»=»подобие, образ»+»кут»=»Подобие Кутки».

Из «Духов-Хозяев», особо почитался «хозяин моря» Митг, дающий основной продукт питания - рыбу.

Леший, совсем как у славян и тюрок заманивающий в чащу - Ушахчу, имеет может быть соответствия в «ух» (протобулгарское)=»филин».

В облаках живет Виллюкай, «вилем»=»смерть», поскольку, по повериям, после смерти человек переселяется на небо.

Властелин подземного мира - Хэч.

Существовали шаманские обряды.

В роли шаманов обычно выступали женщины.

Поразительны космологические познания ительменов.

Они хотя и считают землю плоской, но думают, что изнанка нашей плоской земли - это подземное небо, и когда там лето, тут зима, и наоборот.

Дождь проникает сквозь землю и орошает подземную землю, что имеет полное соответствие в славяно-тюрских мифологиях о Подземном Океане.

Есть у них и предания о Всемирном потопе, и о спасении некоторых предупрежденных на плотах, как у народов Передней Азии.

Хорошо знакомо им созвездие - Большая Медведица, которую они называют Хана, что значит «движущееся созвездие».

В сентябре у ительменов проходил «Алхалалалай», важнейший обрядовый календарный праздник очищения, знаменующий завершение хозяйственного цикла.

В празднике в обрядовой форме воспроизводились элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы.

Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершали восхождение на легендарную гору Эльвель.


По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками.

После обращения ительменов в 1740 - 1747 гг. в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание.

Уже в первой четверти ХIХ в. путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища.

Установилась традиция при крещении давать детям русские имена.

Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Календарь

В культуре и мифологии ительменов отмечено явное воздействие древних тюркских народов.

Чрезвычайно устойчивым признаком культуры народа является календарь.

Само обозначение времени у ительменов - «уткуах», «асич» (у жителей западного побережья) и «леткуль», «ельчич» (у жителей восточного побережья), причем на древность этих слов указывает то, что смысла их ительмены уже не понимали.

На старотюркском «ут»=»ходить», «ас»=»память», «лата»=»порядок», «елкер»=»Плеяды», по которым еще герои Гомера определяли время.

Таким образом, мы получаем целый набор определений, касающихся свойств времени.

Другим явно тюркским следом является отсчет времени не по солнцу, а по луне; именно, ительмены определяют год как некое количество лунаций.

Но, поскольку лунный год короче солнечного, они подгоняли лунации к сезонам, чтобы, в отличие от мусульман, начало года не двигалось по всему календарю.

Месяц же прямо определяется как промежуток между новолуниями.

Названия месяцев имеют четкую этимологию из ительменского, так что они, наверное, поздние.

Само слово «месяц» как и в русском и у других индоевропейцев, синоним «Луны», «коач».

В старотюрском «кукаль»=»пирог».

Здесь налицо аналогия - оба предмета, пирог и Луна, круглые.

Лето» называется по-ительменски «адамас», что имеет прямую аналогию с тюрским «азамат», «заря, свет».

Месяц перевод тауакоач, май месяц прилета куликов коакуач, июнь время кукушки эхтемстакоач, июль летний месяц кихсуакоюч, август лунный свет (в августе начинается сезон ночной ловли рыбы) коасухтакоач, сентябрь месяц опадания листьев пикискоач, октябрь месяц маленькой птички «пик» казакоач, ноябрь крапивный месяц - сушка крапивы ноккоуос набиль, декабрь «я отморозил» сюсакоач, январь «не тронь меня» кичакоач, февраль месяц лестницы (по которой они забирались в свои жилища) адукоач, март месяц дымоходного отверстия (оно начинает оттаивать первым, показывая приход весны) масгалькоач, апрель месяц трясогузки

Традиционное хозяйство

Основу жизнеобеспечения ительменов составлял речной лов, дающий рыбу лососёвых пород.

В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву.

Промысловыми угодьями владела территориально-соседская община.


Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь.

Способы и орудия лова были традиционны - сети, невода, запоры - сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Женщины занимались собирательством.

Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых служили предметами товарообмена как среди местного населения, так и с оленными коряками.

У последних выменивали оленьи шкуры, мясо, сухожилия.

Охота носила подсобный характер.

Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающую птицу в период линьки.

С охотой на медведя и употреблением в пищу его мяса были связаны особые обряды.

Пушнина служила предметом обмена.

На соболя и лисицу ставили капканы и ловушки, а также гнали собаками.


Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя.


Зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье.


Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана.

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня.

Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины - на груди.

В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы.

Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.

Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий.


Огонь добывали трением.

Есть свидетельства разведения крупного рогатого скота и огородничества, задолго до появления в регионе русских.


Была развита художественная резьба по кости.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу.

Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые.


Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож.

Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка.

Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих.

Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек.

Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении».

Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

У женщин-ительменок был обычай: носить парики.

Более всего почиталась та, у которой парик был больше и роскошнее.

Эти модницы всегда ходили с непокрытой головой.

Девушки же свои тяжелые черные как вороново крыло волосы заплетали во множество мелких косичек и для большего шика покрывали их волосяными накладками, сплетенными в виде шапочек.

Может быть, поэтому чукчи и коряки могли называть ительменов камчадалами, потому что в обоих языках «камча» означает «кудрявый», «лохматый», а «левыт», «лявыт» (чукот.) и «лэв’ит», «лав’ыт» (коряк.) - «голова».

Музыка и танцы

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково.

К началу 1990-х гг. были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский.

Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную.

Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст.

Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»).

Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии.

Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмали чинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому.

Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга).

Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

«Собственно ительмены имеют, в свою очередь, свои старинные, особые пляски, которые они у Пенжинского моря называют «хаютели», а на реке Камчатке - «кузелькингга».

Главный танец сводится к тому, что все женщины и девушки садятся кружком, потом одна из них вскакивает, поет песню и поднимает руки, на средних пальцах которых висит по длинной пряди мягкой травы эхей. Этими прядями травы женщины всячески размахивают, при этом так быстро сами кружатся и вертятся, что кажется, будто все их тело трясется от лихорадочного озноба, причем отдельные части тела совершают каждая свое особое в разные стороны движение.

Их ловкость трудно описать словами, и ей нельзя в достаточной степени надивиться.

Во время пения они подражают крикам разных животных и птиц, выделывая совершенно неподражаемые горловые фокусы: кажется, будто слышишь одновременно по два-три голоса.

Этим мастерством отличаются особенно женщины в Нижнем остроге и по реке Камчатке.»

(Георг Стеллер о музыкальных способностях ительменов «О празднествах и развлечениях ительменов» труда Г.-В. Стеллера «Описание земли Камчатки»)

Национальная кухня

Рыба служила основной пищей и кормом для собак.

Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили.

Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц.

Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов.

С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод.

Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих.

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы.

В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней.

Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой.

Ительмены — один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 — 1743 гг. Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым.

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIII вв. дал Б.О. Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. — 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, «гнилая горячка» и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.

Ученые называют их «русскими индейцами». Причем, они - индейцы настоящие, а не «киношные». Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем - навахо. Например, общий бог - ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном — р.Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Со второй половины 19 в. процесс ассимиляции еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Медленнее проходила ассимиляция ительменов на западном побережье полуострова. К середине 19 в. они сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры. В качестве ительменов они и были зафиксированы (825 человек) переписью 1926/27 г.

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них — тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Камчатском крае. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой — в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. В нем выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Очень больной вопрос для ительменов - угасание родного языка. В 1989 г. ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке. Однако полное возрождение языка ительменов весьма проблематично.

Образ жизни и система обеспечения

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами.

Главный объект промысла — лососевые. В прошлом важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на животных ради мяса имела подсобное значение, пушной промысел был распространен широко. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Главным занятием ительменов в настоящее время продолжает оставаться рыболовство.

Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней — одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища

Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек - срубные амбары и помещения для скота.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания — рыбу; в честь него устраивали праздник «очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов — идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души — бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этно-культурная ситуация

Современные ительмены - устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и из-за рубежа. Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель. По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры. Восстановлены навыки строительства батов, изготовления древних ездовых саней, вновь развивается упряжное собаководство.

Фольклор, музыкальные инструменты

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

Кутх

В мифологии основным персонажем выступает Кутх , или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер - плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей - коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с «мышиным народом» Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

Алхалалалай

Это осенний ительменский праздник, ознаменованный окончанием лета и благодарением природе за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы и другие. В этот день ительмены приносят дары Хантаю, отпугивают злых духов и очищаются от грехов.
Сохраняя традиции ительменского народа, обряд был восстановлен в ноябре 1988 года.
«Алхалалалай» – это не только праздник, это-то мероприятие, где ительмены консолидируют силы для сохранения и пропаганды своей культуры.

«Алхалалалай» вошел в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Посмотреть праздник специально приезжают очень многие люди из других территорий России и из-за границы.

Во время праздника участники исполняют специальные ритуалы: проходят под специальной аркой из березовых веток и кричат » Алхалалалай!», устанавливают деревянное божество и все это сопровождают специальными танцами, во время которых люди гримасничают. Так они изгоняют злых духов.
Алхалалалай начинается с обряда, продолжается концертной программой.
Гордостью Алхалалалай являются конкурсы, которые тесно переплетаются с традиционными видами деятельности ительменов - рыболовством, охотой, собирательство, песнями и танцами: лучший обработчик лосося, Мимсх (Лучшая хозяйка), лучшее национальное блюдо, лучшая ительменская гримаса, смешная байка про аборигенов, лучшее исполнение песни на ительменском языке.
Сегодня Алхалалалай объединяет ительменов из разных сел и поселков Камчатского края. Также в празднике принимают участие коряки, эвены, алеуты и представители других этнических групп.
Изюминка праздника – Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки (танцевальный марафон). Танцевальный марафон — завораживающее действие, когда невозможно оставаться пассивным зрителем, а ноги практически у каждого «кидаются» в пляс. Первый танцевальный марафон состоялся в 1997 году и продолжался 1 час. Сегодня марафон начинается вечером, когда на небе появляется луна, и завершается к обеду следующего дня. В 2012 году он продлился 16 часов 20 минут.



error: Контент защищен !!