Чем отличается творчество от креативности. Что такое креативность? И как ее развивать? Последствия выполнения творческой деятельности

Творчество и Креативность

Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся в человеке.

Сейчас существует множество терминов и понятий которыми пытаются обозначить творчество, творческий процесс. На слуху у всех сейчас слово «креативность» (которое ввёл в своё время П. Торренс), «креатив» - это слово для многих стало синонимом «творчества», забывая, что не стоит всегда спешить обобщать и отождествлять разные понятия. Так, давайте, разберёмся что такое «творчество» и «креативность», чем они схожи и чем различаются.

Для начала мы разберёмся в существующих определениях понятий, затем приступим к сравнению и осмыслению.

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Твоpчество человека есть пpодолжение твоpчества пpиpоды. Твоpчество есть жизнь, а жизнь есть твоpчество. Твоpчество индивида опpеделяется уpовнем pазвития общества. Где догадка, там и твоpчество. (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

ТВОРЧЕСТВО - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Т. в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку, трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. Ю.А. Гусев



ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

Итальянский физик, Антонио Дзикики, дает определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Однако многие психологи не без оснований утверждают, что определение творчества как системы действий, приводящих к созданию нового продукта, нельзя признать удовлетворительным.

В психологии Творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.

Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность поисковой активности (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.). Под поисковой активностью в данном случае понимают вид активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.

Стереотипное, автоматизированное реагирование позволяет эффективно действовать и выживать в относительно стабильных условиях, максимально экономя силы и, главным образом, интеллектуальные ресурсы. Поисковая, исследовательская активность, напротив постоянно стимулирует работу мышления, создает, таким образом, основу для индивидуального программируемого поведения, что делает ее движущей силой развития и саморазвития индивида. Причем поисковая активность является не только гарантом приобретения индивидуального опыта, но и определяет прогресс популяции в целом. Поэтому, с точки зрения теории естественного отбора, наиболее целесообразно выживание тех особей, которые склонны к поиску и способны на основе добытых в ходе поиска знаний корректировать собственное мышление и поведение.

И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса

Значительная часть людей, как отмечалось неоднократно в исследованиях социологов и биографов, при выборе жизненного пути ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Поэтому одно из главных отличий творца - не просто отсутствие страха перед проблемной ситуацией, а стремление к ней. Обычно стремление к поиску, к разрешению проблемных ситуаций, сочетается со способностью использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность.

Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества. Таким образом, по Я.А. Пономареву, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности. Эта мысль созвучна утверждениям ряда зарубежных психологов, поставивших во главу угла при изучении творчества проблему латерального мышления (Э. де Боно, Г. Клюге и др.). Именно побочные продукты деятельности, по справедливому утверждению Я.А. Пономарева, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна.

К основным чертам творческого акта большинство специалистов с незапамятных времен относят бессознательность, спонтанность, неподконтрольность разуму и воле. Многие творцы, ссылаясь на собственные ощущения, утверждали, что, несмотря на то, что произведения сотворены ими лично, авторство тем не менее им не принадлежит.

В творчестве, по мнению В.Н. Дружинина, внешняя активность не главное, она лишь экспликация продуктов внутреннего акта, наиболее важна здесь активность внутренняя, ментальная. Внутренняя активность предполагает создание идеального образа мира, в котором разрешена проблема отчуждения человека и среды (В.М. Вильчек). В творческом акте, в какой бы сфере он ни протекал - художественной, практической или даже научной - бессознательному отводится особая, доминирующая роль

Творец часто получает значительно большее удовлетворение от процесса творчества, чем от его результата, а при выполнении деятельности с определенной целью возникает иной эффект. Чем больше вложено усилий в достижение цели, тем выше оказывается субъективная ценность полученного продукта. Отчасти в силу этого процесс творчества считается легким и приятным занятием, а продукты творчества кажутся сделанными легко, просто, естественно. Но творцы в процессе создания своих произведений часто работают как каторжные, отказываясь от многих радостей жизни, нередко подвергают свой организм опасным перегрузкам. Леонардо да Винчи, создавая «Сикстинскую капеллу», едва не стал инвалидом, у К. Брюллова во время работы над «Последним днем Помпеи» отнялась рука, от систематических перегрузок композиторы теряли слух, писатели - зрение. Несмотря на это, произведения, созданные ими, кажутся сделанными легко и просто. Это характерно не только для художественного творчества: крупнейшие открытия и изобретения, как правило, также выглядят легкими, изящными и простыми.

На долю разума или сознания в творчестве падает только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы результатам труда, отбрасывание лишнего и детализация. Сознание (сознательный субъект) в эти моменты пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Напротив, бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает продукт и представляет его сознанию (В.Н. Пушкин, В.Н. Дружинин). Совсем иначе, по утверждению психолога В.Н. Пушкина, выглядит осуществление рационально и сознательно управляемой, целенаправленной деятельности. В этом случае мы имеем дело с активностью сознания и рецептивной ролью бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.

Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Творческий подход - это когда совершаешь ошибки. Искусство - это когда знаешь, какую из них нужно сохранить. С.Адамс

Ущемление творчества является признаком падения человечества. - Н. Рерих

Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы. - Н. Бердяев

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. - Д. Голсуорси

Творчество обычно превращает первую половину жизни во вторую. В.Лукьянов

Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать. - С. Довлатов

Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. - С. Моэм

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. Пастернак

Творчество - это страсть, умирающая в форме. - М. Пришвин

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. - Р. Роллан

Творчество - всегда риск. - А. Рюноскэ

Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, - вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Все остальное вторично. - Г. Флобер

Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование – утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности.

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

А. С. Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

КРЕАТИВНОСТЬ

Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

Креативность [лат. creatio - сотворение, создание] - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

А.В. Юревич

КРЕАТИВНОСТЬ – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

КРЕАТИВНОСТЬ - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры.

КРЕАТИВНОСТЬ – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений

Креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).

ОТЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»

Чем же отличается креативность от творчества? Наверное, тем же, чем деятельность предпринимателя от деятельности созерцателя: креативность представляет собой изобретательность, находчивость, мобильность и решительность, направленные на реализацию каких-то определённых целей и извлечение пользы.

Подлинное творчество присуще созерцателю и связано, как минимум, с попытками глубокого осознания самого себя и своего пути, предназначения в мире, а, как максимум, – с поиском гармоничного, справедливого, доброго мирового и общечеловеческого устроения. Таким образом, креативность предпринимателя и творчество созерцателя – явления и понятия, которые находятся в отношении несовместимости.

Остановимся на основных понятиях антропологической теории творчества.
Творчество - это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания.

Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Креативность – целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов творчества и применения его для решения конкретных задач, из большого количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны постоянно изменяются.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации человеку (определением не является).
Память внимания – способность человека сохранять и использовать информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.

Логика – это связи участков памяти человека.

В антропологической теории творчества ставилась цель: развести такие понятия как «мышление» и «творчество». Так как наша теория отличается от общепринятых подходов, мы рассмотрим основные постулаты, концептуальная идея которых сводится к тому, что мышление и творчество – это разные области интеллекта человека. Мы постараемся это доказать чуть позже, а пока начнем с постулатов.

Постулат 1. В творчестве не может быть мышления, в мышлении не может быть творчества.
Постулат 2. Мышление «работает» с продуктами творчества, а творчество с продуктами мышления или с творческим продуктом (двойное творчество).

В антропологической теории рассматриваются способы обработки информации: невербальный (в творчестве) и вербальный (в мышлении).

В отличие от мышления творчество не создает новой информации, оно более качественно обрабатывает только ту информацию, которой человек владеет.

Мы считаем, что творчество - цель жизни: нужно делать то, чего еще никто не делал, нужно быть разработчиком, созерцание, поиск информации начинать не с книг, а с собственного понимания, которое затем сопоставляется с тем, что обнаруживается при чтении библиографических источников по данной теме. Человек привыкает к стереотипам, он считает, что хорошо изучил себя, свой внутренний мир и порой не имеет понятия о тайной вселенной, спрятанной внутри себя самого. Имя этой вселенной – творчество. В творческом процессе снимаются имеющиеся ограничения, в результате чего может быть получен творческий продукт. Ограничения, в данном случае, храняться в памяти внимания и влияют на управление вниманием человека. Под ограничениями следует понимать: элементы мировоззрения человека, установки, предубеждения и т.д.

Творческий продукт может быть получен только в состоянии творчества, нельзя на основе критериев творческого продукта создавать творческий продукт. Перечислим некоторые критерии творческого продукта: целостность; много скрытой информации; безличность или нейтральность (отсутствие отрицательного, может быть немного положительного); непредсказуемость; равнозначность (ничего явно не выделяется).

Творчество – это особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации. Творчество – это процесс, а еще лучше говорить состояние. Творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным, формируется креативность, опыт творчества.
Для творчества имеет большое значение объем накопленной человеком информации по исследуемой теме (то, что можно вспомнить без особого труда). Это означает, что в творчестве обязательна подготовительная стадия. В творчестве обрабатывается большой объем информации за маленький промежуток времени, а это возможно только в случае обработки невербальной информации.

Мы считаем, что понятие « творческое мышление» не желательно использовать в силу его некорректности.
Во-первых, творчество осуществляется без участия фокуса внимания, в мышлении же фокус внимания играет существенную роль. А одномоментно фокус внимания и отсутствовать, и присутствовать не может.

Во-вторых, творчество не может обрабатывать вербальную информацию. Языки создавалась человечеством и для человека. Творчеству эти языки «неизвестны». Нельзя «обучить» творчество этим языкам. Оно не может построить логику на основе информации представленной на этих языках. Творчество может работать только с невербальной информацией. Творческий продукт может быть вербальным. Мышление обрабатывает только вербальную информацию. Таким образом, обработка информации в творчестве и мышлении отличается.

Творчество и мышление – это разные сферы человека, и поэтому понятие «творческое мышление» некорректно. Более того, мы считаем, что творчество не является деятельностью. Деятельность состоит из действий, а те соответственно из операций. Что такое творческое действие и что такое творческая операция? Можно ли дать описание творческого действия и творческой операции? Если осуществлена некоторая деятельность, то можно представить каждый ее шаг, либо существует общее представление о ней. Творчество является «черным ящиком», человек не знает, как осуществляется обработка информации в нем, и, следовательно, представление об этом отсутствует. Допустим, известно, что происходит в «черном ящике», но в этом случае человек выйдет из сферы творчества, потому что начнет работать память внимания.

Креативное развитие будет возможным тогда, когда человек сделает это целью своей жизни, когда он предпримет колоссальные усилия в этом направлении, так как это обогащение человека знанием о творчестве.

Креативность – это работа с шаблонами творчества, подражание творчеству. Существуют «малые» и «большие» шаблоны, первые не имеют прямой практической пользы, но на их основе формируются «большие» шаблоны, которые подразделяются на относительно стабильные и нестабильные (создаются для каждого конкретного случая). Креативность не требует большой концентрации внимания в отличие от творчества. Преимущественно креативность используется для формирования стиля и формы представления содержания. Креативность, в отличие от творчества, не снимает временно имеющиеся ограничения, а наоборот добавляет их, для того, чтобы обойти некоторые из ограничений. Креативность начинает формироваться вместе с опытом творчества.

Творчество - это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству. На наш взгляд, у каждого человека есть свое представление о творчестве и творческом процессе, и в то же время истинное представление о творчестве находится внутри человека, оно как бы скрыто. В данном контексте уместна притча о том, как боги прятали тайну человеческого бытия от людей, и, перебрав большое количество различных потайных мест, решили спрятать ее внутри самого человека. Возможно, что пришло время попытаться разгадать одну из загадок природы, имя которой Творчество.

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с . Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества , обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид , а креативность – к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким , можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: , и .

Креативность и интеллект

Долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта - менее 100 % - тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является . Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого , которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность « », перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в и даже . Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют , снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений - освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь - и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства - цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности - не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Марина Никитина

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

23 марта 2014, 15:53

Это слово мы слышим все чаще и чаще. Нередко в резюме можно встретить формулировку: "креативный и оригинальный". Еще не до конца, но мы знаем, как это влияет на восприятие нашим потенциальным работодателем. Однако, на самом деле, что такое креативность? И с чем ее едят?

Согласно словарю, творчество - это "создание чего-то нового и оригинального". Расширяя и дополняя определение того, что такое креативность, можно утверждать, что это "психический процесс, деятельность, которая влечет за собой создание новых идей, концепций, или новые ассоциации, взаимосвязи с уже существующими идеями и концепциями". приводит к подлинно новаторским и эффективным решениям. Многие полагают, что термин "творчество" определяет то, что такое креативность в полном смысле. Это, по сути, просто способность создавать нечто новое.

Чем же отличается человек, который считается творческим, от всех остальных?

В своей работе "Творчество, креативность или постоянное нарушение?" психологи, занимающиеся этой проблематикой, указывают на то, что во многих странах используется слово "творческий" ("Creatifs", "creative", "Creativo"). Именно с точки зрения креативного самовыражения и творчества.

Однако, нельзя путать основные понятия. Существуют значительные различия между креативностью и креативность? Это функция, которая может характеризовать и и объект ее усилий (новые постеры к фильму, например, креативны). Тогда как творчество - скорее, процесс, своего рода явление, обещание, в то время как конкретная работа, как правило, связана с определенными решениями.

Очень часто бывает так, что мы указываем черты характера в резюме только потому, что так требуется. Неудивительно, что это будет иметь значение и для нашей работы, и для наших работодателей. Даже если нам кажется, что мы - мы представляем креативные резюме, на самом деле это может быть далеко не так. Существует негласный принцип: чем больше вы стараетесь, тем хуже вы выглядите. Поэтому следует очень хорошо продумать о том, как и в какой форме преподнести работодателю наши творческие способности. Что такое креативность в понимании потенциального шефа? Это умение мыслить нестандартно, находить выход из трудной ситуации, импровизация при поиске новых решений старых проблем.

Работодатель потребует от вас интересных предложений для решения проблемы и умения быстро справиться со сложной ситуацией. Поэтому, составляя резюме, не переборщите. Одно дело, когда вы преподносите себя, как человека свободной копирайтера, журналиста). В этом случае уместно все: креативные флешки на деловой встрече, нестандартное резюме, забавный сайт, который создан вопреки всем шаблонам. Но другое дело, если вы устраиваетесь менеджером среднего звена или даже просто рядовым сотрудником в государственное учреждение. Тут ваше резюме будут просматривать работники отдела кадров, которые могут быть очень далеки от полета мысли и любые "странности" просто отклонят без указания причины.

Тем не менее, всегда стоит упомянуть о том, что вы можете создавать новые произведения (пусть это будет программа или проект), усовершенствовать процесс и процедуры. Вообще говоря, весь ваш опыт, который говорит об "улучшении" любых показателей, будет воспринят позитивно. Работодатель потребует от вас повышения эффективности некоторых мер, создания новых текстов, проектов, идей, проработки деталей. Поэтому ему не нужно объяснять, что такое креативность - он знает, что именно поможет ему добиться процветания предприятия.

Существует и ряд способов развития К примеру, случайный ввод. Выберите основной элемент, который определяет проблему, а затем найдите совершенно случайные примеры, несколько слов из словаря. Далее мы будем рассматривать связь между ними. Это упражнение очень помогает активизировать Использование обратного мозгового штурма позволяет определенные задачи заменить противоположными обратными - когда мы отвергаем очередную версию, тем самым мы определяем, что является для нас наиболее важным.

Еще одна техника - это медленное постепенное записывание. К примеру, в течение определенного периода времени (30 минут, 1 час) мы записываем на листе бумаги только наши идеи, связанные с задачей, не думая о том, являются они разумными или нет. Не анализируйте. Такой подход к поиску решений широко используется в психологии успеха.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Творчество — психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.


Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Творчество находит свое отражение и в методах, применяемых в психологии, в частности, арт терапия.

Арт терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством - это:

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • фототерапия;
  • сказкотерапия;
  • музыкотерапия.
Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Ее отличает наиболее комфортная для клиента форма коррекции.
Арт терапия помогает людям избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, облегчает отреагирование переживаний, способствует изменению поведения, активизирует творческие силы. Терапевтические методы психологии творчества: игротерапия, изотерапия, куклотерапия, фототерапия, цветотерапия - оказывают мягкое психологическое воздействие на человека и крайне эффективны для коррекции негативных психоэмоциональных состояний.

Эффективность методов арт терапии мы и сами многократно проверяли на практике: например, спокойная музыка позволяет расслабиться после сложного дня. По сути - это элементы музыкотерапии (музыкальная психология). Но благодаря исследованиям в области музыкальной психологии, арт-терапевт знает, как наиболее действенно использовать возможности музыки и действует не наугад, а системно, согласно четко продуманной схеме. В итоге результаты впечатляют!



error: Контент защищен !!