Понятие информации. Информатика

Выступление

на методическом совещании МБОУ СОШ № 42

14. 10. 2013 год

Различные формы контроля на уроках информатики.

Учитель информатики Жеревчук Н. А

Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, вместе с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для закрепления умений работы на компьютерах и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Методы контроля результатов обучения, используемые мной в работе, можно разделить на два типа:

1. "проверка за столом"

2. "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические методы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике.

Работа в рабочих тетрадях на печатной основе позволяет закреплять знания, полученные на уроке. Задания, выполненные дом в рабочих тетрадях позволяют проверить уровень усвоения материала.

Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.

Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на компьюторе.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся как "теоретически" так и за компьютером.

По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Дата: Рецензент: подпись, Ф.И.О., должность.

Выделенный жирным шрифтом текст, является обязательным элементом любой рецензии. Подпись автора рецензии должна быть заверена подписью начальника отдела кадров и печатью с места его работы.


Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

(Методическое письмо от 19.11.98 г.)

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Системаконтроля и оценки позволяетустановить персональную ответственность учителя ишколы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочностик систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может огра­ничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний ивыработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьниковумение проверять иконтролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленно­сти школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а опенка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования на­правлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастаю­щего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуще­ствляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливаетс я динамика успе­ваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основ­ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обу­чения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьни­ков страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызыва­ет соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обу­чения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна со­ответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирова­ния и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педаго­гического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки соей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений./ объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения про­граммного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и
обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить по­
лученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на
средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, ко­торые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более
объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - чет­верть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работ}" на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, напи­сал итоговую контрольную работу на «3», Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Таким образом, оценка знаний учащихся может выступать:

оценка - проверка (В этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются и принимаются как государственные стандарты);

оценка - механизм диалога и саморазвития (при таком подходе, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса -учителя, ученики)

В процессе становления российской системы оценки качества образования отчетливо проступают две тенденции, отражающие два подхода к оценке качества образования, о которых говорилось выше. С одной стороны, все активнее используются тесты множественного выбора, запрещаются такие формы контроля, как сочинение, защита самостоятельной (творческой) работы. С другой стороны, в России стали проводиться нетривиальные выборочные обследования, которые могли бы давать школам огромную пищу для размышлений. При этом при любых формах мониторинга за качеством образования на первый план выступают два момента: диагностика и коррекция на её основе.

Диагностическая цель качества образования

По моему мнению основными характеристиками педагогического мастерства учителя являются:

1) качество знаний и действий учащихся;

2) удовлетворенность учащихся (не педагогом!)
процессом обучения.

Следовательно, и учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.

Объективный контроль качества знаний учащихся

Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля. Проанализировав современные подходы к данной проблеме, я придерживаюсь следующей классификации:

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1. Урочные - традиционные:

Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

Практические работы и лабораторные работы;

Тесты;

Самостоятельные задания;

Зачеты;

Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

Рефераты.

2.Внеурочные:

Конкурсные проекты;

Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:

Круглые столы;

Дидактические многофункциональные игры;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)

Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

Корректирующий - исправление недостатков.

На каждую работу ребятам предлагаются задания на карточках. Для контроля знаний использую лабораторные работы, самостоятельные работы (по предложенному плану, по названию и цели лабораторной работы), отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты, проектные работы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке

обязательного учебного материала. Поэтому при организации проверке знаний и умений я учитываю ряд особенностей информатики, как учебного предмета:

1) Курс информатики представлен двумя взаимосвязанными разделами:

информационные технологии

основы информатики и вычислительной техники

где компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки информации, применяющее новые информационные технологии:

Поэтому особое внимание при мониторинге обученности уделяю проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов

2) Информатика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы:

эксперимент: мысленный и компьютерный. (Например, в начальном звене - по теме «Исполнители и система команд исполнителя» ребята проводят целое исследование по созданию виртуального исполнителя и выполнения им возможных команд, записывают и зарисовывают в тетради, после дальнейшего знакомства с графическим редактором создают изображения на компьютере)

логических задач и др.

При проверке знаний и умений я учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по информатике нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно учёт различных методических приемов, наиболее эффективных для каждой возрастной группы, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности. Так в начальной школе -это в основном игра, а в старших классах - исследовательский поиск.

Вопросы и задания для учащихся составляю с учетом следующих возрастных особенностей:

любознательность, наблюдательность;

^ интерес к динамическим процессам;

желание общаться с компьютером;

~ предметно - образное мышление;

І быстрое овладение умениями и навыками;

эмоциональная возбудимость.

Подход к контролю знаний учащихся по информатике.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках информатики поставило меня перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне:

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.

Задания и вопросы для итоговой проверки составляю с учетом требований к тематическому контролю:

выделение обязательных знаний и умений;

исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал;

Контроль общеучебных навыков, а не только предметных (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 4-6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваю на несколько отдельных подтем или провожу промежуточный контроль. В этом случае можно использую тестирование, на выполнение которого отводится не более 10-15 минут.

Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема-> Поурочный (модульный) контроль -> Промежуточный контроль -> Итоговая проверка по теме

Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля). Выбирая методы тематического контроля, пользуюсь тем, что в процессе изучения темы мною были созданы возможности выбора пути достижения главной цели: работа с персональным компьютером, решение логических задач, проведение исследования дома, в классе.

Например, при составлении вопросов контроля по теме выбираю один из путей:

Включаю задания, усвоение содержания которых требовало участия разных анализаторов, разных типов памяти, разной скорости выполнения.

В оценку знаний включаю работы, выполненные в виде исследований, лабораторной работы, творческого задания, а не только результаты письменной проверочной работы.

Вот тогда мы сможем сказать: «Двойку по информатике имеет только тот, кто не работает ни головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не один -два урока, а полтора месяца». В то же время для сильных учеников или учеников, увлекающихся информатикой, предоставляю большие творческие возможности показать себя разносторонним человеком. Например, через факультативные, кружковые занятия дети принимают участие в конкурсных проектах района и области.

Диагностика знаний учащихся.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики -контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение -миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки). А в процессе отслеживания веду для каждого класса отдельную диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Эта диагностическая карта заполняется на протяжении работы по всей теме. Проанализировав результаты можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить её в творческое русло.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

В разных возрастных группах использую различные формы, приёмы и методы обучения учащихся. Следовательно, для детей разного возраста будут различны и формы контроля.

Например, во время уроков в начальной школе, происходит осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, степени удовлетворённости учащихся и учителя. Здесь, важен сам мыслительный процесс (как думает человек, как думает компьютер,...) и поэтому часто применяю различные приёмы (при фронтальном опросе)

перехода от ситуации затруднения к постановке учебной задачи»;

«обобщение с места».

и методы диагностики:

естественный эксперимент («Игра в процессор»: участники разбиваются на группы и именуют себя различными частями компьютера и по ролям показывают информационные процессы в реальном времени и др.);

лабораторный: а) «Выбор задачи» в теме «Утверждения, значения утверждений»: предлагаются картинка и несколько высказываний к ней; Одна задача - найти утверждения, значения утверждений; Вторая задача - к предложенной картинке самим придумать истинные и ложные утверждения. На этом этапе важен диагностический показатель: какую задачу выбрал, процесс её решения, понравилось ли задание и почему?; б)«поиск наилучшего способа решения»; в) решение задач с неполным условием (цель, которых выявить способность учащихся исследовать, анализировать, осознавать способы работы.

Эти методы и приёмы диагностики позволяют мне оценить знания учащихся, степень обученности, мыслительные функции детей.

Наши учащиеся должны иметь адекватное представление об информационной картине мира, о стремительно развивающихся новых информационных и компьютерных технологиях. Таким образом, изучение информатики должно строиться на работе мысли, и тем самым существенно содействовать умственному развитию учащихся.

Задачу «проводить доказательные рассуждения" дифференцирую для разных групп учащихся: для сильных -"проводить", для средних -"воспроизводить", а для слабых -"видеть ситуацию".

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов).

Конечно же, я применяю и традиционные формы контроля: самостоятельные проверочные, контрольные работы, устные ответы, сообщения и рефераты. И считаю, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должен владеть каждый ученик в процессе изучения данной темы, но они позволяют дифференцированно подойти к проверке и диагностике знаний и умений на каждом этапе процесса обучения.

В конечном итоге овладение методиками системного контроля педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность

ЛЕКЦИЯ 4.

Система целей преподавания информатики.

ЛЕКЦИЯ 3.

1. Формирование компьютерной грамотности, образованности, информационной культуры

2. Формирование компьютерной образованности, информационной культуры.

Для того чтобы более наглядно увидеть какая же из целей, что формирует, рассмотрим три характеристики качества обучения школьника: грамотность, образованность, культура. Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью можно понимать умение считать, читать, писать, рисовать, искать информацию с помощью ЭВМ. Признак высокой сформировавшейся грамотности – самостоятельность и эффективность работы применением ЭВМ.

Уже сложилась традиция трактовать такую грамотность излишне широко, расширяя смысл, вплоть до “системной грамотности”.Видимо, нужна иная,болееточная категория – компьютерная образованность . Ее основные признаки:

1) регулярное чтение компьютерной литературы в связи с основной, возможно некомпьютерной, специальностью;

2) широкий кругозор, ориентирование в многообразии популярных программ и компьютеров, знание их возможностей;

3) умение выбрать оптимальные ПС для конкретной работы;

4) способность обоснованно судить о качестве конкретных ПС;

5) наличие и ведение собственной библиотеки ПС;

6) наличие склонностей, любимых и нелюбимых ПС;

7) понимание приоритетов и ограничений при применении ЭВМ.

Ясно, что школа не может обеспечить такую образованность, но заложить основы и сформировать потребность в ней - должна!

Третья характеристика, качеств образования школьника – это информационная культура. Она может рассматриваться в связи с уровнем развития общества, характеристиками мышления личности. Здесь мы будем иметь в виду более буквальное и актуальное понимание культуры. Это, прежде всего, этика использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей.

Теперь видно, что цели практического образования служат формированию компьютерной грамотности, цели общего образования и умственного развития связаны с компьютерной образованностью, а цели воспитания служат формированию информационной культуры.

1. Виды контроля.

2. Нетрадиционные формы контроля.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество подготовки учеников. Проверка знаний и умений учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленныхцелей обучения. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.


Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней.

Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический ,итоговый исамоконтроль .

Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. Общеизвестными видами текущей проверки являются: различные формы устного опроса, проверка письменных домашних заданий, контрольные (самостоятельные) письменные задания. Однако наряду с такими традиционными формами применяются и другие: проверка с помощью различных перфокарт, проверка выполнения задания с помощью компьютера и др. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.

Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом. Для эффективного применения формирующего контроля необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в измененной и новой ситуациях, что предоставит каждому учащемуся возможность полностью проявить уровень своей подготовки по теме.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Еще одна разновидность контроля – самоконтроль . Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т. д. Всё это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Рассмотрим наиболее используемые.

Нетрадиционные формы контроля.

В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их;

6) контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;

7) во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;

8) тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль;

9) правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность;

10) использование тестов на уроках оптимизирует процесс развития познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.

В определение теста входят:

Система заданий (все задания теста должны обладать системообразующими свойствами: принадлежать к одной теме или дисциплине; быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии); взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике);

Специфическая форма (форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной);

Определенное содержание (термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам);

Возрастающая трудность (последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от простого к сложному).

Тестовые задания - это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

По количеству заданий различают следующие виды тестов(по стандарту):

Короткие (до 20 заданий);

Средние (20-500 заданий); (по информатике 20-50)

Длинные (более 500 заданий); (по информатике более 50)

Тестирование имеет четыре формы:

1) закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта
ответа из нескольких предложенных);

2) открытые тестовые задания;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности. В
школах отдается предпочтение закрытой форме заданий, в которых
вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные
формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои
достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной
дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на
ручную или машинную обработку результатов. Теперь раскроем понятия
форм тестов.

Закрытые тестовые задания.

Исторически первой является форма заданий, где есть несколько готовых ответов, из которых только один правильный. Задания такой формы стали применяться с начала 20 -х г.г. и получили название закрытых.

Наименее удачными считаются задания с двумя возможными вариантами ответа, так как велика вероятность угадывания. Её можно снизить, указав не менее четырех ответов. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты. Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.

Открытые тестовые задания.

В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ (на отдельном листе).

Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.

Общие требования к тестовым заданиям и тестам:

Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

Формальная чистота.

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

Надежность.

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.

Краткость заданий.

Однозначность ответа.

Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким образом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.

Время тестирования должно быть минимальным.

2) Использование игр при контроле знаний учащихся

Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Современные уроки информатики значительно отличаются от других предметов своей направленностью на формирование практических навыков работы с компьютером, различными формами, приемами и методами обучения, в том числе и нетрадиционными. Одной из форм проведения таких уроков является игра.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игра по своей сути - сложный, многогранный метод обучения, который выполняет следующие функции:

Обучающую (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),

Развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

Воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

Мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение её в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Надо использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов (кроссворд, чайнворд, ребус и пр.).

Игр при контроле знаний можно использовать в качестве:

Контроля усвоения нового материала как одного из способов организации обратной связи.

Текущего контроля умений и навыков,

Контроля домашней подготовки,

Итогового контроля, после завершения изучения какой- либо темы. Использование игры на уроке не только способствует лучшему

усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике.

Учитель на уроках использует элементы игры, кроссворды, загадки, ребусы, старается преподнести новый материал в необычной форме: урок­сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.

Управление образования администрации Навашинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия

Творческая работа

«Контроль знаний, умений, навыков

на уроке информатики»

(Обобщение педагогического опыта)

Работу выполнила:

учитель МОУ Гимназия г. Навашино

г. Навашино

2008год
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I . Теоретические аспекты контроля знаний, умений, навыков учащихся.

1.1. Виды, методы, функции, формы и средства контроля 6

1.2. Особенности контроля знаний, умений, навыков на уроке информатики 12

1.3. Пути совершенствования контроля знаний, умений, навыков на уроке информатики 13

Глава II. Методические особенности организации контроля знаний, умений, навыков

учащихся на уроке информатики

2.1. Методические особенности использования тестов при контроле знаний 14

2.2. Методика организации зачетов на уроке информатики 20

2.3. Особенности составления контрольных работ 23

2.4. Лаборатороно-практические работы, как средство контроля

знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики 25

Заключение 29

Список литературы 30

Приложения 32

Введение

« Только тогда, когда педагоги будут знать,

что надо делать , они смогут делать »

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля это очень важные составляющие в учебном процессе.

Учащиеся воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. [№ 1, стр.153]

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Учащиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности , вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки. [№18, стр.67]

Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.

В настоящее время проверке, контролю стараются придавать деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются различные формы и методы проверки и оценки.

На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями. Я попыталась внести свой вклад в решение данной проблемы применительно к урокам информатики, сравнительно молодого учебного предмета, изучающегося в школе лишь с 1985 года. Преподавание этого предмета находится в стадии становления и имеет тенденцию постоянного изменения. Идет процесс накопления опыта преподавания информатики в различных образовательных учреждениях с различными системами образования и программами. Все вышесказанное и определяет актуальность темы данной работы.

Цель моей работы: показать методическую основу контроля знаний на уроках информатики, которую я использую в своей работе.

Объект исследования - процесс контроля знаний учащихся в обучении информатики в школе.

Предмет исследования - результат контроль знаний и умений учащихся по информатике.

Цель, объект, предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме контроля знаний учащихся;

– изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации контроля знаний учащихся по информатике;

– выделить основные направления совершенствования системы контроля;

– обобщить опыт составления и использования тестов;

– обобщить опыт использования зачетов;

– обобщить опыт составления контрольных работ;

– обобщить опыт использования проектов при контроле знаний;

– обобщить опыт составления и использования лабораторно-практических работ ;

– апробировать зачеты и тесты в школьной практике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы педагогического исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Элементы эмпирического метода исследования;

Наблюдение, изучение опыта осуществления контроля знаний в школьной практике;

Беседы с учителями информатики по проблеме, связанной с темой работы;

Обобщение собственного опыта работы по применению различных методов контроля в своей практике.

Глава I . Теоретические аспекты контроля

знаний, умений, навыков учащихся.

1. 1 Виды, методы, функции, формы и средства контроля

1. Виды контроля .

Дидактика выделяет такие виды контроля: текущий, периодический , итоговый и самоконтроль .

· Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.

Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. Для эффективного применения текущего контроля необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть. [№16, стр.12]

· Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в измененной и новой ситуациях, что предоставит каждому учащемуся возможность полностью проявить уровень своей подготовки по теме.

· Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

· Еще одна разновидность контроля – самоконтроль . Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

2. Методы контроля.

Методы проверки знаний: наблюдение, пользование книгой , устный контроль, письменная проверка, практическая работа , дидактические тесты, программированный контроль. [№11, стр.14]

· Наблюдение , то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности и самостоятельности. Целесообразно проводя наблюдение учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с их темпераментом, возрастом, полом, интересом к учебе, отношением к собственным успехам. Результаты наблюдений учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Самым большим недостатком данного метода является большая доля субъективизма и интуиции.

· Пользование книгой как метод проверки знаний и умений учащихся, чаще всего применяется при изучении языков и при проверке навыка поиска информации. Проверка последнего чаще всего осуществляется на уроках информатики в младших классах.

· Устный контроль , как правило, состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются устные индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные опросы. Основной формой устного опроса является беседа. Целесообразно применять различные техники опроса: карточки, игры, технические средства. Необходимо сводить к минимуму субъективизм учителя при применении данного метода.

· Письменный контроль позволяет глубоко и эффективно проверить знания учащихся. При письменном опросе используются перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос. Основными формами проведения письменного контроля являются домашние, классные, самостоятельные и контрольные работы. При проведении контроля целесообразно разбивать контролирующие вопросы на блоки по уровню сложности.

· Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных заданий. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, карт, чертежей, составление программ, и пр. Этот метод проверки удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний. На сегодняшний день, данный метод контроля является наиболее современным и жизнеспособным.

· Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения . Преимущества тестового контроля – объективность. Этот вид контроля снимает субъективизм эксперта – учителя, который имеет место в других методах.

Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Для решения проблемы интерпретации свободно конструируемых ответов используется целый ряд методик: распознавание по ключевым словам или буквосочетаниям, использование элементов искусственного интеллекта, позволяющих интерпретировать смысловые структуры человеческой речи, в том числе вводимой не с пульта, а через микрофон.

· С внедрением в педагогический процесс компьютеров, программированный контроль получил новый, мощный импульс и сегодня широко используется. Экономия времени, простота разработки методов, высокая эффективность, четкая постановка вопросов – таков неполный список преимуществ программированного контроля.

3. Функции контроля.

Важно, чтобы контроль и оценка знаний учащихся отвечали обще дидактическим требованиям и выполняли учетную, контрольно – корректирующую, обучающую, воспитательную функции. [№16, стр.33]

Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.

Контрольно – корректирующая функция обеспечивает обратную связь «учитель – ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса.

Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся.

Воспитательная функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности .

4. Формы контроля

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном две таких формы - фронтальная, индивидуальная. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т. д.

Для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой , разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т. д.); решение задач, примеров, написание, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т. д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при выполнении различных заданий; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т. д.

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему можно решить путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в схеме № 1

Схема № 1. «Формы контроля знаний»

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом.

5. Средства контроля.

Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения. Средства контроля различаются по деятельности, функциям: [№5, стр.52]

    По деятельности
Урочные - традиционные:
    Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные; Практические работы и лабораторные работы; Тесты; Самостоятельные задания; Зачеты; Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); Рефераты, доклады.

2.Внеурочные:

· Конкурсные проекты;

· Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:

· Круглые столы;

· Дидактические многофункциональные игры;

· по функциям:

· Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала;

· Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

· Корректирующий - исправление недостатков.

На каждую работу ребятам предлагаются задания на карточках. Для контроля знаний использую лабораторные работы, самостоятельные работы (по предложенному плану, по названию и цели лабораторной работы), отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты, проектные работы.

1. 2. Особенности к онтроля знаний, умений, навыков на уроках информатики

Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ведь при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала. При организации проверки знаний, умений, навыков на уроках информатики учитывается ряд особенностей этого предмета:

1) Курс информатики представлен двумя взаимосвязанными разделами:

    информационные технологии ; основы вычислительной информатики и техники

где компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки информации , применяющее новые информационные технологии:

Поэтому особое внимание при мониторинге обученности уделяется проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов

2) Информатика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: эксперимент (мысленный и компьютерный). (Например, в начальном звене – по теме «Исполнители и система команд исполнителя» ребята проводят целое исследование по созданию виртуального исполнителя и выполнения им возможных команд, записывают и зарисовывают в тетради, после дальнейшего знакомства с графическим редактором создают изображения на компьютере)

практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. [№11, стр.15]

При проверке знаний, умений, навыков учитывается оценка не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению учащимся предлагаются разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по информатике нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно учёт различных методических приемов, наиболее эффективных для каждой возрастной группы, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

1. 3. Пути совершенствования контроля знаний на уроке информатики

Важнейшей особенностью традиционных методов контроля и оценки подготовки школьников являлось то, что они были полностью ориентированы на некоторый максимальный уровень усвоения материала по информатике. Традиционная система контроля задавала высокий уровень требований и обеспечивала высокий уровень подготовки хорошо успевающих учеников. Эта система была жесткой для тех, кто шел ниже этого уровня. В настоящее время получение базового образования стало необходимым для каждого члена общества. В соответствии с этим вся методическая система перестраивается в плане обеспечения глубокой дифференциации обучения, учитывающей интересы всех групп школьников. Результаты такого контроля могут дать позитивную информацию только о подготовке учащихся, полностью справившихся с предложенными заданиями. В отношении же тех, которые не могут их выполнить. О них можно сказать, что они ничего не знают.

Традиционные подходы к контролю не удовлетворяли идеям уровневой дифференциации, а потому требуют пересмотра и улучшения в следующих направлениях:

· Увеличение информативности о достижении учащимися уровня обязательной подготовки и усиление полноты контроля;

· Переориентация на контроль и оценку по методу ‘’сложения’’ (отметка должна выставляться за достижение определенного уровня подготовки);

· Усиление дифференцирующей силы контроля;

· Ориентация на итоговые результаты обучения;

· Организация контроля на разных этапах обучения.

Считается необходимым при разработке содержания контроля знаний по информатике, что контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. [№ 1, стр.34]Именно полная информация об овладении обязательными результатами обучения дает возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований.

Еще один принцип контроля связан с отбором содержания заданий повышенного уровня: на повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала; здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний.

Задания повышенного уровня, предназначенные для включения в проверочные работы , представляют собой неоднородную массу и отражают разные уровни усвоения материала, постепенно нарастая по сложности.

На повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность определенного выбора с учетом индивидуальных особенностей его подготовки.

Глава II. Методические особенности организации контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроке информатики

2. 1. Особенности использования тестов при контроле знаний

В настоящее время для определения качества знаний учащихся на итоговой аттестации введен единый государственный экзамен, который предусматривает в основном тестовую форму проверки знаний выпускников. Приходится признать, что учеников надо психологически и технически готовить к такой форме проверки заранее, а не ставить перед фактом в конце 11 класса . Таким образом, тестовая проверка знаний признана одной из форм проверки знаний учащихся.

Текстовый контроль в настоящее время является одним из приоритетных направлений совершенствования методики внутришкольного контроля.

Тест - это стандартизированные задания, по результатам которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

К тестам я предъявляю определенные требования:

· определенность(общепонятность);

· надёжность;

· практичность;

· простота в использовании;

· прогностическая ценность.

При составлении тестов я учитываю также следующие требования:

Строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

Простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

Однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу.

При выборе критериев оценки тестов также учитываю и мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

· информационные навыки (узнает, вспоминает);

· понимание (объясняет, показывает);

· применение (демонстрирует);

· анализ (обдумывает, рассуждает);

· синтез (комбинирует, моделирует);

· сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Выполнение подходов и требований делают тесты объективным и действенным инструментом определения качества обучения на заданном уровне усвоения учебного материала.

Возникает вопрос: почему речь идет о каких-то специально составленных тестах, если до сих пор пользовались контрольными работами, после выполнения которых можно было установить, что усвоил, а что не усвоил учащийся. Действительно, проверив контрольную работу ученика, можно это сделать. Проблема в том, как объективно оценить знания и умения учащихся на заданном уровне усвоения учебного предмета.

Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Отличие заданий тестовой формы от обычных задач и упражнений состоит в том, что эти задания: имеют форму логического утверждения; кратки; включают варианты ответа или место для ответа.

Можно выделить (по) четыре основные группы заданий тестовой формы:

1) с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;

Такие задания являются наиболее распространенными. Основным недостатком заданий с выбором варианта ответа возможность угадать правильный ответ. В приложении №1 тест по теме «Информация» для учащихся 5 класса и тест по теме «Программное обеспечение персонального компьютера» для учащихся 7 класса . В приложении №2 в виде диаграммы представлен результат теста проведенного в 5, 7 классах на разных этапах усвоения материала:

· при повторении знаний;

· при контроле знаний;

· при закреплении полученных знаний.

Вывод: возможность применения тестовых заданий с выбором варианта ответа в курсе информатики достаточно широка. Применяется на различных этапах усвоения материала. Как показала практика, требуется адаптация младших школьников к такой форме контроля при обучении. Применение такого вида рациональнее в среднем и старшем звене.

2) с открытым ответом;

Если задания с выбором варианта ответа можно критиковать за возможность угадать правильный ответ, то здесь догадка исключена, поскольку ответ вписывается в отведенноё для него место. Например, элемент теста на тему «Виды информации»

1. Как вы думаете, к какому виду информации, обрабатываемой компьютером, относятся эти картинки:

___________ _________ ________ _________ ______

Использование заданий такого вида актуально для проведения текущих проверок усвоения предметной терминологии, определений, дат, формул. В 6 классе хорошо использовать при проверки знаний



error: Контент защищен !!