Анализ стихотворения «Муза» Баратынского. Муза некрасов Какой и почему изображает некрасов свою музу

Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. Анализ стихотворения "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

Поэт и гражданин

Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится стих Некрасова "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

Сквозь годы трудов лишений

Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

Стилистические особенности новой поэзии

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

Певец трудового народа

Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. Крепостные крестьяне если и появлялись на страницах литературных произведений, то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего литературного процесса показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

Путь к свободе

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как крепостное право. Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

    Это стихотворение Н. Некрасов написал в 1877 году, в последние годы своей жизни. Данное произведение - одно из последних поэта. В нем лирический герой Н. Некрасова обращается к своей так называемой Музе. Через монолог с ней он как бы составляет завещание. Завещание последних идей и мыслей.

    Стихотворение написано в жанре элегии, т.к. проникнуто настроением траура. Оно передает глубокие личные переживания автора. Стихотворение несет в себе то же амплуа, что и стихотворение А. Пушкина «Памятник».

    Главная тема стихотворения - тема поэта и поэзии. Муза - это метафора творчества поэта. Н. Некрасов хочет, чтобы его Муза (его творчество) была признана русским народом. Он считает свою лиру народной и говорит, что его Муза «не даст порваться живому кровному союзу», союзу с народом.

    Лирический герой ведет диалог со своей Музой и говорит ей, что их ждёт в будущем. Весь диалог происходит непрерывно, как будто лирический герой пытается закончить свою мысль как можно скорее и не растягивать её. Он спешит перед смертью.

    Звучание стихотворения можно считать минорным. Все стихотворение пронизывают скорбящие ноты. Несмотря на то, что стихотворение читается достаточно звучно и громко, чему служит большое количество восклицательных предложений, оно передает грустный мотив уходящей жизни.

    Лирический герой - это субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Мы можем только сравнивать лирического героя и самого Н. А. Некрасова с друг другом. Как лирический герой пишет свое завещание перед «дверью гроба», разговаривая с Музой, так и Н. Некрасов после написания своего стихотворения умирает. Вероятнее всего Н. Некрасов отождествлял себя со своим лирическим героем.

    Муза, молчаливая собеседница лирического героя. Лирический герой говоит ей: «Не плачь! Завиден жребий наш». Читатель понимает, что Муза чувствует переживания по поводу судьбы героя.

    Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм. Такой ритм придает музыкальности произведению.

    Основная идея стихотворения - подведение жизненных итогов поэта. Н. Некрасов написал достойную эпитафию своему творчеству.

    Для нас, потомков Н. Некрасова, это стихотворение не просто заросшая щетинником надпись на могильной плите, не просто предсмертная записка. Для нас «О Муза! Я у двери гроба!» - это бессмертный памятник трудам и поныне великого поэта, который никогда не зарастет сорняками, так как его Муза все ещё «не дает порваться живому, кровному союзу меж нами, честными сердцами»…

    Чтобы скачать материал или !

    Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н. А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.
    Его творчество иногда называют “поэтической исповедью”, в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется

    На понимание единомышленников в служении народу.
    Стихотворение “О Муза! я у двери гроба…” при первой публикации в “Отечественных записках” 1878 года сопровождалось примечанием: “Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А. А. Буткевич, было последним, которое он написал”. Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его “последнее слово” как своеобразное завещание. Что же волнует поэта “у двери гроба”?
    Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении “поэзия”. Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение “наш”:
    …завиден жребий наш,
    Не наругаются над нами.
    Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:
    Меж мной и честными сердцами
    Порваться долго ты не дашь
    Живому, кровному союзу!
    Неслучайны в данном случае эпитеты: “живому, кровному союзу”. Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как “поэт” и “его произведения” – это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то “союз” всегда будет “живым”. Ведь творения поэта бессмертны.
    Под “кровным союзом” поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с “честными сердцами”, то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – “быть гражданином”.
    Интересно и то, что автор не считает свое творчество идеальным, достойным всеобщего поклонения:
    Пускай я много виноват,
    Пусть увеличит во сто крат
    Мои вины людская злоба…
    Это признание еще больше увеличивает авторитет поэта как человека объективного и делает его творчество более значимым для людей с “честными сердцами”. Несмотря на возможные гонения, хулу, на которые способна “людская злоба”, автор восклицает:
    Не плачь! завиден жребий наш,
    Не наругаются над нами…
    Почему же он говорит: “завиден жребий наш”? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как “честными сердцами”, так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово “наругаются”. Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.
    Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:
    …На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…
    Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: “бледная, в крови, кнутом иссеченная”. И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:
    Не русский – взглянет без любви…
    Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям “у двери гроба”. С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.
    Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

    (Пока оценок нет)

    Другие сочинения:

    1. “Муза мести и печали”,- так определил Некрасов общий характер своей поэзии. Мотивы “мести”, призывы к борьбе с угнетателями, тесно переплетенные с мотивами “печали”, с жалобами на тяжелое положение, составляли сущность народных песен, в которых изливалась душа народа, проявлялся самый склад Read More ......
    2. Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении “Внимая ужасы войны”, написанном Read More ......
    3. Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был изучен сыном помещика в ярославском селе и стал основным инструментом Read More ......
    4. Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: “…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом”. Лирика Н. А. Некрасова и стала Read More ......
    5. В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки (“входит”, “берет книгу”, “чита­ет”, “с восторгом”). Стихотворение написано в целях полеми­ки поборника гражданственной Read More ......
    6. Для своего стихотворения Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, т. е. Александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма. Некрасов вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова Read More ......
    7. Николай Алексеевич Некрасов – поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, Read More ......
    8. Николай Алексеевич Некрасов – поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны…”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит Read More ......
    Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “О Муза! я у двери гроба…”

    Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
    Не помню над собой я песни сладкогласной!
    В небесной красоте, неслышимо, как дух,
    Слетая с высоты, младенческий мой слух
    Она гармонии волшебной не учила,
    В пеленках у меня свирели не забыла,
    Среди забав моих и отроческих дум
    Мечтой неясною не волновала ум
    И не явилась вдруг восторженному взору
    Подругой любящей в блаженную ту пору,
    Когда томительно волнуют нашу кровь
    Неразделимые и Муза и Любовь…

    Но рано надо мной отяготели узы
    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
    Печальной спутницы печальных бедняков,
    Рожденных для труда, страданья и оков,-
    Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
    Всечасно жаждущей, униженно просящей,
    Которой золото — единственный кумир…
    В усладу нового пришельца в божий мир,
    В убогой хижине, пред дымною лучиной,
    Согбенная трудом, убитая кручиной,
    Она певала мне — и полон был тоской
    И вечной жалобой напев ее простой.
    Случалось, не стерпев томительного горя,
    Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
    Или тревожила младенческий мой сон
    Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
    Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

    Все слышалося в нем в смешении безумном:
    Расчеты мелочной и грязной суеты
    И юношеских лет прекрасные мечты,
    Погибшая любовь, подавленные слезы,
    Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
    В порыве ярости, с неправдою людской
    Безумная клялась начать упорный бой.
    Предавшись дикому и мрачному веселью,
    Играла бешено моею колыбелью,
    Кричала: мщение! и буйным языком
    На головы врагов звала господень гром!

    В душе озлобленной, но любящей и нежной
    Непрочен был порыв жестокости мятежной.
    Слабея медленно, томительный недуг
    Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
    Все буйство дикое страстей и скорби лютой
    Одной божественно-прекрасною минутой,
    Когда страдалица, поникнув головой,
    «Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

    Так вечно плачущей и непонятной девы
    Лелеяли мой слух суровые напевы,
    Покуда наконец обычной чередой
    Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
    Но с детства прочного и кровного союза
    Со мною разорвать не торопилась Муза:
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела —
    Почувствовать свои страданья научила
    И свету возвестить о них благословила…

    Анализ стихотворения «Муза» Некрасова

    Некрасов не считал себя выдающимся поэтом, равным Пушкину. Свое творчество он рассматривал в качестве непримиримой борьбы с общественностью несправедливостью и злом. Художественная ценность стихотворений его не интересовала. Главной целью поэта было обратить внимание общества на острейшие социальные проблемы. К тому же Некрасов резко негативно относился к литераторам, которые представляли собой «чистое» искусство. Анализу собственного творчества посвящено стихотворение «Муза» (1852 г.).

    Поэты XIX века часто упоминали образ творческой музы, которая вдохновляет их на творчество. Не был исключением и Некрасов. Однако он заявляет, что его муза не имеет ничего общего с распространенными взглядами на этот образ. Поэт описывает традиционные представления о музе, которая, «слетая с высоты», дарит своему избраннику волшебные мечты. Она вводит поэтов в таинственный мир, в котором правят только доброта и любовь. Под влиянием ее посещений люди забывают о земных страданиях и бедах. Они видят в окружающей их жизни только счастливые моменты.

    Тяжелое детство Некрасова не позволило ему насладиться радостью жизни. Он с ранних лет стал свидетелем суровой участи простого народа. Такие взгляды сформировались у поэта во многом благодаря отцу, который олицетворял собой жестокую деспотическую власть. Поэтому Некрасову явилась совершенно особая муза, порожденная рабством и непосильным физическим трудом. Эта муза – «плачущая, скорбящая и болящая». Она разделяет страдания народа и призывает подумать о его судьбе. Вместо чудесных и волшебных картин она показала поэту страшный беспощадный мир человеческой злобы и насилия. Сквозь горькие слезы и сострадание эта муза призывала Некрасова к мести и борьбе. В то же время ее гнев часто сменялся на милость, и тогда в душе поэта звучал призыв «Прощай врагам своим».

    Под влиянием этой «вечно плачущей и непонятной девы» сложился характер поэта. Он сам признается, что неспособен на постоянную бескомпромиссную борьбу. С гневом обличая общественные пороки, автор часто испытывает раскаяние и желание простить все грехи своим недругам. Несмотря на такое странное поведение, Некрасов бесконечно благодарен своей музе и не спешит разорвать союз с ней. Поэт считает, что эта, поистине народная муза, придала цель и смысл его жизни, которые заключаются в беззаветном служении своему народу.



    error: Контент защищен !!