От критики к делу: как Трамп предпринимает попытки реформировать ООН. Механизмы поиска и принятия решений

Американский президент намерен реформировать ООН. Для этого Дональд Трамп собирает «группу поддержки» среди членов организации. Те политики, которые поставят свою подпись под декларацией о реформировании Организации Объединённых Наций, получат приглашение на встречу с главой Белого дома. По мнению экспертов, Трамп рассчитывает нарастить влияние США в ООН - американских политиков раздражает неподконтрольность организации. Какова вероятность реализации реформаторских планов Трампа, разбирался RT.

  • Reuters

Дональд Трамп перешёл от критики ООН к попыткам реформировать организацию. 18 сентября американский президент планирует собрать в нью-йоркской штаб-квартире ООН саммит мировых лидеров по вопросам перестройки работы международной организации, сообщает Reuters. При этом, чтобы получить приглашение на встречу, политики должны будут сначала подписать декларацию, обращённую к генсеку ООН Антониу Гутеррешу. Документ включает десять пунктов и призывает начать «эффективную и целесообразную реформу» Организации Объединённых Наций.

«Мы поддерживаем генерального секретаря в деле внесения конкретных изменений в структуру ООН с целью лучше согласовывать свою работу по гуманитарной помощи, развитию и поддержанию мирных инициатив», — говорится в декларации.

По предварительной информации, документ наряду с прочими мерами предлагает сокращение штатных единиц организации, в том числе среди её основных органов.

Саммит запланирован на день, предшествующий первому выступлению Дональда Трампа на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Американский лидер явно рассчитывает укрепить свои позиции в организации, заранее заручившись подписями ряда мировых лидеров.

Отметим, в субботу стало известно, что президент России Владимир Путин, как и в прошлом году, не планирует принимать участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН.

  • Заседание ООН
  • globallookpress.com
  • Albin Lohr-Jones/ZUMAPRESS.com

Дональд Трамп давно демонстрирует недовольство ООН. В конце 2016 года политик упрекнул организацию в неиспользовании её огромного потенциала в решении мировых проблем.

«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — написал Трамп в своём Twitter.

В Белом доме считают, что траты на содержание структуры ООН не соответствуют результатам её работы. Уже в январе 2017 года администрация Трампа приступила к подготовке постановлений, предусматривающих сокращение финансирования ряда учреждений ООН. По сведениям The New York Times, Вашингтон намеревался свернуть финансирование международных структур, которые ранее предоставили статус полноправного члена Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины.

В проекте федерального бюджета США на 2018 год, представленного администрацией Белого дома в мае, расходы на миротворческие миссии ООН урезаны на $1 млрд, общий размер взносов в бюджеты международных организаций сокращён на 44%.

Как заявила постпред США при ООН Никки Хейли, Вашингтон намерен добиться реформирования всех миротворческих миссий организации.

Ранее критике Дональда Трампа подвергся Совбез ООН: американский лидер был разочарован тем, что структура никак не отреагировала на применение сирийскими властями химического оружия. Об этом политик заявил в апреле, в ходе рабочего обеда с послами Совета Безопасности ООН.

Без санкций ООН

Напомним, на протяжении последних лет Вашингтон не раз обвинял Дамаск в применении запрещённого химического оружия, но так и не смог предоставить доказательств в пользу своей версии. 4 апреля 2017 года в мировой прессе появились сообщения о химической атаке в сирийском городе Хан-Шейхун (провинция Идлиб), послужившей причиной гибели десятков мирных жителей.

  • Ракетный удар по авиабазе Эш-Шайрат
  • globallookpress.com
  • Robert S. Price/Robert S. Price/CNP/AdMedia

Несмотря на противоречивость поступающих сведений, а также на то, что единственным источником информации выступила неоднократно дискредитировавшая себя структура «Белые каски», Вашингтон поспешил обвинить в преступлении Дамаск.

Кроме того, под предлогом причастности сирийских властей к химатаке Пентагон нанёс массированный ракетный удар по базе ВВС республики в Шайрате. При этом до сих пор Вашингтон не представил никаких доказательств виновности Дамаска.

Как известно, военное вторжение в Ирак было осуществлено также под предлогом наличия в стране оружия массового поражения. Правда, впоследствии выяснилось, что большая часть данных о разработке биологического оружия в Ираке была сфальсифицирована.

Так или иначе, но военная операция США и союзников в Ираке была начата в нарушение устава ООН. Совбез организации не санкционировал применение силы против Багдада. Так же Вашингтон действует и в Сирии — ни официальный Дамаск, ни международные структуры не санкционировали американское военное присутствие в САР.

По сути, действия Пентагона в этой стране являются нарушением норм международного права. К тому же американские военные придерживаются очень жёсткой тактики: в результате их боевых действий гибнут не только террористы из ИГ*, но и множество мирных жителей.

В июне 2017 года независимая международная комиссия по расследованиям в Сирии, входящая в структуру ООН,обвинила Вашингтон в массовой гибели мирных жителей сирийской Ракки.

Как отметил глава комиссии Паулу Сержиу Пинейру, в результате авиаударов ВВС США гибнут сотнижителей региона. Коалиция, штурмующая Ракку, не заботится об организации гуманитарных коридоров для эвакуации мирного населения, подвергая город ковровым бомбардировкам.

Ситуацию усугубляет применение США фосфорных бомб — использование зажигательных снарядов неизменно приводит к многочисленным жертвам среди населения. Большинство стран — участниц ООН поддерживают запрет боеприпасов такого типа.

  • Нови-Сад во время бомбардировки
  • Wikimedia Commons

Схожим образом Вашингтон действовал и во время югославской кампании. Силы НАТО приступили к бомбардировкам без санкции Совбеза ООН. По мнению экспертов, этот шаг следует расценивать как нарушение устава организации и норм международного права.

В оппозиции

В последние годы призывы реформировать ООН звучат всё чаще. В большинстве случаев инициатива касается расширения Совета Безопасности организации за счёт как постоянных, так и не постоянных членов. В частности, такое требование выдвигает Индия: в Нью-Дели уверены, что расширенный состав Совбеза должен включать не менее 25-26 членов. Схожей точки зрения придерживаются власти Германии, Японии, Казахстана и других государств.

Впрочем, государства — постоянные участники Совбеза (КНР, Россия, США, Великобритания и Франция) реагируют на подобные предложения достаточно прохладно. По словам экспертов, Вашингтон на долгие годы самоустранился от организационной повестки ООН и просто игнорировал её решения.

Одновременно в ООН росло влияние политических оппонентов Вашингтона. Вероятно, Дональд Трамп не хочет мириться с положением, при котором США вносят немалые средства на содержание организации, но при этом не могут её контролировать.

«Хотя именно США являются одним из государств — основателей ООН, многие американские президенты считали впоследствии, что организация только связывает руки США. Вашингтон, конечно, раздражает, что на содержание ООН направляются большие средства из американского бюджета, а организация между тем придерживается нейтральной, а не проамериканской позиции», — отметил в интервью RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв.

Похожей точки зрения придерживается и доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Иван Цветков. По словам эксперта, в последние десятилетия США всячески принижали роль ООН: не платили вовремя взносы и в ряде случаев действовали, не спрашивая мнения организации.

  • Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года
  • Reuters
  • Wikimedia Commons

«Известно, что Россия, Китай, Индия в последние годы старались, напротив, укрепить роль ООН, — пояснил эксперт в интервью RT. — Но, возможно, Трамп хочет начать использовать ООН в качестве инструмента своей внешней политики. Не исключено, что речь идёт о попытке перехватить инициативу: Трамп пытается включить ООН в американскую паутину внешнеполитических связей».

Как отметил Юрий Рогулёв, последняя инициатива Трампа более всего похожа на попытку навязать своё мнение.

«Он не хочет обсуждать содержание декларации с мировыми лидерами, а рассчитывает, что они заранее согласятся с ней. Фактически Трамп выступает против международного обсуждения проблемы, вместо этого навязывая некий сугубо американский план», — полагает эксперт.

Если Белый дом не сможет привлечь на свою сторону значительное число мировых лидеров, это ударит по имиджу Дональда Трампа внутри страны, считают эксперты. Ставка, которую сделал американский президент, довольно рискованна, а вариант реформы ООН, предлагаемый Вашингтоном, вряд ли будет утверждён.

«Очевидно, что американский проект реформирования ООН в штыки воспримут в Москве, Пекине и, вероятно, даже в Европе. Сейчас далеко не лучший момент для подобных инициатив, особенно учитывая негативный имидж США в миротворческой сфере. У Вашингтона сегодня нет для этого ресурсов. Напротив, ООН сегодня является едва ли не единственной глобальной площадкой, где сильны антиамериканские настроения и велик вес оппонентов США. Конечно, сложившаяся ситуация раздражает американские власти, но вернуть ООН под свой контроль США уже не смогут», — подытожил Иван Цветков.

*«Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории России

По реформированию ООН. Начало обсуждения проекта прошло сегодня в штаб-квартире организации в Нью-Йорке с выступлений Трампа и Генерального секретаря ООН .

«Буду честен с вами — я действительно вижу большой потенциал ООН. Организация оказалась очень успешным проектом. Я хотел бы поблагодарить генерального секретаря Антониу Гутерриша за то, что он к нам присоединился и остается приверженным реформе ООН», — сказал Трамп в своей речи 18 сентября.

По его словам, США также поддерживают старания генсека «провести ревизию всей системы и поиск способов улучшения ООН». Однако, глава Белого дома отметил, что «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления», сообщает .

«При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям.

Но я знаю, что при генсеке (Гутеррише) ситуация меняется, и меняется быстро, и мы видим это. Поэтому мы высоко ценим генерального секретаря и его призыв — больше заботиться о людях и меньше — о бюрократии», — сказал Трамп.

Гутерриш указал, что требуются усилия для изменения «раздробленных структур» и «византийских процедур» в ООН и ее превращения в более «поворотливую и эффективную, гибкую и действенную» глобальную организацию. Он также отметил, что ООН с целью своего укрепления добивается прогресса по широкой и смелой повестке реформ.

На следующий день американский лидер выступит уже перед всеми 193 делегатами стран ООН на открытии . 20 сентября состоится заседание по реформе миротворческих операций, которое будет возглавляться премьер-министром Эфиопии Хайлемариамом Десалегном, сообщает .

«Мы поддерживаем Генерального секретаря в его намерении внести конкретные изменения в систему ООН, чтобы лучше согласовать свою работу по гуманитарным миссиям, разработке и поддержанию мирных инициатив», — говорится в проекте политической декларации.

Также, в документе содержится предложение сократить дублирующие друг друга в плане выполняемых функций должности и даже целые подразделения организации. Всего декларация включает 10 пунктов. В целом, по словам экспертов, документ направлен на усиление подотчетности ООН в своих решениях.

Сегодня же стало известно, что Россия не участвует во встрече по реформе ООН. Как заявил замглавы Геннадий , Москва поддерживает вопрос о реформе ООН, но выступает с других позиций, нежели Вашингтон.

«Это неформальная неофициальная встреча, она была организована для группы государств, которые поддерживают документ, подготовленный США», — добавил дипломат.

Он подчеркнул, что Москва выступает за реформу ООН, но она должна быть всеобъемлющей.

«Все решения, которые связаны с реформой, должны приниматься государствами-членами в ходе межправительственного диалога», — пояснил Гатилов.

По его словам, обсуждаемые предложения по реформе ООН — «это инициатива отдельного государства».

Двум днями ранее постоянный представитель России при ООН сообщил, что Москва, возможно, не будет визировать декларацию о реформе организации, предложенную президентом США Дональдом Трампом.

«Не уверен, что мы подпишем эту декларацию», — сказал дипломат, пояснив, что хотя многие из предложенных Вашингтоном идей соответствуют тому, что выдвигал генсек всемирной организации, «декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь».

Постпред подчеркнул, что ООН необходимо реформировать в результате межправительственного процесса, а документ, подготовленный США является декларацией стран, которые придерживаются схожих взглядов на реформу ООН, тогда как это должна быть инструкция для генерального секретаря организации.

Ранее Небензя рассказывал о том, что ООН занимается очень широким кругом проблем, беспокоящих международное сообщество, но при этом — он отметил — организация не нуждается в радикальном реформировании.

Трамп критиковал не только ООН в целом, но и ее учреждения. Так, в своем резком письме , которое следит за соблюдением Ираном соглашения по ядерной программе, Трамп указал, что США могут выйти из договора, если он не будет надлежащим образом контролироваться.

«Мы не примем слабо контролируемую или недостаточно контролируемую сделку», — говорится в сообщении американского лидера.

Трамп призывает Организацию Объединенных Наций затянуть пояса

Президент США Дональд Трамп не раз жаловался на то, что ООН неэффективно расходует свой бюджет, большую часть которого обеспечивает Вашингтон. 18 сентября он должен был наконец перейти от слов к делу и представить декларацию о реформе международной организации. Однако вероятность ее воплощения в жизнь невелика: постпред России , что наша страна, скорее всего, не подпишет эту документ. Американская декларация призывает сократить расходы ООН и часть ее сотрудников, однако не все страны считают это главной проблемой организации. Кроме того, наблюдателей раздражает то, что США даже не вынесли документ на обсуждение перед голосованием.

Декларация США содержит в себе десять пунктов. Как стало известно Reuters в начале сентября, в черновике документа говорилось о сокращении бюджета и сотрудников организации. «Мы убеждены в том, что необходимо избавиться от дублирующих друг друга мандатов и излишеств, в том числе в главных органах ООН», - цитировало агентство декларацию.

«Президент собирается сказать, что Организация Объединенных Наций не может быть эффективна, пока она не реформирует свою бюрократический аппарат и пока она не достигнет большего уровня подотчетности государствам-членам», - раскрыл подробности планируемой речи Трампа его советник по национальной безопасности Герберт Макмастер.

Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что Россия, скорее всего, не подпишет предложенный США документ. «Сама реформа осуществляется не путем принятия декларации, а путем межправительственного переговорного процесса всех стран-членов», - подчеркнул дипломат. Он также отметил, что накануне выдвижения документа, который он назвал «манифестом единомышленников» США, не было его обсуждения, поэтому вряд ли все страны согласятся его подписать.

Трамп не раз критиковал ООН, которая, по его мнению, превратилась в подобие клуба по интересам, где «люди собираются, разговаривают и хорошо проводят время». Впрочем, низкая эффективность Организации Объединенных Наций вряд ли так сильно волновала бы Трампа, если бы США не вносили наибольший вклад в ее бюджет. По данным Reuters, Соединенные Штаты обеспечивают 22% основного двухгодичного бюджета ООН и 28,5% - бюджета миротворческих операций. Трамп, как сторонник оптимизации расходов по всем фронтам, просто не мог не поднять вопрос об урезании финансирования международной организации. Правда, далеко не все государства могут с ним согласиться. Ведь если развитые страны направляют средства в бюджет ООН, то развивающиеся - их получают. И голосовать за затягивание собственных поясов они не собираются.

«Это пиар-ход американской стороны, и не очень удачный, - поделится своим мнением в разговоре с «МК» заместитель секретаря Общественной палаты РФ, бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей ОРДЖОНИКИДЗЕ, - Если вы действительно думаете о реформе, то в ней должно быть сказано, что, как и когда вы хотите реформировать. А в американском заявлении, которое они нам передали, ничего подобного нет. Там просто какие-то декларативные пункты. Но декларациями ООН ведь не изменишь. Есть правила, процедуры, соответствующие комитеты. Любая реформа ООН принимается Генеральной ассамблеей путем голосования. А для этого необходимо конкретизировать, что надо изменить, на сколько сократить, каков будет бюджет. И по этому поводу могут возникнуть серьезные противоречия: у разных стран разные интересы.

В приглашении на саммит ООН, присланном нам американской стороной, было написано примерно следующее: «Если вы согласны с вышеизложенными десятью пунктами, приглашаем вас». Спрашивается, государство-то может выразить свои мысли перед тем, как согласиться? Они этого не позволяют. А зачем тогда устраивать саммит, зачем вообще встречаться, если все уже согласились?

Поэтому ни мы не поехали на эту встречу, ни китайцы. А без России и Китая, как показывает практика, в ООН никогда ничего не происходит. Думаю, что там будет не так уж много стран. Таких саммитов проходило десятки на моей памяти, и результаты от них были не очень большие, если не было конкретных предложений в документах».

Что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

Механизмы поиска и принятия решений

Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы - к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности - Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган - Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин - "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

Реформа Генассамблеи

Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов - США, Великобритания, Россия, Франция и Китай - обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды - в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стала резолюция ГА 53/30 от 23 ноября 1998 года. Этот документ подтвердил важность достижения общего согласия и постановил "не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА". Таким образом, эта резолюция исключила принятие скоропалительных решений и обеспечила взвешенный подход к решению проблемы.

В 2005 году два варианта реформы Совбеза предложил Кофи Аннан:

"План A" подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов, плюс трех новых непостоянных членов.

"План B" заключался в создании восьми новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования СБ для придания большей эффективности его работе, но пока нет варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов. Так, "группа четырех" в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии еще в 2005 году представила проект реформы СБ, в соответствии с которым число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных - на четыре. При этом вопрос о праве вето они намерены поднять только через 15 лет после расширения СБ.

Другая группа - "Единство во имя согласия". В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Они предлагают расширить состав Совета за счет еще 10 непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Свой вариант реформы Совета представил Африканский союз. Он предусматривает увеличение членов СБ до 26 путем создания 11 дополнительных мест, шесть из которых постоянные, причем африканские страны претендуют на два таких места. Ключевым пунктом этого проекта является предоставление новым постоянным членам права вето.

Нет единства и среди постоянных членов СБ. Так Франция и Великобритания уже отказались от использования права вето в тех случаях, когда обсуждаемая СБ ООН резолюция касается особо серьезных случаев, например массовых преступлений, и призывают к этому других. Россия, США и Китай выступают за сохранение существующего права постоянных членов блокировать принятие определенных решений. При этом все постоянные члены СБ поддерживают идею расширения состава СБ до "чуть более 20 членов".

Помимо расширения численного состава СБ и права вето, широко обсуждается вопрос об активизации деятельности Военно-штабного комитета (в структуре СБ) и создания вооруженных сил ООН, рассматривается возможность введения мер, гарантирующих демократичность процесса принятия решений, таких как приглашение конфликтующих сторон для участия в заседаниях до принятия принципиально важных резолюций.

Проблемы финансирования

Регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов государств-членов, которые помимо этого делают отчисления в бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, а также операций по поддержанию мира. В 2016-2017 годах бюджет составляет $5,4 млрд. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Взнос США - самый большой - 22%, затем следуют Япония (9,7%), Китай (7,9%), Франция (4,9%), Великобритания (4,5%). Россия вносит сумму, равную 3% бюджета ООН, маленькие и неразвитые страны - по 0,001%.

Неравное участие в финансировании и постоянно возникающие споры между странами так или иначе влияют и на деятельность организации. Развитые страны (Германия, Япония и др.), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом в СБ или снижения их доли за счет увеличения взносов постоянных членов совета.

США также выражают недовольство по поводу высоких взносов в бюджет ООН. Администрация Дональда Трампа намерена сократить финансирование организации за счет ряда реформационных мер. Президент уже направил в Конгресс США просьбу сократить или прекратить прямое финансирование ООН и аффилированных агентств, "чья миссия не продвигает внешнеполитические интересы США".

Сегодня в очередной раз на повестку поднят вопрос о реформе ООН. Авторитетные стороны, включая США, выступают с различными предложениями. В залах заседаний и за круглыми столами по этому поводу ломается немало копий.

Организация объединённых наций (ООН), действительно, устроена на далёких от идеала принципах, и её реформа давно назрела.

Проблема

Проблема нынешней ООН заключается в противоречии между претендующими на норму декларациями и отходящей от них реальной практикой.

В идеале ООН создана на принципах, которые искренне и добровольно должны разделять все без исключения страны, в неё входящие. На бумаге это общие и понятные принципы справедливости, всеобщего равноправия и т. д., от которых попахивает более светлым, и более справедливым будущим.

В действительности же получается по известному выражению: все страны равны, но некоторые равнее. ООН в сегодняшнем виде возникла по итогам Второй мировой войны. Это наложило на организацию свой отпечаток.

Ряд внесённых в устав ООН положений прямо фиксирует разделение стран на победителей и побеждённых (хотя давно уже нет ни тех, ни других: нынешние страны - это по сути уже другие страны, мир сильно изменился).

Хуже того, неравенство стран, закреплённое в нынешнем распределении ролей в ООН (с его постоянными членами Совбеза с особыми правами), отражает унизительные отношения неравенства, унаследованные от отжившей колониальной эпохи. Страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то не субъектом, а объектом международных отношений, а зачастую и предметом торга, в раннюю постколониальную эпоху присутствовавшие в международных институтах только в качестве номинальных эрзац-представителей, чтобы создавать видимость массовой поддержки реального распорядителя, - такие страны также оказались урезанными в правах, как и проигравшие войну империалистические центры. К настоящему моменту многие страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то мировыми задворками и бедными мастерскими, входят в состав ведущих экономик мира. Соответственно, унизительное и бесправное положение в прототипе мирового правительства их тоже не устраивает.

На несправедливость закреплённых в нынешней ООН отношений указывали давно. Об этом, в частности, говорил в своём историческом выступлении с трибуны Генассамблеи ООН Каддафи, подчёркивая, что сегодня ООН не отражает интересы всех стран, что это по сути инструмент сильного, ничего не дающий слабым, что для того, чтобы ООН стала действительно эффективным мировым институтом на благо общих интересов, в ней многое необходимо серьёзно менять.

Другой наглядный пример неадекватности ООН - это подлые средневековые действия Совбеза в отношении несговорчивой КНДР. КНДР не позволяет себе ничего, чего бы уже не позволили себе задающие в ООН тон страны и их сателлиты. Но, чтобы принудить руководство КНДР к повиновению, целый народ не моргнув глазом берут в блокаду, создавая искусственный дефицит топлива, продовольствия, медицинских средств и т. д. Мало того, что это дичайшая геноцидальная практика из арсенала какого-нибудь Мамая или Гитлера, так подобные действия ещё и чисто формально подпадают под уголовное определение терроризма. И это делается от лица всего человечества, а фактически - горсткой привилегированных стран, которые договорились между собой.

Основные изменения

Всё более растёт число стран и политических сил внутри стран, кого такой мировой парламент не устраивает. Всё больше будет расти давление, заставляющее ООН эволюционировать и приводить практику в соответствие собственным нормативным декларациям. Со временем, если ООН продолжит существовать как международный институт, можно предполагать следующие изменения:

1. Отмена привилегированного клуба стран-победителей по итогам Второй мировой войны (речь идёт об упразднении всего Совета безопасности или по крайней мере постоянного членства в Совете безопасности).

2. Отмена права вето (среди равных участников не должно быть никаких привилегий).

3. Равные голоса всех членов ООН (по принципу «одна страна, один голос» или, возможно, пропорционально населению или с каким-то иным весовым коэффициентом, отражающим реально стоящие за представительством общности людей).

4. Принятие важнейших решений исключительно Генассамблеей ООН (учёт мнения всех стран, а не только подверженной подтасовкам выборки, представленной в Совете безопасности).

5. Ряд важнейших решений (о применении силы, санкций и т. д.) должен приниматься единогласно (голос любой страны против должен быть блокирующим).

6. Действия по упомянутым выше ключевым вопросам (применение силы, санкции и т. п.) в обход ООН должны быть запрещены и должны рассматриваться как грубое нарушение устава ООН и международного права, а нарушители должны сами в обязательном порядке подпадать под санкции ООН.

Уже одна только реализация этого списка наиболее общих изменений сделает мир справедливее и безопаснее.

Сторонники и противники реформы

У подобной реформы ООН есть и сторонники и противники.

В сторонниках, разумеется, оказываются практически все урезанные в правах страны. Это и такие гиганты как Германия и Япония. И страны бывшего третьего мира - как развившиеся и возмужавшие, так и те, чей политический и экономический вес невелик (все они, тем не менее, хотят безопасности и действительного участия в мировой политике).

В противниках, что тоже очевидно, оказываются ныне привилегированные страны - постоянные участники Совета безопасности с правом вето. Даже самым прогрессивным из них не хочется расставаться с преимуществами и привилегиями. К противникам относятся Китай, РФ, Франция и т. д.

Однако в этом вопросе присутствует серьёзная неоднозначность, которая острее всего проявляется в позиции США.

Дело в том, что США, как один из постоянных членов Совбеза прямо не заинтересованы в потере привилегированного статуса и решающего голоса. Но, с другой стороны, текущая экономическая и политическая мощь США такова, что даже без формальных привилегий они способны поставить под контроль руководство большинства малых и зависимых стран и тем самым обеспечить необходимое большинство в своих интересах. Иными словами, США на политическом рынке самый платежеспособный покупатель, способный перебить любые ставки конкурентов. Поэтому на парламентской или рыночной платформе США способны провести любые решения в свою пользу. И они этим давно и активно пользуются, всюду, где только можно насаждая демократию по модели открытого рынка.

Поэтому, казалось бы, постоянное место в Совбезе или право вето США не особенно и нужны. И они могли бы пойти на добровольный отказ от них, чтобы лишить таких рычагов Россию и Китай и тем самым поставить ООН под свой полный контроль.

Однако, в последнее время всё более очевидна тенденция, что США утрачивают своё доминирующее положение в мире. Их экономическая и политическая хватка над зависимыми странами ослабевает. На доминирующие позиции всё больше выдвигается Китай. За ним следуют целый ряд новых крупных экономик (начиная с тех же членов БРИКС). И здесь не надо быть особо проницательным, чтобы в перспективе предвидеть риски перехваты у слабеющего гегемона лидерства и инициативы в деле сколачивания международных коалиций. Таким образом, открытый политический рынок без привилегий в долгосрочной перспективе может играть не в пользу США.

Сейчас ключевые игроки мировой политики анализируют ситуацию и размышляют над тем, что именно им будет выгодно в краткосрочной и долгосрочной (стратегической) перспективе.

Заключение

Из вышесказанного очевидно, что реформы ООН давно назрели, и что их последовательное проведение должно сделать мир лучше и безопаснее.

В то же время, хотя позиции большинства стран в отношении реформ понятны и очевидны (страны стремящиеся устранить поражение в правах), позиции ряда стран могут казаться непонятными и противоречивыми (к примеру, активные призывы со стороны постоянного члена Совбеза к отказу от права вето). Такая странность позиций порождается ведущейся стратегической игрой, и в ней есть своя рациональная логика.



error: Контент защищен !!