Тема свободы в поэме "мцыри". Урок-беседа Понимание свободы в поэме М.Ю

  • Категория: Сборник сочинений 5-11 класс

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. На мой взгляд, главной его темой является тема свободы, желание вырваться на волю. Герой поэмы - обобщённый образ, который очень близок по духу автору, самому Лермонтову. Он изображён энергичным, нацеленным на свободу.
В первых главах поэмы рассказывается о детстве героя - как он был привезён в монастырь, будучи ребёнком. Большая часть произведению - исповедь молодого монаха, в которой мы можем узнать его внутренний мир, и чювства, которые он испытал за три дня проведённые на воле. Юноша трепетно хранит воспоминания о родине, о семье, о том, как давно задумал побег. И вот в грозу, в "ужасный час", он вырывается на волю, его не пугает непогода. Он чувствует себя частью природы. Лермонтов красочно описывает встречу героя с юной грузинкой, его попытки найти путь на родину, превозмогая муки голода и трудности дороги. Кульминацией поэмы является схватка юноши с барсом, когда он познал напряжение битвы и радость победы. Но эта победа - завершение его радости. Выйдя из леса герой понимает, что снова вернулся к своей тюрьме, что все его надежды были напрасны. Поэма помогает нам проследить, как менялись его чувства: от мечты выбраться на волю, наслаждения свободой, до понимания невозможности найти путь на родину. Крах надежд приводит его к гибели. Он умирает не столько от ран принесённых барсом, сколько от того что не хотел снова жить в неволе.
Образ героя поэмы "Мцыри" очень трагичен. Поскольку он не может жить без свободы и вместе с тем никогда не сможет существовать на воле.

На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».

Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.

В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.

Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.

Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.

Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.

Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Заключение

Введение

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта, прозаика, драматурга, художника по праву занимает одну из высших ступеней в ряду русских классиков. Наследуя традиции гениального русского поэта А. С. Пушкина, творчество Лермонтова, являясь переходным звеном между романтизмом и реализмом, ознаменовало приход реализма. Его произведения, ознаменовавшиеся открытием новых форм и приемов в поэтике и прозе, оставили глубокий след на небосклоне русской классической литературы.

Вершиной творчества автора считаются поэмы «Демон» и «Мцыри», и роман «Герой нашего времени». Одной из главных тем в творчестве Лермонтова являются любовь к Родине, одиночество и тема свободы. Тема данной работы является актуальной, поскольку тема свободы до сих пор является одной из центральных в мировой литературе, ее пытались разработать многие великие писатели и поэты (Ф. Кафка «Замок», Е. Замятин «Мы» и др.).

Цель данной работы обозначить приемы и методы, с помощью которых автор раскрывает тему свободы в поэме «Мцыри».

Для того, чтобы достичь вышеуказанной цели нами был составлен следующий план работы:

1) Дать краткую характеристику творческой биографии М. Ю. Лермонтова;

2) Изучить историю создания поэмы «Мцыри»;

3) Дать характеристику художественно - композиционного своеобразия поэмы;

4) Раскрыть тему свободы в произведении;

5) Проанализировать и обобщить полученные выводы в заключении.

1. Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт

1.1 Краткая творческая биография поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов 3 (15) октября 1814 г. - 15 (27) июля 1841г. - великий русский поэт, прозаик, драматург, представитель славной пушкинской плеяды, произведения которого занимают почетное место в ряду русских классиков, появился на свет в Москве, в старинной дворянской семье.

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, умерла в юном возрасте, когда Михаилу едва исполнилось два года. После ее смерти, поссорившись с отцом Михаила - Юрием Петровичем Лермонтовым, капитаном в отставке, происходящим из рода обедневших дворян - воспитанием и образованием будущего поэта занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Все эти события наложили глубокий отпечаток на эмоциональный фон, в котором вырос поэт, его мировоззрение и характер, которые современники описывали, как «угрюмый, желчный, угловатый, насмешливый, острый на язык».

Детство Михаила Лермонтова прошло в именье бабушки, в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области среди певучих крестьянских напевов, сказаний о Стеньки Разине, великой красоты и просторов России. Несколько раз Арсеньева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Уже тогда Кавказ, занявший впоследствии одно из центральных мест в творчестве поэта, произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, он занимается живописью и музыкой, осваивает несколько языков. С 1828 - 1830 гг. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву и учится в благородном пансионе при Московском университете. Именно здесь он пишет первые свои строки и страстно увлекается творческими трудами Байрона, Пушкина, Грибоедова. Здесь возникает замысел и находит первое воплощение поэмы «Демон» - один из лейтмотивов в творчестве поэта. Его первые вирши выходят в рукописном пансионском журнале «Утренняя звезда».

В эти же годы он знакомится с семейством Лопухиных, и Варвара Лопухина становится главной музой поэта, к ней Лермонтов питает самые глубокие чувства, когда - либо вызванные в нем женщиной, пронеся их через всю свою жизнь. лермонтов мцыри свобода поэма

В 1830 г. он поступает в Московский университет, где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда имевшими огромное влияние на идейную составляющую студенчества.

К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) -- прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета, и оставляет его.

Этот же год - Лермонтов переезжает в Петербург, и по совету друга поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл по собственному выражению «два страшных года» 1832- 1834гг., заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер - офицера, а затем юнкера.

Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, пишет драму «Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др. По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В 1835 год - первая официальная публикация для широкого круга читателей, повесть М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек».

1837 год - переломный год для Лермонтова, после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли, поэт пишет стихотворение «Смерть поэта», которое моментально расходится в тысячах списках по столице. Лермонтов был арестован, и переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе.

Год спустя, в 1838 году, благодаря связям и ходатайству бабушки и Жуковского опальный поэт переведен в Новгород, а затем вновь в Царское Село. В это время Лермонтов входит в литературное общество Петербурга, посещает вечера, общается с Тургеневым, Белинским, который видит в нем «надежду русской литературы», начинает работу над произведением «Герой нашего времени».

Но в феврале 1840 г. - Лермонтов вновь становится центральным участником светского скандала - дуэлью с сыном французского посла Э. Барантом. Поэт был арестован за дуэль, и ему вновь грозит ссылка на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. По дороге в пункт назначения Лермонтов ненадолго останавливается в Москве, где впервые читает своим друзьям отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».

На Кавказе Лермонтов неоднократно участвует в боевых действиях, при этом свидетели неоднократно отмечают его незаурядную храбрость и мужество. К этому времени относится «Я к вам пишу случайно, право…», где прослеживается эволюция мировоззренческих устоев и творческих приемов поэта - отмечаются абсолютная бессмысленность войны, красота и сила природы, которую человек не в состоянии постичь, война предстает в истинном свете, не в свете фанфар, а с ее грязью, кровью, но при этом отмечается благородные черты простых солдат, их мужество и любовь к Родине.

1840 г. ознаменовался выходом в свет «Героя нашего времени». В 1841 г. Лермонтов получает двухмесячный отпуск и едет в Петербург. Во время возвращения обратно в полк, на Кавказ, в дороге Лермонтов почувствовал себя плохо, и вынужден был задержаться в Пятигорске, где происходит трагическая ссора с Мартыновым, и 15 (27) июля 1841 года поэт принимает смерть во время дуэли на горе Машук.

Поэт был похоронен в Пятигорске, но через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в родовое поместье Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

2. Тема свободы в поэме «Мцыри»

2.1 История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

2.2 Тема свободы в поэме и творчестве Лермонтова

В творчестве поэта с самого начала пути сформировались два образа, две темы, впоследствии, проложивших путь через всю жизнь Лермонтова, его искания и чаяния, и отразившихся как две модели жизненного поведения, а также в его представлении о самом себе. Тема избранничества во всем многообразии этого слова: от гордой отстраненности от мелких бытовых человеческих проблем до ощущения себя пророком, гонимым людьми, не способными понять его. И тема свободы, идеал, которой недостижим, даже если человек готов заплатить за него жизнью, как Мцыри, или вечным проклятием, как Демон. Отсюда и ощущение мировой скорби, вызванной устройством мира, где нет места могучей личности.

Образ Мцыри -- воплощение любимой мысли Лермонтова о невозможности примирения с насилием над личностью, о необходимости борьбы с любым видом гнета. Для героя Лермонтова нет «уважительной причины», чтобы покориться обстоятельствам. Хрупкий, болезненный Мцыри спасен «искусством дружеским», но ни «хранительные стены», ни сочувствие старого монаха, вырастившего его, не могут заставить его стать монахом и навсегда остаться в монастыре, что сулило ему жизнь спокойную, в кругу достойных людей. В его понимании монастырь -- тюрьма, подавляющая его стремление к свободе. Аскетическая жизнь монахов отвергает его желание жить ярко, полнокровно. «Три блаженных дня» наполнены именно такими впечатлениями: единение с природой, упоение битвой, ощущение собственной силы, нежное видение молодой девушки-грузинки. Трагически завершается бунт юноши: он фатально возвращается в своих блужданиях к стенам монастыря. Круг замкнулся, выхода нет.

Центральная тема произведения -- прославление мятежной, свободолюбивой личности. Поэма «Мцыри» замыкает в творчестве Лермонтова линию романтической героики. В отличие от «Исповеди», где герой, заключенный в темницу провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. В «Мцыри» любовная тема не становится центральной. Встретив девушку - грузинку, Мцыри преодолевает соблазн уединенного счастья вдали от родины. Главная цель героя -- единение с людьми, близкими по духу, обретение Родины.

Любовь к отчизне и жажда воли сливается для него в одну, но «пламенную страсть»: «Я знал одной лишь думы власть, // Одну -- но пламенную страсть: // Она, как червь, во мне жила, // Изгрызла душу и сожгла. // Она мечты мои звала // От келий душных и молитв //В тот чудный мир тревог и битв».

Монастырь становится для Мцыри тюрьмой, кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, и монахи -- трусливыми и жалкими, сам он -- рабом и узником. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством, трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь -- это продолжение их страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных людей.

Мы видим, как в этом произведении органично сочетаются основные темы и мотивы творчества автора: одиночество, образ Родины, ощущение обреченности душевного порыва, торжество и величие Бога и природы. Главным в этом произведении становятся мотивы движения к вечной цели - образу естественной и свободной жизни, слитой с природой, протест, призыв к избавлению от рабской неволи.

Творчество поэта как бы вобрало в себя дух эпохи, гениальному поэту удалось уловить настроение времени. Ясно понимая, что никакой реальной надежды на примирение с существующим миром нет и что трагическая развязка поединка мечты с реальностью неизбежна, Лермонтов выдвигает идею активного действия как образец подлинно человеческого поведения.

Заключение

Проведенный нами анализ поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова в аспекте приемов и методов, с помощью которых автор раскрывает тему свободы, позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Главная идея произведения невозможность примирения с насилием над личностью, необходимость борьбы с любым видом гнета. Центральной темой произведения является гимн свободолюбивому и мятежному герою - Мцыри;

3) Ясно понимая, что надежды на примирение с действительностью нет и не будет, Лермонтов все же противопоставляет обстоятельствам активные действия главного героя, чья сокрушительная и фатальная страсть приводит его к трагической гибели.

4) Поэма заканчивает период героической романтики в творчестве Лермонтова, и знаменует эволюцию автора при переходе к реализму.

Судьбой было уготовано прожить ему всего двадцать семь земных лет, но даже за этот кратчайший срок он сумел оставить великое наследие - неисчерпаемый источник вдохновения и силы, и обширное поле деятельности для исследований тончайших нюансов человеческой души.

Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями. Тематика его поэм «Демон» и «Мцыри» послужили основой творческих произведений многих авторов, и стали фактически самостоятельным явлением, например работы Врубеля. Стихотворения «Белеет парус одинокий» и «Выхожу один я на дорогу» вошли в сокровищницу мировой литературы.

Список использованной литературы

1) Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. С. 79.

2) Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. С. 312-313.

3) Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 635.

4) Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985г. С. 222-225.

5) Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.: Наука, 1964г. С. 190.

6) Новицкас Л.А., Першкина А.Н., Федотов А.С. II Международная конференция молодых исследователей Лермонтов и его литературное наследие // Вестник МГУ, 2011 г. Выпуск № 6. С. 213 - 215.

7) Терешкина Д. Б. Конференция М. Ю. Лермонтов и история // Великий Новгород, 2013 г. Выпуск №2. С. 251.

8) Кольовски А. А. Композиционный поэтический строй произведений М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГУ. 2012г. Выпуск №3. С. 18 - 20.

9) Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. 719 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - молодой послушник, горец. Особенности его образа жизни. Трагическая судьба мальчика и причины его смерти. Тема свободы и ее необходимости для человека, отражение данной категории в произведении Лермонтова.

    сочинение , добавлен 13.12.2012

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма.

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри". Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом.

    реферат , добавлен 08.09.2006

    Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

    научная работа , добавлен 15.03.2014

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Образ Кавказа в творчестве поэта. Описание М.Ю. Лермонтовым красоты кавказкой природы, быта, обычаев и нравов людей, живущих в этом краю. Развитие идеи мужества и протеста в поэме "Мцыри". Создание психологического стереотипа представления о Кавказе.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Русский поэт-романтик Владимир Ленский: анализ сильных и слабых сторон романтизма в поэме Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". "Русский Байрон" – Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэзия печали, гнева и одиночества: Мцыри как романтический герой.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Происхождение и детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова. Биографические сведения о его обучении и службе. Художественное творчество поэта, роковая дуэль и смерть. Обзор музеев имени Лермонтова. Историческое наследие рода Лермонтова в других странах.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Проблемы семьи, в которой родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспитание бабушки, получение гуманитарного образования. Осознание поэтического призвания. "Мцыри" - романтическое эпическое произведение. Дуэль поэта с Мартыновым.

Романтическая поэма «Мцыри» по праву считается одной из лучших в творчестве Лермонтова. В ней рассказывается о юноше, который всеми силами мечтает вернуться на свою родину. Трудно сложилась его короткая жизнь. Мальчик первые шесть лет своей жизни прожил среди вольных горцев, а потом, Мцыри попадает в плен и заболевает смертельной болезнью во время поезки с русским генералом. Монахи в одном из монастырей пожалели умирающего. Один монах, который вылечил мальчика, решил воспитать его, готовить к монашеской жизни. Но монастырское воспитание тяготило молодого человека. Как его ни приучали к монастыской жизни, юноша ни на секунду не забывает о родной земле.

Юноша страстно стремится на волю, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Несмотря на то, что монахи окружили заботой мальчика, уберегли его от гибели, он сравнивает себя с цветком, воспитанным в тюрьме. И правда, монастырь стал для молодого послушника подлинной тюрьмой, потому что его уклад и стены ограничили не только внешнюю, но и внутреннюю свободу Мцыри, потому что монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в настоящую тюрьму.

Монах, который воспитал юношу, был для него чужим. Мцыри страдал оттого, что некого назвать отцом и матерью, переживал от мучительного чувства одиночества, ему хочется любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Мысль обрести свободу страстно влечет его. За стенами монастыря неизвестная ему жизнь, связанная с приключениями и опасностями, но герой не боится. Это настоящая свобода, ради которой можно рисковать, подвергать себя смертельной опасности, наслаждаться полноценной жизнью. Мечтающий слиться с ветром и бурей, юноша презирает монахов, дрожащих перед раскатами грома. И не зря Мцыри выбирает для своего побега именно грозовую ночь. Реализовав свое давнее желание, молодой послушник убежал из монастырских стен, надеясь найти дорогу, ведущую его в родные края.

Однако радость свободы длилась всего только три дня. В разговоре с монахом, Мцыри говорит, что его жизнь без этих дней была бы пустой. Герою суждено было прожить несколько мгновений настоящей жизни. Всю жизнь в монастыре зачеркнули эти три дня. Оказавшись на свободе, юноша испытал огромное потрясение: его ошеломляет величие и красота кавказской природы. Действия развиваются среди пышно цветущих полей, причудливо окружающих горных хребтов. Герой представляет деревья братьями в круговой пляске, а горные хребты ему кажутся братьями в каменных объятьях. Только Мцыри одинок, он лишился родства с самого детства, никого у него нет. Естественно, что образы родства и единения вызывают вполне понятное желание молодого человека - восполнить свои связи с природой.

Сбежавшего юношу природа одаривает новым приливом сил, она дает отдых, утоляет жажду, разрешает прикоснуться к счастью любви. Следует заметить, что именно любовь помогла увидеть исключительные черты характера личности юноши. В первый день своих приключений, молодой человек сталкивается с красивой девушкой-грузинкой, пробудившая своим пением новое романтическое чувство в сердце героя. Лермонтов показывает, что только чистую и пылкую натуру может охватить страстная любовь. Но юноша не решился войти в дом девушки, потому что: для героя свобода оказывается выше любви. Как бы не был привлекателен зов покоя и счастья, Мцыри отказывается от личного ради исполнения своей цели.

Однако Мцыри заблудился, и его мечта о свободе была разрушена встречей с могучим барсом. Сражаясь с ним, юноша сам становится похожим на дикого зверя. Герой относится с уважением к своему противнику. В этом поединке наиболее сильно раскрывается суть героического характера Мцыри. Он победил в неравной схватке и смог найти в себе силы, чтобы продолжить путь. Но судьба смеется над героем. Тело молодого человека изранено когтями барса, поэтому юноша понимает, что в родные места ему уже не попасть и он должен погибнуть молодым, унеся с собой в могилу мечты о родине.

Свободолюбивая душа пленника так и не смирилась после долгих лет жизни в неволе. И, когда его обнаружили обитатели монастыря, умирающего и обессиленного, он отвергает все их духовные ценности. Он говорит своим тюремщикам о том, что и рай и вечность, все променял бы на несколько мгновений жизни на своей родине. И в этих словах слышны звуки победы молодости, здоровья и силы над ограниченностью, покорностью и дрожащей осторожностью размеренного уклада жизни в монастыре.

Он умирает непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями. Лишь об одном просит Мцыри монахов, чтобы его похоронили в том углу монастырского сада, откуда можно увидеть Кавказ. Его тайная надежда на милость прохладного, дующего с гор ветра, а вдруг ветерок донесет до могилы сироты слабый звук родной песни или обрывок горской речи.

Эта небольшая поэма Лермонтова всегда будет призывать читателя на подвиг во имя добра и свободы, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил..."

Иллюстрация к Поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»



error: Контент защищен !!