Предназначения воинских спасательных формирований мчс. Служба в мчс

6. Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

7. Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.

8. Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований определяется приказами и директивами Министра.

9. Приведение спасательных воинских формирований в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, осуществляется по решению Президента Российской Федерации.

10. Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

11. Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется настоящим Положением, а также:

а) в мирное время - соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в военное время - Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

12. Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.

Справка

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет . Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.

Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

Органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

Силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Центральный аппарат МЧС России:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Департаменты МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

Управления МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;

режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

Оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

Локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;

Местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);

Территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);

Региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;

Федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;

Глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Спасательными формированиями (отрядами) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

Военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

Части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

Силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

Воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

Силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

Аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;

Военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

Территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

Подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

Военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

Аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

Отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

Руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

О стихийных бедствиях;

О случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

О ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

О стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

Об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

О визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1. Для атмосферного воздуха:

  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
  • (одновременно у нескольких десятков человек);

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

  • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 - 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз;
  • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
  • сильный необычный запах от воды водоёма;
  • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
  • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
  • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
  • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3. Для почв и земель:

  • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
  • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
  • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
  • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

  • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
  • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
  • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).

военный служба контракт спасательный

Спасательные воинские формирования постоянной готовности структурно входят в состав МЧС России и являются государственной военизированной организацией, включающей в себя воинские формирования - соединения, воинские части и другие организации. Официальным символом принадлежности к государственной военизированной организации является знамя. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ "О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знамени внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" спасательным воинским формированиям постоянной готовности МЧС России вручается знамя. Изменения наименования заносятся в Грамоту Президента РФ к знамени и наносятся на знаменную скобу.

Спасательные воинские формирования постоянной готовности решают специальные задачи мирного и военного времени. Такие формирования задействуются на аварийно-спасательных и неотложных работах в зонах крупных аварий и катастроф, для обнаружения и обозначения районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также в ходе специальных мероприятий по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий. В этих целях спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС оснащаются современной специальной и инженерной техникой. Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), разработан "ГОСТ Р. 42.0.02-2001. Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий", который принят и введен действие постановлением Госстандарта России от 7 августа 2001 г. N 320-ст. В нем даны определения специальной техники спасательных воинских формирований.

К специальной технике относятся машины, механизмы, позволяющие проводить и обеспечивать аварийно-спасательные, поисково-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, как на суше, так и под водой. Это средства:

  • - малой механизации;
  • - землеройные и подъемные машины и механизмы;
  • - водолазное оборудование;
  • - машины для проведения санитарной, специальной обработки и обеззараживания;
  • - медицинские и пожарные машины;
  • - машины для ведения различных видов разведки;
  • - а также летательные аппараты различного назначения.

Согласно настоящему закона, Федеральному закону от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии" для решения боевых и оперативно-служебных задач на вооружении спасательных воинских формирований постоянной готовности МЧС России находится боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Оно предназначено для защиты населения и самих военнослужащих спасательных воинских формирований от нападения противника и приравненных к ним вооруженных формирований на своей территории, а также для охраны и обороны важных хозяйственных объектов.

Спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС России, как государственная военизированная организация, имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях".

К боевому стрелковому и холодному оружию войск гражданской обороны относятся пистолеты, автоматы, винтовки и карабины, ручные пулеметы, штык-ножи и т.д.

Кроме того, Министр МЧС России на основании Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 имеет право награждать военнослужащих спасательных воинских формирований постоянной готовности огнестрельным и холодным оружием. Порядок награждения установлен постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации".

На основании постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 "Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации" военнослужащим спасательных воинских формирований постоянной готовности МЧС России выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Бланк удостоверения изготавливается по единому образцу для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и оформляется на русском языке.

МЧС России определяет условия, которым регулируется порядок заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего РФ. Бланк удостоверения является документом строгой отчетности. Образцы печатей, штампов и личных фотографий, необходимых для оформления удостоверения, устанавливаются МЧС России.

Удостоверение выдается военнослужащим спасательных воинских формирований постоянной готовности из состава офицеров, прапорщиков и мичманов в индивидуальном порядке под роспись в документе по учету бланков удостоверения на период пребывания военнослужащего на военной службе. Оно содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.). Изъятие у военнослужащего удостоверения, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, не допускается.

Военнослужащим спасательных воинских формирований постоянной готовности МЧС России выдается международный отличительный знак гражданской обороны. Согласно "Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов", подписанного в г. Женеве 8 июня 1977 г., международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний голубой треугольник на оранжевом фоне, когда он используется для защиты организаций гражданской обороны, их персонала, зданий и материальной части, а также гражданских убежищ.

На основании Положения об особенностях поступления на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС России войска граждан РФ и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) данных формирований, военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

Военнослужащий спасательных воинских формирований постоянной готовности может быть переведен к новому месту военной службы в МЧС России или его территориальные органы по служебной необходимости, в порядке продвижения по службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями и в связи с плановой заменой. Такой перевод также может быть произведен по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, по семейным обстоятельствам или по личной просьбе.

Военнослужащие спасательных воинских формирований постоянной готовности также могут проходить военную службу не на воинских должностях без приостановления им военной службы.

Направление на не воинские должности без приостановления военной службы осуществляется с согласия военнослужащих на основании запросов руководителей соответствующих организаций, по решениям руководителей МЧС России, с освобождением от занимаемых воинских должностей.

Не на воинские должности без приостановления военной службы могут направляться военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, имеющими воинское звание офицера и прослужившими на офицерских должностях 10 лет и более. Назначение на должность и перемещение военнослужащих, направленных не на воинские должности без приостановления им военной службы, производятся руководителями организаций, в которые эти военнослужащие направлены.

О назначении на должность и перемещении по службе указанных военнослужащих организации письменно информируют федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по решению руководителя которого направлены такие военнослужащие.

Должности, на которые военнослужащие могут направляться без приостановления ими военной службы, и которые могут замещаться высшими офицерами, а также общая численность должностей, которые могут замещаться полковниками и им равными, определяются Президентом РФ.

Должности, на которые военнослужащие могут направляться без приостановления ими военной службы, и которые могут замещаться военнослужащими в воинских званиях до полковника включительно и ему равными, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по представлениям организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» спасательные воинские формирования постоянной готовности являются составной частью сил обеспечения безопасности. Их деятельность направлена на защиту территории России и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. В зависимости от периода, во время которого действуют спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС России, меняются их основные задачи. В мирное время в повседневной деятельности спасательные воинские формирования постоянной готовности, находясь в местах постоянной дислокации, осуществляют мероприятий по поддержанию своих соединений, воинских частей и организаций в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны РФ. Они также занимаются накоплением, размещением, хранением и своевременным обновлением вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время.

Спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС России принимают также участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, подготовку сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучению населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях. Важным направлением их деятельности является участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В мирное время спасательные воинские формирования принимают участие в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами действий органов МЧС России и планами действий своих соединений, воинских частей и организаций. Привлечение к ликвидации чрезвычайной ситуации спасательных воинских формирований осуществляется в случае необходимости в порядке, определяемом Правительством РФ на основании указа Президента РФ. Такие действия были осуществлены, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 2010 г. N 966, когда спасательные воинские формирования были задействованы в тушении лесных пожаров.

Во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на спасательные воинские формирования возлагается ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним. Обладая специальной техникой, они проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у России имеются соответствующие договоры.

Возможности спасательных воинских формирований МЧС России позволяют осуществлять работы по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий, а также участвовать в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи. Они принимают участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Специалисты спасательных воинских формирований осуществляют проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, принимают участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров.

Являясь государственной военизированной организацией, имеющей вооружение, спасательные воинские формирования обеспечивают сохранность грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи.

В военное время на спасательные воинские формирования постоянной готовности МЧС России, прежде всего, возлагается ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним. Инженерные подразделения проводят пиротехнические работы, связанные с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов.

В очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления спасательные воинские формирования проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также обеспечивают ввод туда сил гражданской обороны. В ходе боевых действий реально оперативное проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий возможно лишь силами спасательных воинских формирований. В этих условиях они принимают участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления.

Восстановление объектов жизнеобеспечения населения, выполнение отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла являются задачами спасательных воинских формирований постоянной готовности МЧС России.

Для выполнения объема задач, которые стоят перед спасательными воинскими формированиями постоянной готовности МЧС России, необходимо большое количество специалистов различного профиля.

Комплектование войск гражданской обороны сержантами и солдатами осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Комплектование войск также осуществляется на основании положения о формировании федеральных кадровых резервов Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны и Федерального агентства специального строительства, утвержденного Указом Президента РФ.

С гражданином, поступающим на военную службу, на должности офицеров, прапорщиков и мичманов, а также ряда должностей сержантов и солдат, заключается письменный контракт по типовой форме. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

Комплектование спасательных воинских формирований постоянной готовности МЧС России сержантами и солдатами осуществляется также по призыву. Ему подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет тех, кто будет служить в войсках гражданской обороны.

Ряд должностей и специальностей в спасательных воинских формированиях постоянной готовности МЧС России занят гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками). В число квалификационных требований к должностям гражданского персонала спасательных воинских формирований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Действует Редакция от 30.09.2011

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 30.09.2011 N 1265 "О СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
Вид документа положение, указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 1265
Дата принятия 30.09.2011
Дата редакции 30.09.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • "Собрание законодательства РФ", N 40, 03.10.2011, ст. 5532
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 30.09.2011 N 1265 "О СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"

ПОЛОЖЕНИЕ О СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - спасательные воинские формирования) предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

2. Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

3. Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

4. Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, международными договорами, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи спасательных воинских формирований

5. Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

а) в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Б) в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

Участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;

Участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

Участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

Участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

Участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

III. Применение спасательных воинских формирований

6. Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

7. Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.

8. Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований определяется приказами и директивами Министра.

9. Приведение спасательных воинских формирований в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, осуществляется по решению Президента Российской Федерации.

10. Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

11. Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется настоящим Положением, а также:

а) в мирное время - соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром и начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) в военное время - Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

12. Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.

13. Привлечение спасательных воинских формирований к участию в войсковых учениях, проводимых Министерством обороны Российской Федерации, осуществляется по согласованию с МЧС России.

14. Организационно-штатная структура спасательных воинских формирований утверждается Министром.

15. Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр.

16. Дислокация спасательных воинских формирований в установленном порядке определяется Министром по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

IV. Организация деятельности спасательных воинских формирований

17. Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации.

18. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр:

а) спасательными воинскими формированиями центрального подчинения - непосредственно;

б) спасательными воинскими формированиями регионального подчинения - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Полномочия Министра в части, касающейся управления спасательными воинскими формированиями, устанавливаются Президентом Российской Федерации.

20. Рассмотрение важнейших вопросов деятельности спасательных воинских формирований осуществляется коллегией МЧС России и военным советом спасательных воинских формирований.

V. Комплектование и подготовка спасательных воинских формирований

21. Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, специалистами иных специальностей - за счет выпускников других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

22. Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

23. Комплектование спасательных воинских формирований военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

24. Выделение призывных ресурсов для спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу.

25. В мирное время с учетом специфики решаемых задач спасательные воинские формирования подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую способность указанных формирований, гражданами Российской Федерации, имеющими по результатам медицинского освидетельствования категории годности к военной службе А и Б.

26. Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

27. Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом.

28. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом Российской Федерации.

29. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

30. Трудовые отношения гражданского персонала спасательных воинских формирований регулируются трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственной службе.

31. Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

32. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

33. Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

34. Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

VI. Обеспечение деятельности спасательных воинских формирований

35. Финансовое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

36. Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов для военнослужащих спасательных воинских формирований, предусматриваются Правительством Российской Федерации в государственном оборонном заказе.

37. Специальное, тыловое и техническое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется в порядке и по нормам, которые устанавливаются МЧС России.

38. Закупка и поставка вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности спасательных воинских формирований осуществляется МЧС России в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанными федеральными законами.

39. Обслуживание, текущий и капитальный ремонт вооружения, военной и специальной техники, специальных приборов, средств и имущества спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России на указанные цели.

40. Организация и выполнение воинских перевозок спасательных воинских формирований осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России.

41. Обеспечение спасательных воинских формирований в военное время осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

42. На военнослужащих спасательных воинских формирований распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 30 сентября 2011 г. N 1265

Гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Являются составной частью сил гражданской обороны . .

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации . Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям. Деятельность спасательных воинских формирований регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 « О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

История

  • Подразделение центрального аппарата МЧС России:

Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.

  • Региональные центры:

Центральный региональный центр;

Южный региональный центр;

Северо-Западный региональный центр;

Приволжский региональный центр;

Уральский региональный центр;

Сибирский региональный центр;

Дальневосточный региональный центр.

  • 85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.
  • Спасательные центры МЧС России:

- [цсоор.рф/ Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»];

Донской спасательный центр;

  • Авиационно-спасательные центры МЧС России:

Жуковский авиационно-спасательный центр;

Северо-западный авиационно-спасательный центр;

Северо-Кавказский авиационно-спасательный центр;

Приволжский авиационно-спасательный центр;

Южный авиационно-спасательный центр;

Красноярский авиационно-спасательный центр;

Уральский авиационно-спасательный центр

Хабаровский авиационно-спасательный центр.

  • Органы обеспечения управления:

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России ;

Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.

  • Образовательное учреждение:

Задачи

Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются :

в мирное время:

  • проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;
  • использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;
  • участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов , а также в гуманитарном разминировании;
  • участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;
  • участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
  • осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму .

в военное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
  • участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения ;
  • участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Напишите отзыв о статье "Спасательные воинские формирования МЧС России"

Примечания

Отрывок, характеризующий Спасательные воинские формирования МЧС России

– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.



error: Контент защищен !!