Трагическая судьба Сергея Есенина: споры продолжаются. Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт. Сергей Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, Н. Клюевым. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его известным. В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. В начале 1919 года Есенин с группой писателей и поэтов создали группу имажинистов. В 1917 познакомился и обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 г. Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. В 1921 г. был официально оформлен развод. Появляются сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924).

Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке (май 1922 – август 1923) сопровождалось шумными скандалами, по возвращении в Россию они расстались. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах, в очередной раз он попытался начать семейную жизнь, но его союз с С. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек». Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. Версии о других обстоятельствах смерти поэта активно обсуждались, но специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила ни одной из них. Похоронен Сергей Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище.

5. Творч. Цветаевой. Лирика,поэмы,проза.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, «полудетских», «девичьих признаний» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913) и период 1915-1917 гг.

Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, считая ее «несомненно талантливой» и при этом отмечая «жуткую интимность» ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917-1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин» и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам - Ахматовой, Блоку. Стихи 1915-1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году («Версты»).

Цветаева много работала в жанре поэмы («Царь-Девица», 1920; «На Красном Коне», 1921; «Поэма Горы», 1924; «Поэма Конца», 1924; «Крысолов», 1925; и другие). Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляет ее проза, среди которой воспоминания о родных (отце - И. В. Цветаеве, основателе Myзея изобразительных искусств, и матери), о поэтах-современниках (М. Волошине, М. Кузмине и других).

Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения. В 1939 году поэтесса возвращается на родину. Живет на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево)

27 августа 1939 года была арестована дочь Ариадна, 10 октября - муж, Сергей Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года, после перенесенных лишений, покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.

Сочинение по литературе.

Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и прочее. (Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром. В лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна.

В одном лишь не повезло Есенину. Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на том и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться.

Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации облика поэта, странным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно велик: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, возгласа «Мать моя - родина, я большевик!» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающегося от ГПУ и в конце концов застигнутого этим ГПУ в гостинице «Англетер».

«Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, он почему-то неинтересен, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один, наиболее раскрепощенный, исследователь, изучающий Есенина, - англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Так вот, Маквей высказал интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает рано ушедших из жизни знаменитых рок-звезд, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархичный. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, сколь бы ни были объективны исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории.

Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего - политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями. Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивые и не точные, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи.

Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более - в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который смог бы осилить подобное.

И все же, поскольку взялся за эту тему, попытаюсь вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует

на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет.

«Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, - писал Есенин в своей автобиографии, - С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковно-учительскую школу. Но, окончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом.

На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, подрабатывая на жизнь в различных местах. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья. Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы навестить Анну и сына.

«Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно нагрянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

«Нагрянул» он в Петербург простоватым, робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадкой стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов - завоевать себе славу.

Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, который стал другом Есенина и его литературным патроном.

Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «васильковые» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, - к его огромному таланту.

За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы.

Поэту был двадцать один год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться.

В том же, 1916-м, году он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин вновь дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП(б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам».

Октябрь задел в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал складываться как один из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голубень», книжку раскупили за несколько дней.

А незадолго до того, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, которая служила секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей - дочку Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным - летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они развелись в 1921 году).

В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура,

яркое, сильное поэтическое имя. Вовлекли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм вовсе не был нужен.

В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Ухитряясь как-то издавать свои стихи (а время было трудное и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро.

Как жилось в эти годы Есенину?

Писал он много и легко и печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе - в имажинистском «Стойле Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Совсем не легко и не весело.

Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у иных друзей и знакомых - как мужчин, так и женщин. У кого приходилось... Затем стал квартировать в Богословском вместе с Мариенгофом, которого считал своим лучшим другом.

Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерти, он так и не обрел постоянного пристанища.

Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток. В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить во время своего недолгого брака, после развода снова вернулся к прежнему.

Запои Есенина совпадали с периодами его депрессии. Он был переполнен идеями и жизненной энергией, но временами все начинало казаться ему бесполезным и бессмысленным. Он достиг своей мечты стать известным поэтом, но ценой этому стала разлука с деревенской жизнью, к которой тянулась его душа. В пьянстве он находил временную отдушину, спасавшую от отчаяния, которое сопровождало его всю жизнь.

А тем временем финансовые дела Есенина шли неплохо. Издание стихов давало определенный доход, и он разыгрывал перед окружающими роль удачливого дельца. Да и внешне поэт сильно изменился. Теперь это был элегантный, рафинированный и небрежно-самоуверенный денди с презрительно-снисходительной улыбкой на все еще нежных губах. А на милом, тонком лице его с васильковыми глазами явственно проступили следы увядания - в двадцать пять лет!

Хотя Есенин и изменился, этот период был одним из самых плодотворных в его творческой жизни, и «как только он заканчивал стихотворение, то тут же печатал его».

Таким был Есенин, когда в его жизнь вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан - малиноволосая, беспутная и печальная, чистая в мыслях и великодушная сердцем. Захваченная коммунистической пропагандой, она прибыла в Москву в погоне за своей убывающей славой,

Айседора была уже немолода, старше Есенина на 18 лет. От «божественной босоножки», «ожившей статуи», как ее именовали когда-то, осталось мало. Но все-таки она была Айседорой, мировой знаменитостью, и, главное, танцевала в еще неизбалованной знатными иностранцами «красной столице». И вдобавок танцевала с красным флагам! Восторженные аплодисменты не прекращались. Сам Ленин, окруженный членами совнаркома, из царской ложи приветствовал танец. И, кроме того, она открыла в Москве школу пластики для пролетарских детей в отведенном ей на Пречистенке особняке балерины Балашовой, покинувшей Россию.

Айседора влюбилась в Есенина с первой же минуты, как только его увидела. Он, в свою очередь, несмотря на ее полную фигуру и разницу в возрасте, тоже сильно ею увлекся и вскоре перебрался к ней на Пречистенку.

А в мае 1922-го на целый год исчез из Москвы, отправившись вместе с Айседорой в заграничное турне. Шумно-блестящим метеором пронесся Есенин по Германии, Франции и дальше, за океан, в Америку. Надеялся завоевать весь мир. Не удалось. Его никто не хотел признавать - ни в Европе, ни в Америке. Что им до русского поэта! Он для иностранцев был просто «мужем Айседоры Дункан» и не более того. Будто у него не было ни имени, ни признания...

В 1923 году Есенин порвал с Айседорой и вернулся на родину. Он порвал с мировой знаменитостью. И эта связь, и этот разрыв дались ему нелегко. Он был уже дома, а Айседора все еще надеялась вернуть его, писала ему отчаянные, полные страстного чувства письма, посылала не менее мелодраматические телеграммы... Есенин рвал их и бросал на пол. И все же не случайным любовным эпизодом стала для Есенина эта связь. Обоим она обошлась очень дорого.

Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собутыльников и прихлебателей, постоянно вившихся вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный, накокаиненный чад. Стал задирист, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда из-за пустяков.

Так шли дни за днями, и вдруг - новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин женится на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила - это внучка Льва Толстого, но он-то ее так и не смог полюбить. А она тем временем вознамерилась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вырвать его из среды кабацких прихлебателей, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни... Но сделать это ей оказалось не под силу.

Спасение не удалось. Есенин снова очутился в «Стойле Пегаса». В это время были написаны поэма «Черный человек» и надрывные стихи «Москвы кабацкой». А в октябре 25-го попал в психиатрическую больницу, чтобы пройти там двухмесячный курс лечения. Не выдержал - сбежал через месяц.

Дальнейшее хорошо известно, хотя «темных пятен» в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найти квартиру, начать издавать журнал...

29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» поэт «обернул вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

Такова официальная версия его смерти. Самоубийство. Существует и другая версия, согласно которой он был убит по указке ГПУ.

До сих пор не утихают споры: самоубийство, или все-таки убийство?.. Тайна пока, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу,

В любом случае смерть его - среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залитый кровью, излившейся из перерезанных вен...

Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хорош ли, плох ли он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они обладают правами, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят невыразимо выше и вместе с тем... невыразимо ниже каждого из обычных смертных. Почему? Потому что это бессознательное существо, и в тоже время - это такой поэт, который встречается раз в столетие.

Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применимо и к нему.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

      Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

      Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики - каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной...

3 октября исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Есенина. В местах, связанных с жизнью поэта - на малой родине в Константинове, в Рязани, столичном мемориальном музее, а также концертных залах и выставочных площадках по всей России, - уже начались праздничные торжества. Есенинская поэзия, давно перешагнувшая авторские рамки и вошедшая в «золотой культурный запас» страны, продолжает завоевывать все новые поколения молодых читателей. А трагическая судьба самого поэта вызывает все более ожесточенные споры в среде исследователей его биографии и творчества. Рассказывают .

Убийство или самоубийство? Поклонники поэта уже несколько десятилетий разделены на два лагеря.

«Есенин - герой мифа, национальный русский поэт, значит он должен быть убит. И возникают эти многочисленные версии, которые выпускаются томами», - поясняет литературовед Олег Лекманов.

Новые факты, подтверждающие убийство, нашел Сергей Куняев в воспоминаниях Николая Клюева. Выясняется: не Эрлих, а Клюев последним из друзей поэта посещал злополучный номер «Англетера» между девятью и одиннадцатью вечера 28 декабря 1925 года и обнаружил там незнакомых людей.

«А на кровати вроде человек лежит одеялом с головой укрыт, храпит вроде. Я хотел глянуть, кто это, да они меня не допустили, взашей вытолкали. А наутро слышу: Сереженька повесился. Что это было? Храп или предсмертный хрип? Был ли Есенин в это время жив?» - цитирует Сергей Куняев.

Версию убийства поддерживает актер Сергей Безруков, который вот уже более тринадцати лет успешно играет роль Есенина и даже получил за нее Государственную премию, но все еще продолжает болезненно переживать изломы судьбы поэта.

«В Патриархате отписка очередная: "Вы можете поставить свечу, потому что иногда мы разрешаем по самоубийцам ставить свечу"», - замечает Безруков.

Все значимые факты жизни Есенина известны, утверждает автор нашумевшей биографии поэта Олег Лекманов. «Исследователи не знают, что делать с этими фактами. Вернее, они стоят перед Есениным на коленях, воспринимают его как некоторое божество и свою задачу видят в том, чтобы Есенина обелить, защитить, воспеть», - считает он. Лекманов интерпретирует факты и заверяет: Есенина не убивали.

«Есенин все в жизни воспринимал как средство для написания стихов. И в какое-то время он выбрал для этого алкоголь. Он отправился в Америку с Дункан в ожидании мировой славы, этого не случилось. И в Европе, и в Америке он начинает пить по-черному», - поясняет исследователь.

«Возьмем последний год его жизни - 1925-й. Несколько поэм и более семидесяти стихотворений. Как сочетать одно с другим? Что привнес Есенин в этот год своего земного бытия с тем человеческим обликом, который рисовали мемуаристы?» - задается вопросами Сергей Куняев.

В его книге, основанной на документах, можно обнаружить новую информацию об отношениях Есенина с Троцким, Сталиным и семьей Романовых. Лекманов - тоже на документальном материале - объясняет, как Есенин отвечал на запрос общества и создавал свой мифологический образ «златокудрого Леля в косоворотке».

«Известно, что Есенину и Клюеву шили в профессиональном ателье костюмы, Есенина и Клюева одевали. И дальше Есенин всю жизнь создавал образы выразительные и яркие», - отмечает Олег Лекманов.

Сначала был перехваченный у Маяковского образ хулигана, потом - облик Пушкина в плаще-крылатке.

«У Есенина все гротескно и неоднозначно. Еще при жизни его считали то крестьянским поэтом, то поэтом, олицетворяющим в своих стихах лилейные нотки любви к женщине», - поясняет Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина.

Специалисты, работающие с творчеством Есенина, сегодня едины в одном: очень мало качественно разобранных текстов. Над ними еще будет биться не одно поколение есениноведов и выдвигать свои трактовки - согласно времени и обстоятельствам.

Рейтинг: / 0
Просмотров: 4198

Александр Херсонов

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

Рассказ астролога о жизни и судьбе Сергея Есенина

Константиново–Спас-Клепики–Москва
1895–1913

В 1909 году Сергей Есенин закончил в Константиново начальную школу и высказал желание продолжить учёбу дальше, для чего поступил во «второклассную учительскую школу», что располагалась в небольшом рязанском городке Спас-Клепики. Однажды в школу явился с ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский, которому кто-то указал на Есенина как на поэта. Рудинский ознакомился со стихами юноши, стихи ему понравились, после чего он сверх меры расхвалил стихотворца. Вероятно, это и была первая «общественная» оценка творчества будущей знаменитости. Школьный наставник Есенина по фамилии Хитров внимательно следил за творчеством юноши, и после окончания учительской школы посоветовал Сергею «поселиться в Москве или в Питере и там заниматься литературой».
Весной 1912 года Есенин «без гроша в кармане» приехал в Москву и сразу же направился к председателю кружка писателей С. Н. Кошкареву-Заревому «искать свой путь в литературу». Есенина, как молодого сельского грамотея, устроили на работу «подчитчиком», то есть помощником корректора в типографию Сытина.
Легко ли жилось одарённому сельскому юноше в холодной и неприютной Москве? Конечно же, первые два года московской жизни дались поэту тяжело. На это, помимо понятных причин, была и причина особая. Есенина одолела тяжесть особого рода. Начальные годы проживания в Москве оказались для религиозного подростка судьбоносными, ибо усугубились духовным кризисом, тяжёлым душевным разладом, отчуждённостью от родных и друзей, горьким одиночеством, мучительными раздумьями над жизнью. И ощущением того, что ему пришлось столкнулся с «враждебностью всего мира».
Что ж, если это так, то вполне понятной становится «вспышка атеизма», произошедшая в Сергее Есенине в те годы, когда он «вступил в споры против религии» и, не обращая внимание на ругань родных, снял с себя крест.
Заметим, это было первое «ворчание» будущей «грозы» судьбы Есенина, которая, как оказалось, в течение жизни набирала силу, копила разрушительную энергию, которая в 1925 году прорвалась трагедией, добровольным уходом поэта из жизни. И понять причины «ухода» Есенина окажется затруднительно, если не иметь в виду то обстоятельство, что в первые «московские годы» у Есенина произошел срыв психики и эти «срывы» были частью внутреннего микрокосма поэта, данностью рождения. Насколько это серьёзно, следует из письма Есенина, написанного 23 апреля 1913 гола лучшему другу Григорию Панфилову: «Меня считают сумасшедшим и уже хотели было вести к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения».
В тот год Есенин был близок к самоубийству. Но благодаря нерастраченному физическому здоровью, воле, жажде жизни и поэтического самоутверждения, вере в великое литературное будущее, остался жить.
С полным на то правом можно сказать: поэта спасла поэзия. Но что же вызвало надлом психики Есенина? Версия такова: весной 1913 года произошло крайне неблагоприятное космопланетарное влияние на «микрокосм» поэта, на его внутреннее «Я».
Транзитные планеты того периода взбудоражили планеты микрокосма, те, которые оказались «запрограммированными» в Есенине в момент рождения.
Известно, что каждый человек - своеобразная «биологическая антенна», чутко улавливающая влияние Космоса. В 1913 году на «антенну» Сергея Есенина Космосом было произведено мощное «возмущение», в результате которого в юноше индуцировалась «нервозность, нехватка здравого смысла, упрямство и высокомерие». Началась чёрная полоса жизни. Но в молодые годы крепкий от природы, ещё не отравленный алкоголем и неудачами общественной и личной жизни организм Есенина сумел перебороть беду и выйти из душевного кризиса. Зов жизни оказался сильнее зова смерти.

«Кабы Бог дал хорошего человека…»
Москва–Петроград
1913–1917

Может быть, именно кризис и подвиг Есенина искать «точку опоры», которую поэт нашёл весной 1913 года в лице Анны Изрядновой, ставшей его первой гражданской женой. В декабре 1914 года Сергей Есенин стал отцом, заботливо принял Юрия, сына-первенца. По словам Анны Изрядновой, в те годы Сергей показал себя хорошим отцом и мужем, гордо заявлял: «Вот я и отец!» Но начало семейной жизни далось Есенину тяжело, поскольку заботы о семье и доме никак не способствовали напряжённой творческой жизни поэта. Весной 1915 года Есенин отправился в Петербург искать литературного счастья, выбрав в качестве наставника общепризнанного мэтра поэзии Александра Блока. В дневнике Блока сохранилась запись: «Днём у меня рязанский парень со стихами». А на письме Есенина рукой Блока появляется надпись: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года».
Это знаменательная, космобиологически значимая дата судьбы Есенина. Дата, с которой, по сути, начитается прихода Есенина в большую поэзию. Протекция и поддержка Блока, доброе напутствие мэтра открыли Есенину «зелёный свет» в литературу. Случилось не имеющее прецедента: никому неизвестному поэту в течение двух месяцев удалось подняться на поэтический Олимп. Есенин покорил поэтов Питера и 29 апреля в зените славы отправился на родину, в Константиново. Но потревоженная «звёздной болезнью» и ещё не восстановившаяся психика дала о себе знать. Новоиспеченный поэт разругался с Сергеем Городецким, которому был многим обязан, а несколько позднее разругался и с Блоком, о чём в последствии искренне сожалел. Зато сошёлся с незаурядным крестьянским поэтом Николаем Клюевым, надолго ставшим для него и другом, и учителем. В январе 1915 года Есенин перебирается в Москву и уже в феврале принимает участие в богемной вечеринке, где его впервые видят в нетрезвом виде…

Преображение
Москва–Туркестан
1918–1921

Наконец, для Есенина настало благодатное время, то, что принято называть «белой полосой» жизни. 1918 год явился годом душевного и духовного подъёма поэта. Из воспоминаний поэта Петра Орешина: «Для Есенина эта весна и этот год были исключительно счастливым временем. О нём говорили на всех литературных перекрёстках». У Есенина рождаются стихи «Капитан земли», «Гуляй-Поле», «Кантата», «1 мая», «Русь советская». Появляется и любимое слово «преображение», которым он называет одно из стихотворений. В чём же истоки есенинского духовного подъёма? Что заставило поэта «преобразиться», освежить личную, творческую и общественную жизнь? За ответом обратимся к космобиологии, старому и испытанному методу, который помог нам обнаружить причину кризиса 1913 года. В этот период микрокосм Есенина испытал прилив и обновление сил, вызванное благотворным влиянием транзитных планет. Вот как о том говорит космобиология. Интеллект Есенина (Меркурий) попал под благотворное влияние транзитных Урана и Плутона, а его жизненные силы (Солнце, Марс) испытали гармоничное влияние Юпитера. Кроме того, способность Есенина к труду и самодисциалине (Сатурн, Уран) активизировались транзитным влиянием Марса.
Вот истинная причина есенинского «преображения», вот почему годы 1918-1921 можно считать самыми светлыми в судьбе Есенина. В те годы «звёзды» благоволили поэту, будили в его натуре «особые интеллектуальные способности, связанные с интуицией, умение выражать свои идеи оригинально и драматично».

Зарубежье Есенина. Берлин, Париж, Нью-Йорк
Возвращение на Родину
1922–1923

Известно, за светлой полосой непременно жди «серую», а то и чёрную полосу жизни. Не прошёл мимо этой «чаши» и Сергей Есенин, женившись на знаменитой танцовщице Айседоре Дункан, о чём будет рассказано особо. Заграничная жизнь Есенина не удалась. Сказался неуравновешенный характер. В Берлине на литературном вечере он потребовал исполнение «Интернационала». Вначале публика пришла в недоумение, а потом и в негодование. Есенина, мягко говоря, «не поняли». В Париже Есенин устроил жуткий скандал в ресторане, «сцепившись» с официантом из бывших белогвардейцев, дескать, ты вот, барин, а прислуживаешь мне, простому мужику…
Не обошлось без стычек и выяснения отношений и в Америке. Опять давало о себе знать «тёмное», роковое, что было запрятано во внутренней жизни поэта…
Но и без заграничного «раздражителя», вернувшись в 1923 году на родину, Есенин продолжал буянить. Последовала череда разрывов с друзьями, отношения с Дункан сошли «на нет». Есенин крупно поссорился с другом журналистом А.Воронским, которому было невдомёк, «как мог буйствовать и скандалить этот скромный и почти застенчивый человек». И в самом деле, откуда было знать литератору, что в то время в Космосе разыгрываются межпланетные «бури», способные влиять на микрокосмы некоторых людей, влиять убийственно, разрушающе, судьбоносно.

Москва–Грузия–Азербайджан–Москва
Октябрь 1923–сентябрь 1925

В октябре 1923 года Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августиной Миклашевской, с которой у поэта начался недолгий «поэтический роман», закончившийся циклом стихов, вошедших в «Любовь хулигана». Каждый день в течение месяца Есенин и Миклашевская виделись друг с другом. Всё это время Есенин был на удивление тих, застенчив, трезв и в один из дней обрадовал избранницу: «Я буду писать Вам стихи».

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.

В феврале 1924 года в гостях у В.И.Качалова Есенин познакомился с редактором газеты «Бакинский рабочий» и одновременно вторым секретарем ЦК Азербайджана Петром Чагиным, с которым у поэта завязалась настоящая мужская дружба.
Показательно, что несколько ранее, 17 декабря 1923 года, Есенин записал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо». Это было кратковременное «просветление», похожее на то, что нередко встречается у… смертельно больного человека перед кончиной. Именно тогда, в дни «просветления» и оценки пережитого из-под пера Есенина вышла удивительная поэма «Анна Снегина», где Есенин-автор предстаёт перед читателем человеком смиренным, отстранённо смотрящим на годы прожитой жизни. Поэма не без основания многими считается вершиной есенинской поэзии. В конце декабря в Батуми Есенин закончил цикл «Персидские мотивы» и на одном из литературных вечеров «скрестил шпаги» с футуристами. Увы, победа осталась за «людьми будущего», аргументы которых показались публике весомее. Обозлившийся Есенин отреагировал на проигрыш оригинально: он вынес на сцену невесть откуда взявшуюся собачонку и заставил её тявкать на противников.
Что это было? Знак-символ? Возможно…
Однако светлая полоса жизни Есенина подходила к концу, приближалось время «Чёрного человека», и поэт предчувствовал закипающее в нём недоброе, чёрное, то, что могло «понести в разнос»… Есенин остро ощутил, что попытка спрятаться от себя на Кавказе провалилась. Беда неумолимо приближалась к беспомощному пред неизбежной катастрофой поэту. В феврале 1925 года Есенин засобирался в Москву. По приезду поэт поселился у Галины Бениславской, которая вскоре познакомила поэта с Софьей Андреевной Сухотиной-Толстой, внучкой Льва Толстого. Это был шанс что-то изменить в жизни к лучшему. Последний шанс. Есенина и раньше «тянуло» к знаменитым женщинам. Можно сказать, что это была черта характера, своего рода «пунктик». Вот почему поэт ушёл от безгранично преданной ему Галине Бениславской к Софье Толстой, которой было суждено стать последней женой поэта. Но внешняя перемена ничего изменить не могла, внутреннее состояние Есенина ничуть не улучшилось, а постоянное присутствие Софьи Толстой только раздражало. Есенин поэтически точно нашёл название собственному состоянию: «Точно проржавевший желоб».
18 сентября Есенин регистрирует свой последний брак с Софьей Толстой, но радости не чувствует. Чувствует, что жизнь стремительно покидает и тело, и душу…

В клинике Ганнушкина. Последние встречи.
Развязка в «Англетере».

Многие заметили, что в последние недели жизни Есенин был «необычайно прост, говорил мало, подолгу о чём-то задумывался». Понимал, что был безнадёжно болен? Конечно, понимал. А всё же не терял интереса к жизни, зорко следил за тем, что о нём говорят и о чём пишут газеты. И на то были особые причины. Ходили нехорошие разговоры о том, что Есенин как поэт «кончился» и что ему уже не создать ничего нового и свежего. Не мудрено, что жизнь поэта с Софьей Толстой не ладилась: поэта раздражал культ великого Льва Толстого, который царил в семье. Из воспоминаний Юрия Лебединского: «Надоело всё это! - сказал он с какой-то яростью. Я ушёл в предчувствии беды. Вскоре беда и стряслась: начался страшный запой, закончившийся помещением Сергея в психиатрическую больницу Ганнушкина».
Лечение было рассчитано на два месяца, и Есенин должен был покинуть клинику ни как не раньше конца января будущего года. Есть версия о том, что окажись Есенин в эти два роковых для него месяца под неусыпным наблюдением врачей, его жизнь могла бы и продлиться… Трудно сказать на какой период, но продлиться. Но уже через две недели лечения поэт заявил, что пробудет в клинике не более месяца. Вот хроника последних дней 1925 года, последних дней Есенина.
7 декабря. Есенин телеграфирует в Питер Эрлиху Вольфу: «Немедленно найди 2-3 комнаты. Телеграфируй. В 20-х числах переезжаю в Ленинград».
Куда так спешил Есенин? Как оказалось, на встречу с собственной смертью.
21 декабря. Не вызывая подозрения, Есенин покидает клинику. Уходит якобы «по делам», но возвращаться не думает. Из воспоминаний Юрия Лебединского: «По Москве поползли тревожные слухи, что Ганнушкин выпустил Есенина, сделав его родным грозовое предупреждение: припадки меланхолии, ему свойственные, могут кончиться самоубийством».
Два следующих дня Есенин прощался с близкими и знакомыми, «ходил по редакциям и издательствам».
23 декабря. Вечером этого дня Есенин разорвал отношения с Софьей Толстой. Простился и с первой гражданской женой Анной Изрядновой, заметив: «Чувствую себя плохо, наверное, скоро умру».
24 декабря. Утром Есенин приезжает в Ленинград, снимает комнату в гостинице «Англетер», рядом с комнатой писателя и журналиста Григория Устинова. Было очевидно, что у поэта развилась мания преследования: он никого не хотел пускать к себе в комнату, заявил, что боится слежки из Москвы (позже это дало пищу предположению, что «Есенина убили»). Устинов вспоминал слова Есенина: «Никого и ничего мне не надо - не хочу! Жизнь - штука дешёвая, но необходимая. Я ведь - божья дудка. Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и не интересно. И я такой».
Это признание указывает на то, что к началу 1925 года Есенин вошёл в тяжелую полосу творческого кризиса и писать не мог. А Есенина «без поэзии», «вне поэзии» как бы и не существовало вовсе. Поэта, и как не горько это признать, бывшего поэта, уже ничто не связывало с жизнью. Что же оставалось? С кем было нужно, Есенин попрощался. Осталось уйти, объяснив, что «в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».
Из свидетельства поэта В. Эрлиха: «Утром 25 декабря Есенин решил навестить поэта Н. Клюева». Но встреча с бывшим кумиром и уважаемым учителем не порадовала Есенина. Более того, закончилась грубой выходкой: «Есенин прикурил сигарету от божьей лампадки Клюева, предложив спутнику погасить лампадку, уверяя, что хозяин этого не заметит. Так и сделал».
Утро 27 декабря. Воскресенье. Во время умывания в номере Есенин всполошился: «Меня хотят взорвать!». Стали разбираться в причинах столь грозного заявления. Оказалось, что никакого взрыва не готовилось, не работала газовая колонка, поскольку не была заполнена водой. Есенин явно неадекватно оценивал ситуации, не мог принимать осмысленные решения. Несколько часов спустя подозрение соседей подтвердилось невероятным поступком поэта. Есенин показал Устинову и его жене надрезанную у запястья руку и при этом пояснил, что ему срочно понадобилось написать стихотворение, а чернил в номере не было. Пришлось резать руку и писать собственной кровью… Вечером того же дня Есенин принимал гостей. Среди присутствующих были чета Устиновых, Эрлих, Ушаков и Измайлов. И тут не обошлось без шокирующего наблюдения гостей: Есенин почему-то «ел одни гусиные кости». Уже прощаясь с соседями по номеру, Есенин вручил Эрлиху вчетверо сложенный лист бумаги, пояснив, что это недавно написанное стихотворение и попросил «почитать как-нибудь потом». Гости ушли. Видимо в тот же вечер «стихи» Есенина Устиновыми прочитаны не были. Будь иначе, они наверняка вернулись бы в номер готовившемуся к смерти поэту. Не дали бы произойти непоправимому. Но Есенин остался один.
В 22 часа Есенин распорядился «никого к нему в номер не пускать».
Утро 28 декабря. Жена Устинова постучала в номер Есенина, чтобы пригласить поэта на завтрак. За дверью стояла подозрительная тишина. Ответа не последовало, а дверь была закрыта изнутри. Вызвали коменданта, и тот открыл дверь своим ключом. Постель поэта была не тронута, а сам Есенин… висел в петле у окна, на веревке привязанной к водопроводной трубе.

Причины трагедии

О чём же судили-рядили современники по поводу «самочинного» ухода Есенина из жизни?
Всеволод Рождественский: «Разрыв между тем, что создала ему привычная мечта, и окружающей жизнью не мог не ощущаться поэтом трагически и отсюда неустанное беспокойство души, тщетные попытки внутреннего равновесия».
Сергей Городецкий: «Есенин единственный из современных поэтов, кто подчинил всю свою жизнь писанию стихов». Намёк понятен: раз ушла есенинская муза, значит, ей вослед, ушла и жизнь поэта. Всё это конечно так… Да не совсем так. Похоже, что следствием подменили причину. Суть трагедии Есенина заключалась в ином. Конечно, Есенин был тяжело болен. Но даже не в этом дело. Больной ещё может выздороветь, Есенин же был обречён. Почему?
Да потому, что его от рождения нездоровую психику опасно подтолкнули к уходу из жизни внешние факторы, а именно транзиты медленных планет (Уран, Нептун, Плутон) конца 1925 года и в частности быстрых планет рокового 27 декабря. У Есенина сложилась несовместимая с жизнью ситуация, когда к «пиковой» ситуации, вызвавшей известный кризис 1913 года (разрушающее действие Луны и Плутона), добавилась целая серия негативных для микрокосма Есенина космопланетарных влияний. Они-то и подвигли поэта на «поспешные действия, импульсивное поведение, чрезмерный расход сил, эмоциональную напряжённость, враждебное отношение к самому себе». Всё это вполне могло спровоцировать добровольный уход из жизни. В биологической антенне «Сергей Есенин» Космосом опасно индуцировалось «сильнейшее психическое поле, чувство крайней неуверенности, желание разорвать все узы, любыми путями найти решение эмоциональным трудностям, резко изменить свою жизнь». Как это всё проявилось в жизни Есенина, мы уже знаем. Своё последнее стихотворение поэт написал собственной кровью, правильно рассудив, что кровь ему в будущем не понадобится. И вполне осознанно, вполне осмысленно попрощался со всеми «друзьями», читателями поэзии, готовый принять последний, роковой удар Космоса.

Этико-философский журнал « Грани эпохи » № 48, дата публикации: 14.12.2011

Поэт, журналист, писатель, космобиолог. Родился 12 декабря 1948 года на Украине в городе Проскурове в семье военнослужащего. Живет в Москве. Автор многочисленных публикаций на темы эзотерики.

Закончил химический факультет Кубанского госуниверситета (1967-1972 гг.), и отделение журналистики по «факультету общественных профессий».
С 1991 г. обучался в Московской астрологической школе профессора С. А. Вронского. Бакалавр астрологии.
Член Союза профессиональных астрологов.
Начиная с 90-х годов, реализует себя как писатель-публицист, журналист и астролог, популяризатор эзотерических наук, занимается поэтическим творчеством.
Принимал активное участие в работе литобъединений Москвы и Подмосковья.
Печатался в газетах и журналах «АИФ. Москва», «АИФ. Здоровье», «Российская газета», «Литературная Россия», «Мир зазеркалья», «Урания», «Тайны ХХ века», «Эра водолея», «Чудеса и приключения», «Аномальные новости», «Знак судьбы», « Незримая сила», «Феномен», «Мир прогнозов», «Третий глаз» и многих других. В 1995-1996 годах работал внештатным корреспондентом газеты «АИФ».
С 1996 г. член Союза журналистов Москвы. В настоящее время активно сотрудничает в изданиях «За семью печатями» и «НЛО».
Основной темой творчества является эзотерический взгляд на судьбы выдающихся людей и историю России. Автор более 200 публикаций.
В издательстве «БОСЛЕН» вышла перая книга «Звездные тайны России». Концепция книги: «Россия вчера, сегодня, завтра. Исторические пути развития глазами эзотерика».
Готовятся к публикации книги «Этот удивительный, загадочный мир» и «Люди и звезды».

На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За дарованный свыше талант - плата особенная.

Опутанная недомолвками и кривотолками судьба великого русского поэта Сергея Есенина - тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, бесшабашную, романтическую жизнь он возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти, и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми.

С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже более семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним соприкасалось.

Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и прочее. (Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром. В лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна.

В одном лишь не повезло Есенину. Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины.

Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на том и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться.

Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации облика поэта, странным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно велик: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, возгласа «Мать моя - родина, я большевик!» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающегося от ГПУ и в конце концов застигнутого этим ГПУ в гостинице «Англетер».

«Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, он почему-то неинтересен, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один, наиболее раскрепощенный, исследователь, изучающий Есенина, - англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Так вот, Маквей высказал интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает рано ушедших из жизни знаменитых рокзвезд, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархичный. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, сколь бы ни были объективны исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории.

Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего - политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями. Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивые и не точные, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи.

Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более - в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который смог бы осилить подобное.

И все же, поскольку взялся за эту тему, попытаюсь вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет.

«Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, - писал Есенин в своей автобиографии, - С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери...» Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковноучительскую школу. Но, окончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом,

На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете

И вступил в литературно-революционное общество, подрабатывая на жизнь в различных местах. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья. Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы навестить Анну и сына.

«Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно нагрянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

«Нагрянул» он в Петербург простоватым, робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадкой стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов - завоевать себе славу.

Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, который стал другом Есенина и его литературным патроном.

Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «васильковые» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, - к его огромному таланту.

За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы.

Поэту был двадцать один год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться.

В том же, 1916-м, году он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин вновь дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП(б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам».

Октябрь задел в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал складываться как один из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голубень», книжку раскупили за несколько дней.

А незадолго до того, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, которая служила секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей - дочку Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным - летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они развелись в 1921 году).

В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэтическое имя. Вовлекли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм вовсе не был нужен.

В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Ухитряясь как-то издавать свои стихи (а время было трудное и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро.

Как жилось в эти годы Есенину?

Писал он много и легко и печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе - в имажинистском «Стойле Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Совсем не легко и не весело.



error: Контент защищен !!