Индивидуального развития школьника. Программа индивидуального развития ученика
Программа индивидуального развития ученика
Разработчик программы: Протопопова Е.В.
учитель английского языка
Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:
1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.
2) углубление - более глубокое изучение материала.
3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Пояснительная записка
Актуальность.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Цель программы:
формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Задачи:
выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;
внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
расширить возможности обучения и самообучения;
отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.
Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
принцип развивающего обучения.
Позиция учителя:
инициирование субъектного опыта учения;
развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
самопознание, самоопределение, самореализация.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2013 – 2015 гг.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Прогнозируемый результат.
А) Будут развиты данные способности и умения:
1. Познавательные способности и навыки
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.
Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.
В) Успешная сдача ЕНТ.
Общие черты интеллектуальной активности учащихся:
конкретность мышления и способность к абстракциям;
быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 10 «а» класса Черепанову Алену, Силину Елизавету, Теселеву Дарью, Абдулфаизову Ирину, Гетманскую Яну с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
Характеристика
ученицы 10 «А» класса КГУ НИСЦРО»Восток»
Теселевой Дарьи
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Дарью привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении результата в сфере, которая ей интересна. Полина обладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными знаниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Дарью ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.
Диагностический блок
I этап – диагностический
Цель – углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)
Задачи :
Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
1.Характеристика познавательных процессов.
Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Сравнительный анализ результатов диагностики
Теселевой Дарьи
Качества
Уровень сформированности
в 10 классе
Уровень сформированности
в I полугодии 11 класса
Забота о своей школе
В делах класса участвует
Участвует в делах класса, привлекает к этому других
Любознательность
Сформирована
Сформирована в полной мере
Реализация своих интеллектуальных способностей
Хорошо учится под контролем
Учится без контроля, стремится к знаниям
Организованность в учении
На уроках внимательна
Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно
Саморазвитие
Во внеурочной деятельности участвует
Участвует в конкурсах различного уровня
Трудолюбие
Старается
Старается, привлекая своих одноклассников
Самостоятельность в труде
Трудится при наличии контроля
Трудится без контроля со стороны взрослых
Уважительное отношение к старшим
Уважает старших, не допускает грубость
Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам
Доброжелательна
Отзывчива к друзьям, является примером
Самоподготовка
Вышесреднего уровень
Полностью сформирована
Самодисциплина
В основном сформирована
Сформирована полностью
Соблюдение правил культуры
Нормы и правила поведения в основном соблюдает
Правила поведения соблюдает
Требовательность к себе
Проявляет себя в хороших поступках
Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся
Психолого-педагогические выводы:
У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
Разработать основные направления развития ребёнка:
Наблюдение
Тесты
Тренинги
Психические качества учащейся
Параметры
Оценка ученицы
Оценка родителей
Оценка класса
Оценка учителя
Познавательный интерес
Логическое мышление
Запоминание
Интеллектуальные способности
Речь
Внимание
Общая оценка
Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.
Задача учителя – повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.
(построение индивидуально-образовательной траектории)
II этап – коррекционно-развивающий
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)
Цели, поставленные на учебный год.
Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)
Рефлексия
Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:
Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)
Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)
III этап – саморазвитие
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
формировать культуру межличностных отношений.
Результативный блок
(подведение итогов работы)
IV этап – самооценка, оценка достижений
Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.
Написание творческой тематической работы.
Успешная сдача ЕНТ
Литература:
Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
Приложение 3
Индивидуальный план работы Теселевой Дарьи (11 «А» класс)
201 3-2014
201 4-2015
Мероприятие
Школьное
Областное
Республ. Междунар
Сроки участия
Школьное
Областное
Республ. Междунар.
Сроки участия
Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)
В течение года
по плану
В течение года
по плану
Работа в библиотеке, Интернете
В течение года
В течение года
Олимпиада по основам наук
Ноябрь, март
Октябрь, ноябрь
Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы
Март
Октябрь
Научно-практическая конференция
Апрель
Апрель,ноябрь
Конкурсы, фестивали, форумы
В течение года
В течение года
День консультаций – суббота
Приложение 5
Технологическая карта изучения темы
Теселевой Дарьи (9 «А» класс)
Название темы
План изучения темы
Основные вопросы
Понятия и термины, которые он должен усвоить
Практические работы
Список
необходимой литературы
Формы контроля
Задания для самопроверки
Приложение 6
Технологическая карта анализа результатов работы
Теселевой Дарьи (10 «А» класс)
Дата и время консультаций
Главные рассматриваемые вопросы
Время работы с темой по программе
Фактическое затраченное время
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
Невыясненные вопросы
Причины отклонений от сроков
«Трудный» ребенок - это не тот,
с кем трудно, а кому трудно.»
Пояснительная записка
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией жизни, однако последствия явлений предыдущих лет ещё не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
С каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребенка это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.
Учащиеся моего класса - это в большинстве случаев подростки из благополучных, хороших семей. Но есть и из трудных, кризисных семей. И чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первопричиной возникновения проблем подростка в школе, с друзьями, с взрослыми, а также с родителями. Асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье являются непосредственными факторами формирования личности каждого подростка. В этой ситуации все очевиднее становится то, что школа как социальный институт, обязана быть воспитывающей.
Эта программа индивидуального развития предполагает создание условий, обеспечивающих развитию личности обучающегося, обеспечение психологической, социальной помощи и поддержки, формирование общей культуры, усвоение основных норм и правил поведения. Формируя такую личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека с самобытной индивидуальностью, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга
Цель программы : формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.
- Формировать у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостную картину мира, адаптацию личности к жизни в обществе.
- Формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и к семье.
- Создать условия для осознанного выбора профессии и продолжения углубленного изучения предметов.
- Обеспечить социально-правовую защиту, психолого-педагогическую помощь.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.
Обоснование: Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:
- Ученица воспитывается в полной семье, где иногда происходят семейные скандалы.
- Ученица входила в «группу риска», часто пропускала занятия в школе.
- Ученица способна на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе.
Программа рассчитана на 2 года.
Участник программы – ученица 10 класса
Принципы программы:
1. Личностно ориентированный принцип:
а) принцип адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);
б) принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);
в) принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).
2. Принцип дифференцированности:
а) учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;
3. Принцип диалогизации:
а) позиции взрослого и подростка считаются равноправными;
4. Принцип последовательности и систематичности.
5. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.
6. Принцип комплексности (социальный педагог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)
Методы работы при реализации Программы
- индивидуальные беседы
- наблюдение
- тестирование
- метод незаконченных предложений
- анкетирование родителей и учащихся
- портфолио учащихся
- анализ участия учащегося в мероприятиях
Сроки и этапы реализации программы:
1этап - организационный (начало обучения в 10 классе)
- составление индивидуальная карта ученика (приложение № 1);
- изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты; (приложение №2)
2 этап - реализация программы (10-11 класс)
Реализация программы проводится по следующим основным направлениям:
1) «Я и моя семья».
- формирование уважения к членам семьи;
- воспитание семьянина, любящего своих родителей;
2) «Я и закон».
- упорядочить знания учащегося об уголовной ответственности несовершеннолетних;
- развивать представления учащихся о видах преступлений;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
3) «Я и моя личность».
- формирование потребности к самообразованию, воспитание своих нравственно-моральных качеств личности (совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие)
- создание условий самопознания с последующей самореализацией;
4) «Я и мои знания».
- воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии;
5) «Я и культура».
- воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей;
- формирование понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
6) «Я и мое Отечество».
- воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верности традициям старшего поколения, преданности Отчизне;
- воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.
7) «Я и мое здоровье».
- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры;
- воспитание стремления к совершенствованию физического здоровья.
Мероприятия по реализации программы (Приложение №3)
3 этап - мониторинг реализации программы (1 полугодие 11 класса)
- анализ и диагностика уровня воспитанности и обученности (приложение №4)
- карта успешности ученика (приложение №5)
Ожидаемый результат деятельности
- Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности.
- Усвоение учеником патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- Освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
- Выработать способность к самореализации и привычки контролировать себя.
- Стремление к здоровому образу жизни.
- Научить строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
Основные показатели личностного развития учащихся. Контроль и оценка личностного развития учащихся развития учащихся начальных классов.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Развитие - это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие, а значит, изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Развитие личности возможно только в деятельности. Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат.
Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.
Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.
Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание . Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.
Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.
Появление самоуважения , которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.
Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.
Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.
В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Самосознание и самооценка
В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится.
Личностная рефлексия. У детей младшего школьного возраста самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.
В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» основными показателями личностного развития учащихся являются:
- сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
- сформированность учебно-познавательных интересов;
- способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
- самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- адекватность самооценки;
- проявление творчества в различных видах деятельности.
Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.
Мониторинг личностного развития учащихся должен быть направлен на выявление индивидуальной динамики развития школьников
(от начала года к его концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учеников за текущий и предыдущий периоды, стимулировать развитие их способностей.
Личностные результаты.
1. Основными объектами оценки личностных результатов обучающихся являются внутренняя позиция, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения.
2.Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных ориентации, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и, др.)
Для оценки личностного развития применяются типовые методики:
Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределение, дошкольная самооценка, смыслообразование);
Выявление сформированности Я- концепции и СО (самоотношение);
Выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности;
Определение уровня сформированное учебно-познавательного интереса;
Выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности;
Выявление усвоения нормы взаимопомощи;
Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка, проводится в процессе систематического наблюдения за ходом развития психического развития в форме психологического консультирования и проводится психологом, имеющим профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Поэтому так важно привлекать учащихся к постановке целей и самому педагогу правильно их формулировать.
Цели, ориентированные на развитие личности (по материалам старшего преподавателя ГрОИРО Попенюк Л.П.)
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):
Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Создать условия для развития у школьников умения работать во
времени;
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие информационной культу-ры учащихся:
Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
Обеспечить у школьников развитие умений составлять простой
и сложный планы.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча-щихся:
Содействовать развитию у детей умений общаться;
Обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги-ческой речи.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
Создать условия для развития у школьников. умений «приоста-новить» свою деятельность;
Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые
моменты своей или чужой деятельности как целого;
Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять
любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
Обеспечить развитие у школьников умения объективировать
деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений
учащихся к окружающей действительности:
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого
предмета;
Помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава-тельные объекты;
Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле,
задаче, законе и др.);
Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать
познавательные объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова-тельской культуры:
Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Программа индивидуального развития ученика
Аннотация программы
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Актуальность проблемы
Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
4. содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
5. сохранение и укрепление здоровья учеников;
6. создание условий для активного сотрудничества родителей, детей и педагогов.
Рабочая гипотеза:
С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.
Принципы программы:
1. индивидуальность
2. учет возрастных особенностей детей
3. последовательность
4. преемственность
5. сотрудничество
6. успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся;
2. Эмоционально-личностная сфера;
3. Межличностные отношения;
4. Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы:
20учебные годы.
https://pandia.ru/text/78/008/images/image003_24.gif" width="576" height="288 src=">
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
Постановка цели на предстоящий учебный год;
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
1 Не всегда вовремя сможет получить необходимую информацию из той или иной области наук.
2. Посещает 2 кружка, есть вероятность переутомления.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешным».
Задачи:
1. формирование познавательных интересов;
2. развитие творческих и умственных способностей личности;
3. воспитание патриотизма;
4. воспитание здорового ребенка;
5. воспитание трудолюбия;
6. воспитание любви к природе;
7. адаптация ученика к современным условиям жизни.
Индивидуальный план развития "Хочу быть успешным ".
1. Какие цели ты ставишь в этом учебном году? Закончить учебный год на хорошо. 2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? 1 четверть: Очень хотелось дружить со всеми одноклассниками, принимать участие в различных мероприятиях. 2 четверть: Больше заниматься русским и английским языками . Думаю, что потребуется помощь со стороны родителей, и я сам должен приложить больше усилий. 3 четверть: Принять участие в школьных конкурсах, « Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка» и др. 4 четверть: Основательно подготовиться к написанию итоговых контрольных работ . Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.Учебный год я закончил на «хорошо». Активно участвовал в конкурсах и мероприятиях. В конкурсе «Моя родословная» занял 1 место в республике, участник конкурса «Я - исследователь» в районе. Принял участие в школьных конкурсах, « Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка». Значит, я могу, и у меня получается |
3 этап - контрольно-диагностический.
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка.
1. проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.
2. анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.
График компетентности ученика Ермолаева Владимира.
https://pandia.ru/text/78/008/images/image005_22.gif" width="549" height="547 src=">
Индивидуальные занятия по развитию потенциальных возможностей ребенка.
|
4 этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальных программ развития.
Задачи: 1. создание мотивационного поля;
3. сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
4. ведение документации (индивидуальный план, карта успешности).
5. предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей будет проводиться в апреле месяце учебного года.
"Карта успешности" ученика Ермолаев Владимира.
|
Заключение
Повышение психологической компетентности ребенка, обеспечивающей его толерантность, - забота взрослого: родителя, воспитателя, учителя.
Поэтому я стараюсь создать у детей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности. Необходимо создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них задатков, которые начинают пробуждаться, которые имеют большое значение для дальнейшего успешного продвижения детей в своей познавательной деятельности . Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь ему раскрыть таланты. Нам, учителям, необходимо уметь видеть творческие ростки в детях и развивать их. Для многих младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Человеку с творческим складом ума легко найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Каждый ребенок должен уходить домой с победой.
Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе.
Ребенок рождается для успеха!
Использованная литература:
1.Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день./ Н. Козлов.- М. ,2002.
2.Справочник классного руководителя(5-9 кл.)/под ред. . – М. ,2005.
3.Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей – М. : 2002.
4.Психологический справочник учителя./ , – М.: Просвещение 1991
5. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999. – 624с.
6. Александров как моральная ценность.// Аксиология
частное и общее. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242с.
7. Артюхова и воспитание // Педагогика. – 1999. –
№ 4. – С. 117 – 120.
8. Библер: диалог культур (опыт определения) // Во
просы философии. – 1989. - № 6. – С. 32-36.
9. Болотов В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культуроло-
гических основаниях базисного учебного плана общеобразова-
тельных учреждений Российской Федерации // Учительская га-
зета. – 1994. - № 6. – С. 12-13
10. Воспитание как возрождение гражданина,
человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: Изд-
во РГПУ, 1993. – 113 с.
11.Интернет ресурсы: http://*****/yandsearch ,http://mistress. *****/index, и т. д.