Комментарии. Джон Лильберн

Джон Лильбёрн. «Народное соглашение»

Программа левеллеров были сформулированы в многочисленных политических памфлетах Джона Лильберна, Уильяма Уолвин и Ричард Овертон. Найвлиятельной фигурой из них был Джон Лильберн (ок. 1614-1657 гг.) В 1630 г. Лильберн стал учеником торговца тканями в Лондоне, где он стал горячим приверженцем идей пуританизма. 1630 Лильберна был приговорен Звездной Палатой за распространение пуританских произведений. Приговор был достаточно жестоким - огромный штраф, публичное избиение бичом и пожизненное заключение. От верной гибели Лильберна спасла революция. Выйдя на свободу, Лильберн мужественно сражался в рядах парламентской армии против войск короля Карла I в гражданской войне. Вскоре он настолько отличился, что 1644 года в чине подполковника возглавил кавалерийский полк. Но будучи тогда еще кое-где индепендентом, Лильберн решительно отказался выполнять приказы пресвитерианского командования и в начале 1645 оставил армию. «Лучше, - заявил он, - копать репу и морковь, чем воевать за усиление той власти, которая сделает меня рабом».

Отложив шпагу, Дж. Лильберн взялся за перо. В течение 1645 - 1646 годах он пишет яркие памфлеты «Защита истинного права в Англии», «Анатомия тирании лордов» и другие, где излагается основное содержание политического учения левеллеров, основой которого была идея «народного суверенитета» и создания справедливой власти через «общественный договор». Понимая под понятием «народ» всех «свободнорожденных англичан, без учета их сословного и имущественного положения», Лильберн, а за ним и левеллеры, провозглашали: «Вся власть с самого начала должна исходить от народа. Свободный выбор народа и его согласие, которое выражает народ через своих представителей, является единственным обоснованием всякого справедливого управления ». Констатируя равенство людей от рождения, левеллеры делали вывод, что каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Следуя этому принципу, левеллеры были последовательными сторонниками республиканского строя, требуя не только уничтожения королевской власти, но и палаты лордов в парламенте. Среди других пунктов их программы значилось: отмена привилегий, внедрение всеобщего избирательного права для мужчин, справедливого налогообложения, социальной помощи для бедных, возвращение гражданам земель, изъятых во время заборний, реформа суда и права.

Для своего времени эта программа левеллеров была очень прогрессивной, но несколько ограниченной. К тому же левеллерами хватало последовательности. Например, во время дискуссии с индепендентами 1647 левеллеры согласились исключить из числа избирателей домашнюю прислугу. Ограниченность левеллеров оказалась и в решении аграрного вопроса - они даже не намекали на ликвидацию дворянского землевладения. Это оттолкнуло от левеллеров крестьянскую бедноту. Опорой левеллеров были мелкобуржуазные слои городского населения (ремесленники, мелкие торговцы), а также городская беднота. Социальная база левеллеров, таким образом, оказалась очень узкой, что в конце концов и предопределило их политическое поражение.Ещё в 1645 году в своем памфлете «Защита прирождённого права Англии» Лилбёрн резко критиковал палату лордов, формулируя положение о народном суверенитете. Лилбёрн писал: «Высшая власть -- в народе». От народа получил свою власть парламент, но народ не уступал ему верховной власти, то есть власть парламента должна быть ограниченной. Парламент «должен делать не то, что ему хочется, а то, что полезно для блага народа и не идет во вред народу». При этом Лилбёрн не допускал мысли об одновременном существовании палаты общин и палаты лордов. Лорды не были избраны, а значит они не облечены доверием народа, их власть является тиранической, значит их власть должна быть уничтожена наряду с властью короля.

Индепенденты выдвинули свой проект будущего устройства Англии, названный «Главы предложений». Этот проект предусматривал сохранение палаты лордов и сильно ограниченной королевской власти. По мысли индепендентов, вся исполнительная власть должна была принадлежать государственному совету, ответственному перед парламентом. Палата общин должна была избираться, причем избирательная система строилась на основе имущественного ценза. По существу речь шла о предоставлении избирательных прав только имущим.

Левеллеры и агитаторы выступили с критикой проекта индепендентов, сформулировав свои собственные требования в документе под названием «Дело армии». Это главным образом документ армейских левеллеров и агитаторов. Большое место отводилось здесь экономическим вопросам. Левеллеры требовали отмены монополии, уничтожения десятины, прекращения огораживаний, возвращения крестьянам отнятых общинных земель. Кроме того. «Дело армии» содержало ряд положений о будущем политическом устройстве Англии.

Индепенденты во главе с Кромвелем и Айртоном выступили с критикой предложений левеллеров. Развернулась весьма острая полемика вокруг «Глав предложений» и «Дела армии». Индепенденты решили созвать расширенное заседание, или конференцию общеармейского совета, чтобы там дать бой левеллерам и заставить их отказаться от своей демократической программы.

В ходе подготовки к конференции левеллеры выдвинули свой расширенный проект будущего государственного устройства Англии -- «Народное соглашение». Левеллерский проект предусматривал превращение Англии в республику, формально-юридическое равенство всех перед законом, отмену всех сословных привилегий и введение всеобщего избирательного права. По существу «Народное соглашение» предусматривало уничтожение палаты лордов и власти короля. Палата общин должна была иметь верховную власть в государстве «без всякого вмешательства какого-либо лица или лиц». В «Народном соглашении» отстаивался принцип невмешательства государства в дела религии.

Левеллеры назвали свой проект будущего устройства Англии «Народным соглашением»: они предлагали передать его на всенародное обсуждение, причем каждый, кто одобрял его, должен был поставить свою подпись. Борьба вокруг левеллерского проекта новой конституции развернулась на армейской конференции в лондонском предместье Путни.

Первые выступления на Путнейской конференции были посвящены вопросу о будущей форме государственной власти. Левеллеры требовали уничтожения королевской власти. Индепенденты же устами Кромвеля и его ближайшего помощника Айртона выступали за сохранение ограниченной парламентом королевской власти. Они доказывали, что англичане сроднились с определенными порядками, которые не следует резко изменять.

Еще более бурные прения вызвал вопрос о всеобщем избирательном праве. Левеллеры, ссылаясь на теорию естественного права, отстаивали принцип всеобщего избирательного права. «Мы считаем, что все жители, являющиеся англичанами по праву рождения, должны иметь права», -- заявили левеллеры. Индепенденты решительно отвергали аргументацию демократической партии. «Общего права для всех нет», -- заявили они. Избирательные права должны принадлежать людям, «в руках которых находится вся земля... или в руках которых находятся вся торговля и ремесло», -- заявлял Айртон. Индепенденты заявили, что ограничение избирательного права направлено на обеспечение внутреннего мира в государстве. Они обвинили левеллеров в том, что их предложения создают угрозу собственности.

Левеллеры отвергали обвинения, будто они покушаются на собственность. Будучи мелкобуржуазными демократами и стремясь достигнуть соглашения с индепендентами, они пошли на уступки и согласились лишить избирательных прав «подмастерьев, учеников, слуг и нищих». Таким образом, левеллеры были непоследовательны в своей борьбе за всеобщее избирательное право.

В конце концов, было решено составить компромиссные предложения и вернуться к вопросу о форме государственной власти. Но договориться не удалось. Борьба приняла столь острый характер, что Кромвель решился на роспуск общеармейского совета. Его место занял совет офицеров. В ответ левеллеры сделали попытку в ноябре 1647 г. поднять восстание солдат в защиту своих требований, но их поддержали лишь некоторые полки. Кромвелю удалось удержать большинство полков под своим влиянием. Дальнейшему обострению борьбы в армии парламента помешала вторая гражданская война.

Впрочем, в течение 1648-1649 гг левеллеры действовали очень активно. их союз с индепендентами обеспечил победу над войсками короля во второй гражданской войне 1648 г. По их непосредственного участия в Англии было установлено республику. Однако попытка навязать индепендентам свой проект будущей конституции Англии - «Народную соглашение», закончилась для левеллеров неудачей. Сначала индепенденты вообще объявили этот проект «мятежным» и запретили его. Впоследствии лидеры индепендентов О. Кромвель и Г. Айртон, боясь потерять поддержку в народе и в армии, склонялась в сторону левеллеров, согласились принять участие в окончательной редакции «Народного соглашения». Однако вторая и особенно третья редакции этого документа (соответственно в ноябре 1648 г. и в январе 1649 г.) сохранили лишь его название.

В ответ на действия индепендентов Дж. Лильберн решительно выступил против индепендентской республики с памфлетом «Новые цепи Англии» (февраль 1649 г.), за что был арестован и заключен в Тауэр. Однако и здесь он не прекратил борьбы. 1 мая 1649 с помощью своих соратников Лильберн опубликовал четвертая редакция «Народного соглашения» под названием «Соглашение свободного народа Англии». По сути это был манифест, обращенный к народу, призыв к борьбе за демократические преобразования. И народ откликнулся на этот призыв.

Джон Лильберн

С марксистской точки зрения

Лилберн (Lilburne) Джон (ок. 1614, Гринвич,-29.8.1657, Элтем, Кент), деятель английской буржуазной революции 17 в., руководитель и идеолог левеллеров. Младший сын мелкопоместного дворянина, Л. в 1630 был отдан в учение к лондонскому сукноторговцу. Примкнул к одной из пуританских сект. В 1638 был заключён в тюрьму. Освобождён по решению Долгого парламента в 1641. Активно участвовал в 1-й гражд. войне 1642-1646, дослужившись до чина подполковника. В 1645 отказался признать "Ковекант" и в знак протеста против политики пресвитериан вышел в отставку. В ряде памфлетов обосновал бурж.- демократич. идеи о нар. суверенитете и естеств. правах человека. Радикальный мелкобурж. демократ, Л. ставил на первый план задачу политических реформ. Он выступал против монархич. формы правления и существования палаты лордов, за республику, против всяких феод, привилегий, за равенство всех перед законом, защищал свободу религ. убеждений. Он отстаивал неприкосновенность личности и имущества, свободу печати. В условиях бурж. революции эти требования были направлены на полное уничтожение феод.-сословного строя и утверждение основ бурж.-демократич. республики. Важное значение для углубления революции имели требования Л. об уничтожении монополий и патентов, отмене десятины, облегчении налогового бремени. В то же время Л. выступал против ликвидации частной собственности. В 1646 по приказу палаты лордов Л. снова был брошен в тюрьму. Составленное в 1647 им и его соратниками "Нар. соглашение" явилось программным документом партии левеллеров. В 1648 Л. был выпущен на свободу. Резко критиковал позицию пришедших в 1649 к власти индепендентов, к-рые отвергли планы демократич. преобразований. В марте 1649 Л. был вновь арестован, заключён в Тауэр, но и здесь не прекратил борьбы. Весной 1649 он и его сторонники опубликовали "Манифест" и "Соглашение свободного народа Англии", содержащие изложение политич. и социально-экономических воззрений Л. и партии левеллеров. Суд над Л. (окт. 1649) превратился в его триумф и закончился оправдательным приговором. Однако в 1652 он был выслан из Англии. После возвращения на родину в 1653 был снова арестован. Несмотря на оправ дат. приговор суда, Л. почти до самой смерти фактически находился в заключении. При всей своей мелкобуржуазной ограниченности Л. сыграл огромную роль в англ, революции как один из самых ярких представителей демократического движения.

Г. Р. Левин.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 14. Куна – Ломами. – М., Советская энциклопедия. – 1973. – 624 с.

Лилберн (Lilburne), Джон (ок. 1614 - 29.VIII.1657) - деятель английской буржуазной революции 17 века, руководитель и идеолог демократической партии левеллеров. Младший сын мелкопоместного дворянина из графства Дергем, Лилберн в 1630 году был отдан в учение к лондонскому сукноторговцу. В Лондоне Лилберн примкнул к оппозиционно настроенным по отношению к режиму Стюартов и англиканской церкви кругам. В декабре 1637 года он был арестован и присужден к штрафу, публичному бичеванию и выставлению к позорному столбу, а затем заключен в тюрьму; освобожден по решению Долгого парламента в мае 1641 года. Лилберн активно участвовал в первой гражданской войне 1642-1646 годов, дослужившись до чина подполковника. После реформы армии 1645 года Лилберн отказался признать "Ковенант" и господство пресвитериан, вышел в отставку и целиком отдался политической деятельности; в это время он много общался с ремесленным и торговым людом Лондона.

В 1645-1646 годы Лилберн выступил с резкой критикой политики палаты лордов, а затем и пресвитерианского большинства палаты общин. В памфлетах "Защита прирожденного права Англии...", "Анатомия тирании лордов" и др. Лилберн обосновывал буржуазно-демократические идеи о народном суверенитете, о естественных правах человека. Основываясь на этих идеях, Лилберн выступает против монархии и палаты лордов, за республику, против всяких феодальных привилегий, за равенство всех перед законом, защищает свободу религиозных убеждений, неприкосновенность личности и имущества, свободу печати и другие личные свободы. В условиях буржуазной революции эти требования были направлены на полное уничтожение феодально-сословного строя и утверждение основ буржуазно-демократической республики. Важное значение для углубления революции имели и такие требования Лилберна, как уничтожение монополий и патентов, отмена десятины, облегчение налогового бремени "среднего и бедного люда". В 1646 году по приказу палаты лордов Лилберн снова был брошен в тюрьму. Но он продолжал писать свои страстные памфлеты, в которых резко выступал против политики пресвитериан и вместе с тем критиковал индепендентов за их пренебрежение к интересам широких масс населения и солдат армии. В 1647 году вокруг Лилберна и его соратников сложилась партия левеллеров. Выйдя на свободу в августе 1648 года, Лилберн призывал своих сторонников в первую очередь разгромить роялистов и пресвитериан, он тщетно призывал Кромвеля принять "Народное соглашение" и основные политические принципы левеллеров. Убедившись, что индепенденты, встав у власти, отвергли планы демократических преобразований, Лилберн дал резкую критику их действий в памфлетах "Новые цепи Англии" (26 февраля 1649 года) и "Вторая часть новых цепей Англии" (24 марта 1649 года). Вновь арестованный вместе с ближайшими политическими сторонниками (28 марта) и заключенный в Тауэр, Лилберн и здесь не прекратил борьбы. В апреле - мае 1649 года он и его соратники опубликовали "Манифест" и "Соглашение свободного народа Англии", в которых дается развернутое изложение политических и социально-экономических воззрений Лилберна и его партии. Лилберн и другие руководители левеллеров снова напоминали о своем плане политических преобразований и вместе с тем заявляли, что они за такие социально-экономические реформы, которые не затрагивали бы частную собственность. Суд над Лилберном (октябрь 1649 года) превратился в его триумф и закончился оправдательным приговором. Но в январе 1652 года он был выслан из Англии. Вернувшись на родину в июне 1653 года, Лилберн снова был арестован и предан суду. Хотя судом он в августе 1653 года был оправдан, но власти, опасаясь его популярности, приказали держать Лилберна в Тауэре. Отсюда он был переведен в замок на острове Джерси, а затем в Дуврский замок. Был выпущен на свободу незадолго до смерти; в конце жизни примкнул к секте квакеров.

Лилберн был радикальным мелкобуржуазным демократом, ставившим на первый план задачу политических реформ. Он был противником эгалитаризма и решительно отмежевался от диггеров. Но при всей мелкобуржуазной ограниченности Лилберн сыграл огромную роль в английской революции как один из самых ярких представителей демократического движения.

Г. Р. Левин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Памфлеты, М., 1937.

Вождь левеллеров

Джон Лильберн родился в 1618 г. Его отец Ричард Лильберн, мелкопоместный дворянин, имел небольшое имение в северном графстве Англии Дергем. Здесь, на севере, протекло детство Лильберна; здесь же, в местных городах, он получил первоначальное образование. Но его школьное образование продолжалось недолго. По распространенному тогда в среде английского джентри обычаю устраивать младших сыновей в торговле или промышленности, Джон Лильберн был отправлен отцом на выучку к одному богатому лондонскому сукноторговцу. В последние годы ученичества, продолжавшегося семь лет, Лильберн выполнял самостоятельно поручения своего хозяина, в частности, не раз совершал торговые поездки в Голландию. Жизнь в шумном столичном городе, возможность бывать за границей, а также частые посещения лондонской биржи, где можно было встречать людей самых различных наций, – все это должно было оказать немалое влияние на быстрое развитие юноши Лильберна.

30-е годы XVII в., когда формировались характер и мировоззрение Лильберна, были замечательными годами в истории Англии. Страна была накануне буржуазной революции. Выросшая и окрепшая буржуазия все более тяготилась королевским абсолютизмом. Еще с начала XVII в. буржуазная оппозиция вела упорную борьбу с королевскими министрами, требуя реформ и отказывая правительству в сборе налогов без разрешения парламента. В 1629 г., в результате особенно резкого столкновения с оппозицией, король Карл I разогнал непокорный парламент, после чего в течение 11 лет правил самовластно без представительного учреждения. Королевские министры незаконно собирали налоги и без всякого стеснения сдавали на откуп торговые и промышленные монополии. «Прямые посягательства Карла I на свободную конкуренцию все более и более подтачивали торговлю и промышленность Англии»001. В качестве послушного орудия абсолютизма большую роль играла английская государственная епископальная церковь. Стоявший во главе ее архиепископ Лоуд обрушивался свирепыми преследованиями на всех уклонявшихся от установленного культа и пытавшихся создать независимые от абсолютистского государства религиозные общины. Священникам предписывалось с церковных кафедр защищать и оправдывать королевский деспотизм. Однако число недовольных казенной церковью все увеличивалось. Пуританство – широкое общественно-религиозное движение, начавшееся еще в конце XVI в. и включившее в себя самые различные секты – от умеренных до самых крайних, – находило все большее распространение в среде буржуазии, близкого к ней нового предпринимательского дворянства, части крестьян и городских плебейских элементов. Лондон и его окрестности оказались особенно восприимчивы к новой идеологии, в религиозной форме отражавшие протест против феодально-абсолютистского строя. Впечатлительный, страстно увлекающийся Лильберн быстро оказался захваченным новым течением. Он лично познакомился с наиболее выдающимися пуританскими учителями, с жадностью поглощал пуританскую литературу, обычно печатавшуюся в Голландии, и скоро сам принял участие в транспорте и распространении запрещенных памфлетов. Епископским шпионам удалось, однако, выследить конспиративную деятельность Лильберна, и в декабре 1637 г. он был арестован. Девятнадцатилетний Лильберн на допросе держался очень смело, спорил со следователем и в конце концов категорически отказался отвечать на вопросы. Звездная палата – специальное учреждение по борьбе с религиозными и политическими преступниками – присудила его к высокому штрафу в 500 фунтов стерлингов, публичному бичеванию и выставлению к позорному столбу. Свирепый приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1638 г., после чего Лильберн был снова брошен в тюрьму, где и пробыл до начала революции. Лишь в мае 1641 г. он был освобожден по распоряжению нового, так называемого Долгого, парламента (собравшегося в конце 1640 г. и просуществовавшего до 1653 г.). первый из публикуемых ниже памфлетов, «Открытое письмо Джона Лильберна к тюремщикам Флитской тюрьмы» (написанное 4 октября 1640 г.), ярко изображает условия содержания политических заключенных в дореволюционной Англии, а также дает представление о несокрушимой энергии молодого Лильберна.

Летом 1642 г. в Англии началась гражданская война парламента с королем. Страна разделилась на два враждебных лагеря: развитый в торгово-промышленном отношении юго-восток, во главе с лондонской буржуазией, составлял области парламента; отсталый феодальный северо-запад держал сторону короля, переселившегося со своим двором из Лондона в Оксфорд. Джон Лильберн, естественно, не мог остаться в стороне от событий и принял в гражданской войне самое активное участие. В качестве младшего офицера он храбро сражался в нескольких битвах против кавалеров002 и в одной из них был ранен. Победа в первые годы войны склонялась на сторону роялистов, которые угрожали захватить самый Лондон. В ожесточенной схватке при Брентфорте, близ Лондона, Лильберн был взят в плен (ноябрь 1642 г.). кавалеры приговорили уже его к расстрелу, но в результате вмешательства парламента, предложившего обмен пленными, он был освобожден. По освобождении из плена Лильберн снова продолжал служить в парламентской армии. В 1644 г. он был уже подполковником и участвовал в крупной битве при Марстон-Муре (2 июля 1644 г.), где парламентские войска нанесли первое решительное поражение войскам роялистов. Начавшаяся борьба в рядах сторонников самого Долгого парламента заставила Лильберна весной 1645 г. оставить армию. Пуритане, действовавшие единым фронтом против абсолютизма в ранний период революции, к этому времени раскололись на два враждующих лагеря. Против господствующей в Долгом парламенте пресвитерианской партии (партии крупнейшей, преимущественно лондонской, торговой буржуазии) выступила другая партия – индепедентов, - партия средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии и ее союзника – нового дворянства, опиравшаяся в то же время и на демократические элементы – крестьянство, городские плебейские элементы. У Лильберна, сразу же занявшего место на левом фланге индепедентской партии, скоро возник крупный конфликт с пресвитерианским военным начальством – влиятельным лордом Манчестером и его правой рукой – полковником Кингом. Поддерживаемый Кромвелем, с которым он тогда находился в дружественных отношениях, Джон Лильберн резко критиковал поведение пресвитерианских лидеров, обвиняя их в сочувствии к кавалерам, недостаточной энергии и прямой изменен делу парламента.

Выйдя в отставку, Лильберн продолжал бороться с пресвитерианами, критикуя их политику нетерпимости в церковном вопросе. Он протестует против преследований пресвитерианами крайних индепедентских сект, стеснения печати, сохранения церковных десятин и установления, вместо старой епископальной, новой государственной принудительной пресвитерианской церкви. На этом основании он отказался подписать так называемый ковенант – союзный договор Англии с Шотландией для борьбы с королем, так как им предусматривалось установление пресвитерианства в обеих странах. От религиозной критики и выступлений против отдельных лидеров пресвитерианской партии Лильберн скоро перешел к критике деятельности самого Долгого парламента, руководимого пресвитерианами. О характере этой критики достаточное представление дает другой публикуемый памфлет – «Защита прирожденного права Англии» (датированный 10 октября 1645 г.). Памфлет подчеркивает верховную власть парламента. Но одновременно считает, что сам парламент связан определенными основными законами, гарантирующими вольности нации, отменить которые он (парламент) не имеет права. В числе реформ, предлагаемых Лильберном, стоят: реформа суда, установление полной религиозной свободы и свободы печати, уничтожение всех торговых монополий. Памфлет был написан Лильберном уже в Ньюгетской тюрьме (в Лондоне), в которую он был заключен по постановлению парламента 19 июля 2645 г. В середине октября он был освобожден, но его нападки на палату лордов, за которой он не признавал ни права высшего суда, ни права верховного законодательства, повели к новым репрессиям. 11 июня 1646 г. раздраженные лорды, при явном попустительстве Долгого парламента, приговорили Лильберна сразу к нескольким наказаниям: огромному штрафу в 4 000 фунтов стерлингов, заключению в Тоуэр (замок в Лондоне) на семь лет и лишению права занимать в течение всей жизни какую-либо гражданскую или военную должность. Но Джон Лильберн и их тюрьмы продолжал свои разоблачения пресвитерианского правительства. В том же духе писали его лондонские друзья памфлетисты Уильям Уольвин, Ричард Овертон, Томас Принс и другие.

К началу 1647 года вокруг Лильберна сложилась группа демократов, послужившая ядром для образования новой демократической партии, отколовшейся от индепедентов. Большое число сторонников Лильберна было в самом Лондоне и его окрестностях, чему немало способствовала давнишняя популярность Лильберна в массе лондонских ремесленных подмастерьев и учеников; но не менее велик был авторитет Лильберна и среди солдат кромвелевской армии, все более подпадавших под влияние «идей общего (равного) права». Летом 1647 г. в армии политическая жизнь била ключом. Кавалеры были разбиты. Сам Карл I находился в плену у парламента. Встал вопрос о выработке новой конституции и проведении ряда социально-экономических реформ, которые удовлетворили бы интересы крестьян и ремесленников, сражавшихся против короля. Солдатская масса, организовавшаяся с весны 1647 г. в особые солдатские (полковые и общеармейский) советы, принимала живое участие в обсуждении политических вопросов. Однако в армии скоро произошел раскол. Индепедентские генералы и высшие офицеры пытались в течение 1647 г. еще договориться с пленным Карлом I, надеясь восстановить его в качестве конституционного монарха. Вырабатывая новый проект конституции, индепеденты исключили предоставление избирательных прав широким массам. Это вызвало протесты со стороны наиболее сознательных солдат и демократической части офицерства. На армейской конференции агитаторов (делегатов от различных полков) вместе с генералами и офицерами, происходившей в местечке Петни в окрестностях Лондона 28 октября – 11 ноября 1647 г., левеллеры003 , «ученики Лильберна», выступали как уже вполне оформившаяся партия со своей собственной политической программой, изложенной в форме так называемого агримента (Agreement of the People), или Народного соглашения. Левеллеры требовали в ней установления республики и предоставления широкого избирательного права. Кромвель и другие индепедентские лидеры резко выступали против левеллерского проекта, считая его опасным для частной собственности. Не договорившись с индепедентами на конференции, левеллеры пытались добиться принятия армией агримента путем непосредственного обращения к солдатской массе. 15 ноября 1647 г. происходило собрание части армии близ Уэра (в графстве Гертфорд, около 25 км от Лондона), на котором несколько наиболее распропагандированных левеллерами полков потребовали от командования принятия Народного соглашения в качестве новой английской конституции. Кромвелль увидел в этой солдатской демонстрации не что иное, как бунт, и решил немедленно подавить его. Он арестовал ряд солдат-левеллеров, а одного из них приказал расстрелять.

Хотя Лильберн придавал большое значение этой солдатской демонстрации (он даже сам выезжал в Уэр и агитировал среди солдат, воспользовавшись временным освобождением из тюрьмы, откуда он был отпущен на поруки), – неудача уэрского выступления не сломила его энергии. Новая партия продолжала привлекать все большее число сторонников. Сами индепеденты скоро почувствовали необходимость союза с левеллерами, когда оказались перед угрозой новой гражданской войны с кавалерами (с весны 1648 г.). между обоими партиями произошло примирение. Разжалованные офицеры-левеллеры были возвращены на свои посты. Левеллеры, забыв преследования, оказывали индепедентам энергичную поддержку в подавлении кавалерского мятежа. При таких обстоятельствах 2 августа 1648 г. Лильберн, по постановлению парламента, был освобожден из тюрьмы, а приговор о нем палаты лордов аннулирован. Выпуская Джона Лильберна на свободу, пресвитерианские лидеры явно рассчитывали на то, что он по освобождении начнет немедленно нападки на индепедентов, в частности, на Кромвеля, и таким образом соглашение, установившееся между двумя партиями в связи с войной против «общего врага» – кавалеров, будет сорвано. Однако Лильберн в этот момент еще доверял Кромвелю. По выходе из тюрьмы он обратился к Кромвелю с письмом, в котором писал: «Будьте уверены, что если я когда-нибудь подниму на вас руку, то это случится лишь тогда, когда вы будете прославлены и покинете пути правды и справедливости. Если же вы решительно и беспристрастно захотите идти по этим путям, то я, несмотря на все ваши прежние жестокие меры против меня, до последней капли крови ваш – Джон Лильберн». Лильберн надеялся склонить Кромвеля и других вождей индепедентов принять свой проект Народного соглашения. Обсуждение левеллерского проекта новой конституции происходило в особой согласительной комиссии из представителей обеих партий с участием самого Лильберна в течение последних месяцев 1648 г. Однако переговоры оказались бесплодными. Индепедентские «гранды» в действительности вовсе не хотели проведения демократической конституции и старались переговорами лишь выиграть время, до тех пор пока им не удалось захватить власть в свои руки. К концу 1648 г. роялисты были окончательно разбиты. 6 декабря 1648 г. офицерами армии была произведена радикальная чистка парламента от пресвитериан (так называемая «чистка Прайда»). 30 января 1649 г. был казнен король, и в Англии установилась республика. Исполнительная власть была поручена властному Государственному совету, в котором большинство членов также было из индепедентов. Захватив власть, индепеденты резко изменили отношения с левеллерами и грубо нарушили свои прежние обещания относительно агримента. Вместо того, чтобы передать Народное соглашение на народный референдум, как этого требовали левеллеры, проект из согласительной комиссии был перенесен на обсуждение офицерского Военного совета, где подвергся серьезным изменениям. Когда Новое соглашение в таком искаженном виде было представлено в январе 1649 г. в парламент, Лильберн и его друзья выступили с решительным протестом. Острую критику офицерского агримента, а также полное освещение взаимоотношений левеллеров и индепендентов за период 1647–1649 гг. Лильберн дал в двух наиболее блестящих памфлетах, включенных в настоящий сборник, – «Новые цепи Англии», датированы 28 февраля 1649 г.) и «Вторая часть Новых цепей» (от 24 марта 1649 г.). оба памфлета написаны в форме петиций, обращенных к Долгому парламенту от имени «благомыслящих жителей» города Лондона и его предместий. Указывая на опасность военной диктатуры, Лильберн требовал в первую очередь упразднения Государственного совета, «угрожающего так явно тиранией» («Новые цепи»), а также созыва нового народного представительства, «справедливо избранного» согласно принципам Народного соглашения («Вторая часть Новых цепей»). В ответ на «скандальные и мятежные» памфлеты Лильберн и его друзья Уольвин, Овертон и Принс 28 марта 1649 г. были снова заключены в Тоуэр.

Арест Лильберна и других вождей левеллеров вызвал большое возбуждение в Лондоне, а также была подана петиция, подписанная 30 000 человек, в которой содержался протест против военной диктатуры и требовалось назначение открытого суда для разбора обвинений, предъявленных Джону Лильберну. Со своей стороны, не дремали и враги левеллеров, обвиняя Лильберна и его партию во всевозможных преступлениях, в связях с иезуитами, в атеизме, анархизме, в стремлении уничтожить всякую частную собственность. В таких условиях Лильберн и его друзья решили опубликовать «Манифест левеллеров» (от 14 апреля 1649 г.), в котором подробно отвечали на возводимые на них обвинения. Манифест имеет исключительное значение для понимания социальных взглядов левеллеров; в нем, между прочим, ясно отразилось их отношение к частной собственности. Последняя ими признавалась, а не отвергалась, в противоположность другой ветви левеллеров – так называемых «истинных левеллеров, или диггеров, выступавших в конце 1648 – начале 1649 гг. в различных, главным образом центральных графствах Англии и проповедовавших аграрный грубоуравнительный коммунизм. С той же целью уяснить, какие конечные цели преследуют левеллеры и «что в них главное», вожди левеллеров опубликовали 1 мая 1649 г. новую наиболее полную редакцию Народного соглашения. «Соглашение свободного народа Англии» подводит итог всей левеллерской публицистике и дает самое систематическое изложение политических взглядов Джона Лильберна. Этими двумя итоговыми памфлетами мы и заключаем наш сборник.

Дальнейшая судьба «честного Джона» была глубоко трагична. Предпринятое левеллерами в конце апреля – начале мая 1649 г. новое восстание против индепендентов (несмотря на его широкие размеры – на стороне левеллеров было не менее шести полков) было подавлено. Лильберн с друзьями продолжал томиться в Тоуэре. Когда в сентябре 1649 г. было подавлено еще одно возмущение солдат, расквартированных в Оксфорде, причем правительство обнаружило связь восставших с лондонскими подмастерьями, поклонниками Лильберна, Джон Лильберн и его товарищи были преданы суду по обвинению в государственной измене как «подстрекатели к мятежу». Суд, состоявшийся 24–25 октября 1649 г., оказался, однако, полным триумфом для Лильберна. Ведя сам свою защиту на основе старого статутного права, Лильберн выгодно использовал факт отсутствия против него свидетелей, которые могли бы указать на его непосредственную причастность к мятежу. Но самое главное – было настроение присяжных, к справедливости и полномочиям которых взывал подсудимый, что вместе с сочувствием к нему многочисленной присутствовавшей на суде толпы народа имело последствием полное оправдание Лильберна, а также Уольвина, Овертона и Принса. Когда был выслушан оправдательный приговор, толпа разразилась в честь его длительными и шумными овациями, а вечером Лондон был иллюминован. По постановлению лондонского городского совета была выбита даже медаль с изображением «свободнорожденного Джона» и именами оправдавших его присяжных. Левеллеры торжествовали. Но, по существу, это было последним крупным успехом Джона Лильберна.

Утомленный тюремным заключением и уставший от политической борьбы, Лильберн по освобождении из тюрьмы на некоторое время целиком погрузился в частную жизнь. В 1650 и 1651 гг. он проживал в своем родном графстве, где открыл мыловаренное заведение. Но уже в 1651 г. он вступил в тяжбу с крупным индепендентским вельможей сэром Артуром Гезльригом, членом Государственного совета и одновременно ньюкестльским губернатором. Борьба с всесильным «грандом», которого Лильберн смело изобличал в коррупции, хищениях и произволе, была использована врагами Джона, воспользовавшимися случаем, чтобы окончательно устранить его со сцены. На сторону Гезльрига стал сам Долгий парламент. В январе 1652 г. за петицию против Гезльрига, написанную Джоном Лильберном и поданную в парламент одним из его друзей, палата приговорила Лильберна к чудовищному штрафу в 7 000 фунтов стерлингов и изгнанию его навсегда из Англии. Почти полтора года Лильберн прожил в Голландии. 20 апреля 1653 г. в Англии произошел новый переворот. Кромвель разогнал Долгий парламент, потерявший к этому времени популярность даже в индепендентских кругах, и созвал новое собрание из представителей индепендентских религиозных общин, так называемый «Парламент святых», куда вошли частично и левеллеры. Лильберн счел для себя возможным при изменившемся политическом положении вернуться в Англию. Однако немедленно по возвращении (15 июня 1653 г.) он был арестован и предан суду. Новый суд, происходивший 13–20 августа 1653 г., так же, как и суд 1649 г., оправдал Лильберна. Тем не менее, Государственный совет отказался освободить его. В 1654 г. измученный Лильберн был переведен из Тоуэра в замок на острове Джерси, а отсюда в Дуврский замок, где и пробыл почти до самой смерти. Джон лильберн умер 29 августа 1657 г., когда ему еще не было 40 лет. Незадолго до смерти он вступил в мистическую секту квакеров, или «друзей внутреннего света», отрицавшую политическую борьбу и метод насилия004. К этому времени мелкобуржуазная левеллерская партия почти полностью распалась. В стране уже несколько лет царила откровенная военная диктатура «протектора» Кромвеля. Индепендентская партия, когда-то бывшая в союзе с демократическими массами, выродилась в партию крупного капитала, беспощадно преследовавшую остатки демократических организаций.

Несмотря на поражение левеллерской партии и глубоко трагическую судьбу ее вождя Джона Лильберна, левеллеры сыграли громадную роль в ходе английской буржуазной революции. Энгельс в одной из своих поздних статей так писал о роли народных масс в английской революции: «В кальвинизме005 нашло себе готовую теорию борьбы второе крупное восстание буржуазии. Это восстание имело место в Англии. Городская буржуазия дала ему первый толчок, а среднее крестьянство, йоменри (yeomanry) сельских округов отвоевало победу… Во всяком случае, только благодаря вмешательству этих йоменри и плебейских элементов городов борьба была доведена до решительного конца, и Карл I был возведен на эшафот»006.

Отражая интересы народных масс, левеллеры способствовали наибольшему углублению революции и наибольшему выкорчевыванию феодализма. Левеллеры, раньше чем какая-либо другая партия, потребовали уничтожения королевской власти, отмены палаты лордов, объявления Англии республикой, предоставления широкого избирательного права. И индепенденты в своих актах конца 1648 – начала 1649 гг. – удаление из парламента пресвитериан, казнь короля, отмена палаты лордов и провозглашение Англии республикой – фактически осуществляли то, чего левеллеры требовали еще почти за два года до этого. В социально-экономической программе левеллеров имелись такие требования, как полная свобода торговли и промышленности, возвращение крестьянам отнятых у них общинных земель, превращение копигольда (зависимого от помещика оброчно-наследственного держания) в полную крестьянскую собственность. Выдвигая проект новой конституции, в результате которой в Англии должна быть установлена демократическая республика, левеллеры тем самым ставили задачу разрушения до конца феодально-сословного строя Англии и обеспечения стране свободного капиталистического (без пережитков феодализма) развития. Именно в этом состоит самое важное историческое значение их проекта.

В оценке современных ему событий Лильберн не во всем был прав. В частности, его оценка Кромвеля периода 1648-1649 гг. носит односторонний и потому неправильный характер: во всех действиях крупнейшего вождя английской революционной буржуазии он усматривал только личное честолюбие, гордыню и лицемерие; Лильберн не понимал неизбежности и необходимости чрезвычайных, диктаторских мер и недооценивал той революционной роли, которую сыграл Кромвель в ниспровержении старого порядка. В беседе с английским писателем Г. Уэллсом товарищ Сталин говорил: «Вспомните историю Англии XVII века. Разве не говорили многие, что сгнил старый общественный порядок? Но разве тем не менее не понадобился Кромвель, чтобы его добить силой?»007.

Также мы не можем согласиться с Лильберном, когда он, сравнивая три партии – кавалеров, пресвитериан и индепендентов, – готов видеть в индепендентах «наибольшее зло»: «намерения этих людей (т.е. индепендентов. – В. С.)… превосходит по своему характеру и размеру всю порочность обеих партий, вместе взятых» («Вторая часть Новых цепей»). Здесь Джон Лильберн явно теряет историческую перспективу, не учитывая момента прогрессивности буржуазной индепендентской республики по сравнению с предшествовавшим ей строем.

Но Лильберн был глубоко прав, когда он в своих памфлетах отмечал нежелание победившей инюепендентской партии провести реформы в интересах масс, помогших буржуазии стать у власти.

В выступлениях Лильберна и левеллеров ярко отразилось характерное противоречие буржуазных революций, когда буржуазия, приходящая к власти при помощи народных масс, после победы вступает в резкое противоречие с этими демократическими массами.

«Буржуазия уже с самого начала, – писал Энгельс, – носила в себе своего будущего противника; капиталисты не могли существовать без наемных рабочих, и те самые условия, в которых средневековый цеховой мастер развился в современного капиталиста, заставили цехового подмастерья и не принадлежащего к цеху поденщика превратиться в пролетария. И хотя требования, которые защищало третье сословие в своей борьбе с дворянством, в общих чертах действительно соответствовали интересам различных слоев трудящегося населения того времени, тем не менее при каждом крупном восстании горожан вспыхивало самостоятельное движение того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Таково было движение перекрещенцев и Томаса Мюнцера в эпоху реформации и крестьянских войн в Германии, левеллеров – во время английской революции, Бабефа – во время французской»008. Дальнейшие события полностью подтвердили также опасения Лильберна относительно установления в Англии военной диктатуры. Во «Второй части Новых цепей» Лильберн еще в начале 1649 г. с удивительной прозорливостью писал: «Из последних их (офицеров. – В. С.) действий можно ясно заключить, что власть их в конце концов будет единоличной. Какова будет ее форма, это покажет время».

Политические взгляды Лильберна весьма интересны с точки зрения развития теории буржуазного демократизма. Частью еще в зародыше, частью уже в развитом виде в произведениях Лильберна и его единомышленников можно встретить все идеи, нашедшие свое классическое выражение в многочисленных декларациях и конституциях американской и французской буржуазных революций XVIII в. Таковы идея народного суверенитета (народ – источник всякой власти), теория общественного договора и естественного права, писаная конституция и основные неотчуждаемые права народа, всеобщее избирательное право и референдум, республиканская форма правления, разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная власти и их независимость друг от друга), личная свобода – свобода религиозных верований, печати, собраний, судебные гарантии, неприкосновенность личности и имущества, пропорциональность налогового обложения. Следует отметить и своеобразный переходный характер идеологии Лильберна. В стиле эпохи реформации он широко пользуется религиозными авторитетами, ссылаясь часто на священное писание и пользуясь излюбленными библейскими образами. Известное замечание Маркса о своеобразии идеологии английской революции применимо и к Лильберну: «Так, одним столетием раньше (по сравнению с французской буржуазной революцией. – В. С.)..., Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета»009. наряду с этим Лильберн часто прибегает и к другим авторитетам. В своих памфлетах он ссылается на английское статутное право («общее право страны»), различные средневековые хартии и законы, исторгнутые нередко силой у королей в результате многовековой классовой борьбы. Особенно часто цитируется знаменитая Великая хартия вольностей (1215), причем, как это вполне естественно для представителя XVIII в., Джон Лильберн толкует ее чрезвычайно широко, совсем иначе, чем ее понимали сами авторы – мятежные бароны XVIII в., подразумевавшие под «свободным человеком» не кого иного, как прежде всего феодала.

Лильберн также часто ссылается на естественное право («законы природы, которым обязан подчиняться человек») и право разума, что сближает его с более поздними политическими писателями-рационалистами конца XVII и XVIII вв. самая религия Джона Лильберна носит рационалистический характер и, по существу, сводится к определенным предписаниям гуманной морали.

Демократическая конституция Лильберна не была проведена в жизнь. Силы демократии оказались слабы перед объединенной мощью крупного торгово-промышленного и аграрного капитала. По существу проект левеллеров оказался утопией. И еще через 200 лет в той же самой Англии на иной ступени общественного развития, когда в рядах демократии решающую роль уже играл пролетариат, английскому чартизму пришлось в программе Народной хартии повторить в значительной степени те же лозунги великих демократов XVII в. (одногодичный парламент, широкое избирательное право и т.д.).

Историческое значение Лильберна заключается в его борьбе за осуществление идей буржуазной демократии. В конкретных условиях английской буржуазной революции середины XVII века Лильберн не мог возвыситься до сознания того, что его борьбе поставлены определенные пределы, обусловленные классовой структурой общества. Несмотря на свою мелкобуржуазную ограниченность, демократический идеал Лильберна носил прогрессивный характер. Жизнь и борьба Лильберна, этого великого демократа, приобретают особую актуальность в настоящий момент, когда звериный фашизм, уничтожив последние остатки демократии в Германии, Италии и ряде других стран, пытается отбросить человечество к мрачным временам средневековья.

Лильберн был крупнейшим публицистом своего времени. Ему принадлежат несколько десятков памфлетов. Часть памфлетов при его жизни издавалась по нескольку раз. Таким образом, публикуемые шесть памфлетов составляют лишь незначительную в количественном отношении часть его литературного наследства. Все же они дают представление о взглядах Лильберна на разных этапах его развития. За исключением второго памфлета, «Защита прирожденного права Англии», памфлеты даются в полном виде с выпуском лишь некоторых повторяющихся мест. С этой целью мы стремились подобрать наиболее яркие и в то же время наименее громоздкие произведения. Как автор Лильберн весьма своеобразен. Он пишет как истый трибун: захватывающе, страстно, убедительно. У него есть яркие образы и чеканные формулировки. Но он – не легкий автор. Структура его речи весьма тяжела, громоздка и отдает еще латинской конструкцией, характерной для литературного языка той эпохи. Лильберн также недостаточно систематичен: он часто повторяется, неожиданно перебегает от одной темы, от одного предмета к другому. Все эти особенности нам приходилось учитывать при переводе; в частности, мы стремились по мере возможности избегать длинных периодов и многочисленных придаточных предложений, характерных для оригинала.

В. Семенов.

Титульный лист "Декларации бедного угнетенного народа Англии", написанной в 1649 г.

Далее читайте:

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель).

Англия в XVII веке (хронологическая таблица).

Методика преподавания истории Англии .

Сочинения:

Лильбepн Д., Памфлеты, М., 1937. (в рус. пер.)

Литература:

Попов-Ленский И. Л., Лильберн и левеллеры, М.- Л., 1928;

Левин Г. Р., Демократическое движение в английской буржуазной революции, Л., 1973.

Джон Лильберн (англ. John Lilburne; 1614 - 29 августа 1657) - активный участник Английской буржуазной революции, лидер левеллеров, воевал в первой гражданской войне в чине подполковника на стороне парламента, в 1645 при формировании О. Кромвелем и парламентом армии нового образца ушёл с военной службы (несмотря на то, что ему предлагали высокий командный пост) по политическим и идеологическим соображениям (нежелание присягать Ковенанту), первоначально поддерживал партию индепендентов, позже один из идеологов радикально настроенной партии левеллеров (уравнителей).

Биография

Выходец из джентри. Принадлежал к нетитулованному дворянству, воспитывался в пуританской семье. Будучи подростком, он был отдан в ученики торговцу сукном. Постепенно Лилберн проникся идеями пуританизма. В 1630-х годах Лилберн активно выступал против епископальной церкви. За распространение пуританского учения ещё до революции его судили, бичевали плетьми, держали в тюрьмах. В последние годы своего ученичества он совершал поездки в Голландию для переправки в Англию печатавшейся за границей пуританской литературы. В 1637 году Лилберн был арестован по обвинению в распространении пуританской литературы и присужден к крупному штрафу, публичному бичеванию, выставлению к позорному столбу и заключению в тюрьму, и лишь в 13 ноября 1640 года был освобожден Долгим парламентом по протекции Кромвеля.

С началом Гражданской войны стал капитаном круглоголовых, которыми командовал граф Эссекс. Принимал участие в ряде крупных боёв, в том числе в знаменитых сражениях при Эджхилле и Марстон-Муре. В ходе войны он сумел отличиться: получил чин подполковника и возглавил драгунский полк. Однако в 1645 году Лилберн, будучи индепендентом, вышел в отставку, отказавшись подписать Ковенант, устанавливающий в качестве обязательной религии в армии пресвитерианство, что было одним из условий создания армии «нового образца».

В 1646 году за свои решительные выступления Лилберн был приговорен палатой лордов к тюремному заключению и огромному штрафу. Выпущен он был лишь в 1648 году. Составленное в 1647 им и его соратниками «Народное соглашение» явилось программным документом партии левеллеров. В 1649 подверг критике индепендентов и осудил казнь короля. Неоднократно заключался в тюрьму. В 1654 примкнул к квакерам.

Убеждения

Лильберн был защитником «древних прав и свобод Англии» и борцом против «последствий нормандского завоевания», то есть выступал за создание республики и предоставление населению широких демократических прав и свобод.

Борьба между ними осложнилась появлением демократической группировки левеллеров, или «уравнителей», виднейшим руководителем которой был радикальный мелкобуржуазный демократ и страстный борец за свободу Джон Лильберн.

Младший сын мелкопоместного дворянина, двенадцатилетний Лильберн был отдан на выучку к крупному лондонскому сукно - торговцу, по поручению которого не раз ездил в Голландию, используя эти поездки для распространения в Англии печатавшейся в Голландии пуританской литературы.

В 1638 г. Лильберн был сурово наказан и заключен в тюрьму, где содержался в одиночке, закованный в цепи, и лишь в мае 1641 г. был освобожден по решению Долгого парламента.
Лильберн принимает самое деятельное участие в гражданской войне, а после реформы армии выходит в отставку и целиком отдается политической борьбе, выступая на крайне левом фланге парламентского лагеря.

Уже в 1645 г. он выступает самостоятельно, с резкой критикой палаты лордов, формулируя в памфлете «Защита прирожденного права Англии» одно из важнейших положений левеллеров на одном суверенитете. В другом памфлете этого же времени Лильберн писал: «Высшая власть —в народе». Власть парламента должна быть ограниченной, единственным мерилом для него должно быть народное благо. Лильберн не допускает мысли, что рядом с палатой общин может существовать палата лордов. Власть лордов и короля является тиранической, она должна быть отменена.

Утверждая, что все люди «по природе равны» и что «никто из них не имеет по природе какого-либо превосходства и власти над другими», Лильберн выступает против всяких привилегий и феодальных титулов.

Горячий сторонник республиканского строя, Лильберн выступает и защитником личных свобод: свободы религиозных убеждений, неприкосновенности личности и имущества, свободы печати.

Наряду с Лильберном большую роль в формировании идей демократического движения и в идеологической подготовке левеллерской партии играли его соратники Ричард Овертон и Вильям Уолвин. Как и Лильберн, Овертон долго сидел в тюрьме и был освобожден лишь в сентябре 1647 г.

В своих страстных памфлетах 1645 г. Овертон недвусмысленно признает незаконность палаты лордов и королевской власти. Смело и открыто Овертон уже в 1646 г. резко критикует пресвитериан, политику которых по отношению к народу он называет «деспотической узурпацией». С гневом бичует Овертон «новых выскочек — пресвитериан», угрожающих свободе народа и его естественным, прирожденным правам. Овертон требовал отмены королевской власти. Он спрашивал: «Неужели нация не может существовать без короля?» Вслед за Лильберном Овертон отрицает и власть лордов. «Только вы избраны нами, народом, — писал он в обращении к нижней палате, — поэтому только вы имеете власть, связанную со всей нацией». Горячо отстаивая права личности, Овертон, так же как и Лильберн, относит к ним в первую очередь право обладания собственностью. В своем памфлете «Стрела против всех тиранов» Овертон признает собственность естественным и необходимым институтом. Еще до Руссо левеллеры считали, что уничтожение собственности было бы еще большим злом, чем ее существование.

Большую роль в формировании идей левеллеров сыграл также Вильям Уолвин. Во время гражданской войны он принимал активное участие в политической жизни, стал близким соратником Лильберна и Овертона и в ряде своих памфлетов выступает защитником свободы совести и страстным пропагандистом идей народного суверенитета.
Характерно, что Лильберн, Овертон и Уолвин постоянно ссылались на Великую хартию вольностей и рассматривали свою деятельность как борьбу за отвоевание и возвращение прежних свобод, которые были потеряны предками во время нормандского завоевания. Для них характерна идея о праве и обязанности граждан сопротивляться угнетению, идея, сыгравшая громадную революционную роль в самой английской революции, а впоследствии и во время американской освободительной войны.

Таким образом, уже в 1645 — 1646 гг., в период оформления самостоятельного демократического идейного течения, будущие руководители левеллерской группировки выдвигали антимонархические и республиканские по своему существу идеи, они отвергали власть короля и лордов, тем самым будущие левеллеры добивались уничтожения старой, феодальной политической надстройки. В. И. Ленин подчеркивал, что «монархия, сословность» являлись наряду с феодальным землевладением и землепользованием важнейшими элементами феодального строя.

Уничтожение «монархии, сословности» означало дальнейшее углубление революции. В 1647 г. левеллеры превращаются из идейного течения в партийную группировку. Тогда же появилось и самое название «левеллеры». Социально-экономическая программа сторонников Лильберна была весьма умеренной. Она с самого начала предусматривала уничтожение монополий и патентов, облегчение налогового бремени «бедного и среднего люда». В их программе были и такие требования, как возвращение крестьянам огороженной земли и превращение копигольда во фригольд, но эта программа отнюдь не предусматривала радикального решения аграрного вопроса, т. е. уничтожения дворянского землевладения.

Лилберн (Lilburne) Джон (ок. 1614, Гринвич,-29.8.1657, Элтем, Кент), деятель английской буржуазной революции 17 в., руководитель и идеолог левеллеров.


Младший сын мелкопоместного дворянина, Л. в 1630 был отдан в учение к лондонскому сукноторговцу. Примкнул к одной из пуританских сект. В 1638 был заключён в тюрьму. Освобождён по решению Долгого парламента в 1641. Активно участвовал в 1-й гражд. войне 1642-1646, дослужившись до чина подполковника. В 1645 отказался признать "Ковекант" и в знак протеста против политики пресвитериан вышел в отставку. В ряде памфлетов обосновал бурж.- демократич. идеи о нар. суверенитете и естеств. правах человека. Радикальный мелкобурж. демократ, Л. ставил на первый план задачу политических реформ. Он выступал против монархич. формы правления и существования палаты лордов, за республику, против всяких феод, привилегий, за равенство всех перед законом, защищал свободу религ. убеждений. Он отстаивал неприкосновенность личности и имущества, свободу печати. В условиях бурж. революции эти требования были направлены на полное уничтожение феод.-сословного строя и утверждение основ бурж.-демократич. республики. Важное значение для углубления революции имели требования Л. об уничтожении монополий и патентов, отмене десятины, облегчении налогового бремени. В то же время Л. выступал против ликвидации частной собственности. В 1646 по приказу палаты лордов Л. снова был брошен в тюрьму. Составленное в 1647 им и его соратниками "Нар. соглашение" явилось программным документом партии левеллеров. В 1648 Л. был выпущен на свободу. Резко критиковал позицию пришедших в 1649 к власти индепендентов, к-рые отвергли планы демократич. преобразований. В марте 1649 Л. был вновь арестован, заключён в Тауэр, но и здесь не прекратил борьбы. Весной 1649 он и его сторонники опубликовали "Манифест" и "Соглашение свободного народа Англии", содержащие изложение политич. и социально-эконо- мич. воззрений Л. и партии левеллеров. Суд над Л. (окт. 1649) превратился в его триумф и закончился оправдательным приговором. Однако в 1652 он был выслан из Англии. После возвращения на родину в 1653 был снова арестован. Несмотря на оправ дат. приговор суда, Л. почти до самой смерти фактически находился в заключении. При всей своей мелкобуржуазной ограниченности Л. сыграл огромную роль в англ, революции как один из самых ярких представителей демократического движения.



error: Контент защищен !!