Проект дни воинской славы в начальной школе. Проект "дни воинской славы"


Проект «Герои дней воинской славы» как интегративное дидактическое средство познавательно- речевого и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Охватываемые образовательные области (ОО): Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения избрано патриотическое воспитание детей, в рамках которого организована работа по созданию проекта «Герои дней воинской славы».
10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Почему ли дни стали памятными? Их прославили герои России в разное время. Об этих героях, об их подвигах должны знать дети.
Работа по проекту, ведется вместе с родителями с целью приобщения их к их совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников.
Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине, формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.
Задачи проекта:
- формировать тендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социально-коммуникативное»);
- формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО «Познавательное»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в р..шинных формах и видах детской деятельности (ОО «Речевое»)
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Художественно-эстетическое»);
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениям живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);
- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическое развитие»).
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме «4 ноября - День народного единства».
2.Цикл мероприятий по теме «5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 год)».
3.Заключительное мероприятие к 23 февраля, Дню защитника Отечества, - «Богатырские состязания».
4.Итоговое мероприятие: «Праздник Победы».
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются ко взрослому.
Продукт проектной деятельности:
«Радостное возвращение русского войска» - коллективная художественная лепка.
«Наши колокола» - колокола, выполненные в технике тестопластики.
Рисунки детей «Портрет героя».
Мультимедийная презентация «Инновационные формы работы с семьей».
Системная паутинка проекта
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: живопись, музыкальные шедевры
Взаимодействия с семьями воспитанников: собрания, совместные мероприятия, поездки в музей, лепка русского войска, составление коллажа, деловая игра.
Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование и ручной труд
Проект
«Герои дней воинской славы»
Игровая деятельность: игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, физкультминутка
Физическая культура: физкультминутка на занятиях, подвижные сюжетно-ролевые игры на прогулках
Чтение художественной литературы, знакомство с художественной литературой по содержанию проекта

Структура проекта
Номер цикла Образовательные области Тема цикла Содержание цикла
1. ОО: «Познавательное развитие».«Речевое развитие». «Социально - коммуникативное». 4 ноября - День народного единства Беседа «Минин и Пожарский - защитники земли русской».
Разучивание стихотворения С. Васильева «Россия
2. ОО: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие» «Художественно– эстетическое развитие» 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.) Рисование «Спасибо деду за победу »
3. ОО: «Познавательное развитие».
«Социально– коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Герои России Рисование «Портрет героя». Игра-дискуссия с родителями «Выбери дистанцию»
4. ОО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», 23 февраля - День защитника Отечества Физкультурный досуг с родителями «Богатырские состязания»
5.«Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Художественно– эстетическое развитие», «Физическое развитие» Итоговое мероприятие «Праздник Победы» Утренник посвященный к Дню Победы с участием детей и взрослых.(демонстрация презентации)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы Непосредственная организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Задачи Срок реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей Место и время проведения
1 2 3 4 5 6
1 этап Родительское собрание Ввести родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта. 3-я неделя сентября Участие в собрании, сбор материала по содержанию проекта включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально своим ребенком. Музыкальный зал, вечернее время
2 этап День народного единства.
1. Познавательное занятие «Минин и Пожарский -защитники земли русской».
2. Тестопластика «Колокол».
3. Разучивание стихотворения «Россия» С. Васильева.
4. Чтение стихов о России Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков. Дать понятие о том, что, несмотря на трудности
солдатской службы, русские воины проявляли смекалку.
обладали чувством юмора и не унывали, на подвиги их вдохновляла любовь к Родине 1-я неделя
Ноября Оформление альбома «Колокола». Совместная продуктивная деятельность
по лепке колокола, его роспись. Чтение стихов о России, разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине Музыкальный зал.
3 этап Герои России Организовать встречу детей с участниками боевых действий. Дать представление о временах оккупации фашистскими войсками Декабрь. Сопровождение родителей, участие в мероприятии Музыкальный зал
4 этап «Богатырские состязания» Провести спортивные состязания команд. Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи, учить быть командой и добиваться общего успеха Ко Дню
защитника
Отечества Команды из пап и сыновей Музыкальный зал
5 этап
Итоговое мероприятие «Праздник Победы». Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны Ко дню Победы Дети и взрослые Музыкальный зал

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЕКТА

Габдрахманова Ирина Фигатовна,

Учитель истории и ИКБ,

МБОУ СОШ с. Имянликулево,

РБ, Чекмагушевский район, с. Имянликулево.

Проектная работа

Тема « Дни воинской славы »

Введение

Актуальность проекта. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. 10 февраля 1995 года Государственной Думой России был принят ФЗ «О Днях воинской славы (победных днях) России», которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Тема проекта интересна в связи с реформированием школы в современных условиях: значима для возрождения и развития духовно-нравственных ценностей, необходима при формировании морально-этических принципов учащихся, подготовки молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности.

Учитывая важность военно-патриотического направления в социальных дисциплинах, необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Изучение истории воинской славы России позволяет учащимся ощутить свою принадлежность к великой культуре России, занимающей значительное место в мировой истории.

Проблема проекта: отсутствие глубоких знаний о днях воинской славы.

Цель проекта: развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма на основе изучения Дней воинской славы России .

Задачи курса:

    Способствовать развитию познавательной компетенции учащихся, умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, систематизировать ее, сопоставлять исторические события и их оценки учеными;

    Расширить знания учащихся о российской истории; формировать умения работать с источниками;

    Развивать интерес к историческому прошлому российского народа;

    Способствовать формированию умению публично выступать;

    Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Ожидаемые результаты проекта:

Знания:

    конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов военной истории России;

    историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся полководцев;

    вклад России в мировую историю.

Умения:

    искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

    умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

    устной и письменной презентации материала.

Создание:

    проект-презентация, как справочник для изучения Дней воинской славы России «Дни воинской славы России (календарь событий);

    банк презентаций Microsoft Office PowerPoin t

    презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Карты и схемы сражений»;

    список литературы, созданный на основе фонда школьной библиотеки, позволяющей ученикам нашей школы получить дополнительную информацию по данной теме;

    буклет, рассказывающий о «Днях воинской славы России (календарь событий)».

Сроки разработки и реализации проекта: программа проекта рассчитана на 2015-2016 учебный год.

Ресурсы проекта:

    историческая литература и источники;

    компьютер, проектор, экран ;

    создание раздаточного материала.

Планирование проекта:

Планирование проекта:

I этап – Организационный: изучение истории происхождения данного вопроса; составление списка литературы, позволяющей получить дополнительную информацию по данной теме; отбор необходимых источников информации; сбор информации по теме по Истории Башкортостана; сбор информации по теме из истории Чекмагушевского района.

II этап – Практический: создание банка презентаций Microsoft Office Power Poin t «Великие полководцы и флотоводцы России»; создание буклета, рассказывающего «Днях воинской славы России (календарь событий)»; составление презентации Microsoft Office PowerPoint «Карты и схемы сражений»; составление проект- презентации, как справочника для изучения Дней воинской славы России «Дни воинской славы России (календарь событий)» .

III этап – Подведение итогов: на внеклассном мероприятии «Имя победы» учащиеся представляют результаты своих проектов и с использованием системы Votum проводится голосование за лучший проект.

Практическая часть проекта

В ходе подготовки творческих работ, учащиеся анализируют историческую литературу и исторические источники; участвуют в дискуссиях (дебатах); организуют сюжетно – ролевые игры («Суд»);готовят и обсуждают сообщения учащихся; принимают участие в «мозговом штурме» при рассмотрении творческий работ учащихся.

п/п

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

Понятия: Ледовое побоище, Чудское озеро, Ливонский орден,

Личности: Александр Невский,

7.09

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Понятия: Золотая Орда,

Личности: С. Радонежский, Д.Донской, Мамай,

14.09

3-4

День народного единства.

Понятия: интервенция, Земский собор, народное ополчение, Смута

Личности: К.Минин, Д.Пожарский, М. Романов,

21.09

28.09

День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)

Понятия: Северная война, редут

Личности: Петр I , Карл XII , Мазепа, А.Д. Меншиков,

19.10

День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)

Понятия: галера,

Личности: Ф.Апраксин,

26.10

7-8

День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)

Понятия:

Личности: Г. Спиридов, А.Орлов, Екатерина II

2.11

9.11

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)

Понятия: русско-турецкая война

Личности: Ф.Ф. Ушаков,

23.11

10-11

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)

Понятия: Ясский мир,

Личности: А.В.Суворов, Г.Потемкин,

30.11

7.12

12-13

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)

Понятия: батарея Раевского, партизаны, редуты, флеши, совет в Филях

Личности: Александр I , Наполеон, Багратион, М.Кутузов, Барклай-де-Толли, Тарутинский маневр

14.12

21.12

14-15

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

Понятия: Крымская война

Личности: Нахимов, Николай I

28.12

11.01

16-17

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов

Понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, план Шлиффена, «Верденская мясорубка», позиционная война, Великое отступление, Брест-Литовск, Битва на Сомме, Версальский договор

Личности: Николай II , А.Брусилов, Вильгельм II ,

18.01

25.01

День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год)

Понятия: блицкриг, Барбаросса, Ост, ГКО

Личности: В. Молотов, Сталин

1.02

День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

Личности: П.Артемьев, С.Буденный,

8.02

20-21

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

Понятия: операция «Тайфун», Можайская линия обороны, панфиловцы,

Личности: Л.Говоров, И.Конев, С.Тимошенко,

15.02

29.02

22-23

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

Понятия: операция «Уран», приказ №227, мамаев курган, «дом Павлова», операция «Малый Сатурн», операция «Кольцо»,

Личности: А.Еременко, В.Чуйков, Родимцев,

7.03

14.03

24-25

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)

Понятия: Цитадель, коренной перелом,

Личности: Г.Жуков, К. Рокоссовский

21.03

28.03

26-27

День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)

Понятия: «дорога жизни», Лужский оборонительный рубеж, Карельский укрепрайон, «Невский пятачок», операция «Искра»,

Личности: А.Жданов

4.04

18.04

День партизан и подпольщиков

Понятия: Рельсовая война, Концерт, Движение сопротивления

Личности: Ковпак,

25.04

29-30

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год)

Понятия: Восточно-Прусская операция, Висло-Одерская операция, Восточно-Померанская операция, Берлинская наступательная операция, Ялтинская конференция, Потсдамская операция

2.05

16.05

День окончания Второй мировой войны (1945 год)

Понятия: антигитлеровская коалиция, Нюренбергский процесс, ООН, холодная война

Личности: Ф.Рузвельт, У. Черчилль

19.05

День Героев Отечества. Герои Отечества в истории России

Понятия: , Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Святого Георгия, ордена Славы

23.05

День защитника Отечества

Понятия: РККР

26.05

34-35

Защита творческих работ. Внеклассное мероприятие «Имя победы»

30.05

Заключение

Дни Воинской славы, включенные в закон, являются примером, как может вся Россия, в самые тяжелые годы, подняться и дать отпор врагу, (Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба с польскими интервентами, Бородинское сражение, битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва), другие свидетельствуют об огромной мощи нашей страны (Полтавское сражение, Синопское сражение, Штурм Измаила и др.).

Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Сталинград - они остались навечно в исторической памяти нашей страны. Как символы победы нашей страны, как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающее прошлое с настоящим, кроме этого это и сохранение, и передача боевых традиций будущим поколениям.

Дни Воинской славы напоминают нам о наших героических предках, которые смогли отстоять свою свободу и независимость. Подвиги всех поколений защитников Отечества - ценность непреходящая, их не вычеркнуть из памяти народа росчерком пера.

Работа над проектом дает мощный толчок для активизации познавательных интересов учащихся к истории России, истории Башкортостана, истории села. Главным результатом проекта является формирование нравственных ориентиров у учащихся.

Список использованной литературы

    Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «ОВС». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

    Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

    Еграшкина М.Б. Элективный курс «Дни воинской славы России» // Преподавание истории и обществознания в школе. - №3. – 2010. – с.61-62.

    Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

    Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

    Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.


Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный педагогический институт»

Кафедра БЖ И МБД

РЕФЕРАТ
по основам обороны государства и военной службы
на тему:
«Дни воинской славы России»

Исполнитель: Стрыгин А.В.
студент 4 курса
группы № 43
биологического факультета
Научный руководитель:
преподаватель
Кострикин А.В.

Мичуринск 2011

Введение
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России: 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год); 7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год); 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флага под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год); 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год); 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год); 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); 23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День, защитников Отечества; 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год); 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год); 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

1. Ледовое побоище. Тревожным было положение северо-западной Руси в начале XIII в. В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Новгородский князь Александр Ярославич с дружиной и ополченцами, совершив стремительный переход, внезапно напал на лагерь шведов. В жаркой сече 5-тысячный лагерь шведов был разгромлен. За эту блестящую победу народ нарек 20-летнего полководца Александра Невским. Осенью того же года начали свое наступление рыцари немецкого Ливонского ордена, обосновавшегося в Прибалтике. Немецкие рыцари, воспользовались отвлечением русского войска на борьбу со шведами. Они захватили Изборск, Псков и стали продвигаться к Новгороду. Однако войска под командованием Александра Невского перейдя в контрнаступление, взяли штурмом крепость Копорье на побережье Финского залива, а затем освободили оплот рыцарей – Псков. Решающее сражение, окончательно освободившее русскую землю, произошло в апреле 1942 г. на скованном льдом Чудском озере. Неприятельское войско выстроилось «свиньей». 23-летний русский полководец расположил русское войско в следующем боевом порядке: в центре первой линии, перед «челом», находился растянутый по фронту передовой полк пехоты, первые ряды которого составляли лучники, на флангах стояли усиленные полки пехоты правой и левой руки, за ними – конница, разделенная на две части. Позади «чела», Александр поставил свою немногочисленную, но тяжеловооруженную конную дружину. Такое построение позволяло не только парировать прорыв центра своего боевого порядка, но и осуществить двусторонний охват с целью нанесения ударов по флангам и тылу противника, окружить и полностью уничтожить последнего. Окруженные немцы, прекратив сопротивление, бросали оружие и сдавались. На протяжении 7 км, вплоть до противоположного берега, русские гнали противника. В панике, рыцари попадали на рыхлый лед и тонули в студеной воде. Эта победа укрепила моральный дух русских людей, вселила надежду в успех борьбы с чужеземными захватчиками. Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
2. Куликовская битва. Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров – Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Войско Ягайло следовало по Оке на соединение с Мамаем. План похода русских состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Отряды Ягайло, узнав о многочисленном войске русских, скорым маршем вернулись в Литву. Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою. В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. В течение трех часов войско Мамая (свыше 90 - 100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50 - 70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Дружины русских преследовали его на протяжении 30 – 40 км. Войско Мамая было полностью разгромлено. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.
3. Освобождение Москвы от польских интервентов. Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI – начале XVII веков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из-за неурожая в 1601-1603 гг. наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович - сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова). В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.). После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сигизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска – бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие. Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей. В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище - Кремль, который попал в прочную осаду. 26 октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал. Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.» При открытии памятника В.Г. Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности... Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
4. Полтавская битва. В 1700 – 1721 гг. Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Шведский король Карл XII имел первоклассную армию и флот. Он нанес поражение польско-саксонской армии и русской армии (в первые годы войны), планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, предводитель шведов решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути движения его армии. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. вооруженных горожан.
Защитники Полтавы отбили все попытки шведов штурмом овладеть городом. Тем самым они задержали шведскую армию на три месяца, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению. 27 июня (8 июля) 1709 г. на берегу реки Ворсклы, близ Полтавы, русские полки нанесли сокрушительный удар прославленной шведской армии. Враг потерял более 9 тыс. человек убитыми, 19 тыс. человек пленными, в том числе весь генералитет. Было захвачено 137 знамен и штандартов. Русские потеряли 1345 человек убитыми и 3290 раненными. Преследуя разбитую шведскую армию, конница Меншикова на Днепре у села Переволочна заставила капитулировать еще 15 тыс. шведов. Карл XII вместе украинским изменником Мазепой и небольшой охраной бежал в Турцию. Шведы были изгнаны из Финляндии, Польши, Прибалтики. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны.
5. Гангутское морское сражение. Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Морские силы русских на Балтийском море состояли из галерного и парусного флотов. Парусные корабли могли идти только под парусами. Галеры – как с помощью парусов, так и на веслах. Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском побережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду. На следующий день, 9 августа 1714 г., у западного берега Гангутского полуострова (финское название – Ханко) русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав ее от главных сил. Разгорелся ожесточенный бой. Командующий гребным флотом Ф. М. Апраксин отмечал: «Воистину нельзя описать мужества российских войск...». Было захвачено 10 шведских кораблей. Враг потерял убитыми - 361 чел., 350 – ранеными. В плен было взято 237 человек. Потери русских составили 124 человека убитыми и 342 – ранеными. Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр I, произведенный в вице-адмиралы, назвал победу у Гангута «второй Полтавой».
6. Штурм Измаила. Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м. и глубиной 6 - 10 м., в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 м. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий. В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В. Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму. Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». 24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1.815 человек убитыми и 2.455 ранеными. Примечательно – Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость», для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила.
7. Морской бой у Тендры. В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. 28 августа (8 сентября) 1790 г. русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшем на якоре. «Неприятельский флот, - записано в флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная». С ходу, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру. На следующий день Ушаков возобновил преследование. Экипажи черноморских кораблей проявили высокое мастерство, смело и решительно атакуя противника, поражая его меткой орудийной стрельбой. Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником. Вражеские корабли пришли в замешательство. В итоге - 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили 2 тыс. человек, у русских - 21 человек погиб и 25 было ранено. Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Ф.Ф. Ушакова в России прозвали «морским Суворовым».
8.Бородинское сражение. В ходе Отечественной войны 1812 под давлением численно превосходящего противника русские армии вынуждены были отходить с боями вглубь страны. Главнокомандующий русскими армиями М.И. Кутузов решил остановить продвижение армии Наполеона на Москву у села Бородино. Здесь в 120 км от столицы, было принято решение дать генеральное сражение. На перекличке к началу сражения французская армия насчитывала 135 тыс. человек при 587 орудиях. Русские войска – 125–130 тыс. человек, при 640 орудиях. Наполеон, оценив обстановку, решил нанести удар по левому флангу боевого построения русских войск, чтобы прижать их войска к Москва-реке и уничтожить. 26 августа после мощной артиллерийской подготовки французская армия обрушилась на войска Багратиона, оборонявшие Семеновские флеши. Позиции покрылись грудами окровавленных тел русских солдат и неприятеля. Смертельно раненого Багратиона увезли с поля сражения. В последнюю, восьмую, атаку Наполеон бросил 45 тыс. человек, поддержав их усилия огнем 400 орудий. К 12 часам дня флеши были захвачены противником, но русские войска не допустили прорыва на левом фланге. Казалось, французы были близки к победе. Оставалось только сломить сопротивление в центре и овладеть Курганной батареей, получившей название батареи Раевского. Но в критический момент сражения Кутузов направил в обходной рейд казаков. Рейд Уварова и Платова задержали решающую атаку противника на 2 часа, что позволило перегруппировать русские войска. Возможно, что именно из-за этого рейда Наполеон не решился отправить в бой свою гвардию. Кавалерийская диверсия, хотя и не нанесла ущерба французам, вызвала у Наполеона чувство неуверенности в собственном тыле. Только после восстановления положения были возобновлены атаки на центр боевого порядка русских войск, которые сражались отважно. К
вечеру русские войска уступили неприятелю не более 1,5 км. Отойдя на новую позицию, они вновь были готовы к сражению. Однако французы не решились продолжать атаки, опасаясь перехода русских войск к активным действиям. «Из всех моих сражений, – говорил Наполеон, – самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу; русские стяжали право быть непобежденными».
9. Синопский морской бой. Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Начавшись в октябре 1853 г. между Россией и Турцией, она вскоре переросла в вооруженное столкновение России с сильной коалицией Турции, Англии, Франции и Сардинии. Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т. е. стрелявшие разрывными снарядами). 18 (30) ноября 1853 г. эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова (6 линейных кораблей и 2 фрегата) в Синопской бухте нанесла упреждающий удар по противнику, неожиданно напав на турецкий флот, состоявший из16 кораблей. Цвет турецкого флота (7 фрегатов, 3 корвета и 1 пароход) был сожжен, береговые батареи уничтожены. Турки потеряли убитыми и ранеными около 4 тыс. человек. Еще около 200 попали в плен. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля. Блестящая победа русского флота лишила турок господства на Черном море, не позволила им высадить войска на побережье Кавказа. В Синопском бою наглядно проявилась эффективность передовой системы обучения и воспитания воинов-черноморцев. Высокое боевое мастерство, показанное моряками, было достигнуто упорной учебой, тренировками, походами, овладением всеми тонкостями морского дела.
10. День защитников Отечества. После победы в октябре 1917 г. социалистической революции, одновременно с демобилизацией старой армии разрабатывались проекты строительства новой. 15 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет о создании Красной Армии, а 29 января – об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. По всей стране развернулась работа по созданию отрядов Красной Армии. Одновременно советская делегация вела переговоры с Германией, предлагая ей заключить мир без аннексий и контрибуций. Но цели германских империалистов были далеко не мирными. Они потребовали, чтобы к Германии отошла территория размером свыше 150 тыс. кв. км. Польшу. Украину, Литву, Латвию, Эстонию германские империалисты хотели превратить в зависимые государства. Советское правительство вынуждено было пойти на огромные территориальные уступки. Вести войну при фактическом отсутствии армии, в условиях разрухи в стране и при нежелании масс воевать значило погубить Советскую республику. 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание Военного главнокомандующего» Н. Крыленко , которое заканчивалось словами: «<…> Все к оружию. Все на защиту революции». Мирные переговоры были прерваны. Воспользовавшись этим, германское командование 18 февраля начало наступление крупными силами по всему русско-германскому фронту. На защиту Отечества поднялся и стар, и млад. 22 и особенно 23 февраля в Петрограде, Москве, Екатеринбурге, Челябинске и других городах с огромным подъемом прошли митинги рабочих, на которых принимались решения о вступлении в ряды Красной Армии и партизанские отряды. На отпор врагу только в столице было мобилизовано около 60 тыс. человек, из них около 20 тыс. сразу же отправлено на фронт. Так 23 февраля и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем защитников Отечества.

11. Битва под Москвой. По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 – 1942 гг. была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. Она происходила на территории до 1000 км по фронту и до 350-400 км в глубину, что по площади равнялось Англии, Ирландии, Исландии, Бельгии и Голландии вместе взятых. В течение 203 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысяч танков и штурмовых орудий, более 3 тысяч боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны. Еще в директиве № 21 вермахту ставилась задача как можно быстрее выйти к Москве. После первых успехов Гитлер потребовал от командования и войск «15 августа занять Москву, а 1 октября закончить войну с Россией». Однако советские войска активными и решительными действиями остановили противника, нанеся ему большие потери. К 5 декабря наступил кризис немецкого наступления. Понеся большие потери и израсходовав материальные возможности, противник стал переходить к обороне. Вместе с
тем к началу декабря Ставкой ВГК под Москвой были сосредоточены значительные стратегические резервы. 5 – 6 декабря войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов перешли в решительное контрнаступление. Несмотря на упорное сопротивление врага, сильные морозы и глубокий снежный покров, оно развивалось успешно. К 7 января 1942 г. советские войска продвинулись на запад на 100 – 250 км. За доблесть и мужество, проявленные в ожесточенных и кровопролитных боях, 40 соединениям и частям были присвоены гвардейские звания, 36 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. Битва под Москвой явилась началом коренного поворота в Великой Отечественной войне.
12. Сталинградская битва. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. и закончилась 2 февраля 1943 г. По характеру боевых действий она делится на 2 периода: оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942 г., и наступательный, завершившийся разгромом крупнейшей стратегической группировки врага в междуречье Дона и Волги. Цель наступления фашистских войск летом 1942 г. состояла в том, чтобы прорваться к Волге и нефтеносным районам Кавказа; захватить Сталинград – важный стратегический и крупнейший промышленный пункт; перерезать коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом; овладеть плодородными районами Дона, Кубани и нижней Волги. 13 сентября враг начал штурм Сталинграда, намереваясь мощным ударом сбросить его защитников в Волгу. Разгорелись ожесточенные бои, особенно в районе вокзала и за Мамаев курган. Борьба шла за каждую улицу, каждый квартал, каждое большое здание. О накале боев говорит тот факт, что вокзал в течение двух дней 13 раз переходил из рук в руки. В середине ноября немцы занимали большую часть города, но их наступательные возможности окончательно иссякли. 19 ноября 1942 г. на врага обрушилась лавина огня и металла. Так началась грандиозная стратегическая наступательная операция Красной Армии по окружению и уничтожению вражеской группировки под Сталинградом. 2 февраля 1943 г. окруженные фашистские войска были полностью разгромлены. Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в Великой Отечественной войне и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.
13. Курская битва. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы она не имеет себе равных. Общий замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель - 129». Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Лишь ценой огромных потерь ему удалось на отдельных участках вклиниться в нашу оборону. На Центральном фронте – на 10 – 12 км., на Воронежском – до 35 км. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель» крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовало 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы – контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3000 орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.
14. Героическая битва за Ленинград. С первых дней войны, одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата. Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны, шла с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской и всю финскую армию. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Во время блокады погибло около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тыс. – от голода. В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников. Уже в июле – сентябре 1941 г. в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения. Не смотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. Помощь блокадникам осуществлялась по льду Ладожского озера. Эта транспортная магистраль получила название «Дороги жизни». 12 – 30 января 1943 г. была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда («Искра»). Она явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, а инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. В ходе проведения с 14 января по 1 марта 1944 г. Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север». 27 января 1944 г. ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий. В результате мощных ударов была освобождена почти вся Ленинградская область и часть Калининской, советские войска вступили в пределы Эстонии. Сложились благоприятные условия для разгрома противника в Прибалтике.
15. День Победы. 1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию. Великая Отечественная война явилась составной частью и главным содержанием всей второй мировой войны, в орбиту которой было вовлечено более 60 государств. Боевые действия велись на обширных пространствах Европы, Азии и Африки, на морских и океанских просторах. Германо-итало-японский фашистский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию мирового господства. На пути к этой цели непреодолимым препятствием встал Советский Союз. Судьба всей второй мировой войны решались на советско-германском фронте – он был главным фронтом борьбы против фашизма. СССР взял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессором. Именно нашей стране и ее Вооруженным Силам принадлежала решающая роль в победоносном исходе второй мировой войны. Первоначально немецко-фашистским войскам удалось захватить стратегическую инициативу. Они отчаянно рвались к жизненно важным центрам Советского Союза. Но бредовым планам молниеносной войны не суждено было сбыться. Завершающие удары Советские Вооруженные Силы в 1945 г. нанесли в Восточной Пруссии, в западной Польше и Чехословакии. Грандиозная Берлинская стратегическая наступательная операция, проводившаяся с 16 апреля по 8 мая 1945 г., позволила штурмом овладеть столицей Германии - г. Берлином. Развивая дальнейшее наступление, советские войска вышли на реку Эльба, где соединились с американскими и английским войсками. С падением Берлина и утратой жизненно важных районов Германия потеряла возможность к сопротивлению. 8 мая 1945 г. гитлеровская Германия безоговорочно капитулировала. А 2 сентября 1945 г. сложила оружие и милитаристская Япония. 9 мая – самый светлый праздник всего российского народа, неувядаемый день нашей немеркнущей воинской славы.

Библиографический список

1. Андроников Н. Вехи Великой Победы (к 60-летию героической обороны Сталинграда) //Ориентир. - 2006, № 4.
и т.д.................

Дни Воинской славы Выполнил студент группы ЭО-16-302 Смык А.И. Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г.Шелехове (Филиал ГБПОУ ИО ИТАС в г. Шелехове)

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы состоит в том, что подрастающие поколения тем более когда в мире происходят локальные войны забыта, стояли за нашу славную страну Россия, они не знают каково было тогда. Как люди стояли за свободу, не за славу воевали… Для них вымышленные персонажи сделали куда больше чем наши ветераны Проблема: в наше время большая часть молодого поколение не знает о “Днях Воинской Славы, Памяти Поколения Россий”

Задачи проекта: 1. проанализировать литературу и Интернет – источники по теме 2. Рассмотреть Дни воинской славы, утвержденные российским законодательством Методы исследования: - изучение литературы - метод изучения высказываний видных политических деятелей  - метода анализа Цель проекта: изучить Дни воинской славы и передать в данном проекте всю основную часть

История создания, утверждения:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242).

Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошла 8 сентября 1380 г. Куликовская битва завершилась разгромом монголо-татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612).

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709).

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790). В ходе русско-турецкой войны русские войска подошли к Измаилу - турецкой крепости на Дунае, построенной французскими инженерами. Она имела стены 25-метровой высоты и считалась неприступной. Взять турецкую крепость было приказано Суворову. 24 декабря 1790 г. российские войска семью колоннами атаковали крепость. Весь день шли бои. К вечеру крепость пала. Падение Измаила вынудило Турцию начать переговоры с Россией о мире.

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790).

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812). Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий, у Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853). Синопское морское сражение произошло 18 ноября (1 декабря) 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны (1853-1856). Турецкая эскадра состояла из 14 парусников и 2 паровых кораблей и находилась под защитой береговой батареи (38 орудий) в Синопской бухте. Русская эскадра под командованием П. С. Нахимова имела 8 кораблей.

День 23 февраля 1918 г. считается днем первой победы частей Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии. 18 февраля австро-германские войска, сорвав перемирие, начали наступление по всему фронту. Наибольшую опасность они представляли на петроградском направлении. Вечером 23 февраля они вышли на подступы к Пскову. Этот день - 23 февраля был объявлен в Петрограде Днем защиты социалистического Отечества. 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918)-День защитников Отечества.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немец ко - фашистских войск в Сталинградской битве (1943). Сталинградское сражение - самое крупное сражение второй мировой войны. Оно началось 17 июля 1942 г. За месяц боев немецкие войска продвинулись вперед на 70-80 км; 23 августа немецкие танки ворвались в Сталинград. В тот же день началась бомбежка города, которая длилась без перерыва несколько дней. Бои в самом городе продолжались более двух месяцев.

Оценка Курской битвы

Г. Гудериан, генерал- полковник вермахта, в 1943 г. генерал- инспектор танковых войск: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить будущей весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

На этом всё. Спасибо за внимание!



error: Контент защищен !!