Как вы понимаете выражение тощая зелень. Анализ стихотворения Тютчева Ф

В стихотворении Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках. Они стремятся туда, в южные страны, куда дуют ветры, куда улетели их друзья-птицы. Летом листья были вместе со всей природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе. Но зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии.

Тютчев сказал в этом стихотворении о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства, гармонии.

Это стихотворение, в отличие от многих стихотворений, не гимн могучей природе, а скорее жалоба на то, что лето проходит так быстро и так же быстротечна жизнь листьев.

Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью. Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о жизни человеческой, её быстротечности, её красоте и печали.

    Пусть сосны и ели
    Всю зиму торчат,
    В снега и метели
    Закутавшись, спят.
    Их тощая зелень,
    Как иглы ежа,
    Хоть ввек не желтеет,
    Но ввек не свежа.

    Мы ж, лёгкое племя,
    Цветём и блестим
    И краткое время
    На сучьях гостим.
    Всё красное лето
    Мы были в красе,
    Играли с лучами,
    Купались в росе!..

    Но птички отпели,
    Цветы отцвели,
    Луга побледнели,
    Зефиры ушли.
    Так что же нам даром
    Висеть и желтеть?
    Не лучше ль за ними
    И нам улететь!

    О буйные ветры,
    Скорее, скорей!
    Скорей нас сорвите
    С докучных ветвей.
    Сорвите, умчите,
    Мы ждать не хотим...
    Летите, летите!
    Мы с вами летим!..

Вопросы и задания

  1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
  2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.
  4. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?
  5. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Здесь представлены:

  • полный текст стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья",
  • школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья".

Тютчев Ф. И. "Листья"

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья"

Стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева "Листья" было написано в одна тысяча восемьсот тридцатом году. Оно относится к раннему периоду творчества поэта. Противоречия, которые царят в душе молодого человека, воплощаются в литературном произведении в образах природы.

Стихотворение "Листья" динамичное и быстрое. В нём преобладают глаголы, образы сменят друг друга, раскрывая основную идею произведения. Просторечие "торчат" передаёт настроение поэта. Фёдор Иванович Тютчев изображает противоречия, которые завладели его душой. Он наблюдает различные воззрения на жизнь, и задаёт риторический вопрос: "Так что же нам даром висеть и желтеть?" За этим вопросом следует энергичный ответ.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

В стихотворении использованы средства художественной изобразительности.

Олицетворения: сосны и ели спят, тощая зелень, "лёгкое племя", "цветём и блестим", "на сучьях гостим", "мы были в красе", "играли с лучами", докучные ветви, "мы ждать не хотим".

Сравнения: как иглы ежа.

Антитеза: листья противопоставляются сосновым и еловым иголкам.

Риторический вопрос: "Так что же нам даром Висеть и желтеть?"

Стихотворение раскрывает философскую тему выбора. Поэта волнует вопрос выбора жизненного пути. Стихоторение формирует две противоположные точки зрения. Приём аллегории позволяет поэту и читателю решить этот вопрос в образах красивых, живых, игривых листьев и спящих, колючих, не свежих иголок на ветках сосен и елей.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева проникнуто философскими мотивами. В стихотворениях русского поэта возникают вопросы о жизни человека и его души.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором - в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли?.. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) - они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них - тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом - «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим!..

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Литература

Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях// Казань. Магариф, 2009.- С. 6-10.
Резвая А. Глагол в поэзии. Газета «Русский язык» №31/2001
С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский Центр ВИРО, 2006. – С. 27-117.
Валентина Х. Лингвистический анализ текста. - http://www.tutoronline.ru/blog/

«Листья» - образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения «зелень, как иглы ежа».

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим» . Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными» , поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?» .

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер - двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры : «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры» . Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация , например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).



error: Контент защищен !!