Основные черты классического либерализма. Неолиберализм

Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм - это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксируются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объединений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны.

Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 - 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либеральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Великой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправдывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Великой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума.

Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.

Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его соответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бентам. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государства.

Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество - это фиктивное тело, состоящее из отдельных личностей. Общее благо - также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.

Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной вполне конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели оставляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегуляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды преследуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эффективное экономическое развитие страны. Государству не следует вмешиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее нарушить гармонию, чем содействовать ее установлению.

Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответствует концепция правового государства. Целью такого государства является формальное равенство возможностей граждан, средством - принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материальное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего».

Правовое государство является малофункциональным, что выражается в понятиях «маленькое государство» или «государство-минимум». Такое государство обеспечивает общественный порядок, то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов. Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властные полномочия лишь в экстраординарных ситуациях. «Государство-минимум» - не означает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильная система власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе «правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считали сильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была в значительной степени направлена против насильственной общественной регламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодальному обществу.

Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классический либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в целом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положительная, ни как отрицательная ценность.

Программы либеральных партий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых правительство формируется парламентом; провозглашение и реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.

С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива социального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.

Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соответствовала действительности. Кризисы перепроизводства периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Индустриальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глубоко конфликтное и экономически нестабильное.

Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистический способ производства перешел в монополистическую стадию. Свободная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран.

Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более организованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии, первоначально провозгласившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства.

Необходимость государственного регулирования экономики и социальных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципиально новую программу совершенствования буржуазного общества, предполагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной собственности.

Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и партиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов современной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего предложить избирателям.

В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либерализм (конец 19 - 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал-демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части постулатов классического либерализма. Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США).

Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную доктрину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики (экономическая концепция государственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами), поскольку в условиях господства монополий требование неограниченной свободы конкуренции было взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защиты интересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либеральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собственности. Мировой экономический кризис конца 20-х - середины 30 годов 20 века окончательно сделал достоянием прошлого представление о возможности эффективной экономики без регулирующего государственного вмешательства.

Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образование и т.п. - все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 века существовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.

В настоящее время влиятельность либерализма как политического мировоззрения растет. Это связано как с воскрешением неоконсерваторами ряда основополагающих положений классического либерализма, так и с распадом СССР, мировой системы социализма, с переходом входивших в нее европейских стран к либеральной экономической модели и политической демократии западного образца, в утверждении которой решающую роль сыграли либерализм и либеральные партии. В то же время кризис либеральных партий продолжается.

В чем заключались основные идеи либерализма, Вы узнаете из этой статьи.

Что такое либерализм?

Либерализм возник в кризисный период феодализма, эпоху буржуазных революций XVII – XVIII веков и связан с борьбой против феодальных ограничений, сословного строя, абсолютистского государства, притеснений аристократии, духовного господства церкви.

Либерализм – это ведущее течение XIX века с надпартийным характером, социальную базу которого составляли представители буржуазного среднего класса. Выделяют 2 либеральные традиции:

  • Англо-саксонская. Получила распространение в США и Великобритании. Носила практическую направленность и интернациональный характер.
  • Континентально-европейская. Получила распространение в Италии, Франции, Германии. Носила теоретический характер, так как вследствие засилья феодально-абсолютистских политических режимов она меньше применялась в практической жизни.

Либеральную идеологию развивали: английские ученые Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Бентам, А. Смит, французские идеологи Ж. Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, американские Д. Медисон и Т. Джефферсон, немецкие В. Гумбольт и И. Кант, украинские Б. Кистяковский и М. Дрогоманов.

Основные идеи либерализма кратко

  • Свобода имеет несколько разновидностей. Наиболее значимой была экономическая свобода обмена, торговли и конкуренции.
  • Господствовал принцип индивидуализма. Ценность общества составляют отдельные личности. Индивиды являются самодостаточными и имеют основные права на частную собственность и свободу. Они считаются фундаментом прогресса, который либералы воспринимали как накопление нацией богатства и приумножение частной собственности.
  • Государство – это надобщественный элемент, который обладает минимумом функций. Они сводятся к охране частной собственности, к защите государственных границ от внешнего врага, поддержанию внутри страны социального порядка.
  • Политическая власть разделена на 3 ветви — исполнительную, законодательную и судебную.
  • Либералы выступали за демократизацию и развитие парламентаризма.
  • Все люди имеют право на самореализацию. Индивидуальная свобода равна политической свободе с правом на свободу на жизнь и частную собственность.
  • Охрана частной жизни от произвола государства.
  • Управление государством осуществляется при помощи Конституции, которая является гарантом свободы действий личности в законных рамках.
  • Либералы придерживаются принципа свободы слова, мысли, убеждений и политического плюрализма.
  • Сфера деятельности гражданского общества и государства строго разграничены.
  • В экономике приветствуется свобода групповой и индивидуальной предпринимательской деятельности. Ее саморегулирование осуществляется по законам свободного рынка и конкуренции. Частная собственность оглашается неприкосновенностью, и государство не вмешивается в экономическую сферу.
  • В духовной сфере все граждане имеют право на исповедование, свободу совести, религию любого типа и право формулировать свои нравственные обязанности.

В классической завершенной форме либерализм закрепился в государственном устройстве США, Великобритании, Франции и других европейских государств в XIX веке. В конце этого столетия начался спад либеральной идеологии, который перерос в кризис. В конце 30-тых годов ХХ века были пересмотрены ценностные ориентиры и установки либерализма, названные неолиберализмом.

Либерализм

В своем возникновении и развитии либерализм прошел два этапа:

1_17-19 век: классический либерализм

2_от начала 20 века до сегодняшнего дня: неолиберализм или социальный либерализм

Отцами-основателями либеральной идеологии считаются Джон Локк, Жан Жакк Руссо («Об общественном договоре»), Джон Стюарт Милль («О свободе»), Томас Пэйн («Права человека», «Здравый смысл»). Идеология либерализма это идеология нового времени, когда средневековье и феодалимз уходят в прошлое и развивается капитализм. Основные идеи классического либерализма:

1_Признание человека в качестве высшей ценности. Либерализм это идеология индивидуализма.

2_Признание равенства всех людей и признание за человеком естественных, обретаемых в силу рождения неотчуждаемых прав (основные: право на жизнь, собственность, свободу).

3_Признание свободы как высшей из ценностей, которыми обладает человек. В то же самое время человек несет ответственность за свои поступки. Единство свободы и ответственности - один из краеугольных камней либералистической идеологии.

4_Верховенство закона. Только закон может ограничить свободу человека.

5_Антиэтатизм - как можно более минимизированное государство.

6_Моральная и религиозная толерантность.

7_Отношения между обществом и государством носят характер договора.

8_Вера в общественный прогресс.

9_Признание свободной конкуренции, свободного частного предпринимательства и рынка в качестве естественных регуляторов экономических и социальных отношений.

Этатизм это активное вмешательство государство в экономическую и политическую жизнь страны.

Либералы столкнулись с рядом проблем: равенство людей, свободное предпринимательство и рынок могут регулировать много, но не все, требуются другие регуляторы, следствием появления которых стало увеличивание государства и его роли.

Неолиберализм

С течением времени ряд положений классического либерализма подвергся пересмотру и неолиберальные идеи в основном были сформулированы после Второй Мировой войны.

В 1947 году был создан Либеральный Интернационал, который объединил более 20-ти партий. Сейчас в нем присутствуют все страны Европы.

Теоретиками неолиберализма являются: Хайек, Белл, Тоффлер, Арон.

Основные идеи неолиберализма:

1_Повышение эффективности производства на основе высоких технологий

2_Главный инструмент - поощрение свободы частной собственности и предпринимательства.

3_Государство должно сократить свое непосредственное участи в экономике.

4_Свои социальные функции государство должно ограничить заботой о занятых в постиндустриальном производстве, то есть оно должно заботиться только о благополучии двух третей общества, которые создают богатство страны.

5_Интернационализация экономики, разработка и реализация программ региональной и глобальной интеграции.

6_Забота о благоприятной природной среде, развитие экологических программ, решение глобальных проблем.

Сущность основных идей социал-демократии

Основные идеи демократического социализма, они изложены в Декларации принципов социалистического интернационала (1989)

Взаимозависимость общества и личности

Политическая демократия:

Парламентаризм

Многопартийность

Признание оппозиции

Право на инакомыслие

Ориентация на ненасильственное эволюционное развитие

Экономическая демократия, смешанная экономика

Общественно-политические организации и движения, их типология и функции

Общественно-политические организации и движения это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей.

Партии тоже входят в эту группу, но сильно выделяются. Только они ставят четкой целью достижение власти, использование власти. Только партии имеют жесткую структуру и четкую схему достижения власти. Другие общественные организации менее политизированы.

В отличие от партий эти движения и организации не ставят перед собой цель овладеть государственной властью. Количество общественно-политических организаций и движений сильно превышает количество партий.

Типология общественно-политических организаций и движений

По сфере деятельности:

1_РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей

2_профсоюзы

3_спортивные союзы

4_творческие союзы и ассоциации

5_правозащитные организации

6_экологические движения и др.

По степени и форме организации:

1_стихийные

2_слабоорганизованные

3_с высокой степенью организации

По времени существования:

1_кратковременные

2_долговременные

Польский социолог и политолог Евгений Вятр считает, что практически все общественно-политические организации и движения проходят в своем развитии ряд стадий:

1_Создание предпосылок движения. Реальные проблемы и противоречия становятся основой обсуждения и появления активных личностей, предлагающих варианты решения этих проблем. Вырабатывается общее видение проблемы.

2_Выработка идейных и организационных основ. Движение формирует четкую позицию, создает программу, проводит организационные съезды или выступления руководителей движения в органах печати или телевидения.

3_Стадия агитации. Для любой организации массовость – залог успеха.

4_Стадия развернутой политической деятельности. Начинается сама работа партии. Эта стадия зависит от поставленных целей. Если цели достижимы, стадия может длиться недолго, если цели недостижимы или труднодостижимы, стадия может растягиваться на очень долгое время.

5_Стадия затухания движения. Движение или организация могут прекратить свое существование, когда поставленная цель выполнена или оказывается ложной/недостижимой; под давлением власти; когда нет средств продолжать борьбу и т.д.

В последнее время (20-30 лет) во многих странах мира наибольшее распространение получили так называемые альтернативные движения (АД). Это новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем: распространения ядерного оружия, ресурсов, экологии, войны и мира, качества жизни. Деятели этих движений заявляют, что старые политические структуры неэффективны и неспособны решить глобальные проблемы.

Эти движения непопулярны в России и популярны в Европе. В альтернативных движениях участвуют люди, как правило, не имеющие экономических затруднений. Возраст – от 18 до 35 лет, горожане, представители среднего класса, учащиеся школ и студенты. Уровень образования – высокий.

Наиболее активные и организованные альтернативные движения:

1_Экологическое (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы и др.).

2_Антивоенное и антиядерное.

3_Движение в защиту гражданских прав.

4_Организации сторонников альтернативного образа жизни.

5_Феминистское.

6_Движение пенсионеров.

7_Потребительское.

Дочерние движения бывают экстремистскими, например, экологическое – Peta.

Партийные системы

В своем функционировании в рамках политической системы в зависимости от характера и числа партий, все партии данной страны складываются в так называемую – партийную систему.

Принято выделять:

1) Однопартийные системы

2) Двухпартийные

3) Многопартийные

1е считаются анахронизмом и распространены меньше других (Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам). Происходит сращивание партийных и государственных органов. Прежде всего – партии и исполнительной власти.

Многое зависит от тех требований, которые предъявляются к партии для того, чтобы они считались партиями общественного масштаба. Одни из самых жестких требований – в РФ.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

1) Состав – не менее 50000 человек

2) Должна иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов РФ

3) Более или в половине субъектов РФ должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 человек

2я. Действует в странах, где несколько партий (ок.20). Однако, только у 2х партий есть реальная возможность выиграть на парламентских выборах и прийти к власти.

2 самые влиятельные партии сменяют друг друга у власти (в классическом виде представлено в США – демократы и республиканцы). В некоторых странах действует модифицированная 2хпартийная система (2+1, 2,5) – такая система сложилась в Германии – XDC | XCC, СДПГ. Партия свободных демократов – роль маятника. Примерно такая же система существует и в Великобритании.

Аналитики отмечают, что у подобной системы есть явные плюсы:

1) Удобство выбора для избирателей

2) Система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и переходу их на более умеренные позиции

3) Позволяет приблизиться к идеалу «ответственного правления»: одна – у власти, другая – в оппозиции.

Если избиратели недовольны работой правительства, они голосуют за оппозиционную партию на выборах в парламент.

3я. Многопартийная система действует, где в стране несколько достаточно крупных и влиятельных партий, каждая из которых набирает значительное число голосов на выборах в парламент. (Италия, Финляндия, Греция).

При такой системе в парламенте может быть до 10 партий. Их было бы еще больше, если не устанавливался так называемый «избирательный порог/барьер». Как правило, он составляет 5%. В РФ до выборов 2007г. Был 5% - сейчас – 7%

При многопартийной системе, партии на выборах часто объединяются в избирательные блоки. В РФ такие блоки можно было создавать до 2007г. По новому закону это запрещено.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Новосибирский Государственный Технический университет.

на тему: Основные либеральные идеи в России XIX - XX вв.

Выполнил:

Орехов В.Д.

Новосибирск 2015 г.

Введение

1. Понятие «либерализма»

Заключение

Список литературы

Введение

Первоначально называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 - 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии.

На протяжении 19 века либеральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констани Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Великой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправдывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Великой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума.

Рассмотрим основные либеральные идеи в России XIX - XX вв.

1. Понятие «либерализм»

Либерализм (от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному индивиду) - учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в корсетах (испанский парламент), заседавших в Кадисе. Затем оно нашло применение в Англии и Франции и вслед за ними в других европейских языках.

Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII-XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевро пейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции.

У него истоков были идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Т. Джефферсона, А. Токвиля, И. Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., развивались также они в Голландии, скандинавских странах.

Своеобразным полигоном, но котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже - в конце XIX - начале XX в.

Либерализм формировался и утверждался в различных социально-исторических условиях, имеет различные традиции, особенности и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом смысле означает:

Свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков);

Индивидуализм и подчеркивание самоценности личности;

Демократизм, терпимость к иному, космополитизм;

Рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей (в этом он близок к социализму).

К основным ценностям либеральной идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, представление о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию.

Индивидуализм - источник творческих возможностей человеческого общества, построенного на принципах либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Свобода понималась приверженцами либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека.

В качестве гаранта свободы провозглашалась частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, так как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводилась политическая свобода.

В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, «естественном» состоянии и правах человека), на этике и правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназначенные политические принципы.

С формированием в либерализме идеи индивидуальной свободы появилась и проблема отношений государства и отдельного человека. В либеральной идеологии государство - «ночной сторож», у него ограниченный комплекс самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности.

По Локку государство - не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменить. Аксиома либерализма - государство обязано защищать права и свободы отдельного человека, но не должно вмешиваться в его жизнь, ограничивать свободу.

Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов парламентаризма и правового государства, разделения властей.

2. Б.Н. Чичерин: концепция охранительного либерализма

Деятельность Б.Н. Чичерина развертывалось в романтическую эпоху истории русского либерализма, которую он воспринял, как и многие другие представители интеллектуальной элиты, с большим энтузиазмом, с верой и надеждой на глубокие и коренные преобразования социально-политического строя России, начатые после Крымской войны по инициативе "сверху” царем-реформатором Александром II.

Теоретическим обоснованиям проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими вечными началами общественной жизни, с порядком, с собственностью, с правом, с нравственностью, с государством Чичерин посветил всю свою жизнь. Ему принадлежит роль основателя концепции "охранительного либерализма", или либерального консерватизма, которая, по выражению П. Струве, "сразу же отлилась в какую-то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма"

Освобожденный от крайностей и односторонностей либерализма, консерватизма и всякого рода социально-политического радикализма, "охранительный либерализм" как социально-философская и политическая теория должен стать, по мысли Чичерина, знаменем, способным “соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений в решении общественных задач по разумному реформированию России”

Почти во всех произведениях Чичерин придерживается концепции "охранительного либерализма", которой он никогда не изменял, несмотря на определенную эволюцию его социально-политических взглядов. Эта концепция четко оформилась к началу 60-х годов. Ее сущность он изложил в своей работе "Различные виды либерализма" (1862 г), рассматривая "охранительный либерализм" в сравнении с другими разновидностями либерализма - уличного и оппозиционного.

Охранительный либерализм (или либеральный консерватизм) исключает крайности того и другого вида либерализма и представляет собой синтез начала свободы с началами власти и закона. В политической жизни его лозунг: «либеральные меры и сильная власть». Либеральное направление, поясняет Чичерин, «должно действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудочных требований, но сохраняя и задерживая, где нужно, и стараясь исследовать истину хладнокровным обсуждением вопросов»

3. П.И. Новгородцев: концепция социального государства

П.И. Новгородцев утверждал, что социальное государство является высшей стадией развития государства правового. Безусловно, что «одним из обязательных критериев определения государства в качестве правового и социального является его способность обеспечить и защитить от посягательств социальные права граждан».

Между правовым и социальным государством есть существенные различия, и они заключаются в том, что правовое государство есть «форма ограничения власти правами и свободами человека»,тогда как «социальное государство» - это форма обременения власти правами и свободами человека. Социальное государство по определению не может не вмешиваться в жизнь общества, не обеспечивать своими властными методами его социальную стабильность, не гарантировать и не защищать жизненно важные права его членов, особенно социально уязвимых и нуждающихся. Социальное государство обязано, в силу своего назначения, всей своей административной и правовой политикой стремиться максимально, влиять на распределение экономических благ в духе справедливости для обеспечения каждому человеку достойного существования. Регулируя рыночные процессы, содействуя развитию свободного рынка, государство в то же время должно брать на себя и функции социальной защиты населения, устанавливая сбалансированную систему налогов и перераспределяя часть государственного бюджета.

В их трудах речь шла о подходе к праву на основе общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, базируясь на которых возможно создание действенного социального идеала. Российским правоведам наиболее свойственно было представление об этической природе права: "Требуется, -- писал П.И. Новгородцев, -- именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением".

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели. П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформирование (формирование социального государства) как "новую стадию развития правового государства". В демократических обществах всегда присутствует стремление найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например римские цезари, заботились о предоставлении плебсу "хлеба и зрелищ". Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий "человеческого" измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

Демократическая организация государственной власти.

Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

поддержка социально незащищенных категорий населения;

охрана труда и здоровья людей;

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

4. Дискуссии западников и славянофилов о политическом развитии России

Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов В XIX столетие Россия вошла с твердым намерением продолжить социальные, политические и культурные преобразования. Философские течения, наметившиеся в предшествующем веке, получают развитие и облекаются в более зрелые и отчетливые формы. Остановить движение философского мышления было невозможно. Во многом это связано с Отечественной войной 1812 г. Живое знакомство русских людей, в том числе привилегированных слоев народа, с Западной Европой повлекло за собой не только всплеск интереса к иноземной культуре, но вновь возродило тему русской самобытности. В значительной мере углублению отечественной философской культуры способствовало распространение немецкого идеализма, увлечение идеями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Философская жизнь в эту эпоху связана с деятельностью как духовных школ, так и светских учебных заведений. В Московском университете начинают преподавать философию первые русские профессора. Философия возбуждала надежды, нередко выходящие за ее объективные возможности.

Западники и Славянофилы.

В 40-е годы осуществилось «расщепление» русского духа. В философской мысли России наметились две линии: славянофильство и западничество. Уже в 30-е годы ослабевает увлечение Шеллингом: философскую мысль все более начинает привлекать идеалистическая система Гегеля. Крепнет и сама русская философия. На смену неясным метафизическим представлениям приходит осмысленная постановка вопросов конкретного познавательно-практического характера. Общественное мнение тяготеет к достоверному знанию о судьбах отечества, движущих силах его истории, о миссии, выпавшей на долю России.

Мнения разделились. Одни полагали, что Россия просто отстала от передовых стран Европы, и что она обречена на продолжение пути, пройденного Западом, и который ей неизбежно предстоит повторить. Другие, напротив, считали, что вследствие петровских реформ Россия утратила собственный образ, потеряла национальные корни, и что ей предопределено возродить древнерусские, православные начала быта и культуры, дабы сказать миру свое, новое слово. Сторонники первого мнения образовали как бы лагерь западников, приверженцы второго - славянофилов.

До сих пор бытуют взгляды, согласно которым западников обвиняют в излишнем пристрастии к иноземному, нелюбви к отчизне, в слепом подражании всему европейскому, а славянофилам предъявляют упреки в неспособности понять закономерный ход истории, отстаивании невежества и бескультурья, в почвенничестве и «квасном» патриотизме. Таким образом, одни предстают в ореоле людей прогрессивных, передовых, другие же - в лучшем случае в образе культурных реакционеров и ретроградов.

Западничество.

Характерные черты мировоззрения западников - эстетический гуманизм и социально-политический радикализм. Они настаивали на отделении религиозной сферы от философии и идеологии. Их привлекала идея воскрешения и углубления «теургического беспокойства». Западникам было присуще чувство ответственности за историю, выливавшееся в поиск путей активного вмешательства в ход исторических событий. Именно западничество сформировало среду, породившую в итоге русскую интеллигенцию как социально-культурное явление. В западничестве можно выделить два направления. К первому примыкали В. Г. Белинский, А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), В. П. Боткин (1812-1869) и другие. Это течение выражало радикально-демократические настроения, диапазон которых был также весьма разнообразен. Это подтверждается, к примеру, различием позиций двух лидеров западничества--Белинского и Герцена. Первый решение «социального вопроса» тесно увязывал с европеизацией России, в то время как Герцен отдавал предпочтение социалистическим идеалам. Тем не менее нацеленность на социальные преобразования снискала этому направлению репутацию левого крыла. Правое крыло западников было, хотя и многочисленным, но зато и более умеренным, либеральным. Возглавлял движение профессор истории Т. Н. Грановский (1813-1855). Вокруг него объединялись К. Д. Кавелин (1818-1885), В. П. Боткин, П. В. Анненков (1813-1887) и другие. Боткин к ним примкнул с середины 40-х годов. В этом кружке последовательно критиковался якобинский террор и отстаивались идеалы Жиронды. Философской основой западничества стало левое гегельянство. Западники категорично отрицали объективизм и панлогизм Гегеля. В центр мироздания они ставили индивидуальность, живое человеческое Я. История для них была синонимом прогресса, конечной целью которого было создание общества, способного обеспечить личности условия полной свободы, благосостояния и гармоничного развития.

Славянофильство.

Славянофилы не отрекались от западной культуры. Более того, основоположники этого направления были людьми европейски образованными, глубоко знавшими мировую и европейскую философию. Показательно, что И.В. Киреевский, стоявший у истоков славянофильства, журнал, основанный им, называет «Европеец».

Лишь самые наивные из них стремились как бы к механическому возврату в допетровский быт. Главная же цель славянофилов состояла в том, чтобы вернуть Россию к началам православной жизни и, взяв у Запада все положительное, развивать эти начала.

Сами славянофилы были живыми носителями православной культуры. Славянофильская линия в отечественной философии представлена творчеством А.С. Хомякова (1804-1860), И.В. Киреевского (1806-1856), К. С. Аксакова (1817-1860), Ю.Ф. Самарина (1819-1876).

Славянофильские убеждения разделяли также А.И. Кошелев и М.П. Погодин. К так называемым «поздним славянофилам» принадлежат Н.Я. Данилевский (1822-1885) и К.Н. Леонтьев (1831-1891), Ф.И. Тютчев (1803-1873).

Основные идеи представителей славянофильства.

Алексей Степанович Хомяков - выходец из дворян-землевладельцев. Получил прекрасное домашнее воспитание. Обладал огромной эрудицией в самых различных областях науки и культуры. Вместе с тем он был помещиком, с успехом занимавшимся хозяйством. Хомяков не создал специального труда с изложением своих философских взглядов. Почти все его произведения написаны по поводу (или в связи) мнений, высказанных учеными, писателями и философами. Тем не менее и они дают возможность выявить своеобразие и оригинальность в философствовании этого мыслителя. Основная особенность его творчества в том, что он исходил из церковного сознания. В Церкви он видел полноту истины, источник света, который освещает все тварное бытие. И в таком смысле он - подлинный христианский философ. Для Хомякова понятие Церкви - в отличие, к примеру от Чаадаева, для которого Церковь - это сила, действующая в истории, - заключено в факте духовной жизни. Церковь у Хомякова выступает основой всех его философских построений. Особое место занимает учение о целостности в человеке, более глубоко развитое И.В. Киреевским. Целостность выражает иерархическую структуру души, крайне неустойчивую вследствие противоборства центральных и периферических сил. И здесь важен нередко проявляемый человеком уход от свободы - своеобразный парадокс. Будучи призван к свободе, человек вольно ищет строя жизни и мысли, где господствует необходимость. В этом проявляется трагизм человеческой жизни. Киреевский исходил из того, что XIX веку предназначено открыть эпоху духовного возрождения. России при этом суждено сыграть главенствующую роль. Свою философию он строит на глубоко религиозных, православных основаниях. Незыблемым истоком его философии, как и философии Хомякова, служат писания Св. Отцов Церкви. В них он нашел истинное благочестие, дух смирения, духовную трезвость, которых не хватало, по его разумению, чересчур горделивым и самонадеянным умам Запада.

Различия и сходства взглядов

Различия.

Взгляды на историческое развитие России На государственный строй

Сходства.

Необходимость изменений Отмена крепостного права Надежда на мирный характер преобразований Вера в возможность процветания России

Заключение

Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм - это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксируются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объединений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны.

Несмотря на трансформация взглядов в течение второй половины XIX столетия, Б.Н. Чичерин придерживался мнения о необходимости создания такой правовой системы, которая бы реально укрепила политико-правовые позиции, что в свою очередь способствовало бы сохранению стабильности в обществе. либерализм западник славянофил политика

Новгородцев был решительно настроен против революции. Он требовал отказаться от революционной психологии, от устремления все революционизировать и пересматривать. "Вначале стремились к народовластию, но достигли только безвластия". Произошло крушение народнических идей, которые были связаны с идеей бунта, "...сам по себе, в своей естественности и непосредственности, народ может быть и плох и хорош, и поэтому не надо самому народу поклоняться, а только идеалам и святыням его"Новгородцев ссылается также на слова Достоевского: народ "грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, во Христовы минуты он никогда в правде не ошибется". Все прошлое свидетельствует, что в душе русского человека уживаются рядом и тоска по воле, и тоска по Богу, и вот "тоска по воле разрывает иногда все связи и законы божеские и человеческие, переходит все грани и меры и условные, и естественные".

Список литературы

1. Зайцева, Т.И. В защиту русского либерализма / Зайцева // Полит. исследования. - 2006 - №1.

2. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI- XX вв / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина - М.: Юристъ, 2003.

3. Коновалова, Н.В. Особенности развития политической науки в XX веке: конспект лекций // Н.В. Коновалова, Т.И. Зайцева - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004.

4. Согрин, В.В. Либерализм в России: перипетия и перспектива / В.В. Согрин - М.: Магистр, 1997.

5. История политических учений: учебник- М.: Норма, 2002

6. Рудницкая, Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Вл. Соловьев / Е.Л. Рудницкая // Вопр. истории. - 2005 - №3.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития либерализма в России как политической системы. Три этапа ("волны") русского либерализма - зарождение его в "верхах", консервативные идеи К.Д. Кавелина, и др., и осмысление проблем правового государства русской интеллигенцией.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Политические идеи русских революционных демократов и представителей революционного народничества. Идеи либерализма в русской политической мысли. Столкновение либерализма, консерватизма и идеологического радикализма в российской истории рубежа XIX–XX вв.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    История развития либерализма в России. Либеральное движение в пореформенную эпоху. Сущность и принципы либерализма и неолиберализма. Либеральные политические партии. Причины кризиса либерализма в современной России, его основная идея и методы действия.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Б.Н. Чичерин - основоположник российской политологии, истоки идей и взглядов, факторы, повлиявшие на их формирование. Сущность, развитие концепции "охранительного либерализма". Политические идеалы Ильина. Столыпин как политический мыслитель и реформатор.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    Проблема либеральных идей в России. Формы либеральной идеологии – неолиберализм и социал-дарвинизм. Критика методологии и координаты методологии. "Конструктивистская" функция идеи. Интеллектуальный опыт Гоббса. Поиск политической стратегии либерализма.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Формирование идеологии либерализма. Базовые ценности, принципы либерализма. Кризис либерализма и возникновение неолиберализма. Основоположники либерализма. Основные постулаты неолиберализма. Идеологическое сближение неолиберализма с неоконсерватизмом.

    лекция , добавлен 26.08.2012

    Развитие России в ХІХ веке. Предпосылки и условия возникновения течений западников и славянофилов. Изучение различий во взглядах на дальнейшее развитие России в философии славянофилов и западников. Дискуссии о России, ее судьбе и перспективах развития.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Политическая идеология: суть, структура, функции. Основополагающие идеи и представители либерализма и неолиберализма. Понятие и идеи консерватизма и неоконсерватизма. Социализм и его разновидности в современном мире. Идеология белорусского государства.

    презентация , добавлен 15.04.2013

    История развития идеологии либерализма. Принципы политической и экономической философии либерализма, их отражение во "Всеобщей декларации прав человека" и в теории модернизации. Влияние либерализма на политико-правовую систему Республики Беларусь.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Идеи мыслителей Нового времени, которые способствовали кризису феодализма и стали фундаментом либерализма. Идея свободы человека в обществе: принципы либерализма. Сущность консерватизма: сохранение старых порядков. Политическая доктрина анархизма.

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

У истоков либерализма стояли Дж.Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж.Руссо), А.Смит), И.Кант (1724-1804),

К середине 19 века большую популярность в старанх Запада стала приобретать либеральная доктрина , а в развитых европейских государствах – Великобритании (родине либерализма), Франции, США, затем в Италии и других странах утвердились либеральные системы. Оппонентом и антиподом либерализма стала консервативная система взглядов, теория и практика консерватизма, также получившая распространение в европейском пространстве Великобритании и других странах и базировавшаяся на соблюдении обычаев и традиций европейского романтизма.

Либерализм выступает с одной стороны как политическая идеология , а с другой стороны может рассматриваться как экономическая доктрина . Идеология консерватизма, реализовавшаяся в большинстве стран Европы в 19 столетии, ставила своей целью эволюционное развитие общества и государства, в основе этого пути лежат традиции и обычаи. Противоречия с либерализмом значительным образом повлияли как на консерватизм, так и внесли изменения в либеральную доктрину.

СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660 гг.

Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

Война за независимость США (1775-1783).

Великая Французская Революция (1789-1799).

По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был - свобода, равенство, братство.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г.

Важным событием в истории развития либерализма была Великая французская революция . В одном из ее главных политико-идеологических документов - "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.) записано, что "целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Большое влияние на развитие либерализма оказала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Было построено принципиально новое общество - социализм, в котором была уничтожена частная собственность на средства производства, что привело к установлению реального экономического и политического равенство всех граждан. Вместо рынка была создана плановая экономика. Социализм оказал большое положительное влияние на развитие либерализма в капиталистических странах, в плане его социализации.

20. Консерватизм в истории Европы XX века.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Исторический тип консерватизма 19 в. не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов. в начале 20 века возник новый тип консерватизма - революционный консерватизм), представленный двумя видами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

Общим признаком значительной части этих политических сил было тяготение к сильной власти государства, существенного ограничения демократии в пользу правящей верхушки, ради установления и поддержания порядка и обеспечения общественной безопасности.

Теоретические конструкции авторитарного формата в наиболее полной и завершенной форме были наработаны в Германии. Этому способствовало поражение Германии в Первой мировой. В среде немецких консерваторов того периода существовали два направления: "старые консерваторы" и "Обновляющий" консерватизм. Представители первого направления получили название "вильгельменисты" Они считали, что нужно вернуться к политическому строю, который существовал до и во время войны,. Потерянный политический строй был сословной системой во главе с монархом, которая не признавала демократических институтов и характеризовалась пренебрежением верхушки, преимущественно аристократии, к низам.

Представители "Обновляющее" консерватизма критически относились к периоду имперской Германии, критиковали власть за терпимости либерализма, неспособность дать острый отпор марксистам / социалистам,.

Общей для всех представителей "Обновляющего" консерватизма была концепция "консервативной революции" или "третьего пути" которая направляла свою критику на принципы и институты демократического общества, прежде всего парламентаризм и космополитизм

Итак, "консервативная революция" была призвана ликвидировать результаты, материализованные в институтах и порядках республики. Прежде всего, это касалось принципов либерализма, который получил широкое развитие в Германии.

Стоит отметить, что идеи "консервативной революции" или "третьего пути", были свойственны итальянскому фашизму на раннем этапе его функционирования.

Итак, в первой половине XX в. консерватизм продолжал развивать классические принципы, сформулированные еще на предыдущем этапе развития – традиционализме. Общей характеристикой консерватизма был авторитет аризма власти: монаршей и республиканской. Он выдвигал социальное единство и сплоченность как инструмент противостояния угрозам современности. К числу таких угроз относили демократию, вследствие чего консерватизм первой половины XX века имел чисто антидемократический характер. Это нашло свое отражение на практике, когда в Европе появилась целый ряд государств с авторитарными политическими режимами: Италия, Германия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния.



error: Контент защищен !!