Что такое контрреформация? История. Значение слова контрреформация Кто начал контрреформацию в европе

РЕФЕРАТ.

ТЕМА: «КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ СУТЬ».


Контрреформация была составной частью общей феодально-католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Первоначально Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, прежде всего в Германии и Швейцарии. Распространению Контрреформации содействовало то обстоятельство, что значительные общественные слои, готовые поддержать Реформацию в умеренном варианте, были напуганы выступлениями социальных низов и предпочли держаться прежних устоев и верований.

Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на преобразования, отвечавшие потребностям социального, политического и национального развития европейских народов, не сумел приостановить упадок церковных учреждений.

Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала консервативно-клерикальная тенденция отказа от любых уступок и послаблений не только религиозным противникам, но и течениям обновления в самом католицизме. Чтобы в новых условиях выжить и повести наступление на Реформацию, католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации важнейшую роль сыграли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.

Возникшие в средние века ордена не отвечали требованиям, выдвигаемым перед католицизмом распространением Реформации. Некоторые из них подверглись реформе. В 1522 г. был реорганизован орден камальдулов - ответвление бенедиктинцев. Серьезнее и важнее была реформа в среде францисканцев: в 1529 г. часть обсервантов (ответвление францисканцев) образовала отдельный орден капуцинов, главной целью которого была деятельность в миру, проповеди и служение среди простонародья. Из Италии они распространили свое влияние и на другие страны Европы, завоевали большую популярность, способствуя удержанию масс в верности католической религии и иерархии. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа основали конгрегацию монашествующих клириков - орден театинцев - для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого питомника церковных прелатов были созданы сообщества барна-битов, сомасков, ораторианцев (или тринитариев), которые, как и новые ордена урсулинок, братьев милосердия, взяли на себя труды по общественной благотворительности, образованию и воспитанию нравов, что должно было содействовать восстановлению подорванного авторитета католицизма и развитию аскетических тенденций в самой церкви.

Главными охранительными мерами католицизму служили инквизиция и книжная цензура. Введенные для борьбы с религиозным инакомыслием, они нанесли сильнейший удар по гуманизму, по всей ренессансной культуре, прежде всего в Италии. В 1541 г. была реорганизована инквизиция, и в Риме создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространяющейся на все католические го­сударства. Инициатором учреждения римской инк­визиции и первым ее руководителем был кардинал Караффа. Комиссары <Святой службы* посылались в различные страны. Но далеко не во всех странах и не без ограничений инквизиция была допущена в своем новом виде. Так, во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.

«Святая служба» приобрела невиданную власть. Инквизиция развила издревле присущий католической церкви дух авторитарности и нетер­пимости, почти маниакальной подозрительности ко всему новому и беспощадной жестокости к противникам. Казни протестантов стали обычным явлени­ем, инквизиторы вдохновляли резню вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, массовое избиение мятежных морисков в Испании. На эшафоте погибают бывший апостолический про-тонотарий, сторонник религиозного обновления Пьетро Карнесекки, гуманист и реформатор Аонио Палеарио, утопист Франческо Пуччи, философы Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини; Томазо Кампанелла 33 года томится в тюрьмах; Галилео Галилея в результате затеянного против него процесса вынуждают к отречению от своих научных воззрений.

Террор инквизиции дополнялся строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизи­торов, которые надзирали также за торговлей кни­гами и их пересылкой. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе местных церковных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане. В 1599 г. в Риме появился пресловутый Индекс запрещенных книг, обязательный уже для всей церкви. Законы о книжной цензуре имели в виду не только издателей и торговцев, но и частных лиц, которым угрожало инквизиционное преследование за чтение, хранение, распространение запрещенных книг или недонесение о них.

ОРДЕН ИЕЗУИТОВ

Особую роль в ответном наступлении на Реформацию, в воздействии на широкие слои верующих, в придании нового облика воинствующей цер­кви сыграло Общество Иисуса, официально утвержденное папской буллой в 1540 г. Основателем и первым генералом ордена иезуитов был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491 -1556), сложный путь духовного развития которого привел к идее безоглядного служения церкви.

В основе Общества Иисуса лежала железная дисциплина, беспрекословное подчинение приказам. Помимо обычных, монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания члены ч Иисусова воинства» связывали себя особой клятвой верности римскому первосвященнику. Требуя полного самоотречения, иезуитская мораль совершенно уничтожала личное начало в жизни человека, его собственное <я>. Адепты ордена уподоблялись по­соху в руках начальников. Устав Общества, принятый в 1558 г., требовал от иезуитов по предписанию начальника совершения греха, вплоть до смерт­ного.

Во главе Общества Иисуса, основанного на началах строгой централизации, пожизненно стоял генерал, полновластно руководивший всеми действиями ордена. При нем имелся совет с функциями совещательной и контролирующей инстанции. И генерала, и совет избирало общее собрание, или генеральная конгрегация, которой формально при­надлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому принципу, члены его подразделялись на несколько классов. Оно имело прочную организацию на местах, нижнюю ступень которой составляли поселения, резиденции и миссии, затем коллегии, новициаты и дома профессов. Иезуиты разделили мир на провинции во главе с провинциалами; несколько провинций входило в ассистенции. Возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой державе.

Орден иезуитов не был монашеским в традиционном понимании. Его члены были освобождены от неукоснительного соблюдения правил монастырской жизни, от некоторых монашеских обетов и обязанностей. Даже внешне иезуиты напоминали скорее светских ученых, нежели монахов. Не молитвы и не отправление религиозного культа, но активная светская деятельность, не умерщвление плоти, лишения, покаяние, но наилучшее положение в миру характеризовало устремление иезуитов. Они должны были находиться в центре политических и общественных интересов, имея все возможности оказывать на них решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви, сформулированные в указаниях руководителей ордена.

Главными средствами иезуитов были воспитание и дипломатия. Их система обучения была рассчитана преимущественно на молодежь из верхов общества, но ради популярности ордена они давали бесплатное образование выходцам из самых разных слоев, организовывали сиротские приюты. Иезуиты были умелыми организаторами школьного дела и преподавателями университетов. Они установили в своих учебных заведениях образцовый порядок, разработали формальные методы обучения, приспособили к своим целям идеалы классического образования.

Примеряясь к сложным обстоятельствам, иезуиты выказали себя ловкими политиками, умеющими использовать самые различные средства «к вящей славе Божьей». Людей ученых они поражали эрудицией, на толпу воздействовали особой пышностью богослужения, культивированием излюблен­ных мотивов народной религиозности, поощрением самых архаичных форм поклонения святым, иконам, реликвиям. Восторженные натуры увлекала их страстная проповедь, таинственные выси медитаций, предписанных <Духовными упражнениями» Лойолы, вождей религиозно-политических партий - трезвый и расчетливый совет. При дворах государей, у высокопоставленных особ они были духовниками и наставниками, в моменты стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений они не гнушались никакой, даже самой черной, работой.

Ранее всего орден обосновался в итальянских государствах, Португалии, Испании. В скором времени иезуиты превращаются в самую мощную ивлиятельную духовно-политическую корпорацию католического мира.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР И ПАПСТВО

Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее серьезная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в обстановке, когда даже некоторые крупные церковные феодалы склонны были признать отдельные догматы реформации. Для папства речь могла идти только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви.

Контрреформация - это естественное противодействие Реформации, охватившей Европу в XVI-XVII веках. Противодействие потерявшей всякое чувство меры католической церкви было очень сильным и, расширяясь все больше, охватывало многие страны Европы настолько быстро, что Ватикан вынужден был отреагировать и ввести ответные меры.

Ответное действие

Контрреформация - это жесткая ответная мера, имевшая своей целью укрепление католической веры и восстановление доверия к институту пап. Удар, нанесенный Реформацией, пошатнул основы католической церкви, но уничтожить ее окончательно и помешала вовремя проведенная Контрреформация. Некоторые историки считают, что два этих мощных движения олицетворяют собой восстание менее продвинутых стран против Италии, которая на тот момент была высокоинтеллектуальным свободным государством. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что возмущение злоупотреблениями католической церкви началось в Германии после выступления Мартина Лютера, затем охватило Францию, Англию, Голландию, Испанию, Чехию, Швейцарию. Италия в тот момент была настолько нелюбима, что все забыли о том, что она родина Ренессанса. Контрреформация - это итало-испанский ответ соседям.

Главное орудие Контрреформации

Остановить протестное движение помог созданный в 1534 году Игнатием Лайолой орден иезуитов. Итальянская сторона выдвинула достойного противника таким личностям, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ян Гус. Возможно, ответные меры католической церкви не были бы столь действенными, если бы внутри ее самой не возникло желание собственной реформации и освобождения от тех грехов, в которых ее упрекали оппоненты. Вот почему контрреформация - это еще и попытка внутреннего перерождения католической церкви. На ее стороне выступили довольно мощные силы - князья южной Германии и Италии, император Карл V, Папа и король Их главными орудиями были Инквизиция и Римская курия. Сама Инквизиция, вызывающая наряду с торговлей индульгенциями самое большое недовольство и народное возмущение, в 1542 году была преобразована и вошла в непосредственное папское подчинение.

Стартовые события

Контрреформация в Европе представляет собой совокупность мер со стороны католической церкви с целью восстановление ее престижа. В 1545 году был созван По инициативе Павла III, тогдашнего Папы, в Триденте собирается XIX вошедший в историю под названием Сердикского. Как выступление Мартина Лютера с последующим прибитием им своих знаменитых «95 тезисов» к дверям виттенбергской церкви считается началом Реформации, так и XIX собор является отправной точкой Контрреформации. Закончился он в 1563 году и, несомненно, укрепил позиции католицизма. Одним из знаковых событий собора, позволявшим значительно усилить контроль над умами граждан, было создание Индекса запрещенных книг, отмененный только в 1966 году и просуществовавший четыре века. Реформация и Контрреформация в Европе имеют свои первопричины и предпосылки, таящиеся в глубине католицизма и христианства в целом.

Раскаявшийся грешник

Контрреформация в Европе опиралась главным образом на созданный в 1534 и узаконенный Папой Павлом III в 1540 году. О том, как много сделал он для Контрреформации, говорит его главный лозунг - «Цель оправдывает средства». Его действенность объяснялась устройством самого ордена по военному образцу, жесточайшей дисциплиной и повиновением, высочайшим образовательным уровнем иезуитов и их бесконечной преданностью католицизму. Иезуиты жили в миру и прославились как своей жестокостью, так и миссионерской деятельностью. Существует мнение, что самый ярый адепт - это бывший отпетый грешник. По словам Дидро, фанатик Лойола молодость провел в войнах и разврате. Жестокое преследование и физическое уничтожение еретиков сделали само слово «иезуит» нарицательным, олицетворяющим хитрость, предательство и подлость. Опять запылали костры по всей Европе. На одном из них был сожжен в 1600 году Джордано Бруно.

Не все потеряно

«Общество Иисуса» Игнатия Лойолы, боровшееся за чистоту веры, остановило продвижение протестантизма и не дало ему захватить Италию, Испанию, Австрию. Во Франции после кровопролитной Варфоломеевской ночи, случившейся в 1572 году, когда были вырезаны 30 000 гугенотов, установилась веротерпимость. Протестантскими стали Швеция, Англия, Пруссия, Саксония и Дания. Реформация и Контрреформация в Европе - это звенья одной цепи, представляющие собой религиозные войны. Спор между протестантской и католической церквями удалось закончить только после 30-й воины. заключенный в 1648 году, уравнял церкви в правах. Новая религия считала самыми большими грехами лень, праздность и мотовство. Она полностью соответствовала зарождающемуся капитализму. Людям прививали желание зарабатывать и богатеть, зарождалась конкуренция. Можно смело утверждать, что Реформация и Контрреформация способствовали зарождению новых экономических отношений и смене формаций. В станах, где католицизм не сдал своих позиций, капитализм наступил гораздо позже.

Римско-католической церкви в 16–17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Это, в свою очередь, способствовало развитию в протестантизме кальвинистского движения, выражавшего жгучую ненависть к Риму, которой был охвачен и Лютер, проявлявший ее, однако, только в своих проповедях. Конфликт не затухал вплоть до Вестфальского мира (1648).

Захлестнула Европу.

Орден иезуитов

Игнатий Лойола (1491-1556)

Наблюдая, как рушится единство римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал Игнатий Лойола (1491-1556). Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребенком в семье испанского рыцаря. Родители сочли не-нужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на вос-питание своему крестному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, прове-денные при дворе, молодой человек стал страстным поклонником жен-щин, вина, военной славы, причем, чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем.

Основание ордена иезуитов

В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок ска-лы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили ви-дения: ему якобы явился апостол Петр и пообещал вылечить храбро-го воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чте-ния мать дала ему рассказы о земной жиз-ни святых. Оставаясь прикованным к пос-тели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремес-ло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии. Лойоле пришла мысль создать новый религиозный орден, члены которого должны жить среди обыч-ных людей, дабы обращать их в истинную веру. Однако его полная безграмотность в религиозных вопросах сильно мешала ему в достижении поставленной цели. Прошло восемнадцать лет, прежде чем его мечте суждено было осуществиться. Найдя себе единомышленников, Лойола обратился за разрешением на создание ордена к Папе Римскому. В 1540 году Папа Римский Павел III утвер-ждает новый орден иезуитов — «Общество Иисуса».

Деятельность иезуитов

В орден иезуитов вступали только те люди, которые готовы были пожерт-вовать всем, даже своей жизнью, за дело Католической церкви. Иезуи-ты могли не носить монашеской рясы, быть купцами или банкирами, преподавать в университетах, служить королевскими советниками. Но, чем бы они ни занимались, все иезуиты считались «воинами духа», а глава ордена носил военное звание генерала. Его приказам должны были беспрекословно, не задумываясь, повиноваться все члены ордена. По словам Лойолы, иезуит «должен быть палкой в руках старшего». Папа Римский мог просить иезуитов выполнить любую миссию, кото-рая, по его мнению, была бы полезна Католической церкви. При этом иезуитам разрешалось использовать при выполнении задания любые средства: нарушать данное слово, обманывать, доносить, подслуши-вать чужие разговоры. Особое положение в Церкви освобождало иезуи-тов от всех налогов и быстро сделало орден очень богатым. К 1574 году под контролем ордена иезуитов оказалось более ста школ и универси-тетов, множество типографий, библиотек и даже королевских дворов.

Церковь Джезу (Рим), ставшая образцом для «иезуитских» храмов эпохи Контрреформации

Тридентский собор

Одновременно с действиями иезуитов предпринимались и другие по-пытки возродить единство западно-христианского мира. В 1545 году Папа Павел III созвал собор епископов в итальянском городе Тренто. Работа Тридентского собора продолжалась 18 лет. Уговорить проте-стантов вернуться в лоно Католической церкви так и не удалось. Однако для того, чтобы остановить дальнейшее распространение «ересей», было решено начать реформы в самой Католической церкви. Все меры католиков по борьбе с протестантами получили название Контррефор-мации . Материал с сайта

Монахи сжигают книги

Решения Тридентского собора

Была отменена продажа индульгенций. Священникам было по-ручено разъяснять верующим смысл католического вероучения. Для этого разрешались проповеди на народных языках, а не на латыни. Одновременно было подтверждено полное единовластие в Церкви Па-пы Римского. С новой силой началось преследование всех тех, кто вы-ступал против католицизма. По всей Европе вновь запылали костры инквизиции. Преследованиям подвергались не только люди. По воле Папы Римского был составлен «Индекс» — список книг, запрещенных Католической церковью. В него попали произведения тех авторов, чьи взгляды, с точки зрения Церкви, противоречили ее учению. Здесь ока-зались религиозные труды Лютера и Кальвина, научные и литератур-ные сочинения. Все эти книги строжайше воспрещалось читать, их жгли на кострах святой инквизиции вместе с их авторами.

Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по её позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация» . Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Проблема терминологии

Термины «Контрреформация» или «католическая реакция», широко используемые в литературе, являются спорными. В современной исторической науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых её упрекали современники. Это не были коренные изменения, наоборот, на Тридентском соборе были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов, обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из главных идей в это время было преображение веры и духовенства, стремление соответствовать духу времени.

Новые условия породили и новые идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа» писал: «Само слово «реакции» подчеркивает противодействие против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и XVII веках, которое в нём совершалось наряду с борьбою против протестантизма» .

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки.

Католическая реформа началась в Италии и Испании. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев.

При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской Реформации.

К концу XV века Католическая церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе ещё огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства церкви и её жизни: проблема верховенства власти соборов и пап, многие были за ограничение власти папы решениями соборов; вопрос о национальных церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола Папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем церковь приступила ещё до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов .

Протестантское движение не было главной причиной Католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института церкви, были очевидны ещё раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение церковного единства в борьбе с ересью. Решение этой задачи сплеталось с прежними проблемами…» .

Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522-1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни.

В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности.

В 1530 г. появился орден варнавитов, в 1537 году - орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек.

Иезуиты

Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан» . Среди основателей ордена был будущий генерал ордена Игнасио Лойола.

Позже, когда девять молодых магистров-основателей ордена побывали на аудиенции у Папы в 1535 г., стало понято, что понтифик высоко оценил их способности, но их миссионерская деятельность не может быть осуществлена. Папа собрался заключить союз с императором и Венецианской республикой, чтобы устроить новый крестовый поход против турок.

Лойола преобразовал свою конгрегацию «1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел её применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 г. в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведет борьбу и в наше время, - «Общество Иисуса»» .

В 1540 г. проекты статутов Общества Иисуса были утверждены папской курией, но до 1543 г. число его членов не должно было превышать 60 человек. Этот новый орден напрямую подчинялся Папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви» .

Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и её устоях, а среди взрослых - деятельность в качестве духовников. То есть особое внимание обращалось на исповедь, народ уже во многом отвык от такой практики.

Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Число сторонников иезуитов росло. К концу 1544 г. в Европе насчитывалось девять иезуитских поселений: по два - в Италии, Испании и Португалии, по одному - во Франции, Германии и Нидерландах. К 1554 г. орден имел свои поселения уже от японских островов до бразильского побережья.

В 1550-е гг. происходит новая смена курса ордена: «иезуит уже тогда был не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов» . Генерал ордена Игнасио Лойола ведал всеми делами и полновластно руководил им.

Главным принципом иезуитов был лозунг «perinde ac cadaver» - «труп в руках хозяина», то есть Папы. Служение иезуитов Папе Римскому было беспрекословным. Они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах, вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV.

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления» . При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа».

Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (на латыни - Тридент), названный Тридентским собором. В булле Папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки.

Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий её полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное Предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству» .

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно было идти по реформаторскому типу. Таким образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой Католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При Папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)» . Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти.

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь».

Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника» .

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г. будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII были созданы несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. - Английскую коллегию, позже - Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью» . Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри неё, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений» . Из 15-ти конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а пять были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции - она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами.

Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под её контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта, наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы церковь претерпела административные изменения, которые укрепили её положение. Централизация власти в руках Папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, - все это помогло Католической церкви соответствовать эпохе.

Примечания

  1. История Средних веков: в 2 т. Т. 2: раннее Новое время: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. - М., 2008. - 432 с.
  2. История. Под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, М. Д. Приселкова. Вып. 14. Часть I. А. Г. Вульфиус. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Птб., 1922 г.
  3. Бемер г., Ли г. Ч. Иезуиты. Инквизиция. - Спб: Полигон, 1999. 1249 с.
  4. Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат, 1986 г. С. 149
  5. Гергей. История Папства: (Пер. с венгр.) - М.: Республика, 1996. - 463 с.


error: Контент защищен !!