Церковь 12 апостолов в кремле. Патриарший дворец

Вконтакте

Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены.

В 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название.


A.Savin , GNU 1.2

По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница.

На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода.


Bernard Marti , CC BY-SA 2.5

Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 г. В 1929 г. в храм был перенесен иконостас XVII в. из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

В 1980–85 гг. в палатах прошла реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII в., а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид.

В настоящее время

На втором этаже патриарших палат расположился музей, посвященный русской культуре XVII в. накануне петровских реформ.

В экспозиции музея представлена старинная мебель, драгоценная посуда, ювелирные украшения, редкое шитье, предметы царской охоты.


Богдан Салтанов , Public Domain

Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.


Alex Zelenko , GNU 1.2

В церкви особый интерес представляют иконостас из Вознесенского собора Кремля и ценная коллекция древних икон, включая иконы царских изографов Симона Ушакова и Федора Зубова.

Фотогалерея








Полезная информация

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов - один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок . Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у . Позднее для него было выбрано место ближе к . Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой . Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653-1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение - Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955-1957 гг. и 1963-1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан - всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни - в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов - только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой . Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде - алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш и сковорода царевны . В обширном собрании часов XVI-XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие и , патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной , русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей . Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.


Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов. 1653–1655

Подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов 1653–1655. Вид с юго-востока

Рядом с Успенским собором, бывшим некогда кафедральным храмом предстоятелей Русской православной церкви, располагаются построенные по заказу патриарха Никона группой каменщиков во главе с подмастерьем каменных дел Алексеем Корольковым и подмастерьем Иваном Семеновым Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Они стоят на территории обширного кремлевского двора, пожалованного в XIV веке великим князем Иваном Калитой митрополиту Петру. В 1450 при митрополите Ионе, как свидетельствует летописец, здесь заложили «палату камену пред дверьми Святой Богородицы (имеется в виду Успенский собор) и церковь в палате во имя Пресвятой Богородицы Положение Честной Ее Ризы». Митрополит Геронтий после пожара 1573 поставил против северо-западного угла собора «у двора своего на Москве ворота кирпичом кладены ожиганным» и палату белокаменную на четырех подклетах, а позднее, в 1484–1485, новую каменную церковь Ризположения. Сведения о том, что находилось на митрополичьем дворе, крайне скудны. В 1539 упоминается Большая, или Столовая, палата, а чуть позднее Белая, или Макарьевская, построенная, по-видимому, митрополитом Макарием после пожара 1547. Здесь в 1589 избрали первого русского патриарха Иова, который в этой же палате принимал константинопольского патриарха Иеремию. Повышение статуса главы Русской церкви повлекло за собой новое строительство. На патриаршем дворе, разделенном в XVII веке на три части (передний, задний и кормовой дворы), стояли три домовых храма и палаты Золотая, Казенная, Проходная и Крестовая, в которой в 1613 было объявлено боярам и духовенству об избрании на царство Михаила Романова. При них располагался сад и различные хозяйственные строения. Патриаршие палаты, построенные русскими мастерами в 1653–1655, отличались особым великолепием и сравнивались современниками с парадными постройками самого царя. Они были возведены единым трехэтажным блоком, почти слитым с примыкающим к нему домовым храмом на высоких проездных арках. Когда-то его окружала обходная галерея, позднее разобранная. Об этом напоминает церковный портал, выходящий на Соборную площадь. Затем здание палат несколько раз перестраивалось и было надстроено четвертым этажом, от которого сохранилась так называемая Петровская палатка. После упразднения патриаршества в здании палат располагалась Московская контора Святейшего синода. В 1918 Патриаршие палаты вошли в состав Музеев Кремля. Однако первая постоянная экспозиция была открыта на втором парадном этаже палат лишь в 1967.

Патриаршие палаты. Экспозиция музея в крестовой палате

Крестовая палата располагается в Патриаршем дворце на втором этаже, который считался парадным и предназначался для приема гостей, приглашенных патриархом. Их, поднимавшихся по внутренней лестнице (напомним, что во многих средневековых русских зданиях лестницы были наружными), встречали в парадных сенях и провожали в Крестовую палату, где проходили праздничные трапезы. Вошедших должен был восхитить ее необычный вид. Патриарх Никон, задумавший перестройку своих покоев, стремился превзойти самого царя. Палата имела внушительную площадь - 280 квадратных метров. Это, конечно, меньше царской Грановитой палаты (500 квадратных метров), зато Крестовая палата не имела внутреннего опорного столба, затеснявшего помещение. В ней было просторно и свободно. Побывавший здесь на праздничном обеде у патриарха Никона сирийский путешественник архидиакон Павел Алеппский оставил ее восторженное описание: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной; особенно удивителен свод без подпор посередине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими… словом, это здание поражает ум удивлением, так что, быть может, нет подобного ему в царском дворце…»

В 1763, когда после отмены патриаршества помещения Патриарших палат занимала Московская контора Священного синода, здесь была установлена мироваренная печь (с тех пор и палата стала называться Мироваренной). В печи путем добавления в оливковое масло различных благовонных веществ приготавливался душистый состав - миро. Затем он использовался во всех российских храмах для таинства миропомазания (вспомним выражение «Одним миром мазаны»), а также в Успенском соборе Московского Кремля во время церемонии коронации при помазании на царство.

Сегодня в Крестовой палате и других помещениях второго этажа Патриарших палат развернута экспозиция, созданная еще в 1987 (третья по счету) и посвященная быту людей, живших в XVII веке. На ней представлены различные по назначению художественные изделия того времени.

Патриаршие палаты. Интерьер «гостиной»

Среди помещений второго этажа Патриарших палат имеются две небольшие комнаты, первоначальное назначение которых неизвестно, но в них воссозданы интерьеры богатых жилых покоев XVII века. Условно помещения называются «кабинет» и «гостиная». При осмотре создается впечатление, что хозяева лишь недавно покинули их. Такое бывает лишь в мемориальных музеях, посвященных той или иной исторической личности. Созданию «эффекта присутствия» помогают и сохранившиеся старинные архитектурные формы, например сводчатый потолок и специально подобранные на основе документов подлинные вещи XVII века.

При входе, открыв тяжелую дубовую дверь, обитую сукном, нужно переступить высокий порог и постараться не удариться о низкую притолоку. Все это делалось для того, чтобы тепло не уходило из помещения. Взгляд сразу же притягивает икона в красном углу. А рядом - непривычные окна со слюдяными оконницами (сетка, образованная из нешироких металлических полос, формирует ячейки, в которые вставляются кусочки слюды). Налево от входа - изразцовая печь - непременный атрибут помещений того времени. Яркие полихромные изразцы печей в сочетании с полом, устланным цветным войлоком, стенами, обитыми окрашенным сукном, привозными драгоценными тканями и тисненной золотом кожей, расписными потолками («круг солнца, беги небесные с зодиями и планеты писаны живописью»), радужными оконницами с вызолоченными металлическими переплетами - все это придавало интерьеру пестрый, праздничный, нарядный вид.

На смену традиционным русским лавкам, скамьям и сундукам во второй половине XVII века приходили изысканные образцы европейской мебели, выполненной из драгоценных пород дерева. Стоящие в «гостиной» голландский двустворчатый шкаф из палисандра, комбинированного с черным деревом, созданный немецким мастером шкаф-буфет, украшенный ажурной резьбой с барочными причудливыми масками, и кипарисовый сундук итальянской работы - сами еще «гости» в богатом доме представителя русской знати или самого царя.

Находящиеся у окна деревянный на изогнутых ножках стол и стоящий за ним стул изготовлены русскими мастерами, но с оглядкой на европейские образцы. Стулья и кресла еще были в диковинку и рассматривались во вполне еще средневековом духе как подобие престола, трона, достойного того, чтобы на нем сидела только монаршая особа, представитель царского семейства или патриарх.

Церковь Двенадцати апостолов. Иконостас из собора Вознесенского монастыря. 1679. Фрагмент иконостаса

Поскольку своего иконостаса в домовом храме российских патриархов - церкви Двенадцати апостолов - не сохранилось, на его месте установлен иконостас из разрушенного в 1929 собора Вознесенского девичьего монастыря, располагавшегося у Спасских ворот Кремля и основанного в конце XIV века вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. Он был спасен благодаря стараниям известного реставратора и искусствоведа Н. Н. Померанцева, сумевшего обменять его на иконостас, созданный в середине XIX века.

Великолепная рама иконостаса Вознесенского собора и большинство икон созданы около 1679, в период правления царя Федора Алексеевича. Он состоял из шести рядов: местного, праздничного, деисусного, пророческого, праотеческого и страстного и завершался резным Распятием. Отличительной особенностью алтаря являются перемещение праздничного чина под деисусный и наличие особого страстного цикла, то есть икон, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте. Резная рама выполнена в технике так называемой прорезной или флемской резьбы, пришедшей из Европы через посредство украинских и белорусских резчиков. Наиболее выразительным элементом являются колонки местного ряда, отделяющие иконы друг от друга. Каждая из них словно увита виноградной лозой - одним из символов, связанных с Евхаристией.

Часы «Бахус» Конец XVI века. Бронза; чеканка, литье, резьба, золочение. Длина - 63, высота - 50

Среди большого количества экспонатов, выставленных в витринах в Крестовой палате Патриаршего дворца, особый интерес представляет коллекция часов. Хорошо известно, какое повышенное внимание проявляла барочная культура к всевозможным хитрым, затейливым механизмам. Подобные вещи наполняли сокровищницы европейских государей, не отставали от них и русские цари. Неизвестный немецкий мастер из города Аугсбурга изготовил чудо-часы «Бахус». Как предполагается, они были поднесены Ивану Грозному одним из иностранных послов. Весь корпус часов вызолочен. Они выполнены в форме колесницы, в которую впряжен слон. На ней возлежит тучный бог виноделия - Бахус. Он олицетворяет пресыщенность и довольство, это обжора и пьяница, не способный подняться со своего места. На его голове шустрая птица свила себе гнездо.

Механизм часов закреплен в корпусе колесницы, в конце ее, за спиной Бахуса, возвышается фигурный навес, в средней части которого закреплены колокол и фигурка звонаря. Маленький круглый циферблат с одной часовой стрелкой и арабскими цифрами помещен на груди бога, а вместо его ног - еще один, тоже круглый и с одной стрелкой, но большой и с арабскими и римскими цифрами. Перед большим циферблатом, на бочке, на дне которой изображена веселая пирушка, сидит возница. Бронзовый позолоченный слон прикреплен к колеснице цепочками и фигурными пластинками. На его спине - башня с часами под высоким куполом, увенчанным двуглавым орлом. Вокруг купола - открытая терраса с четырьмя башенками по углам и пятью фигурками стражей с ружьями. Бока слона прикрыты чепраком, а на его шее сидит погонщик с хлыстом.

Во время боя часов Бахус подносил сосуд с вином, который держал в руке, ко рту, водил глазами, как и слон (поскольку они связаны с механизмом часов). Птица начинала клевать виноград, растущий на голове у бога виноделия, стража двигаться по кругу, погонщик хлестать слона, а звонарь бить в колокол. Такая потеха продолжалась некоторое время, а затем все вновь замирало. По свидетельству документов, часы «Бахус» находились в Грановитой палате Московского Кремля во время приемов иностранных послов.

Симон Ушаков (1626–1686) Святой Федор Стратилат 1676. Дерево, шелк; левкас, темпера. 1 56x53,5x3,4

Среди иконописцев, работавших в XVII столетии, особо выделяется знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Он был жалованным мастером вначале Серебряной (1648–1663), а затем Оружейной палаты (1663–1686), где работал в качестве знаменщика. Мастер обладал разнообразными талантами. Известно достаточно много его работ. На экспозиции представлены две подписные иконы Симона Ушакова. Одна из них, «Святой Федор Стратилат», являлась моленной иконой царя Федора Алексеевича и в период его правления находилась в иконостасе Благовещенского собора, напротив Царского места. После кончины властителя в 1682 она была перенесена в Архангельский собор и помещена в надгробный иконостас.

На иконе небесный покровитель царя представлен в молитвенной позе. Его лицо и руки написаны в светотеневой манере. Иконописец, основываясь на исповедуемом им принципе «живоподобия», словно пытается объяснить, как телесная красота может стать отражением красоты духовной. Отсюда - изящный изгиб тела святого, как бы танцующая поза. Окутывающий фигуру святого огненно-красный плащ, алые сапожки, мельчайшая разделка его доспехов и одежды, напоминающая тончайшую золотую паутинку, призваны показать, как под влиянием молитвы его тело начинает светиться, источая божественный свет.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

ИУДА ИСКАРИОТ один из двенадцати апостолов ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны. Поль Валери Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить! Януш Рось Иуда далеко бы пошел, не оцени он себя так низко. Ян

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПАЛАТЫ ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ В УГЛИЧЕ В Угличском музее-заповеднике, основанном в 1892 году на территории местного кремля, ежегодно бывает около полумиллиона посетителей. Конечно, в первую очередь их влекут сюда исторические события, связанные с загадочным убиением юного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КН) автора БСЭ

автора Беседина Мария Борисовна

Когда впервые был издан список запрещенных церковью книг? В истории христианства первопроходцем в деле уничтожения неугодных церкви письменных памятников был апостол Павел. Автор «Деяний апостолов» рассказывает (19:18–19), как во время пребывания Павла в малоазийском

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Двенадцати таблиц законы ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ (лат. Leges duodecim tabularum) - свод законов Древнего Рима. созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451–450 гг. до н. э. Представлял собой запись обычного права римской общины. Были записаны на 12

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Торгово-промышленные палаты РФ (ТПП) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ РФ (ТПП) - негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей РФ для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также

Из книги автора

Торговые (торгово-промышленные) палаты ТОРГОВЫЕ (торгово-промышленные) ПАЛАТЫ - специальные организации, объединяющие предпринимателей в целях содействия развитию бизнеса. Юридический статус Т. п. зарубежных стран регулируется специальным или общим законодательством

Из книги автора

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов Кроме главных соборов и фрагментов царского дворца на территории Кремля до наших дней сохранились и другие древние сооружения. Вернемся на Соборную площадь. С левой стороны Успенского собора мы видим какое-то массивное

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви - «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую, или Мироварную, палату, личные покои патриарха и монашеские кельи.

Первый двор главы русской церкви в Кремле был основан в XIV в. и находился у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Этим актом подчеркивалась главенствующая роль Москвы в делах русской православной церкви. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обстраиваться. В 1450 г. при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположения.

В 1473 г. двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре был восстановлен.

В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII в. митрополичий, а затем патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 г. окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться. При патриархе Никоне в 1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. Строителями его были кремлевские мастера Давыд Охлебинин, Антип Константинов и А, Макеев.

Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества.

Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал площадью 280 кв. м, перекрытый одним сомкнутым сводом.

Павел Алеппский, посетивший палату в XVII в., писал: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине».

Приемный зал патриарха имел такое же важное значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды.

С 1763 г. в палате варили миро 1. С этой целью здесь была устроена специальная печь, сохранившаяся до наших дней.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. После пожара 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади и осуществлялся через две сквозные арки, расположенные под храмом.

С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и соборе «Двенадцать апостолов» была проведена значительная работа по исследованию и восстановлению древних архитектурных форм. Реставрационные работы, начатые в 1918 г., с перерывами продолжаются и по сей день. В 1920 г. была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка под собором, а в 1922 г. освобождена от поздних застроек галерея с северной стороны.

В 1955-1957 гг. в Патриаршем дворце были проведены работы по реставрации помещений второго этажа; в ряде комнат, в том числе и Мироварной палате, восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII в. В настоящее время одновременно с некоторыми строительными работами у дворца проводятся археологические исследования культурного слоя.

В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе «Двенадцать апостолов» открыт Музей прикладного искусства и быта XVII в. В нем собраны самые разнообразные предметы- посуда, оружие, ткани, шитье, книги, украшения и др., созданные трудом русских и иностранных мастеров, вложивших в свои изделия народный гений и богатую творческую фантазию.

В соборе «Двенадцать апостолов» по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, реставрированы настенная живопись, относящаяся к XIX в., и иконостас. Последний представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII в. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в собор «Двенадцать апостолов» в начале XX в. из церкви кремлевского Вознесенского монастыря.

В наши дни Патриарший дворец представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта и строительной техники XVII в.



error: Контент защищен !!