Пробный вариант егэ. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

В сети довольно стремительно распространяются слухи о том, что в 2017 году появится еще один обязательный предмет — и им будет история. Выпускники российских школ, конечно, обеспокоены данной новостью, ведь всем известно, что история одна из самых трудных дисциплин.

Напомним, что до 2017 года ребята сдавали всего два обязательных предмета: русский язык и математику. Появится ли в этом списке еще и ЕГЭ по истории — 2017 год покажет. Кроме того, уже к 2022 году количество , увеличится до четырех.

Рособрнадзор планирует добавить иностранный язык, знание которого в наше время, крайне важно. Что же касается экзамена по истории, то уже готов ряд нововведений на 2017 год. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Мнение чиновников

Российские депутаты уверены, что история, это тот предмет, который должен быть изучен учениками досконально. Согласно проведенным статистическим исследованиям, большинство современных школьников плохо ориентируются в истории России, не могут назвать даже самые важные для страны даты. Этот факт чрезвычайно огорчает чиновников, ведь каждый гражданин обязан чтить и помнить, как вершилась история его Родины.

Именно из этих соображений, отныне российские ученики будут подвергаться тщательной проверке знаний в области истории, что, несомненно, поможет им в дальнейшем вырасти умными и всесторонне развитыми людьми. Кроме того, ученики должны ориентироваться не только в отечественной истории, но и в мировой, ведь некоторые вопросы на экзамене будут касаться и ее.

Если говорить про основные , то они прежде всего заключаются в том, что предмет намереваются сделать обязательным. Отныне во всех учебных общеобразовательных учреждениях страны, выпускники будут сдавать Единый Государственный Экзамен по истории. Такой способ проверки знаний, по мнению чиновников, является наиболее показательным и помогает оценить реальный уровень успеваемости ученика по этой дисциплине.

Еще одной важной поправкой в структуре экзамена является отмена тестовой части. Начиная с 2017 года, в испытании по истории появится устный блок, который сможет исключить момент угадывания и продемонстрировать, насколько ловко школьник маневрирует между основными историческими понятиями.

Насколько опасна устная часть

Отметим, что несмотря на все разговоры депутатов, устная часть в данном экзамене пока не утверждена официально. К тому же, сейчас необходимо провести несколько пробных версий, чтобы ученики оценили положительные (или негативные) стороны нововведения. На это же требуется некоторое время. Да и чиновники могут прийти к выводу, что процедура замены тестового блока окажется нецелесообразной и негативно отразится на успеваемости школьников.

Исходя из этого, не стоит поднимать панику раньше времени и сломя головы усаживаться за зубрежку книг по истории. Подходите к задаче спокойно и уверенно, тогда даже устная часть будет вам не так страшна. Только повторив по возможности весь пройденный материал, ученик может легко справиться и с тестами, и с устными вопросами.

Конкретные изменения в экзамене

Если говорить о самих изменениях в структуре, то они коснутся 1 и 2 части предмета. Из программы, которую ранее разрабатывал Рособрнадзор, уберут 22 задания. Но это не повод для безграничной радости, ведь на их место, специалисты планируют поставить задачи, которые смогут показать уровень знаний учеников в области исторических фактов, дат, культуры, явлений процессов и прочих данных.

Кроме того, в распоряжении выпускников окажется исторический источник, который они должны будут проработать и ответить на заданные вопросы. Задания представят как в форме кратких ответов, так и в форме предложений с пропусками для обязательного заполнения.

По предварительной информации испытание по истории также получит еще одну важную задачу — написание исторического сочинения на определенную тему. Тематика сочинения заранее будет обсуждаться с комиссией.

Кроме того, увеличится время, отведенное на прохождение данного экзамена. С 2017 года в распоряжении ученика будет 3 часа 55 минут. Это поможет школьникам хорошенько обдумать каждый из вопросов, не торопясь, тем самым они смогут претендовать на более высокий балл.

Реакция на нововведения

Новость о том, что в экзамен по истории планируется внести несколько поправок, вызвала массу негативных эмоций среди школьников. Обрадовались они лишь увеличенному времени. Негодуют не только ученики, но и их родители, ведь они понимают, что теперь нагрузка на их детей будет еще больше. Сейчас выпускники итак загружены домашней работой и подготовкой к ЕГЭ, поэтому родители крайне обеспокоены их здоровьем.

Данные новшества могут повлечь за собой дополнительные материальные траты со стороны семье. Так как история считается трудным предметом, родители стараются обратиться к репетиторам, чтобы те как следует подготовили чадо к выпускным экзаменам, — а это “удовольствие” не из дешевых.

В тоже время депутаты призывают всех граждан хранить спокойствие и направить энергию в нужное русло. Сейчас существует масса онлайн-источников для подготовки к ЕГЭ, кроме того, выпущены различные пособия и учебники, которые помогают узнать материал глубже и закрепить знания.

Еще один полезный ресурс — демоверсия экзамена. Она сможет показать ученикам, как именно проходит экзамен и даже получить примерную оценку. Все что требуется, это зайти на определенный сайт и начать проверку. Стоит отметить, что демоверсия доступна всем пользователям и предполагает неоднократное прохождение виртуального экзамена.

Как видим, дополнительный предмет не окажется обузой для школьника лишь в том случае, если он будет внимательно и систематически к нему готовиться. К тому же, на этот факт необходимо смотреть с позитивной стороны: дополнительный обязательный экзамен позволит формировать у учеников глубокие знания истории отечества, тем самым готовя сознательных и патриотически-настроенных граждан.

Видео новость, демоверсии

Каждый учебный год для родителей и учащихся выпускных, 9-го и 11-го класса, начинается с новостей и возможных изменениях в системе сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). В 2017 году ожидаются очередные изменения в образовательной сфере. С целью повышения качества образования и грамотности молодежи, планируется ввести третий обязательный предмет для сдачи ЕГЭ. Возможно, это будет история.

Новшества в системе Единого Государственного Экзамена

Анализ ЕГЭ проводится специалистами и аналитиками ежегодно по завершению тестов и оглашению результатов. К следующему учебному году вопросы экзамена и процедура корректируются. Последние новости обескуражили многих школьников. Планируется увеличение общего количества экзаменов. Существует мнение, что третьим обязательным экзаменом станет дисциплина на выбор. Большинство экспертов сходится во мнении по поводу утверждения истории в качестве предмета для сдачи ЕГЭ.

Достоверно известно, что изменения планируется ввести к окончанию 2016-2017 учебного года. Кроме дополнительного предмета для учеников 9-го и 11-го класса, сюрприз ожидает четвероклашек. По окончанию 4-го класса также планируется ввести сдачу ЕГЭ. Чиновники объясняют свое решение желанием усилить контроль за образованием. Таким образом, дети будут лучше учится, начиная с младших классов, и привыкнут с проверке знаний. Как следствие, ожидается снижение стресса среди выпускников и общее улучшение результатов экзаменов.

Чиновники не собираются останавливаться в планах на 2017 год. Изменения носят долгосрочный характер, с каждым годом планируется увеличение обязательного количества сдаваемых предметов. Так, выпускники к 2019 году обязательно будут сдавать ЕГЭ по 6 различным предметам. Часть дисциплин наряду с математикой и русским языком будет определена сразу, а часть ученики смогут выбирать по своему усмотрению.

Изменениям в 2017 году подвергнется структура сдачи русского языка. Рассматривается расширение билета новым заданием – устной частью. Таким образом, планируется повышение разговорных навыков у молодежи, способности высказывать свои мысли ясно и доступно для собеседника, т.е. экзаменаторов.

Реакция на нововведения

Новость о внесении изменений в систему сдачи ЕГЭ вызвала массу негативных откликов среди учеников выпускных классов и их родителей. Школьники сетуют на чрезмерную загруженность учебой сложности в подготовке к экзаменам 2017 года. Родителей заботит еще и материальная сторона вопроса, увеличение расходов на занятия с репетиторами, дополнительную литературу и постоянно увеличивающий стресс.

Опасения вполне обоснованы. Статистика определяет историю как один из самых сложных предметов для сдачи. Наиболее удачно выпускники сдают русский и английский языки. По математике, физике и истории за 2014 и 2015 годы набран самый маленький средний балл. Школьники уверены в том, что в 2017 году ситуация не изменится, история останется одним сложнейших предметов на ЕГЭ.

Чиновники и составители тестов призывают не реагировать на новости слишком бурно.

Изменения не доставят неудобств. ЕГЭ по истории будет содержать тестовую часть и задания с развернутым ответом. В процессе подготовки интернет источники предлагают бесплатные пробные тесты в нескольких вариантах. Такая репетиция позволяет снизить волнение и в спокойной домашней обстановке подготовиться к изменениям 2017 года. При возникновении сложностей следует помнить, что варианты ответов предлагают 1-2 заведомо неправильных ответов, которые легко исключаются. Из оставшихся вариантов выбирают наиболее приемлемый. Эксперты выражают уверенность в том, что ЕГЭ по истории не будет слишком сложным.

Нестандартное решение

Введение истории в качестве дополнительного (третьего) предмета в 2017 году, как обязательного для сдачи в рамках ЕГЭ, обусловлено несколькими факторами.

  • Снижение активности школьников. Система ЕГЭ предлагает кроме обязательных, сдавать предметы на выбор, в числе которых история, физика, химия и пр. Среди выпускников школ с каждым годом уменьшается количество желающих включать в экзамены необязательные предметы. Ученики предпочитают ограничиваться математикой и русским языком.
  • Ухудшение знаний по истории. Результаты недавних социологических исследований показали пугающе низкий уровень знаний по предмету. Так, около 22% опрошенных не смогли назвать дату начала Второй мировой войны. Часть опрошенных затруднилась назвать противоборствующие стороны. Логичным объяснением невысоких познаний в истории является факт пренебрежительного отношения к предмету. В качестве популярных источников достоверной исторической информации называют интернет, кинофильмы и телесериалы (60%).
  • Увеличение альтернатив при поступлении. Чиновники и специалисты в области образования уверены, что изменения 2017 года благотворно повлияют на возможность школьников поступать в высшие учебные заведения. Из-за страха провалить ЕГЭ многие школьники отказываются от возможности сдавать дополнительные предметы и оказываются в невыгодном положении при поступлении в ВУЗ.
  • Важность предмета для развития личности. Социологи считают знание истории государства важной составляющей развития личности. Последние новости говорят о том, что чиновники согласны с предложенным мнением. Планируется введение истории как предмета, который школьники будут сдавать обязательно с 2017 года.

Аналитики и эксперты по школьному образованию призывают родителей и выпускников не реагировать остро на новости об изменениях в ЕГЭ. Дополнительный предмет не станет обузой для учеников, а поможет лучше понимать исторические события и делать выводы. Окончательное решение и новые подобности касательно проведения ЕГЭ по истории будут известны в конце 2016-2017 учебного года.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.

Единый госэкзамен по истории вполне имеет шанс стать в 2017 году обязательным для сдачи всеми одиннадцатиклассниками. Минобразования всерьёз планирует увеличить количество обязательных экзаменов к 2022 году до четырёх против сегодняшних двух. К русскому языку и математике скорее всего добавятся история и иностранный язык. Слухи о том, что в 2017 году история дебютирует как предмет обязательный, ходят слишком упорно, так что вероятность этого очень высока. Разумеется, в такой ситуации информация о том, планируются ли в ЕГЭ по истории в 2017 году изменения и какие именно, начинает волновать абсолютно всех выпускников, а не только собирающихся сдавать экзамен по этому предмету гуманитариев.

ЕГЭ по истории как обязательный экзамен

Итак, какие причины существуют к тому, чтобы повысить статус экзамена по истории до обязательного? Официально говорится о том, что качество знаний по истории у молодёжи совершенно ужасающее. Даже абитуриенты, которые поступают в профильные вузы, демонстрируют полнейшую путаницу в фактах и датах и не имеют сколь-нибудь стройной картины исторического процесса в своей голове. Те же, кому история не интересна, и вовсе мыслят крайне странными и далёкими от реальности категориями, в полной красе демонстрирующими абсурд современного постмодернизма, каким он становится без знания фактической подоплёки.

Наверняка имеет место и ещё одна причина для особого упора на историю в школьном образовании. Правящая в России властная группировка чем дальше, тем больше может находить свою легитимность лишь в бесконечных войнах и опоре на “правильный” взгляд на отечественную историю. Как можно критиковать нас, говорит власть, когда вокруг одни враги, только и думающие о том, как разорвать на части страну. Эта нехитрая мысль использовалась ещё российскими царями, именно в таком ключе писались по их заказу исторические труды того времени. Поэтому россиянам предложено терпеть все лишения, низкое качество жизни, отвратительную медицину и отсталость страны, а любая справедливая критика и желание жить лучше становится посягательством на защищающую страну от агрессивных соседей власть. Разумеется, для прививания такого взгляда на саму себя, власть обязана “правильно” преподавать историю в школе и делать всё для того, чтобы этот школьный предмет вызывал повышенный интерес.

Даты проведения экзаменов

Министерство образования заранее опубликовало предварительный график проведения единых госэкзаменов в 2017 году. Запланирован досрочный и основной этап проведения ЕГЭ. Если график не претерпит изменений, то экзамен по истории в 2017 году состоится в следующие даты:

  • Досрочный этап: 16 марта, четверг (резерв: 3 апреля, понедельник).
  • Основный этап: 2 июня, пятница (резерв: 19 июня, понедельник).

Таким образом, если историю действительно сделают обязательным предметом, а запланированные даты останутся прежними, выпускникам 2017 года придётся туговато — ЕГЭ по этому предмету стоит через день после обязательного экзамена по русском языку и за три дня до обязательного экзамена по математике.

Изменения в ЕГЭ по истории

Разумеется, главное, что интересует выпускников и преподавателей относительно этого экзамена — это останутся ли в ЕГЭ по истории 2017 года тесты как способ проверки знаний одиннадцатиклассников. Судя по всему, в ЕГЭ по истории тесты мы не увидим, их заменит устный этап, а также задания на заполнение пробелов в тексте, либо задания, которые предполагают краткий ответ. При этом предложенных вариантов, как прежде, уже не будет.

Экзамен будет проходить 3 часа 55 минут. От выпускника потребуется знание дат исторических событий, а также сути этих событий и того, как они повлияли на дальнейшую историю. Нужно будет знать также главных персонажей истории и то, какой вклад они внесли в развитие своей страны и всего мира.

Помимо знания отечественной истории (включая историю российской культуры), необходимо и знание истории мировой. Два задания в экзамене будут посвящены именно ей.

По поводу того, какие подготовлены изменения в ЕГЭ по истории в 2017 году, последние новости говорят о том, что простого знаний фактов и дат будет недостаточно. Теперь выпускнику необходимо умение работать с историческими документами. По предложенному тексту выпускник должен будет определить автора текста, время его создания и тематику текста, то есть, то, о чём идёт речь, о каких именно исторических событиях.

По предложенной исторической карте экзаменуемый должен будет определить период истории, к которой карта относится, нанесённые на карте объекты, а также те исторические события, которые могут быть указаны на карте и то, как эти события повлияли на дальнейшее развитие истории.

Также выпускнику будет предложена какая-то историческая иллюстрация — от почтовой марки до карикатуры, по которой будет предложено сделать исторический анализ изображения.

Наконец, для получения максимального балла выпускник должен будет выполнить творческие задания, представляющие собой небольшие сочинения на историческую тему. В первом из них одиннадцатиклассник должен будет аргументировать свою точку зрения по тому или иному поводу, с упором на исторические факты. Второе подобное задание — историческое сочинение, написанное по предложенному структурному плану.

Это основные изменения в ЕГЭ по истории в 2017 году. Последние новости ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) позволяют сделать вывод о том, что описанная структура экзамена и перечень необходимых для проверки знаний утверждены окончательно, поэтому выпускникам следует готовиться к экзаменам согласно опубликованным ФИПИ кодификаторам.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Андреева-Волобуева. История (10-11) (У)

Атласы и контурные карты. История России. Историко-культурный стандарт

Линия УМК Киселева-Попова. История России (10-11)

Разбор ЕГЭ по истории 2017 г.

Как же успешно сдать экзамен по истории? Безусловно, любой человек скажет, что нужно хорошо знать историю, то есть знать основные исторические факты, термины, помнить даты, имена исторических личностей, понимать причинно-следственные связи событий и явлений, иметь хорошее представление о культуре нашей страны в разные периоды ее развития. Многие школьники и воспринимают историю как бесконечный набор имен и дат, а тех, кто выбрал историю в качестве экзаменационного предмета, воспринимают как «чудаков – ботаников».

В этой статье передо мной не стоит задача переубеждать скептиков, рассказывая и доказывая, как интересна и увлекательна история. Я хочу помочь решившимся на сдачу экзамена, показав ход рассуждений при решении различных заданий, что сделает экзамен менее «страшным». Ввиду того, что история, вероятно, станет обязательным для сдачи ЕГЭ предметом, статья будет полезна многим школьникам. Итак, приступим.

Перед нами демонстрационный вариант ЕГЭ 2017г., составленный ФИПИ. В нем 25 заданий, из которых первые 19 требуют краткого ответа в виде цифр или слов, а последующие 6 предполагают развернутый ответ.

Как сдать ЕГЭ и ОГЭ на 100 баллов: секреты учителей

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    1) Крымская война

    2) реформа патриарха Никона

    3) падение Византийской империи

    Для решения данного задания нам, конечно, нужно знать даты, но так как здесь требуется не сопоставление, а хронологическая последовательность, то становится немного легче. Крымская война, она же в европейской историографии Восточная, велась в середине XIX в. (1853–1856 гг. ). Реформа патриарха Никона была проведена в 50-е годы XVII в ., а падение Византийской империи случилось после захвата Константинополя турками-османами в 1453 г. Как видим, события сильно разнесены во времени, и восстановить хронологию несложно.

    Ответ: 321.

    Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Здесь опять даты, но уже сложнее – нужно точно соотнести с событием, а дат на две больше, чем событий. Однако, события очень известные, уж для тех, кто выбрал на ЕГЭ историю, точно. Первое упоминание Москвы в летописи – 1147 г. , Карибский кризис – конечно, Хрущев и 1962 г. , Бородинская битва и Отечественная война 1812 г. известны любому, Медный бунт при «Тишайшем» царе – 1662 г.

    Ответ : 2643.

    Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) XIX в.

    1) вольные хлебопашцы ; 2) министерства ; 3) декабристы ;
    4) третьеиюньский переворот ; 5) мировые судьи ; 6) октябристы .

    Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

    И вот термины! Вольные хлебопашцы появились благодаря указу Александра I 1803 г. , министерства почти тогда же – в 1802 г. , декабристами стали называть участников восстания декабря 1825 г. , третьиюньским переворотом называют резкое изменение закона о выборах в Государственную Думу, принятое Николаем II без согласования с самой Думой в 1907 г. , мировые судьи появились в России в результате судебной реформы 1864 г. , а октябристами называли членов партии «Союз 17 октября», созданной в 1905 г. Соответственно к XIX в. не относятся третьиюньский переворот и октябристы.

    Ответ : 46.
  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

    Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

    Как известно, период с 1565 по 1572 гг . в правлении Ивана Грозного называют опричниной. По поводу сути и мотивов опричнины у историков нет согласованной позиции, а вот с описанием ее нет особых проблем. Уехавший зимой 1564 г. из Москвы царь, наконец, объявил условия своего возвращения на трон: неограниченная власть, включая право суда над боярами, и разделение страны на «опричнину» под управлением царя и «земщину» под управлением Боярской думы.

    Ответ : земщина.

  2. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    В этом задании нам требуется сопоставить факт и процесс. Отталкиваться лучше от факта, но так как фактов меньше, чем процессов, то пойдем от обратного.

    А) Формирование и развитие законодательства Древнерусского государства связано с принятием «Русской правды» в XI в. Во-первых, это первый письменный свод законов на Руси (вот и формирование), а, во-вторых, Древнерусское государство просуществовало до начала раздробленности в XIII в. , значит, остальные факты не подходят хронологически.

    Б) Реформы Избранной рады проводились в начале правления Ивана IV Грозного. Одним из первых нововведений стал созыв первого Земского собора в 1549 г. , названного Собором примирения.

    В) Политика «просвещенного абсолютизма», те есть неограниченной монархии, формально опирающейся на законность и декларирующей главной целью достижение блага подданных, прочно ассоциируется с правлением Екатерины II. Созыв Уложенной комиссии (получила свое название, потому что должна была принять новое «уложение», то есть свод законов) произошел в 1767 г. именно в правление Екатерины II, уверенной, что правильные и современные законы помогут быстрому развитию страны.

    Г) Первыми революционными преобразованиями большевиков стали декреты «О мире» и «О земле», принятые на II съезде Советов в октябре 1917 г. после свержения Временного правительства. Они позволили большевикам получить широкую народную поддержку.

  3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса. …Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».

    «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1) Данный договор был подписан в Берлине.

    2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

    3) Данный договор был подписан в Вене.

    4) Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин.

    5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

    6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.

    Первый фрагмент является частью дополнения Парижского трактата, что и упомянуто в тексте. Парижский трактат был заключен между странами антифранцузской коалиции и Францией в 1814 г. после первого отречения Наполеона. После этого державы-победители уехали на конгресс в Вену решать судьбы Европы. Возвратили к старым, дореволюционным границам Францию, перекроили границы освобожденной от Наполеона Европы. Россия получила герцогство Варшавское, которое не желало смириться с вхождением в состав Российской империи и не раз восставало. Первое крупное восстание случилось уже в 1830-1831 гг.

    Второй фрагмент является частью Ништадтского мирного договора, заключенного между Россией и Швецией после окончания Северной войны в 1721 г. Это можно понять по упоминанию Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии – прибалтийских земель, вошедших в состав России, получившей, таким образом, выход к Балтийскому морю .

    Ответ:
  4. Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921–1928 гг.)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) утверждение частной собственности на землю

    2) введение хозрасчёта на государственных предприятиях

    3) денационализация тяжёлой промышленности

    4) появление кредитно-банковской системы и бирж

    5) отмена государственной монополии внешней торговли

    6) введение концессий

    НЭП – новая экономическая политика была принята на X съезде РКП(б) в 1921 г. Это было время завершения активной и масштабной фазы Гражданской войны победой красных. Для лидера большевиков В.И. Ленина становилась очевидной невозможность продолжения мобилизационной политики «военного коммунизма», позволившей снабжать армию и промышленность ресурсами во время войны, но неприемлемой для мирного времени. Требовалось перейти от принудительного труда и официального отсутствия товарно-денежных отношений к нормальным экономическим отношениям. Но советское правительство не могло полностью отойти от марксистских аксиом в экономике: государственная собственность на землю, крупные предприятия, государственная внешнеторговая монополия и т.д., поэтому изменения были половинчатыми. Был введен хозрасчет на государственных предприятиях, воссоздана кредитно-банковская система и биржи, концессии.

    Ответ : 246.

  5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

    А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

    Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

    В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.

    Пропущенные элементы:

    1) Ялтинская (Крымская)

    2) Н.Ф. Гастелло

    3) станция Прохоровка

    4) Тегеранская

    5) В.В. Талалихин

    6) разъезд Дубосеково

    Сложно подсказать какую-то логику решения данного задания. Здесь необходимо знать исторические факты. Конференция союзников по антигитлеровской коалиции в 1943 г. состоялась в Тегеране (существует даже фильм «Тегеран-43»). Одним из первых ночной таран совершил летчик в.В. Талалихин и не погиб в нем. Ну, а про битву у деревни Прохоровка в ходе Курского сражения грех не знать выпускнику школы.

    Ответ : 453.

  6. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Данное задание тоже требует знания исторических фактов, благо, что они довольно известные. Ледовое побоище прочно ассоциируется с Александром Невским. Одним из главных русских полководцев в начале Ливонской войны был Андрей Курбский, бежавший от опалы Ивана Грозного в Литву. В Полтавской битве участвовал ближайший соратник Петра I А.Д. Меншиков, армию Врангеля в Крыму разгромил один из известнейших красных командиров М. Фрунзе.

    Ответ : 4356.

  7. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

    «Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как Первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».

    Текст нужно читать очень внимательно. Отрывки выбираются не просто так, в них обязательно найдется «маячок». В данном случае речь идет о послесталинском периоде и человеке, который критиковал Сталина, занимая очень высокий пост. Уже явный намек на Н.С. Хрущева. Окончательно же нас должно убедить название поста, им занимаемого – Первый секретарь ЦК КПСС. Начиная с Л.И. Брежнева, руководитель страны именовался Генеральным секретарем ЦК КПСС.

    Ответ : Хрущев.

    ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
  8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

    Пропущенные элементы:

    1) принятие конституции США

    3) гражданская война в Англии

    4) окончание Столетней войны

    5) присоединение Крыма к Российской империи

    8) отмена крепостного права в России

    9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

    На мой взгляд, это одно из наиболее трудных заданий. Требуется знание дат не только отечественной, но и зарубежной истории. Единственная поблажка в том, что есть варианты для выбора и достаточно указать век. XIX в. в истории России – это, конечно, отмена крепостного права (1861 г. ). Владимир Мономах правил, практически, перед самой раздробленностью и это XII в. (1113–1125 гг. ). Присоединение Пскова (1510 г. ), наряду с Рязанью и Смоленском, к Московскому княжеству в начале XVI в. завершило процесс формирования единого русского государства. Примерно в это же время (1517 г .) в Германии священник Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов», что стало началом Реформации. И в конце XVIII в. (1783 г. ) Российская империя присоединила Крым, а в английских колониях в Северной Америке после революции и освободительной войны была принята конституция США (1787 г. ).

    Ответ : 862951.

  9. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

    «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не
    преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

    Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

    2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.

    5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

    6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

    Из этого большого и емкого текста можно сделать огромное количество выводов, поэтому лучше действовать методом исключения, анализируя предложенные варианты.

    1) – нет, описанные события произошли в 1917 г. после свержения царской власти, так как в тексте говорится об управлении политикой «безответственными общественными организациями» (по-видимому, речь идет о Временном правительстве и Советах).

    2) – нет, СНК – первое советское правительство было создано только в октябре 1917 г. на II Съезде Советов, а судя по тексту, в описанное время еще не случилось и «корниловского мятежа» в августе 1917 г.

    5) – нет, большевики не поддержали Корнилова, а всеми силами выступили против, так как Корнилов напрямую угрожал их существованию.

    6) – да, «решительные меры» Корнилова, шедшего с войсками на Петроград, не были осуществлены. Он был остановлен общими силами Временного правительства и Советов.

    Ответ: 346.

  10. Методическая помощь учителю истории
  11. Напишите имя главнокомандующего, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

    Перед изучением карты нужно внимательно прочитать ее легенду.

    Мы видим, что отдельно выделены русские княжества. Значит, речь идет о периоде удельной раздробленности. Обозначены осажденные города. Читаем их названия на карте: Коломна, Москва, Суздаль и т.д. Сопоставляем данные: кто в период раздробленности массово осаждал русские города? Монголы. Кто был их предводителем? Батый.

    Ответ : Батый.

  12. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

    Нам известно, что во время первого похода Батыя на Русь им были разгромлены города Владимиро-Суздальской Руси. Столица, город Владимир был взят штурмом в 1238 г. Именно он и обозначен цифрой 1 на карте. Помогает нам это определить и находящийся недалеко от него на севере г. Суздаль.

    Ответ : Владимир.

  13. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

    В XIII в ., а именно тогда состоялся поход Батыя, почти во всех русских княжества существовала монархическая форма правления с незначительными различиями. В Новгороде и Пскове же установилась республика, где горожане избирали себе должностных лиц. Цифрой 2 на карте обозначен Новгород.

    Ответ : Новгород.

  14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

    2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

    3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками.

    4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

    5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока.

    6) Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

    Снова работа с суждениями.

    1. – верно, именно в зимний период предпочитали нападать монголы, так как можно было не бояться распутицы и использовать замерзшие реки как дороги.
    2. – неверно, Козельск выдержал 49-дневную осаду, за что и был прозван моголами «злым городом».
    3. – неверно, до них Батый даже не дошел. Да и кроме того эти города принадлежали Новгородской земле, а Новгород сумел откупиться от разгрома.
    4. – неверно, раздробленность началась более чем за 100 лет до похода Батыя.
    5. – верно, именно с юго-востока, что понятно и по карте.
    6. – верно, Батый основал государство Золотая Орда, которому и были подчинены русские земли.

    Ответ : 156.

  15. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Вопросы по культуре относятся к числу наиболее сложных. Постараемся разобраться.

    А) «Слово о полку Игореве» написано неизвестным автором, и некоторое время считалось фальсификацией. В нем описывается неудачный поход князя Игоря Новгород-Северского на половцев в XII в.

    Б) «Домострой» – сборник поучений и правил ведения домашнего хозяйства, написанный священником Сильвестром для воспитания молодого царя Ивана Грозного, основанный на новгородских поучительных текстах.

    В) Картина «Боярыня Морозова» написана Суриковым. Боярыня Морозова – реальный исторический персонаж, одна из лидеров церковного раскола XVII в.

    Г) Роман «Тихий Дон» написал Шолохов, получивший за него в 1966 г. Нобелевскую премию.

    Ответ : 4365.

  16. Учимся работать с атласами и контурными картами по истории


  17. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    1) Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.

    2) Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.

    3) События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.

    4) Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.

    5) Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

    В данном задании мне представляется более удобным найти верные суждения, не тратя времени на анализ всех предложенных. На марке мы видим изображение маршала Тухачевского, расстрелянного в 1937 г. На марке указана и дата – 1963 г. , относящаяся к периоду правления Н.С. Хрущева.

    Ответ : 15.

  18. Какие из представленных монет посвящены юбилеям событий, произошедших при жизни военного деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите две цифры , которыми обозначены эти монеты.





    Итак, первая монета посвящена победе в Великой Отечественной войне в 1945 г. К этому моменту Тухачевский был мертв. Вторая монета издана в честь 170-летия российских железных дорог. Дорога Санкт-Петербург – Царское село была открыта в 1837 г., когда расстрелянный маршал еще не родился. Третья отмечает 100-летие российского парламентаризма. Парламент (Государственная дума) был открыт в 1906 г. Тухачевский был репрессирован в возрасте 40 с небольшим лет, соответственно Думу он застал. СССР создан в 1922 г., что тоже относится к времени жизни Тухачевского.

    Ответ : 34.

  19. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

    «XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

    Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

    Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

  20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

    Этот вопрос снова требует от нас внимательного чтения текста. Упоминаемые в нем понятия, какие как: «хозрасчет», «Закон о государственном предприятии», «кооперация», «индивидуальная трудовая деятельность» и, главное, «перестройка», позволяют определить период – это 1980 – годы. Государством в это время руководил М.С. Горбачев , а период его правления вошел в историю под названием «перестройка».

  21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

    Внимательно читаем и видим, что в тексте упоминаются: 1) внедрение новых методов хозяйствования, 2) реформы образования и здравоохранения, 3) расширение жилищного строительства.

  22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

    Несмотря на оптимистичный дух, которым пронизана резолюция партийной конференции, дела в СССР обстояли не столь радужно. Судорожные и зачастую плохо продуманные попытки реформирования советской экономики, которая даже в партийной резолюции названа «сползающей к кризису», успеха не принесли. Итогом стал острый экономический и социально-политический кризис, закончившийся распадом СССР .

    О причинах этого масштабного, во многом изменившего мир явления до сих пор идут споры на разных уровнях. Этот вопрос имеет очень сильную политическую подоплеку. На отношении к распаду СССР, зачастую, основаны различия между современными политическими партиями и движениями. Но постараемся быть максимально объективными и беспристрастными.

    1) К концу 1980-х годов советская плановая экономика исчерпала ресурсы для своего развития, она оказалась не в состоянии адекватно отвечать на меняющуюся экономическую ситуацию и конкурировать на равных с рыночными экономиками развитых стран.

    2) Несмотря на декларируемую монолитность советского общества, объединявшего народы с разными культурно-социальными традициями, внутри СССР назрели сепаратистские тенденции, поощряемые политическими элитами союзных республик, желавшими политической независимости.

  23. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем
  24. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

    Города на берегах рек возникали во многих странах по схожим причинам:

    1) вода необходима человеку самому и для ведения оседлого хозяйства (поливать растения, поить скот);

    2) реки на Руси имели первостепенное значение для торговли. Недаром, главные русские города располагались на водном пути «из варяг в греки».

    3) город, расположенный на берегу реки, имеет защиту в случае нападения врагов хотя бы с одной стороны (с других защитят крепкие стены).

  25. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

    «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

    Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.

    Аргументы в подтверждение:

    Аргументы в опровержение:

    Правление Александра III с легкой руки одного петербургского журналиста конца XIX в. стали называть «периодом контрреформ», с негативным подтекстом, но даже некоторые советские историки, несмотря на, в целом, отрицательное отношение к Александру III, признавали, что отдельные мероприятия его внутренней политики положительно сказались на развитии социально-экономическом развитии русского общества.

    Аргументы в подтверждение:

    1. При Александре III велось активное железнодорожное строительство, в том числе на государственные средства, что позитивно влияло на экономическое развитие страны.
    2. Началось формирование рабочего законодательства, облегчившего условия труда женщин и детей.

    Аргументы в опровержение:

    1. Была проведена городская «контрреформа», увеличившая имущественный ценз для избирателей, что ограничило социальную базу органов самоуправления.
    2. Был введен институт земских начальников, которые имели над крестьянином власть, подобную власти помещика над крепостным.
  26. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

    В сочинении необходимо:

    – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

    – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

    – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

    – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    Для написания сочинения я выберу период с марта 1801 по май 1812 гг. – «дней Александровых прекрасное начало», как определил его А.С. Пушкин в стихотворении «Цензору». Это время с восшествия на престол Александра I и, почти что, до начала Отечественной войны 1812 г.

    Поэт недаром так обозначил эту эпоху. Молодой император был полон идей реформирования России с целью приближения ее по уровню жизни к западноевропейским странам. Для этого, по мнению Александра I, нужно было в первую очередь ограничить самодержавие и уничтожить позорное крепостное право. И, если ограничивать самодержавие царю отсоветовал даже его воспитатель с республиканскими убеждениями Лагарп, то первый шаг на пути уничтожения крепостного права был сделан опубликованием в 1803 г. указа «О вольных хлебопашцах». Этот указ, ставший компромиссом между желанием Александра I по возможности полностью отменить крепостное право и боязнью возмущения дворян, разрешал помещикам отпускать крепостных на волю с землей и за выкуп. Несмотря на небольшое число освободившихся подобным образом крестьян, значение указа огромно. Император продемонстрировал обществу свое отношение к крепостничеству, и, кроме того, некоторые положения «Указа» были реализованы в крестьянской реформе 1861 г.

    Вторым лицом, определявшим образ эпохи, стал М.М. Сперанский. Выходец из семьи сельского священника сделал, благодаря своим талантам, головокружительную карьеру, став, по словам императора Александра I, его правой рукой. Император в первые годы своего правления еще не отказался от идеи реформировать архаичное российское государственное устройство. Блестяще образованный, обладавший исключительно глубоким умом, М.М. Сперанский вынашивал грандиозные замыслы преобразования российской системы управления: ограничения самодержавия выборным законодательным органом – Государственной думой, создание Государственного совета, объединяющего все ветви власти, предоставления всему населению гражданских прав, что, по сути, делало невозможной реализацию крепостного права. В жизнь воплотилось лишь создание Государственного совета в 1810 г. и только с законосовещательными функциями. Уступая давлению «высшего света», ненавидевшего выскочку-реформатора и обвинявшего его в связях с Наполеоном, Александр I накануне войны 1812 г. отправил М.М. Сперанского в ссылку. Его ум и преобразовательные замыслы в данное время оказались невостребованными, и это затормозило развитие государственности нашей страны. Многие идеи М.М. Сперанского будут реализованы, но только век спустя и под давлением первой российской революции. Будет и Государственная дума, и гражданские права населению, но слишком поздно.



error: Контент защищен !!